Научная статья на тему 'Теоретические основы взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки профессиональных кадров: прогнозирование модели'

Теоретические основы взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки профессиональных кадров: прогнозирование модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИСТА / VOCATIONAL EDUCATION / THE STATE AND CORPORATE EDUCATIONAL NET-WORK / QUALIFYING LEVEL OF EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна

В статье представлено взаимодействие государственной и корпоративной сетей подготовки профессиональных кадров в условиях формирования системы профессионального образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Bases of Integration of the State and Corporate Networks of Preparation of Professional Personnel: Model Forecasting

The interaction of the state and corporate networks of preparation of professional personnel in the conditions of formation of the system of vocational education at the modern stage is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки профессиональных кадров: прогнозирование модели»

теоретические основы взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки профессиональных кадров: прогнозирование модели

в статье представлено взаимодействие государственной и корпоративной сетей подготовки профессиональных кадров в условиях формирования системы профессионального образования на современном этапе.

Прогностическая тенденция процесса развития взаимодействия корпоративных систем подготовки профессиональных кадров с государственными учреждениями профессионального образования согласуется с разработкой модели, отражающей ведущие направления образовательной и производственной деятельности учреждений нПо, спо, впо, системы повышения квалификации, учреждений науки и образовательно-производственных комплексов отрасли.

в педагогической теории разработка теоретико-методологических основ модели сетевой структуры подготовки высококвалифицированных кадров приобретает чрезвычайную социальную и социокультурную значимость в контексте сущности постиндустриального образования (новиков А.М., романцев г.М, хохлов н.г., др.). Как показывает анализ теории и пра-

А.К. Орешкина

Ключевые слова:

профессиональное образование, государственная и корпоративная образовательная сеть, квалификационный уровень специалиста

ктики корпоративной сети, осуществляющей подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров разного уровня квалификации, необходимым условием жизнедеятельности или существования такой сети выступает создание новой организационно-содержательной основы производственного обучения, стажировки и производственной практики, научного образования, мониторинга трудоустройства выпускников.

Анализ теоретических исследований позволяет отметить актуальность становления и развития инновационной системы подготовки специалистов, отвечающей развитию инноваций по всему спектру направлений взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки компетентного специалиста. При этом существенным фактором выступает недостаточный уровень разработанности концептуальных и теоретических основ моделей интеграции образовательных учреждений, формирования новых форм социального партнерства и эндаумента. Теоретические основы перевода имеющегося потенциала системы взаимодействия государственной и корпоративной сетей на новый уровень их взаимодействия, планирования и управления этим взаимодействием обусловлены новой образовательной парадигмой. Следствием этого выступает тенденция ускорения сложного процесса перевода традиционной подготовки кадров на разработку новых моделей, отражающих системные изменения взаимодействия государственной и корпоративной сетей, их взаимосвязи - взаимодействия образования, производства, науки с учетом новых поколений Государственных стандартов.

С позиции необходимости дальнейшей конкретизации сущности взаимодействия и нормативного обеспечения совмещенной деятельности государственной и корпоративной сетей необходимо использование потенциала процесса реструктуризации как образовательных учреждений профессионального образования, так и предприятий отрасли, характеризующейся конгломератной диверсификацией, вследствие которой формируются отраслевые Холдинговые компании, осуществляющие совместную деятельность с родственными структурами, а также с профессиональными учреждениями различных образовательных уровней и организациями науки. На такое понимание направлены теоретико-методологические разработки современной педагогической теории, изменяющие представления о традиционной практике подготовки специалистов для современного производства,

основой которого выступает технология социального партнерства и мониторинга рынка труда на федеральном, муниципальном, отраслевом уровнях их связей и отношений. доминирующей направленностью в разработке теоретико-методологических основ выступает концептуальное обоснование диверсифицированной интеграционной модели подготовки специалистов. данная модель учитывает систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер подготовки специалиста, учет высокой роли работодателя конкретной отрасли, предъявляющего требования к профессиональной компетенции специалиста, ориентированной на повышение конкурентоспособности отрасли.

Теоретико-методологическое обоснование процесса взаимодействия государственной и корпоративной сетей по подготовке рабочих кадров согласуется с научными подходами по моделированию педагогических систем (в.П.Беспалько, в.с.Лазарев, в.П.симонов, А.М.новиков, д.А.новиков, др.), а также с учетом программных, концептуальных, нормативно-правовых документов социально-экономического развития, направленных на процесс взаимодействия государственной и корпоративной сетей: Программа долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020г., концепция федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы, Постановление Правительства рф №130 от 14 февраля 2009г. «о государственной поддержке подготовки кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего образования, внедряющих инновационные образовательные программы», Постановление Правительства рф №220 от 09 апреля 2010г. «о мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» и др.

Период начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского профессионального образования, его значительных институциональных изменений остаётся недостаточно оперативным, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития россии. Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ непрерывного профессионального образования. ряд образовательных инициатив носит

локальный характер, и они с трудом распространяются на всю систему отечественного образования. К проблемам следует отнести также: невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества; недостаточное использование современных образовательных технологий; низкую динамику кадрового обновления в системе профессионального образования; крайне неоднородный охват граждан дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации; отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом; отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования; отсутствие эффективного взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров.

Таким образом, проблема подготовки профессиональных кадров нового поколения требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено развитием перспективных направлений на федеральном, региональном, отраслевом уровнях взаимодействия. Такой контекст понимания задач современного образования обусловливает применение программно-целевого метода (метода целевых программ), что предполагает создание модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров технической направленности с обеспечением единства её чётко структурированной и сформулированной содержательной части с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения.

Вследствие этого предполагается целесообразным внедрение в практику деятельности системы НПО, СПО, ВПО диверсифицированной интегрированной модели подготовки рабочих кадров, обеспечивающей новые условия интеграции образования, отраслевой науки, производства и бизнеса. Данная модель является базовой основой развития современных форм взаимосвязи образования, науки и производства, имеющих общую предпринимательскую и корпоративную идеологию. Практико-ориентированная подготовка рабочих специалистов требует: развитие нормативно-правовой базы системы государственной и корпоративной подготовки; совершенствование системы управления

и документационного сопровождения; применение и использование современных образовательных технологий организации образовательного, практического обучения (совместное использование производственного фонда государства и корпорации), учебно-тренировочного процесса; обеспечение как бюджетного, так и внебюджетного формата финансирования и поддержки образовательного процесса.

В рамках диверсифицированной интегрированной модели государственной и корпоративной взаимосвязи подготовки рабочих, под которой понимается форма организации образовательной деятельности, обеспечивающей объединение субъектов во взаимовыгодное сообщество для совместного участия в одном или разных, но связанных между собой образовательных процессах для удовлетворения своих потребностей и достижения общих образовательных целей, представляется целесообразным применение технологии проектно-командной подготовки рабочих.

Корпоративная сеть представляется на основе структурно-содержательной диверсифицированной интегрированной модели взаимодействия государственной и кооперативной сетей подготовки кадров, направленной на обеспечение непрерывного профессионального образования квалифицированных рабочих и специалистов, что согласуется с внедрением в практику диверсифицированной интегрированной модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров. Данная модель проявляется характерной особенностью конгломератной диверсификации, как типа диверсификации, отражающего интеграцию образовательных учреждений системы НПо, СПо, ВПо - предприятий отрасли и ее научных организаций. Вследствие этого обеспечивается сбалансированность подготовки рабочих по типам, видам и категориям обучаемых; интеграция системы НПо, СПо, ВПо с отраслевыми предприятиями различных типов и форм собственности, имеющих ресурсные и Учебные центры подготовки специалистов; интеграция предприятий отрасли различных форм собственности и образовательных учреждений родственного типа на муниципальном, региональном уровнях, обеспечивающих трудоустройство рабочих; информатизация профессионального образовательного процесса системы НПо - СПо - ВПо, отраслевых Учебных и ресурсных центров; система прогнозирования отраслевого эндаумента; комплексность реализации программы взаимодействия системы НПо, СПо с предприятиями и организациями отрасли, вузами, научными органи-

зациями в рамках программ развития отрасли

Задачи по обеспечению инфраструктуры диверсифицированной интегрированной модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих нового поколения:

- обеспечение федеральной поддержки на уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ, Агентства национальных квалификаций при российском союзе промышленников и предпринимателей, предприятий отрасли;

- обеспечение региональной поддержки на уровне администраций регионов и субъектов РФ;

- обеспечение партнерских (договорных) отношений с организациями, учреждениями и предприятиями различных уровней, входящими в интегративную сеть железнодорожной отрасли;

- формирование партнерского договорного поля с организациями, отраслевыми предприятиями отрасли субъектами различных форм собственности, направленного на развитие инфраструктуры сферы взаимодействия государственной и корпоративной сетей;

- формирование, развитие и поддержка развивающейся инфраструктуры взаимодействия (сети филиалов и представительств отрасли) на федеральном, региональном, отраслевом уровне с учетом мировых тенденций развития отрасли.

Ведущие функции диверсифицированной интегративноймодели взаимодействия государственной и корпоративной сетей:

- расширение образовательных программ и систем обучения, обеспечивающих увеличение номенклатуры, изменение характера и содержания оказываемых образовательных услуг в сфере профессионального образования с учетом специфики отрасли; расширение образовательных программ и систем профессионального обучения по следующим классификационным признакам: их уровню (рабочий, специалист, бакалавр), содержанию (подготовка, переподготовка, повышение квалификации), способам реализации образовательных услуг (внедрение новых форм обучения и их реализация наряду с традиционными);

- прогностическая направленность на конечный результат -организация подготовки специалистов для отрасли с учетом стратегии ее развития, обусловливающей опережающую подготовку для отрасли на основе координации потребностей рынка труда и

отраслевого работодателя;

- внедрение современных образовательных систем, методов, методик интегрированного обучения, информационно-коммуникационных и других технологий с учетом инновационной направленности в непрерывном профессиональном образовании;

- содействие формированию оптимальной взаимосвязи сетевого взаимодействия государства и корпорации способом внедрения вариативных образовательных программ, содержание которых согласуется с современными потребностями отраслевой подготовки и тенденциями ее развития;

- создание оптимальных условий модульного принципа освоения образовательных программ, позволяющее осуществлять совмещенную двухуровневую подготовку специалистов, востребованную отраслью;

- долгосрочное и текущее прогнозирование перспективных образовательных потребностей для отрасли в квалифицированных кадрах на федеральном и региональном уровнях;

- определение и внедрение основных характеристик системы государственного контроля и общественной экспертизы качества интегрированной подготовки специалистов: ориентированность на корпоративные цели, ориентированность на потребности отечественной экономики, опережающие развитие отрасли.

реализация данных функций обеспечивает технологию командно-проектной подготовки специалистов отрасли с учетом ее сложной структурной функционализации. Специфика конкретной отрасли как сферы модернизированной технологической и инновационной направленности отражает прогностическую тенденцию системной и комплексной деятельности специалиста (обновляются программы подготовки для отрасли в соответствии с классификатором направлений специальностей.

Технология проектно-командной подготовки специалиста предусматривает: конкурсный отбор контингента по освоению государственной образовательной программы; закрепление за будущим специалистом руководителя со стороны корпорации под конкретный функционал деятельности; перевод на индивидуальную образовательную программу после освоения «заданного» или «заданных» модулей образовательной программы; перевод на рабочее место и сопровождение производственной практики; закрепление будущего специалиста

в период практики при консультационном отделе (отдел отраслевого Ресурсного центра; учебное депо); проектирование карьеры специалиста (карьерограмма вузовского образования, научного образования).

— Литература —

1. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - 488с.

2. Орешкина А.К. К проблеме преемственности образовательного процесса непрерывного образования: Первые международные научные чтения, посвященные памяти академика С.Я.Батышева. -Николаев, 25-27 сентября 2003 г. // Сб. науч. трудов. - Николаев: изд-во «Илион», 2003. - С.139-145.

3. Проблема преемственности учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального, среднего и высшего образования: Сб.науч. тр. / Е.Ю. Асадулина, Н.Н. Булынский, Н.О.Викулова. - Челябинск: ЧГАУУ 2003. - 118 с.

4. Запесоцкий А.С. Методологические и технологические основы образовательной деятельности. - сПб., 2007. - 452с.

5. Мясников В.А. Философско-методологические основы преемственности образовательных процессов на постсоветском пространстве // Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки: Материалы XXV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. д-ра пед.наук М.В. Богуславского, канд.пед.наук, доцента Т.Б.Игнатьевой. - М.-Тверь: Золотая буква - ИТИП РАО, 2007. - 296 с.

6. Розин В.М. Образование как синергетическая система // В.М.Розин. Лицейск. и гимназ. образование. - 1998. - №2. - С.62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.