Научная статья на тему 'Интегрированная система подготовки специалистов в условиях взаимодействия государственной и корпоративной сетей'

Интегрированная система подготовки специалистов в условиях взаимодействия государственной и корпоративной сетей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная система подготовки специалистов в условиях взаимодействия государственной и корпоративной сетей»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КОРПОРАТИВНОЙ СЕТЕЙ

А. К. Орешкина

Формирование преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования согласуется с развитием преемственности в интегрированной системе подготовки специалистов в условиях взаимодействия государственной и корпоративной сетей.

Как позволяет констатировать анализ теории и практики корпоративной сети, осуществляющей подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров разного уровня квалификации, необходимым условием выступает создание новой организационно-содержательной основы производственного обучения, стажировки и производственной практики, научного образования, системы мониторинга трудоустройства выпускников. Это направлено на оптимизацию научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также законодательного и финансового регулирования процесса взаимодействия корпоративных сетей с государственными учреждениями профессионального образования.

С позиции необходимости дальнейшей конкретизации сущности взаимодействия и нормативного обеспечения совмещенной деятельности государственной и корпоративной сетей необходимо использование потенциала процесса реструктуризации как образовательных учреждений профессионального образования, так и предприятий отрасли, характеризующейся конгломератной диверсификацией, вследствие которой формируются отраслевые холдинговые компании, осуществляющие совместную деятельность с родственными структурами, а также с профессиональными учреждениями различных образовательных уровней и организациями науки. Именно на такое понимание направлены теоретико-методологические разработки современной педагогической теории, изменяющие представления о традиционной практике подготовки специалистов для современного производства. Доминирующей направленностью в разработке теоретико-методологических основ выступает концептуальное обоснование диверсифицированной интеграционной модели подготовки специалистов. Данная модель учитывает систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер подготовки специалиста, учет высокой роли работодателя конкретной отрасли, предъявляющего требования к профессиональной компетенции специалиста, ориентированной на повышение конкурентоспособности отрасли.

В процессе подготовки специалиста представляется возможным наполнять содержанием каждый квалификационный уровень (в зависимости от нарастания или приращения новых компетенций и отражать эти процессы в образовательных программах). Следствием такого подхода предполагается перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны обучения (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что позволяет ориенти-

260

ровать на новые образовательные модели, предусматривающие организацию опережающего обучения. При этом главными задачами являются приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда и развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера.

Период начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского профессионального образования, его значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным плановобюджетным финансированием, остаётся недостаточно оперативным, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития России. Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ непрерывного профессионального образования. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер, и они с трудом распространяются на всю систему отечественного образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации. Решаемая задача представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных уровнях образования.

Решение важной проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста может быть обеспечено развитием перспективных направлений на федеральном, региональном, отраслевом уровнях их взаимодействия. Ведущей задачей современного образования становится применение программноцелевого метода (метода целевых программ), что предполагает создание модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров технической направленности с обеспечением единства её чётко структурированной и сформулированной содержательной части с использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения. Вследствие этого предполагается целесообразным внедрение в практику системы непрерывного профессионального образования диверсифицированной интегрированной модели подготовки рабочих кадров, обеспечивающей новые условия интеграции образования, отраслевой науки, производства и бизнеса. Такая модель может рассматриваться как базовая основа развития современных форм взаимосвязи образования, науки и производства, имеющих общую предпринимательскую и корпоративную идеологию. В рамках диверсифицированной интегрированной модели государственной и корпоративной взаимосвязи подготовки рабочих, под которой понимается форма организации образовательной деятельности, обеспечивающей объединение субъектов во взаимовыгодное сообщество для совместного участия в одном или разных, но связанных между собой образовательных процессах, представляется целесообразным применение технологии проектно-командной подготовки рабочих.

261

Корпоративная сеть постиндустриального образовательного пространства представляется на основе структурно-содержательной диверсифицированной, интегрированной модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки кадров, направленной на обеспечение непрерывного профессионального образования квалифицированных рабочих и специалистов, что согласуется с внедрением в практику новой организационно-содержательной основы производственного обучения. Данная модель отмечается проявлением характерной особенности - конгломератной диверсификацией, отражающей интеграцию образовательных учреждений всех уровней непрерывного профессионального образования - предприятий отрасли и ее научных организаций. Вследствие этого обеспечивается сбалансированность подготовки рабочих по типам, видам и категориям обучаемых. В качестве задач по обеспечению инфраструктуры диверсифицированной интегрированной модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих нового поколения целесообразно выделить следующие: (а) обеспечение федеральной поддержки на уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ, Агентства национальных квалификаций при Российском союзе промышленников и предпринимателей, предприятий отрасли; (б) обеспечение региональной поддержки на уровне администраций регионов и субъектов РФ; (в) обеспечение партнерских (договорных) отношений с организациями, учреждениями и предприятиями различных уровней, входящих в интегративную сеть железнодорожной отрасли; (г) формирование партнерского договорного поля с организациями, отраслевыми предприятиями, субъектами различных форм собственности, направленного на развитие инфраструктуры сферы взаимодействия государственной и корпоративной сетей; (д) формирование, развитие и поддержка развивающейся инфраструктуры взаимодействия (сети филиалов и представительств отрасли) на федеральном, региональном, отраслевом уровнях с учетом мировых тенденций развития отрасли.

С этих позиций в качестве ведущих функций диверсифицированной интегративной модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей целесообразно представить: (1) расширение образовательных программ и систем обучения, обеспечивающих увеличение номенклатуры, изменение характера и содержания оказываемых образовательных услуг в сфере профессионального образования с учетом специфики отрасли; (2) расширение образовательных программ и систем профессионального обучения в разрезе уровней подготовки, содержания различных форм подготовки, способов реализации образовательных услуг; (3) прогностическая направленность на конечный результат-организация подготовки специалистов для отрасли с учетом стратегии ее развития, обусловливающей опережающую подготовку для отрасли на основе координации со стороны потребностей рынка труда и отраслевого работодателя; (4) внедрение современных образовательных систем, методов, методик интегрированного обучения, информационнокоммуникационных и других технологий с учетом инновационной направленности в непрерывном профессиональном образовании; (5) создание оптимальных условий модульного принципа освоения образовательных программ, позволяющее осуществлять совмещенную двухуровневую подготовку

262

специалистов, востребованную отраслью; (6) определение и внедрение основных характеристик системы государственного контроля и общественной экспертизы качества интегрированной подготовки специалистов: ориентированность на корпоративные цели, на потребности отечественной экономики, опережающего развития отрасли и др. Реализация данных функций обеспечивает технологию командно-проектной подготовки специалистов отрасли с учетом ее сложной структурной функционализации.

Рассмотрение актуальной задачи теоретико-методологического обоснования технологии проектно-командной подготовки специалиста, предусматривающей разработку вариативных моделей интегрированной системы подготовки профессионала в условиях взаимодействия государственной и корпоративной сетей, направлено на подготовку специалистов для современных отраслей постиндустриального развития общества. А также отражает прогностическую тенденцию опережающей подготовки специалистов с учетом комплексной реорганизации отечественных отраслей и формирования интеграционных производственных структур, ориентированных на развитие инновационных процессов в образовании, науке, производственных корпоративных сетях.

Список литературы

1. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006.

2. Орешкина А.К. Инновационная деятельность по организации системы непрерывного профессионального образования // Методики и технологии организации научноисследовательской работы молодежи: сб. метод. ст. Вып. 4. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.

3. Запесоцкий А.С. Методологические и технологические основы образовательной деятельности. - СПб., 2007.

4. Розин В.М. Образование как синергетическая система // Лицейск. и гимназ. образование. - 1998. - № 2.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.