Научная статья на тему 'Инновационная модель довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства (на примере нефтегазовых профессий)'

Инновационная модель довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства (на примере нефтегазовых профессий) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УДМУРТИИ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN SPHERE VOCATIONAL TRAINING / INNOVATIVE MODEL VOCATIONAL TRAINING / INDEPENDENT ESTABLISHMENT / THE RESOURCE CENTRE OF A PROFESSIONAL TRAINING FOR THE OIL AND GAS INDUSTRY OF UDMURTIYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохин А. В., Никитин М. В.

В статье авторы раскрывают особенности инновационной модели довузовского профессионального образованиях в условиях государственно-частного партнерства, как средства реализации государственной политики, и Ресурсного центра, как средства реализации корпоративно-отраслевых интересов предприятий при обучении кадров в автономном учреждении Ресурсного цента подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волохин А. В., Никитин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article authors open features of innovative model professional formations in condition state-private partnership, as state policy implementers, and the Resource centre, as implementers of korporativno-branch interests of the enterprises at training a kad-ditch in independent establishment of Resource cent of a professional training for the oil and gas industry of Udmurtiya.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства (на примере нефтегазовых профессий)»

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОФЕССИЙ)

ВОЛОХИН А.В., НИКИТИН М.В.

В статье авторы раскрывают особенности инновационной модели довузовского профессионального образованиях в условиях государственно-частного партнерства, как средства реализации государственной политики, и Ресурсного центра, как средства реализации корпоративно-отраслевых интересов предприятий при обучении кадров в автономном учреждении Ресурсного цента подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии.

В ходе экспериментальной работы в Ресурсном центре подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности при АОУ НПО УР «Профессиональное училище №31» над формированием и поэтапной реализацией инновационной модели довузовского профессионального образования на основе государственно-частного партнерства был сформулирован понятийный аппарат проблемы:

- государственно-частное партнерство в сфере довузовского профессионального образования - система долгосрочных взаимовыгодных отношений между государством (субъектами его представляющими), субъектами экономической деятельности (организациями различных форм собственности) и физическими лицами (обучающимися) по разработке механизмов согласования их ресурсов с потребностями в персонале с различным уровнем квалификации (компетенций);

- инновационная модель довузовского профессионального образования - уровень пос-лешкольного профессионального образования, интегрирующий ресурсы как образовательных учреждений НПО (СПО), в т.ч. образовательных структур внутрифирменного и неформального обучения, так и сопряженных (интегрированных, сетевых) образовательных программ;

- автономное учреждение (АУ) - группа горизонтально-интегрированных образовательных организаций (школа, училище, техникум, ресурсный центр), где инновационный менеджмент обеспечивает закрепление выпускников на конкретной территории на основе создания рабочих мест в соответствии с полученной профессией (квалификацией). АУ - это образовательно-социальный комплекс, где инновационная деятельность является стратегическим приоритетом;

- ресурсный центр подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии - это объединяющий и координирующий орган в системе интегрированной, многоуровневой подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучения безопасным условиям труда и охране труда рабочих кадров и специалистов для нефтегазовой отрасли Удмуртии (Положение о Ресурсном центре по подготовке кадров для нефтяной и газовой промышленности УР).

Изучение публикаций современных российских исследователей по проблемам модернизации регионального управления довузовского профессионального образования позволило сформулировать его цели: основной целью профессионального образования в соответствии

In article authors open features of innovative model professional formations in condition state-private partnership, as state policy implementers, and the Resource centre, as implementers of korporativno-branch interests of the enterprises at training a kad-ditch in independent establishment of Resource cent of a professional training for the oil and gas industry of Udmurtiya.

с концепцией «экономики, основанной на знаниях» является трансляция знаний и их конвертация в компетенции (квалификации), а производство, передача и использование знания исторически являются главными функциями учреждений профессионального образования. Согласно данной точке зрения концепция «экономики, основанной на знаниях» позволяет наиболее глубоко и полно проанализировать их деятельность и направления инновационного развития.

Цель довузовского профессионального образования мы определяем как повышение мощности (пропускной, потоковой способности) образовательных учреждений на основе преимущественно горизонтально-отраслевой (корпоративной) направленности деятельности. Отличительной особенностью горизонтально-отраслевой направленности модели являются следующие эффекты:

- стратегическая ориентация на интересы производителей кадров, заказчиков и потребителей;

- минимизация уровней иерархического управления;

- приоритетность инновационно-образовательных и сервисных процессов, обслуживающих интересы заказчиков;

- сокращение временных и финансово-материальных затрат для всех субъектов данной модели;

- внедрение логики программ, проектов и технологии как предмета партнерства.

Дальнейшее качественное развитие начального и среднего профессионального образования мы связываем с формированием сферы довузовского профессионального образования на основе государственно-частного партнерства, где результаты профессионального образования адекватны вложенным ресурсам.

Проведенный в ходе исследования организационно-педагогический эксперимент позволил определить следующие условия реализации инновационной модели: реализация инновационной модели довузовского профессионального образования осуществляется в условиях автономного учреждения, как средства реализации государственной политики, и Ресурсного центра, как средства реализации корпоративно-отраслевых интересов. На этой методологической основе формируется государственно-частное партнерство профессионального образования и бизнес-сообщества.

С учетом реализации решений протокола совещания рабочей группы при Президенте Удмуртской Республике, и в целях дальнейшего совершенствования системы довузовского профессионального образования по нефтегазовым специальностям в Удмуртской Республике, создан Ресурсный центр (РЦ) подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии при ГОУ НПО «Профессиональное училище №31» (приказ МОиН УР № 925 от 21.07.2006 г.).

Ресурсный центр подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии создан путем концентрации финансовых и материальных активов из государственных источников без образования нового юридического лица и источников функционирования негосударственных учебных заведений, добровольно входящих в его состав, обеспечивая тем самым государственно-частное партнерство в системе непрерывного профессионального образования.

В состав Ресурсного центра в настоящее время входят, помимо самого АОУ НПО ПУ-31, ОУ ССПО «Нефтяной техникум», функционирует системная структура курсовой подготовки газовиков и нефтяников, пункт подготовки водителей - автошкола «ТрансНефтьГаз», создано общешкольное профильное профориентационное объединение школ г. Ижевска, обеспечивающее работу постоянно действующих элективных курсов для школьников, желающих связать свою будущую профессиональную карьеру с нефтяной и газовой промышленностью. В

настоящее время развитие Ресурсного центра связано с обновлением материальнотехнического оснащения и более широкого привлечения работодателей к его управлению.

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года «Об автономных учреждениях» проводится работа по организационно-методическому сопровождению перехода бюджетных учреждений профессионального образования в статус автономных. В начале 2009 г. на базе Профессионального училища №31 создается автономное учреждение. Опыт создания автономного учреждения училища в условиях экспериментальной работы над созданием инновационной модели довузовского непрерывного профессионального образования был обобщен на первом межрегиональном проблемном семинаре «Инновационная модель автономного учреждения: опыт, проблемы, перспективы» (семинар состоялся 21-22 мая 2009 г.) с участием руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, директоров образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, преподавателей ИПКиПРО УР, представителей Общественной палаты Удмуртской Республики, работодателей (ТПП), СМИ.

Созданная федеральная нормативно-правовая база автономного учреждения и программно-методическое обеспечение предполагает развитие механизма государственночастного партнерства профобразования и бизнес-сообществ.

По итогам работы семинара были разработаны рекомендации о возможных формах взаимодействия автономных образовательных учреждений с социальными партнерами. Материалы проблемного семинара размещены в открытом доступе на сайте училища.

Для реализации интегрированной экспериментальной подготовки газовиков и нефтяников по ступеням НПО и СПО (с выходом на уровень ВПО) в учреждениях Ресурсного центра разработан комплект программно-методического обеспечения учебного процесса в системе довузовского профессионального образования, который состоит из:

- интегрированного учебного плана по профессии и специальности;

- интегрированных графиков учебного процесса по уровням НПО и СПО, где распределены временные данные интегрированного учебного процесса по курсам и семестрам, почасовые блоки (участки) сопряженного материала, сроки перезачета на уровне СПО на предмет соответствия уровня квалификации (знаний) НПО уровню квалификации СПО;

- рабочего комплекса учебных интегрированных программ с исключением дублирующего материала, что дает возможность значительного сокращения срока подготовки газовиков и нефтяников.

В настоящее время с участием работодателей, представителей СПО и высшей школы модернизируются созданные ранее программы интегрированного обучения с включением в них систем блочно-модульного программного обеспечения.

Разработка и внедрение инновационных интегрированных образовательных программ является действенным механизмом расширения их взаимодействия с работодателями и способствует развитию региональной системы подготовки кадров.

Рассмотренные выше особенности непрерывного образования в условиях государственно-частного партнерства характеризуют его как систему, функционирующую в определенных условиях и разнообразных организационно-правовых формах, например, перевод ГОУ НПО ПУ-31 в АУ не разрушил сложившуюся систему подготовки кадров. Этот аспект, несомненно, важен. Но главным, центральным аспектом, определяющим сущность самого процесса образования на разных его ступенях, может быть обозначен как «всестороннее развитие интеллектуально - профессиональных возможностей и компетентностей личности в системе довузовского профессионального образования газовиков и нефтяников».

В соответствии с рекомендациями научного руководителя исследования - проф., д.п.н. М.В. Никитина (ГУ НИИРПО, г. Москва) были проведены расчеты по определению экономической эффективности интегрирующих образовательных программ.

В условиях Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии экономия времени при переходе от начального к среднему профессиональному образованию осуществляется за счет:

а) проведения интегрированной практики на производстве; б) сокращения дублирующих материалов на уровнях НПО/СПО по всей структуре интегрированного учебного плана с учетом проведения аттестации и перезачета на более высоких ступенях обучения. Экономический эффект подготовки рабочих и специалистов для нефтегазовой отрасли рассчитывается по следующей формуле:

Э= А'- Б' ,

где: Э - экономическая эффективность (%);

А' - процентная составляющая установленного срока обучения; Б' - процентная составляющая при сокращенном сроке обучения.

Процентная составляющая при сокращенном сроке обучения рассчитывается по формуле:

Б'=Б*100%/А , где:

А - установленный срок обучения; Б - сокращенный срок обучения за счет интеграции сопряженных преемственных образовательных программ и исключения из учебного процесса дублирующего материала.

Установленный срок обучения (А) составляет 46 месяцев, сокращенный срок обучения за счет интеграции сопряженных преемственных образовательных программ и исключения из учебного процесса дублирующего материала (Б) составляет 45 месяцев. Отсюда:

Б'=45*100%/46=97,8%

Таким образом, при сокращении подготовки на 1 месяц экономическая эффективность от подготовки одного обучающегося составит 2%.

Э = 100% - 97,8% * 2%

Аналогично в случае исключения из программ НПО/СПО дублирующего материала и при сокращении общего срока подготовки, например: на семь месяцев эффективность составит 15,2 % (см. график 1).

Из графика зависимости снижения сроков подготовки (Т), за счет исключения дублирующих материалов в теории и практике подготовки, и экономического эффекта (Э) видно, что при уменьшении сроков подготовки на уровнях ступеней СПО, за счет исключения дублирующих материалов, изучаемых на уровне НПО:

^ Э, %

График 1. Зависимость изменения экономического эффекта от времени сокращения срока обучения по интегрированным программам НПО/СПО

экономический эффект растет, образуя зону 1 - нарастающего экономического эффекта. Достигнув своего максимального значения в точке S (S - точка максимальной эффективности), экономический эффект, от снижения сроков подготовки, уменьшается, образуя зону 2 - снижения экономического эффекта и, в первую очередь, за счет снижения качества подготовки, ввиду недостаточности времени, отведенного на ее проведение. Зона 3 характеризуется резким падением экономического эффекта, вследствие резкого снижения качества подготовки, за счет неоправданного снижения сроков подготовки, обучающихся. Зона 4 характеризуется оптимальным, установленным, как правило, внедряемым в практику профессиональной подготовки, экономическим эффектом. Он располагается на графике в пределах точки максимального экономического эффекта. Участок зоны оптимального экономического эффекта 5 является резервом экономического эффекта при его оптимальном значении. Это управляемые повышение или снижение затрат на профессиональную подготовку учреждений государственно-частного партнерства, обеспечивающие оптимальный экономический эффект.

График зависимости позволяет определить основные зоны изменения экономического эффекта, что устанавливает топографическую зависимость изменения экономического эффекта от снижения сроков подготовки, выделяя рекомендуемый оптимальный интервал (зону) экономической эффективности, устанавливая участок дополнительно управляемых затрат, обеспечивающий стабилизацию и эффективность оптимальной зоны экономического эффекта, в пределах определенного участка, в общей структуре снижения сроков обучения.

Внедрение данной модели профессионального обучения газовиков и нефтяников в различных по формам собственности учебных заведениях, входящих в единый Ресурсный центр, позволит экономически регулировать объемы и качество обучения для определенных отраслей; инвестировать средства на государственную поддержку одаренных обучающихся.

Библиографический список

1. Никитин М.В., Волохин А.В. Довузовское профессиональное образование как механизм государственно-частного партнерства// Образовательная политика. - 2009. - № 5.

2. Волохин А.В. Модернизация системы непрерывного многоуровневого образования в условиях Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2.

3. Волохин А.В. Непрерывное профессиональное образование газовиков и нефтяников в условиях Ресурсного центра: критерии эффективности // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 7.

4. Формирование организационно-экономического механизма развития автономного учреждения довузовского профессионального образования: Организационно-методические рекомендации / Под научной ред. М.В. Никитина. - М: ФИРО, 2008.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство в сфере довузовского профессионального образования, инновационная модель довузовского профессионального образования, автономное учреждение, Ресурсный центр подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии.

Keywords: state-private partnership in sphere vocational training, innovative model vocational training, independent establishment, the Resource centre of a professional training for the oil and gas industry of Udmurtiya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.