ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКИ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шамшод Аскар угли Лутфуллаев
Студент второго курса, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Целью освоения статьи «Музыкально-теоретическая подготовка». Является овладение основными музыковедческими понятиями полифонии, необходимыми в обучении и для практической деятельности будущих учителей музыки; получение знаний о процессе художественно-исторической эволюции полифонического многоголосья; понимание выразительных возможностей приемов полифонического письма.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ полифония/ фуга с двумья темами/ ритмическая подвижность / мотив/ экспозиция/ контраст...
MUSIC LEARNING WITHIN THE FRAMEWORK OF THE CLUB
ACTIVITIES
Shamshod Askar ugli Lutfullaev
Second year student, Department of Music Education, Faculty of Art History,
Bukhara State University
ABSTRACT
The aim of mastering the article "Musical-theoretical training". Mastering the basic musicological concepts of polyphony, necessary in training and for the practical activities of future music teachers; obtaining knowledge about the process of artistic and historical evolution of polyphonic polyphony; understanding the expressive possibilities of polyphonic writing techniques.
Keywords: pedagogy / music / form of music / polyphony / fugue with two themes / rhythmic mobility / motive / exposure / contrast ...
Music is capable of exerting a certain influence on the ethical side of the soul; and since music has such properties, then, obviously, it should be included in the number of subjects of education for young people.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Аристотель
Содержание музыкального образования. Содержание музыкального образования как «интерпретация» его цели, задач, принципов. Направленность содержания музыкального образования во всех его элементах на развитие опыта творческой деятельности, музыкального вкуса, музыкальных потребностей и стремлении к самообразованию. Неразрывная связь всех элементов содержания в процессе музыкальных занятий. Характеристика элементов содержания музыкального образования: - опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству (личностный характер накопления этого опыта: отношение человека к миру музыки, к себе через восприятие музыки, к другому человеку, к явлениям жизни; развитие художественной эмпатии в процессе накопления данного опыта; ведущая роль этого элемента в содержании музыкального образования); - музыкальные знания, их специфика и функции в развитии музыкальной культуры учащихся; специфика понимания термина «знание» применительно к педагогике музыкального образования как «очеловеченного знания» (В.А. Сухомлинский).
Принципы музыкального образования. Понятие принципа как исходного положения, раскрывающего сущность цели и задач музыкального образования, направленность и характер его содержания и процесса преподавания музыки. Многоаспектность принципов музыкального образования, утверждающих позицию учителя музыки по отношению к: - сущности музыкального развития школьника, смысла деятельности учителя музыки (например, гуманистическая направленность в преподавании музыки; самоценность личности ребенка в его общении с искусством; учитель музыки как деятель художественной культуры общества) - философско-эстетическая направленность; - основным проблемам изучения музыкального искусства (например, изучение музыкального искусства в опоре на единство народной, авторской, классической и современной музыки; слушание, исполнение и сочинение как основные виды деятельности, отражающие «существование» личности в музыкальном искусстве); приобщение к музыкальной культуре на основе постижения содержания и языка музыки, творческого опыта постижения искусства - музыковедческая направленность; -приоритетным качествам личности учащихся, развивающимся благодаря музыкальному образованию (например, опора на единство развития интуитивного и осознанного начал в музыкальном образовании на развитие личности) -художественно-психологическая направленность; - увлекательности, последовательности, систематичности, научности, единству музыкального воспитания и обучения, прочности и действенности результатов музыкального образования - художественно-дидактическая направленность; - характеру организации музыкальных занятий как занятий искусством (например, образность и целостность, диалектика музыкально-педагогической цели и средств, единство
художественного и технологического, «уподобление» музыкально-творческому процессу) - музыкально-педагогическая направленность.
Виды музыкальной деятельности учащихся. Виды музыкальной деятельности учащихся как способы активного творческого приобщения детей к музыкальному искусству, как отражение в учебной деятельности взаимодействия детей с музыкальным искусством в роли слушателей, исполнителей, «композиторов». Направленность музыкальной деятельности всех видов на развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественно-познавательных способностей, творческого самовыражения в искусстве: - деятельность учащегося-слушателя музыки. Слушание музыки как вид учебной музыкальной деятельности, направленной, прежде всего, на освоение глубины музыкальной культуры, на личностное, индивидуальное постижение великих образцов музыки в разнообразных формах и жанрах, на углубление эмоциональной, эстетической, нравственной сфер личности учащихся. Творческое проявление учащегося-слушателя в особом эмоциональном, душевном восприятии искусства. Слушатель музыки - исследователь в своем стремлении сравнивать, сопоставлять, обобщать в процессе восприятия музыки. Особая роль тематического построения занятий как системообразующего фактора развития учащегося-слушателя музыки, познания ее природы, закономерностей в связях с жизнью, с другими искусствами, в постижении нравственно-эстетического содержания музыки, специфики ее языка; - деятельность учащегося-исполнителя. Исполнение музыки - основной вид самовыражения учащихся в музыкальном искусстве. Деятельность учащегося-исполнителя в хоровом и сольном пении, в игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании и в танцевальных движениях. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского музыкального искусства в России. Сохранение традиций певческой хоровой культуры. Певческие вокально-хоровые навыки. Особенности развития детского голоса. Мутационный период. Возможности развития художественно-познавательных процессов в обучении хоровому искусству. Актуализация знаний, умений, навыков студентов, приобретенных ими в курсах «Хороведение», «Хоровой класс», «Дирижирование», на хоровом практикуме. Пение по нотам. Значение пения по нотам для развития звуковысотного слуха, внутреннего музыкального слуха, грамотного вокального звучания, перехода к многоголосию, интенсивного и осмысленного освоения музыкального текста и др. основные виды пения по нотам: относительная сольмизация, абсолютная сольмизация, их сочетание, пение «именными тонами» (исполнение известных мелодий с названием нот).
Урок музыки, его организация, специфика как урока искусства. Драматургия урока музыки, его основная, сквозная художественно-педагогическая идея.
Логика занятия, его целостность, взаимосвязь фрагментов урока; заключающие в себе контрастные, но объединяющиеся замыслом урока произведения, различны виды деятельности, включая коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в процессе которых поиск развития эмпатии, художественно-познавательных способностей к художественному творчеству, пробуждение радости от общения с музыкой, формирование эстетического вкуса и потребностей. Различные подходы к организации урока музыки, его структура Особый доверительный характер общения между учителем музыки и учащимися, создающий атмосферу духовности, доброжелательности, открытости, готовности к совместному «погружению» в высокохудожественной музыке, к творчеству. Роль музыки и учителя-музыканта в этом процессе. Размышления о музыке учащихся на основе пережитых музыкальных произведений: сравнений, сопоставлений, ассоциаций, обобщений, стимулируемых учителем. Направленность процессов наблюдения за средствами выражения художественно -эстетического содержания произведения. Личностный характер «присвоения» учащимися нравственно-эстетического содержания музыкальных произведений. Сочинение музыки учащимися в различных формах (сочинение мелодии на поэтический текст, вокальная, инструментальная, ритмическая импровизация). Установка на творческую, заинтересованную атмосферу поиска, открытий, «проживание» учащимися художественнотворческого процесса рождения музыки. Импровизационность характера протекания урока, обусловленная непредсказуемостью реакции детей, их неожиданными вопросами, настроением класса, не совпадающим с запланированным учителем эмоциональным тоном урока и требующим его корректировки, возникающими противоречиями между планируемым временем проведения того или иного эпизода урока и желанием детей продлить его. Заключительный урок-концерт года. Цель - подвести итог достижениям года, обсудить освоенное, почувствовать свои новые возможности в общении с музыкой: продемонстрировать новый уровень музыкальной культуры, достигнутый учащимися в течение года по трем основным показателям (основным задачам). Включение в программу урока-концерта, наряду с уже известной музыкой, новых произведений и заданием с учетом особенностей и уровня музыкального развития детей. Вовлечение родителей в активное участие в уроках-концертах в разнообразных формах (в т.ч. и исполнение музыки совместно). Музыка, это посредник между духовной и чувственной жизнью. Музыка, это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
REFERENCES
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021
ISSN: 2181-1601
1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
4. Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
5. Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.
6. Холиков К.Б. «Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
7. Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
8. Холиков К.Б. «Важнейшие общие основы музыкальной формы» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
9. Холиков К. Б. Членораздельность формы. цезура, ее признаки. главные элементы музыки, их формообразующее действие. мелодия. тема. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
10. Холиков К. Б. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
11. Холиков К. Б. Область применения фугированных форм. тройные и четверные фуги. фугетта и фугато. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
12. Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев «Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601