Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные дети / система поддержки и развития детской одаренности / принципы работы с одаренными людьми / ведущие направления работы / gifted children / system of support and development of children’s giftedness / principles of working with gifted people / leading areas of work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Бокова, Ю.А. Мельникова

В статье изучены отдельные направления развития потенциала одаренных детей в российской системе образования и принципы, на которых, по мнению авторов, базируется данная деятельность (научная обоснованность, профессиональная ориентация, демократичность, антропоцентричность, полнота, доступность, ресурсность, избирательность). Не претендуя на окончательно сформированный перечень, авторы выделяют следующие, по их мнению, ведущие направления работы с одаренными детьми в российском образовании и науке: комплекс мер по поддержке одаренных детей, его нормативно-правовая основа на федеральном, региональном, муниципальном, городском уровнях, образовательные, научные и ресурсные центры, система дополнительного образования, фонды и некоммерческие организации, технопарки, инновационные площадки базы данных, стипендии и гранты для одаренных детей, а также олимпиады и конкурсы, дана их краткая характеристика и приведен интересный опыт различных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF GIFTED CHILDREN IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM: THE EXPERIENCE OF ANALYTICAL RESEARCH

The article examines certain directions of the development of the potential of gifted children in the Russian education system and principles on which, in their opinion, this activity is based (scientific validity, professional orientation, democracy, anthropocentricity, completeness, accessibility, resource availability, selectivity). Without pretending to have a finalized list, the authors highlight the following leading areas of work with gifted children in Russian education and science: a set of measures to support gifted children, its regulatory and legal framework at the federal, regional, municipal, city level, educational, scientific and resource centers, the system of additional education, foundations and non-profit organizations, technoparks, innovative database sites, scholarships and grants for gifted children, as well as Olympiads and competitions, their brief description and interesting experience of various regions of Russia are given. The reported study is funded by RFBR according to the research project № 19-413-220005.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Библиографический список

1. Деккушева А.У. Межкультурная коммуникативная компетенция. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/

2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Москва: Чистые пруды, 2007.

3. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: лекция-доклад. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.

4. Михалкина М.В. Лингвометодические основы обучения иностранных граждан русскому языку как средству делового общения. Москва: МГУ 1998.

5. Никитина Т. Коммуникативныя компетенция и ее формирование. Available athttps://www.syl.ru/article/171385/new_ Т. Никитина// SYL.ru

6. Никитюк М.В. Дискуссионные формы интерактивного обучения. Интерактивное обучение как условие активизации познавательной деятельности учащихся. Available at: http://teste.spb21.ru/webinars/159-teachers-club/webinars-archive/3495-18102013-l-

7. Самосенкова Т.В. Культура профессионального общения в системе подготовки специалистов-филологов для зарубежных стран. Белгород: ИПЦ ПОЛИТЕРРА, 2008.

References

1. Dekkusheva A.U. Mezhkul'turnaya kommunikativnaya kompetenciya. VestnikAdygejskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2014. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/

2. Ivanov D.A. Kompetentnosti i kompetentnostnyj podhod v sovremennom obrazovanii. Moskva: Chistye prudy, 2007.

3. Leont'ev A.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy obnovleniya metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: lekciya-doklad. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1998.

4. Mihalkina M.V. Lingvometodicheskie osnovy obucheniya inostrannyh grazhdan russkomu yazyku kak sredstvu delovogo obscheniya. Moskva: MGU, 1998.

5. Nikitina T. Kommunikativnyya kompetenciya i ee formirovanie. Available athttps://www.syl.ru/article/171385/new_ T. Nikitina// SYL.ru

6. Nikityuk M.V. Diskussionnye formy interaktivnogo obucheniya. Interaktivnoe obuchenie kak uslovie aktivizaciipoznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Available at: http://teste. spb21.ru/webinars/159-teachers-club/webinars-archive/3495-18102013-l-

7. Samosenkova T.V. Kul'tura professional'nogo obscheniya v sistemepodgotovkispecialistov-filologov dlya zarubezhnyh stran. Belgorod: IPC POLITERRA, 2008.

Статья поступила в редакцию 24.05.21

УДК 376.5

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Melnikova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: jamelnikova@list.ru

FEATURES OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF GIFTED CHILDREN IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM: THE EXPERIENCE OF ANALYTICAL RESEARCH. The article examines certain directions of the development of the potential of gifted children in the Russian education system and principles on which, in their opinion, this activity is based (scientific validity, professional orientation, democracy, anthropocentricity, completeness, accessibility, resource availability, selectivity). Without pretending to have a finalized list, the authors highlight the following leading areas of work with gifted children in Russian education and science: a set of measures to support gifted children, its regulatory and legal framework at the federal, regional, municipal, city level, educational, scientific and resource centers, the system of additional education, foundations and non-profit organizations, technoparks, innovative database sites, scholarships and grants for gifted children, as well as Olympiads and competitions, their brief description and interesting experience of various regions of Russia are given.

The reported study is funded by RFBR according to the research project № 19-413-220005.

Key words: gifted children, system of support and development of children's giftedness, principles of working with gifted people, leading areas of work.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: jamelnikova@list.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОМ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье изучены отдельные направления развития потенциала одаренных детей в российской системе образования и принципы, на которых, по мнению авторов, базируется данная деятельность (научная обоснованность, профессиональная ориентация, демократичность, антропоцентричность, полнота, доступность, ресурсность, избирательность). Не претендуя на окончательно сформированный перечень, авторы выделяют следующие, по их мнению, ведущие направления работы с одаренными детьми в российском образовании и науке: комплекс мер по поддержке одаренных детей, его нормативно-правовая основа на федеральном, региональном, муниципальном, городском уровнях, образовательные, научные и ресурсные центры, система дополнительного образования, фонды и некоммерческие организации, технопарки, инновационные площадки базы данных, стипендии и гранты для одаренных детей, а также олимпиады и конкурсы, дана их краткая характеристика и приведен интересный опыт различных регионов России.

Ключевые слова: одаренные дети, система поддержки и развития детской одаренности, принципы работы с одаренными людьми, ведущие направления работы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-413-220005

Актуальные тенденции развития общества выдвигают высокие требования к общему образованию - подготовка образованной, социально активной и ответственной молодежи, отвечающей современным требованиям развития и управления человеческим капиталом. При этом особое внимание следует уделять одаренным детям. Помощь одаренному ученику в полноценном раскрытии и развитии своего потенциала определяет уровень будущего поколения и потенциальные профессиональные кадры. В этом контексте проблема поиска, развития и поддержки одаренных детей в образовательных организациях общего и дополнительного образования становится очень важной.

Тенденции современного образования направлены на установление максимального потенциала для удовлетворения интересов, склонностей, способностей одаренных детей и их интеллектуальные и творческие ресурсы. Однако одаренность - это явление, которое развивается в течение жизни человека, и ее

формирование возможно в любом возрасте и на любой стадии жизни человека [1; 2]. Причем на уровне подготовки специалистов с высшим образованием развитие способности, интеллектуального и творческого потенциала позволят им стать оптимально эффективными в будущей карьере и жизни в целом.

Поэтому система мер по работе с одаренным молодым поколением должна быть направлена на то, чтобы поиск наиболее талантливых и одаренных молодых людей в школьно-университетский период был актуализирован; необходимо целенаправленно и индивидуально руководить развитием их способностей, оказывать необходимую психологическую, педагогическую, материальную помощь и поддержку в саморазвитии и самореализации по максимуму на всех этапах образовательной системы. Это закрепляет таланты для будущей плодотворной профессиональной деятельности, используя их на благо личности и общества.

Поиск (идентификация), специальная подготовка и развитие, социально-психологическая поддержка одаренных школьников и молодежи необходимы, т.к. они составляют основу человеческих ресурсов и будущую профессиональную элиту. Общеизвестно, что только высококвалифицированные специалисты, получившие качественную образовательную основу подготовки и развития одаренности в средней школе, - это интеллектуальный и творческий потенциал общества, способный совершить качественный скачок в экономической и социальной жизни общества. К диагностике, развитию и поддержке одаренных школьников в отечественном образовании формируется особый подход и специальная система работы с данной категорией молодых людей.

В связи с тем, что одаренные дети на государственном уровне признаны ресурсам человеческого потенциала России (программа «Дети России» и её подпрограмма «Одаренные дети»), предлагаемый нами аналитический обзор основных подходов к пониманию работы с одаренностью в российском образовании может служить основополагающим конструктом для систематизации направлений развития одаренных детей и позволит проанализировать реальное состояние практики и базовое ее содержание с точки зрения проблем развития способностей и одаренности подрастающего поколения.

Е.И. Сухова и С.И. Карпова высказывают мнение, что в отечественной системе образования существует два пути понимания подходов к развитию одарённости детей, вызывающих ассоциации с развитием сельского хозяйства экстенсивный и интенсивный. На данном этапе в России реализуется интенсивный путь работы с одаренными детьми, который характеризуется адресным выявлением и помощьюкаждомуодаренному робенкуДлоэтогосоздано достаточно большое количество условий и разработаны специальные программы. Одарённые дети также выяуояюдсооеаезоаолач ные ме|ооодиатля,орафальнэю омены раквивл-ющих лагерей, целевая поддержка учреждений и собственно одарённых детей осуществляется с пшмоюуюаанлучных пераональлыкоэаноов истэпенней [Н].

Особенно а—тaеьныди,нoчaыeму мнению, яояатоэдакиэ нагревлнниа деятельности, как:

- сьвы^енствовонае ррэ/щоонн ых а внед^ние инаоэа^онныхтеэнл-логий и методов обучения, базирующихся на современных научных, в том числе поддержанных граннамн.воНразоватыньлыУ ьрыденс, кототый маьраоенна оао боту с одаренными и талантливыми школьниками и детьми дошкольного возраста;

- организация и укрепление связей между всеми центрами по работе с одаренноыо дeиьеонпoвышeкиeаxэффикаилнметр;

- создание банка данных об одаренных учениках в регионе и в целом по стране;

- планирование и контроль образования, профессиональный и карьерный рост талантливых выпускников, в том числе их грантовая поддержка;

- оыуодеоенуекодпвеоса ме^псьхэлогичаскух, воспатотельныа.смци-альных, материальных), поддерживающих и поощряющих интеллектуальную и творчеул^актнвмнсоь ода^нуехи тиланоливых доуеоа таиаувитолей и специалистов, работающих с ними (см. рис. 1).

Объемы научной публикации не позволяют раскрыть подробно каждое из указанных направлений, однако для понимания ситуации с развитием одаренных детей в России считаем необходимым кратко охарактеризовать основные тенденции каждого. Следует отметить, что общее руководство всей работой с одаренными детьми на федеральном уровне осуществляет Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России, который образован для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Чаще всего в научных разработках, которые проводятся по инициативе отдельных исследователей, не связанных с грантовой деятельностью, можно отметить исследования по специфике обучения, воспитания, развития личности и сторон одаренности детей различных возрастов, всего в российском индексе научного цитирования представлено свыше 45 000 научных статей.

А.А. Попов, заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов Московского государственного педагогического университета, генеральный директор АНО «Открытое образование» рассматривает одаренность в контексте образовательной стратеги национальной безопасности [4]. Именно поэтому комплекс мер по поддержке одаренных детей начинается с регулирования нормативно-правовой законодательной базы, которая реализуется через вертикаль законов, приказов, положений и т.д. (федеральный, региональный, муниципальный и городской уровни), и подготовки педагогов кработев новомформате.

В этом контексте интересен опыт многопрофильного образовательного цеттрапо мазвиоию одвре нности (г Омск), котором апробируются сценарии подготовки педагогов на основе потребностно-информационного подхода. Потребности учителей пм°фсссиональотрподгстовки выпвляютвя наоонове детермини-ссющих л^фмсеиосапьныл зетрддовнсй и вовмпжныо.есрр^ций, а сценарная форма подготовки педагогов отвечает современным идеям Российской моде-мтпфазпвр ния 2020. АВ. Кандаурова, С.В. Бойкова и Н.Ю. Лаптева считают, что использование коучинг-проектов в качестве формы подготовки являются наибо-леевострвбовмннымгвповошпн ии лволлфика вир осдбевнофря специалистов, работающих с одаренными детьми, т.к. эффективно повышают уровень креатив-ностпнерагогоекокстовфцтдкгараот итпооцокоивкой деотзледости. Также они считают, что в инновационном режиме работы с одаренными детьми особое тндпенае п рппПтетаюоуртфер сионапьные сообщества, которые разрабатывают модели сопровождения одаренного ребёнка [5].

Раеличнбю обврзсвапедвныофцутные и ресррлнивцецтры,бпециализиру-ющиеся на работе с одаренными и талантливыми детьми, достаточно широко представлены в российском образовательном пространстве. Самыми известны-мисре°б нипрвдяюццяордаловцтцльлый цептр <<Сири°с»,еотолый позиционируется как парк науки и искусства для одаренных школьников, Всероссийский деташ цедтрвОкоающийсевалртфилпныхрммеах («Искусство познания», «Грани творчества», «Движение вперед» и т.д.) и Международ-

Рис. 1. Ведущие направления работы с одаренными детьми в российском образовании и науке

ный детский центр «Артек», известный еще со времен СССР в работу которого также входит и ряд мероприятий для одаренных детей. А.Е. Арутюнова, А.В. Лаврентьева считают, что на уровне государственных решений и законодательной базы необходимо формировать инфраструктуру, ориентированную на одаренных детей, которая должна специализироваться на выявлении креативного потенциала личности в различных областях (науке, искусстве, спорте, техническом творчестве и т.д.) с акцентом на непрерывность образовательного и воспитательного процессов, начиная с дошкольного возраста, на основе параллельного школьному дополнительного образования, включая профессиональное образование (колледжи, техникумы, университеты) [6].

Центры, работающие с одаренностью, открыты во всех регионах России и представлены преимущественно в системе дополнительного образования детей и ориентированы на инновационные модели развития, что, по нашему мнению, обосновано, ведь одаренность проявляется как своего рода инновация в развитии человека. В каждом субъекте Российской Федерации имеется уникальный, с учетом региональной специфики, интересный опыт сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.

Центр развития одарённости детей и подростков (Казанский федеральный университет) позиционирует положительный опыт внедрения модели взаимодействия учреждений высшего и общего образования по психолого-педагогическому сопровождению технической одарённости школьников через организационно-аналитическую и проектную деятельность [7]. Также в КФУ реализуется образовательный проект «Детский университет», которые реализуют обучение детей в неформальных для школьного образования пространствах: в парке, в музее, на выставке, в библиотеке, что, по мнению организаторов, способствует формированию научного кругозора и творческих способностей на основе положительной мотивации и высокого познавательного интереса. Кроме высокоэффективного интеллектуального и творческого развития после реализации проекта одарённых детей, авторами отмечается увеличение диагностически значимых параметров социального интеллекта, что позволяет им быть более эффективными в будущем [8]. Система управления естественнонаучными талантами школьников региона рассматривается через взаимосвязь предприятий - именно этим особенно интересен опыт Казанского национально-исследовательского технологического университета, при котором функционирует лицей-интернат для одарённых детей в области химии. Образовательный процесс реализуется через межведомственное партнерство и ориентирован на формирование у школьников пяти групп прорывных компетенций: когнитивность открытость, инициативность, предприимчивость, управление проектом и лидерство [9].

В Центре дистанционного образования «Эйдос» (г Иркутск) для работы с одаренными детьми реализуется перспективный биографический метод обучения (Л.Н. Хуторская), в котором используется привлечение внимания к изучаемой теме на основе интересных фактов из биографии, событий жизни, цитат выдающихся ученых прошлого и современности, а также анализ интересных исторических событий, что укрепляет мотивацию [10]. Медиаобра-зовательный центр «Творческие способности детей» г. Екатеринбурга рассматривает медиаконтент как часть образовательного и исследовательского поля: знания, сохраняемые в виртуальной образовательной среде, отличает высокая гибкость, мобильность и приспособляемость к запросам и специфическим когнитивным и творческим особенностям одаренных детей. В данной инновационной модели используются различные виртуальные подпроекты -«Музей», «Экофорум» и другие - с использованием бесплатных сервисов Google. Авторами проектов отмечается что, несмотря на то, что основная ра-

Библиографический список

бота реализуется в виртуальной среде, одаренные дети демонстрируют высокий уровень социализации [11].

Региональные детские центры также позиционируются как инфраструктура управление талантами базируются на интегративных принципах, формах обучения и условиях для развития врождённых способности. Е.А. Никитина считает, что создание региональных центров - это из самых перспективных трендов в психолого-педагогическом рождении детской одарённости современного образования, опыт большинства регионов подтверждает эту идею [12].

Модель работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в Ставропольском крае, по нашему мнению, отличается высоким уровнем комплексности и акцентирована на все аспекты развивающей и поддерживающей среды, необходимые для становления одаренности школьников: формирование профессиональной компетентности педагогов, ресурсы семьи как развивающей среды, инновационные технологии, портфолио одарённых детей как база для формирования образовательной траектории, а также олимпиадное движение как основное средство развития детей. Перспективный опыт Ставрополья интересен созданием локальной образовательной среды жизнетворчества, стимулирующей саморазвитие высокоинтеллектуальной личности, и реализацией концепции сотворчества «Одаренный учитель - одаренный ученик» [13].

Запалацкая В.С., анализируя опыт управления работой с одаренными детьми Московской области, отмечает, что методологическая основа образовательной среды для одаренных детей может рассматриваться через интеграцию следующих подходов: гуманистического, компетентностного, полисубъектного, средового и системно-деятельностного. Также она считает, что одним из перспективных направлений работы с одаренными детьми являются технопарки [14].

Технопарки появились благодаря реализации национального проекта «Образования» как одного из составляющих инновационных инфраструктур и механизмов стимулирования инновационной деятельности. Технопарки позволяют вызвать интерес одарённых школьников и учителей к наиболее технологически емким отраслям науки, а именно робототехнике, электронике, программированию, физике и др., для изучения которых нужно высокотехнологичное оборудование, эффективно формируя современную картину мира с высоким уровнем усвоения межпредметных связей [15].

Инновационные площадки, являясь средством апробации и внедрения инновационных педагогических продуктов в практику образования, также очень эффективны для работы с одаренными детьми [16].

Важным направлением в работе с одаренными детьми является их участие в конкурсах и олимпиадах по профилю таланта. Основные рекомендуемые мероприятия входят в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на учебный год, рекомендованный Министерством просвещения Российской Федерации.

Подводя итоги проведенного аналитического исследования, отметим, что перспективным направлением работы с одаренностью мы считаем активизацию исследования профессиональных типов одаренности будущих специалистов в зависимости от профиля подготовки и проведение лонгитюдных исследований идентичности одаренности в определенных сферах профессиональной деятельности и на различных этапах возрастного развития человека.

1. Kettler T. Modern Curriculum for Gifted and Advanced Academic Students Education. Chicago: Sourcebooks, Inc., 2015.

2. Simpson J., Glover Adams M. Understanding Gifted Adolescents: Accepting the Exceptional. Maryland: Lexington Books, 2015.

3. Сухова Е.И., Карпова С.И. Развитие детской одаренности в отечественной системе образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018; Т. 23, № 171: 30 - 42.

4. Попов А.А. Открытая мотивационная модель одаренности как образовательная стратегия национальной безопасности. Available at: http:// opencu.ru/uploads/files/ doklad-popova-na-konferencii.pdf

5. Кандаурова А.В., Бойкова С.В., Лаптева Н.Ю. Инновационные комплексы в образовании: из опыта реализации сценария подготовки педагогов к выявлению и поддержке одарённых детей. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 102 - 105.

6. Арутюнова А.Е., Лаврентьева А.В. Формирование инфраструктуры по выявлению креативного потенциала личности в отрасли образовательных услуг Вестник Академии знаний. 2019; № 3 (32) : 35 - 41.

7. Панфилов М.А., Панфилов А.Н. Модель центра развития технической одаренности детей и подростков. Международный журнал экспериментального образования. 2014; № 6-1: 96.

8. Шатунова О.В., Газизова Ф.С. Детский университет как научный центр по развитию одаренности детей средствами неформального образования. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017; № 6: 59.

9. Ибрашева Л.Р Система управления развитием талантами естественнонаучной одаренности школьников региона: опыт взаимодействия с профильными предприятиями Управление устойчивым развитием. 2020; № 6 (31): 85 - 90.

10. Трусова Н.П., Семенова Е.П. Развитие творческой одаренности детей: опыт взаимодействия школы и родителей учеников с помощью проектов центра дистанционного образования «Эйдос». Вестник Института образования человека. 2015; № 2: 24.

11. Винокурова А.А. Инновационная модель медиаобразовательного центра развития творческих способностей детей. Инновации в современной науке: материалы II Международного осеннего симпозиума. Екатерингбург, 2013: 39 - 42.

12. Никитина Е.А. Региональный центр для одаренных детей как инфраструктура поддержки молодых талантов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; Т. 6, № 1 (18): 131 - 134.

13. Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения. Составители И.А. Боброва, О.В. Чурсинова. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.

14. Запалацкая В.С. Управление развитием системы работы с одаренными детьми в условиях региона (на примере Московской области). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017; № 1: 47 - 53.

15. Каргаполова Е.В., Войков В.В., Давыдова Ю.А. Региональный школьный технопарк в национальном проекте «Образование». ЦИТИСЭ. 2020; № 2 (24): 14 - 26.

16. Мартьянова О.В., Шабалина В.Я. Региональные инновационные площадки как средство апробации и внедрения инновационных педагогических продуктов в систему образования. Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019; № 2: 159 - 165.

References

1. Kettler T. Modern Curriculum for Gifted and Advanced Academic Students Education. Chicago: Sourcebooks, Inc., 2015.

2. Simpson J., Glover Adams M. Understanding Gifted Adolescents: Accepting the Exceptional. Maryland: Lexington Books, 2015.

3. Suhova E.I., Karpova S.I. Razvitie detskoj odarennosti v otechestvennoj sisteme obrazovaniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018; T. 23, № 171: 30 - 42.

4. Popov A.A. Otkrytaya motivacionnaya model' odarennosti kak obrazovatel'naya strategiya nacional'noj bezopasnosti. Available at: http:// opencu.ru/uploads/files/doklad-popova-na-konferencii.pdf

5. Kandaurova A.V., Bojkova S.V., Lapteva N.Yu. Innovacionnye kompleksy v obrazovanii: iz opyta realizacii scenariya podgotovki pedagogov k vyyavleniyu i podderzhke odarennyh detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 102 - 105.

6. Arutyunova A.E., Lavrent'eva A.V. Formirovanie infrastruktury po vyyavleniyu kreativnogo potenciala lichnosti v otrasli obrazovatel'nyh uslug. Vestnik Akademii znanij. 2019; № 3 (32): 35 - 41.

7. Panfilov M.A., Panfilov A.N. Model' centra razvitiya tehnicheskoj odarennosti detej i podrostkov. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № 6-1: 96.

8. Shatunova O.V., Gazizova F.S. Detskij universitet kak nauchnyj centr po razvitiyu odarennosti detej sredstvami neformal'nogo obrazovaniya. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2017; № 6: 59.

9. Ibrasheva L.R. Sistema upravleniya razvitiem talantami estestvennonauchnoj odarennosti shkol'nikov regiona: opyt vzaimodejstviya s profil'nymi predpriyatiyami Upravlenie ustojchivym razvitiem. 2020; № 6 (31): 85 - 90.

10. Trusova N.P., Semenova E.P. Razvitie tvorcheskoj odarennosti detej: opyt vzaimodejstviya shkoly i roditelej uchenikov s pomosch'yu proektov centra distancionnogo obrazovaniya «'Ejdos ». Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2015; № 2: 24.

11. Vinokurova A.A. Innovacionnaya model' mediaobrazovatel'nogo centra razvitiya tvorcheskih sposobnostej detej. Innovacii v sovremennoj nauke: materialy II Mezhdunarodnogo osennego simpoziuma. Ekateringburg, 2013: 39 - 42.

12. Nikitina E.A. Regional'nyj centr dlya odarennyh detej kak infrastruktura podderzhki molodyh talantov. Azimutnauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2017; T. 6, № 1 (18): 131 - 134.

13. Sistema raboty s obuchayuschimisya s povyshennym urovnem intellektual'nogo razvitiya v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Sostaviteli I.A. Bobrova, O.V. Chursinova. Stavropol': SKIRO PK i PRO, 2012.

14. Zapalackaya V.S. Upravlenie razvitiem sistemy raboty s odarennymi det'mi v usloviyah regiona (na primere Moskovskoj oblasti). Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2017; № 1: 47 - 53.

15. Kargapolova E.V., Vojkov V.V., Davydova Yu.A. Regional'nyj shkol'nyj tehnopark v nacional'nom proekte «Obrazovanie ». CITIS'E. 2020; № 2 (24): 14 - 26.

16. Mart'yanova O.V., Shabalina V.Ya. Regional'nye innovacionnye ploschadki kak sredstvo aprobacii i vnedreniya innovacionnyh pedagogicheskih produktov v sistemu obrazovaniya. Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovacii. 2019; № 2: 159 - 165.

Статья поступила в редакцию 12.05.21

УДК 378

Melnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: jamelnikova@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT AND TRAINING OF GIFTED CHILDREN IN FOREIGN EDUCATIONAL SYSTEMS. The authors of the article carry out an analytical review of educational systems for working with gifted and talented children from the USA, Germany, Great Britain, individual Asian countries (China, Hong Kong, South Korea, Japan, Taiwan, Singapore) and highlight the specifics characteristic of each country on the basis of a non-judgmental presentation of facts available in the Elsevier abstract database (Freedom Collection magazine collection). The leitmotif of supporting gifted children abroad is the fact that the availability of national standards, specialized programs and special teacher training for gifted students will help guide and improve work with talented children. A global development trend is shown with various cultural and national variations being implemented everywhere: to understand the differences in learning and development of gifted students in order to draw up a curriculum, instructions, a grading system that will develop the talents of students and their abilities to the fullest. Educators need to understand the characteristics of the cognitive development of gifted and talented students, to be aware of the psychological, social and emotional needs that need support for their development at school, at home and in the community.

The reported study is funded by RFBR according to the research project№ 19-413-220005.

Key words: gifted and talented children, national education systems, Europe, United States of America, Germany, Great Britain, Asian countries, national standards.

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: jamelnikova@list.ru

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: bokova_oa@altspu.ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Авторами статьи проведен аналитический обзор образовательных систем работы с одаренными и талантливыми детьми из США, Германии, Великобритании, отдельных азиатских стран (Китая, Гонконга, Южной Корее, Японии, Тайваня, Сингапура), и выделена специфика, характерная для каждой страны, на основе безоценочного изложения фактов, доступных в реферативной базе данных Elsevier (коллекция журналов Freedom Collection). Лейтмотивом поддержки одаренных детей за рубежом является тот факт, что наличие национальных стандартов, специализированных программ и специальная подготовка учителей для одаренных учащихся помогут направлять и улучшать работу с талантливыми детьми. Показан общемировой тренд в развитии с различными культурными и национальными вариациями, реализующийся повсеместно: понимать различия в обучении и развитии одаренных учащихся, чтобы составить учебный план, инструкции, систему оценок, которые будут развивать таланты учащихся и их способности в полной мере. Педагогам необходимо понимать особенности когнитивного развития одаренных и талантливых учеников, знать о психологических, социальных и эмоциональных потребностях, которые нуждаются в поддержке их развития в школе, дома и в обществе.

Ключевые слова: одаренные и талантливые дети, национальные системы образования, Европа, Соединенные штаты Америки, Германия, Великобритания, страны Азии, национальные стандарты.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-413-220005

Актуальность систематизации знаний о системе образования одаренных детей в мире обусловлена современной тенденцией глобализации всего мирового сообщества. Происходит трансформация и модернизация всех общественных

процессов, в том числе и связанных с образованием. В связи с этим становится все более значимым исследование проблемы обучения одаренных детей и их интеграция в общую систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.