ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ
Халилова Х.Х.
Халилова Хадича Халиловна - магистрант, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящей статье рассматривается модель содержания музыкально-педагогической деятельности, включающая мотивационный, содержательный и операционный компоненты, потребности современного узбекского общества и возрастные особенности младших школьников, а также творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, которые базируются на художественно-нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства, фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки.
Ключевые слова: музыкальный стиль, стилевой подход, стилевое чутье, певец хора, художественно-исполнительский анализ.
УДК 781
В современных исследованиях о поиске эффективных методов обучения и воспитания учащихся все более утверждается мысль о развитии творческой личности, обладающей таким культурным потенциалом, который бы открыл ей возможность свободного выбора в дальнейшей многогранной деятельности. Урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. По нашему мнению, урок литературного чтения - это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, реализующий принцип научности, духовности, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения и эстетического сознания.
Методы обучения в учебном процессе осуществляют четыре основные функции: функцию информации, или преподавания, включающую в себя изложение и объяснение знаний учителем; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, состоящую из разнообразной познавательной деятельности самих учащихся; функцию руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. Перед системой образования встаёт сегодня новая проблема - подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и мировоззрения [1-14].
Система педагогического образования не может оставаться неизменной, она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств, играющих важную роль в развитии общества. Безусловно, современный педагогический процесс включает использование как новой учебной литературы, интегрирующей учебную информацию и дидактические инновации, так и новых информационных технологий для организации систем компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности. Качественно новая педагогическая деятельность, в которой реализуется схема: «учебная информация, дидактические инновации, компьютерная поддержка».
Правильное использование методов обучения на уроках музыки способствует более полному, глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений и навыков и подготовке их к самостоятельному приобретению знаний. Последнее
включает совокупность компьютерных технологий, инструментальных оболочек и сред для помощи в разработке инновационных учебных материалов и их интерактивных версий. В итоге эта поддержка приводит к диверсификации инновационной педагогической деятельности в направлении решения проблем информатизации образования. Интерактивного обучения - учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Уроки музыки обеспечивают формирование духовной культуры личности в тесной связи с культурой ее народа. Музыка является неотъемлемой частью народного творчества.
Методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными.
Они тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое музыка. Выделяют методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Это метод моделирования художественно-творческого процесса; метод сочинения и импровизации; метод содержательного анализа произведения; метод отождествления и метод цвет-образ. «Метод моделирования художественно-творческого процесса» -позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Использование информационных технологий позволит повысить уровень мотивации учащихся и эффективность учебной деятельности. Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций.
Обучающие программы, предназначенные для детей, как младшего, так и среднего школьного возраста по предмету «Музыка», дают возможность знакомить с творчеством композиторов в занимательной форме с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, а также проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин.
Наименование разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию).
Такие презентации позволяют провести заочные экскурсии в разные эпохи, по памятным местам великих творцов, рассказать о традициях разных народов. Звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука тоже могут быть использованы в выступлении. Та же задача решается и в образовании. Средства для создания мультимедийных приложений, которые необходимы для создания и редактирования звуковой информации, дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование - в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания нового поколения.
Список литературы
1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // № 3(66), 2021. ACADEMY. 57-60 стр.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 58-61.
3. Холикова М.К. Совершенствование процесса обучения музыкальной культуре в школе // Academy. № 2 (65), 2021.
4. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 478 с.
5. Каюмов И. Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.
6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 59-62.
7. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. № 1 (60), 2021. Стр. 46-48.
8. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
9. Saidiy S. Conseption of militariy musical instruments in the temurid era // Европейский журнал молекулярной и клинической медицины, 2020. 7:7. Стр. 7002-7010.
10. Саидий С. Влияние музыки на личность и психику ребёнка // Вестник интегративной психологии. Вып. 19, 2019. 217-220 с.
11. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. 327-329 с.
12.Азимов А.К. Психология и пение: взаимосвязь и особенности // Вестник интегративной психологии. Сборник научных статей, 2020. Стр. 5-7.
13.Абдуллаев А.Х. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. Вып. 21, 2020. 27-29 с.
14.Мажидов Ш.М. Музыкальное мышление: многоуровневость исследования // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 210-113 с.
15. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. Стр. 94-97.