ХОРОВОЕ ИСКУССТВО И УПРАВЛЕНИЕ ХОРОМ Мухамадиева Р.У.
Мухамадиева Роза Уразовна - магистрант, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Термезский государственний университет, г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т.д.) наличием как минимум двух или более человек, исполняющих одну и ту же партию. Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом. В управлении хором различают хор по составу голосов - однородные (женские, мужские, детские), смешанные (состоящие на разнородных голосов), неполные смешанные (при отсутствии одной из 4 основных партий), а также по количеству участников. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны. Хоровой унисон рассматривается как достижение развитого музыкального мышления, как производное от многоголосия. Ключевые слова: хор, руководитель хора, отличие хора, хоровая музыка, пения, а капелла, искусство, многоголосие, камерный хор.
УДК 781
ХОР (от греч. - хороводная пляска с пением; лат. chorus, итал. сою). На определенных этапах исторического развития мировой культуры выявились три основные трактовки данного определения:
1) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод), часто в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Древней Греции, а также в Древней Иудее.
2) В античном театре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоятельное действующее лицо.
3) Коллектив певцов, которые совместно исполняют какое-либо вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него (хор a капелла). Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом. Современная управление хором различает хор по составу голосов -однородные (женские, мужские, детские), смешанные (состоящие на разнородных голосов), неполные смешанные (при отсутствии одной из 4 основных партий), а также по количеству участников.
Минимальное число хористов - 12 (камерный хор), по 3 человека в хоровой партии, максимальное - до 100-120 чел. (сводные хоры до 1000 человек).
Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы. Существует несколько гипотез о зарождении хорового мелодического пения, в которых главным является вопрос о первичности одноголосия или многоголосия. Согласно традиционной точке зрения одноголосное хоровое искусство было простейшим и первичным, а многоголосное - вторичным.
Процесс формирования национальных обычаев, многих особенностей языка и утверждения коллективного самосознания протекал в тесной связи с синкретическим искусством, важнейшим элементом которого было хоровое пение. Хоровая музыка различных народов отразила существенные аспекты их жизни (географические, этнические, экономические, социальные, религиозные и др.). Пути развития хорового искусства народов мира отличаются друг от друга, при этом языковая специфика становилась подчас определяющим фактором.
Обычно хоровые культуры различных народов разделяют на одноголосные и многоголосные. Хоровая музыка существует и как искусство народное, и как профессиональное. В музыкальном фольклоре основным жанром хорового пения
является народная песня, которая в каждой стране обладает своей национальной спецификой. Народная и профессиональная хоровая музыка существует либо в виде художественно законченных, структурно замкнутых, либо в виде разомкнутых форм свободно длящегося хорового песнетворчества. Конкретные проявления хоровой музыки, не оформленные в целостное произведение, многообразны. В музыкальном фольклоре формы характерна для пения противостоящих друг другу хоровых групп. Хоровая музыка различается также по составу хора, по исторически сложившемуся типу многоголосия (полифония, гетерофония, гомофония), по типу взаимодействия с другими. видами искусства. Хоровые композиции могут существовать как самостоятельные произведения или входить в качестве части в более крупные сочинения (оперы, кантаты, оратории, симфонии, балеты и др.). Распространение получили обработки, аранжировки, переложения, транскрипции для хора произведений вокального или инструментального жанров.
Специфические средства художественной выразительности хоровой музыки обусловлены вокальной природой хорового искусства и поэтому находятся в зависимости от диапазонов певческих голосов, их тембровых особенностей, технических возможностей [1-14]. Кроме того, принцип коллективного исполнения определяет применение некоторых приёмов, свойственных только хору или преимущественно хору. К ним относятся цепное дыхание, хоровая атака, хоровые пение закрытым, прикрытым, открытым (в народных хорах) звуком, с закрытым ртом.
Специфика хорового звучания в наиболее чистом виде представлена пением a капелла. Однако проявления этой специфики чрезвычайно многообразны. Они зависят от национальной принадлежности хоровой музыки, от этапа её исторического развития. Для европейской хоровой культуры важнейшими вехами развития являются:
• унисонное или октавное хоровое пение без разделения хора на;
• многоголосное, полифоническое пение с разделением хоровых партий по их полифоническим функциям;
• многоголосное полифоническое и гомофонное пение, неразрывно связанное с функционально-гармоническим мышлением, с разделением хоровых партий по аккордово-гармоническому и регистровому принципам (сопрано, альт, тенор, бас - с 16 в.).
Большая часть произведений для хора написана на какие-либо словесные тексты. Распространены также распевания междометий или отдельных возгласов. Часто хоровая музыка соединяется с сольной и инструментальной. Иногда невозможно провести точную границу, отделяющую хоровые жанры от смешанных (кантата, оратория, пассионы и т. п.). В некоторые исторические эпохи именно последние давали наибольший толчок развитию хоровой музыке.
Композиторы пишут не только духовную музыку - мотеты, мессы, псалмы, но и светскую - мадригалы, канцоны, полифонические песни, темы которых близки народной жизни. Число голосов увеличивается до 5-6. В последующие столетия хоровая музыка звучит в ораториях, кантатах. У композиторов-романтиков дальнейшее развитие получают произведения для хора, а капелла, хоровая песня.
В творчестве современных европейских композиторов хоровая музыка охватывает все жанры: от песни и простой миниатюры до симфонии и балета. Постепенно образовавшееся многоголосие в народной хоровой песне из соединения в одновременном звучании нескольких вариантов подголосков оказало огромное влияние на профессиональное творчество, которое интенсивно развивалось. Духовная музыка исполнялась без сопровождения.
Список литературы
1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // № 3(66), 2021. ACADEMY. 57-60 стр.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 58-61.
3. Холикова М.К. Совершенствование процесса обучения музыкальной культуре в школе // Academy. № 2 (65), 2021.
4. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 478 с.
5. Каюмов И. Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.
6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 59-62.
7. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. № 1 (60), 2021. Стр. 46-48.
8. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
9. Saidiy S. Conseption of militariy musical instruments in the temurid era // Европейский журнал молекулярной и клинической медицины, 2020. 7:7. Стр. 7002-7010.
10. Саидий С. Влияние музыки на личность и психику ребёнка // Вестник интегративной психологии. Вып. 19, 2019. 217-220 с.
11. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. 327-329 с.
12.Азимов А.К. Психология и пение: взаимосвязь и особенности // Вестник интегративной психологии. Сборник научных статей, 2020. Стр. 5-7.
13.Абдуллаев А.Х. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. Вып. 21, 2020. 27-29 с.
14.Мажидов Ш.М. Музыкальное мышление: многоуровневость исследования // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 210-113 с.
15. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. Стр. 94-97.