Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ШКОЛЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ / ПЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИЯ / ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВЗГЛЯДЫ АВИЦЕННЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иннатуллаев Маъруфжон Нодир Оглы

Музыка, как и другие виды искусства, - содержательна, насыщена, концентрированна и выражает в художественной форме эстетическую сущность действительности. Поэтому она является острым и действенным орудием формирования эстетического отношения человека к жизни. При этом важное значение приобретает процесс целенаправленного музыкального образования человека, особенно в период детства, отрочества и юношества. Понятие «музыкальное образование» является самым общим в теории преподавания музыки. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий, среди которых следует выделить «музыкальное воспитание», «музыкальное обучение» и «музыкальное развитие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ШКОЛЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ШКОЛЕ Иннатуллаев М.Н.

Иннатуллаев Маъруфжон Нодир оглы - магистрант, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: музыка, как и другие виды искусства, - содержательна, насыщена, концентрированна и выражает в художественной форме эстетическую сущность действительности. Поэтому она является острым и действенным орудием формирования эстетического отношения человека к жизни. При этом важное значение приобретает процесс целенаправленного музыкального образования человека, особенно в период детства, отрочества и юношества. Понятие «музыкальное образование» является самым общим в теории преподавания музыки. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий, среди которых следует выделить «музыкальное воспитание», «музыкальное обучение» и «музыкальное развитие».

Ключевые слова: музыкальные занятия, хоровое пение, гармонический слух, пение, музыкальное воспитание, эмоция, внеклассные занятия, взгляды Авиценны.

УДК 781

Музыкальные занятия в школе заключаются главным образом в обучении детей хоровому пению. Хоровое пение является деятельностью, выполняемой коллективно. Коллективно и движение, включающееся на первых порах в урок пения. Уже организованный вход под музыку в зал, музыкальный класс заставляет детей подтянуться, собраться, настроиться несколько празднично. Самый урок эмоционально насыщен. Музыкальное вступление к песне, разнообразный характер песен, а также текст, близкий детям, эмоционально затрагивает и увлекает их. Общность чувств, которые переживает поющий коллектив, и общность действий в коллективе имеют особое значение. Большой эмоциональный отклик у детей находит и беседа о песне, проводимая преподавателем. Музыкальное развитие младшего школьника тесно связано с общим ходом его развития под влиянием обучения в школе. Развитие гармонического слуха достигается на базе развития мелодического слуха, чувства лада и т.д. Кроме того, в процессе развития самого гармонического слуха замечаются большие качественные различия, характеризующие, с одной стороны, уровень музыкального развития, с другой - индивидуально-психологические различия в восприятии созвучий и их последовательностей. Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

Существенным в песне является текст, понимание которого необходимо для сознательного восприятия музыкального материала и возникновения художественного образа вокального произведения. Только наличие художественного образа может привести к полноценному исполнению песни и дать эмоциональный отклик на нее. Текст пробуждает интерес ребенка к песне, который поддерживается и углубляется беседой преподавателя, разучивающего песню с детьми. Многообразие

видов музыкальной деятельности (пение, музицирование, слушание музыки, ее обсуждение, изображение, сочинение, коллекционирование музыкальной символики, посещение музыкальных мероприятий) обеспечивает разнообразие способов творческого самовыражения личности на занятиях. Это мимические и жестово-пластические приёмы передачи своего эмоционального состояния, зарисовки этого состояния цветом, пропевание мелодии, выразительное музицирование, подбор и чтение поэтических произведений, помогающих выразить эмоциональное переживание от музыкального произведения, нахождение индивидуальной формы раскрытия характера музыкального произведения, иллюстрирование. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Ребёнок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой. Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Известно, что музыкальное воспитание всех учащихся, - вне зависимости от качества природных музыкальных задатков, - проводится на уроках пения, которые включают собственно хоровое пение, музыкальную грамоту и слушание музыки. Эти разделы урока тесно связаны, взаимообусловлены, взаимозависимы и их единая целенаправленность обеспечивает необходимую разносторонность музыкального процесса, развитие музыкальных способностей, воспитание любви к музыке даже у тех учащихся, которые в начале работы подчас производят впечатление «немузыкальных». Продолжением, расширением, углублением уроков пения являются внеклассные занятия в школьных музыкальных коллективах: в кружках обучения игре на инструментах (фортепиано, рубабе, на флейте и др.), в кружках сольного и хорового пения, в оркестрах, ансамблях. Эффективными средствами музыкального развития выступает музыкальная деятельность, которая включает в себя: слушание музыки, пение, использование музыкально-ритмических упражнений, музыкально-дидактических игр, игра на музыкальных инструментах. Фортепьяно - самый легкий инструмент для начинающих и самый трудный для опытных мастеров.

«Флейта - инструмент, не способный воздействовать на нравственные свойства, а способствующий оргиастическому возбуждению» - сказал великий древнегреческий философ Аристотель.

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». Для формирования эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности [1-14]. Музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // № 3(66), 2021. ACADEMY. 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 58-61.

3. Холикова М.К. Совершенствование процесса обучения музыкальной культуре в школе // Academy. № 2 (65), 2021.

4. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 478 с.

5. Каюмов И. Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.

6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 59-62.

7. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. № 1 (60), 2021. Стр. 46-48.

8. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

9. Saidiy S. Conseption of militariy musical instruments in the temurid era // Европейский журнал молекулярной и клинической медицины, 2020. 7:7. Стр. 7002-7010.

10. Саидий С. Влияние музыки на личность и психику ребёнка // Вестник интегративной психологии. Вып. 19, 2019. 217-220 с.

11. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. 327-329 с.

12.Азимов А.К. Психология и пение: взаимосвязь и особенности // Вестник интегративной психологии. Сборник научных статей, 2020. Стр. 5-7.

13.Абдуллаев А.Х. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. Вып. 21, 2020. 27-29 с.

14.Мажидов Ш.М. Музыкальное мышление: многоуровневость исследования // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 210-113 с.

15. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. Стр. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.