Научная статья на тему 'Инновационные процессы в образовании: к вопросу о перспективах развития экспериментальной деятельности'

Инновационные процессы в образовании: к вопросу о перспективах развития экспериментальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФОРМЫ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / INNOVATION PROCESSES / FORMS OF INNOVATIONS IN EDUCATION / EXPERIMENTAL ACTIVITY / FUNDAMENTAL AND APPLIED RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна

В статье представлен подход по реализации прикладных научных исследований, согласующийся с интеграционными процессами в образовании, направленный на развитие инноваций в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Innovative Processes in Education: To the Statement of the Problem of the Prospects of Development of Experimental Activity

An approach for the implementation of applied scientific research in conformity with the integration processes in education, aimed at promoting innovation in vocational education is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в образовании: к вопросу о перспективах развития экспериментальной деятельности»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

А.К. Орешкина

Ключевые слова:

инновационные процессы, формы инноваций в образовании, экспериментальная деятельность, фундаментальные и прикладные исследования.

инновационные процессы в образовании: к вопросу о перспективах развития экспериментальной деятельности

В статье представлен подход по реализации прикладных научных исследований, согласующийся с интеграционными процессами в образовании, направленный на развитие инноваций в системе профессионального образования.

Научные фундаментальные исследования, служащие обогащению теории и методологии педагогической науки, ориентированы на решение педагогических задач или теоретических вопросов практической направленности. Логическим продолжением фундаментальных исследований выступают теории, учебные программы и методические пособия, рекомендации, разработанные концептуальные подходы и др., апробированные в педагогической практике.

Целесообразно отметить, что практико-ориентированные результаты фундаментальных исследований, предназначенных для внедрения в подсистемы образования и ориентированных на современную образовательную парадигму, содержат большой потенциал развития инноваций в современном образовании. С наибольшей убедительностью и аргументированностью сегодня актуализируется тенденция развития взаимосвязи организаций науки и образования.

114

Социальные и экономические изменения первого десятилетия XXI века активно привносят инновации в теорию и практику отечественного образования, изменяя традиционное представление о его целях, функциях, сущности ценностного потенциала, обеспечивающие переход к постиндустриальному развитию общества. Следствием при этом выступают инновационные процессы в образовании, обусловленность которых согласуется с изменением организационной структуры системы образования, формирующейся целостно в контексте ведущих концептуальных идей - непрерывного и постиндустриального образования .

Отметим, что с этих позиций главной тенденцией развития профессионального образования, отвечающей требованиям подготовки специалиста нового поколения, являются диверсификационные процессы, инновационные по своей содержательной и результативной сущности и значимости, направленные на создание условий интегрированной системы обучения.

Такой контекст предполагает установление устойчивой взаимосвязи фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования. Взаимосвязь науки и практики имеет большую социальную значимость как для учреждений науки, так и для образовательной системы, обусловливая результативность целей образования в рамках отечественных и мировых тенденций.

С этих позиций решение проблем теории и методологии образования в рамках фундаментальных исследований, выполняемых в контексте задач государственного заказа образованию, согласуется как с ведущими тенденциями становления новой образовательной модели, так и с ее нормативно правовыми основами такими, как Болонская декларация и Лиссабонская декларация; нормативные документы Министерства образования и науки РФ, и др.

В рамках проблемы, рассматриваемой в данной статье, касающейся развития инновационных процессов в образовании, принципиальное значение и актуальность имеет приказ Министерства образования и науки от 23 июня 2009 г. №218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования», констатирующий: «Инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспективных и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации

115

опытно-экспериментальная работа I

приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан».

С этих позиций очевидна необходимость оптимизации взаимосвязи субъектов образования и организаций науки с четкой прогностической ориентацией на педагогическую практику, обновляемую формированием ее инновационной инфраструктуры. В достижении результативности этой связи особую роль играет научно-экспериментальная деятельность, осуществляемая в условиях оптимизации деятельности экспериментальных площадок, имеющих федеральный или региональный статус.

Важно отметить, что научное учреждение «Институт теории и истории педагогики РАО» имеет большой и интересный опыт экспериментальной деятельности.

Теоретические исследования, проводимые в рамках направления «Научное обеспечение модернизации профессионального образования» проекта 1.6.«Методология содержательной и организационно-управленческой модернизации профессионального образования» РАО коррелируют с прогнозированием стратегии развития профессионального образования в рамках отчественных и общемировых процессов с учетом государственного заказа по подготовке квалифицированных специалистов для современного высокотехнологичного производства в технических вузах.

Имеющаяся педагогическая практика, ориентированная на традиционную систему подготовки специалиста и оправдавшая себя при решении прежних задач отраслевого развития экономики сегодня сталкивается с рядом проблем. Из их совокупности целесообразно выделить проблемы развития инновационного потенциала образовательного пространства «вуз-наука-производство», направленного на обеспечение процесса творческого саморазвития специалиста постиндустриального производства. В плане современных требований подготовки специалиста в рамках Государственного стандарта это согласуется с оптимизацией деятельности вуза в рамках компетентностного формата и инноваций.

Присвоение статуса Федеральной инновационной площадки Государственному образовательному учреждению высшего образова-

116

ния «Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ») по теме «Непрерывная подготовка инженерных кадров в образовательно-производственных условиях университетского комплекса: компетентностный формат и инновации» обусловливает определение содержания экспериментальной деятельности лаборатории методологии образовательного пространства в ключе ведущих направлений разработки, апробации и внедрения образовательной модели «вуз-наука-производство». Экспериментальная деятельность играет важную роль в реализации основных направлений государственной политики в сфере образования и в решении прогностических задач развития ГОУ МГИУ как одного из ведущих вузов по подготовке специалистов высшей инженерной школы.

С учетом имеющегося опыта подготовки специалистов в ГОУ МГИУ совместно с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, рядом крупных оборонных, производственных, эксплуатационных и сервисных предприятий актуальна разработка концепции подготовки специалистов постиндустриального производства в рамках государственного задания организациям науки. Концепция подготовки принимает во внимание приоритетную тенденцию становления диверсифицированной интегрированной системы обучения в системе «вуз-наука-производство». Ее экспериментальная отработка и внедрение в практику образовательного процесса вуза прогностически направлена на развитие и становление механизма взаимосвязи интегрированной системы обучения на научной и образовательно-производственной основе. Это обусловит построение образовательного процесса в рамках компетентностного подхода по подготовке специалиста с опорой на современные инновационные формы консолидации субъектов науки, образования, производства.

Поскольку интегрированная система обучения, диверсификация ее форм и содержания является основой развития современных форм экономической и интеллектуальной взаимосвязи науки, университетского образования и производства, имеющих общую, кластерную образовательно-производственную базу подготовки специалистов нового поколения в рамках компетентностного формата: от профессиональной ориентации и первичной адаптации до послевузовской научно-исследовательской подготовки, профессиональной практики и жизненного опыта.

Перспективным направлением прикладного исследования лабора-

117

Опытно-экспериментальная работа I

тории методологии образовательного пространства выступает данный наукоемкий проект подготовки инженерных кадров нового поколения для решения задач модернизации отечественной экономики.

В рамках совместной экспериментальной деятельности приоритетными задачами являются: разработка концепции, теории и методологи создания образовательной организационно-структурной модели подготовки инженерных кадров в образовательно-производственных условиях университетского комплекса ГОУ МГИУ с учетом ведущих тенденций реформирования университетского образования в России, широкий эксперимент ее практической реализации - от стратегии локальных изменений до системного внедрения в практику отечественного образования.

Внедрение комплексных инноваций с учетом прогностической стратегии в высшем профессиональном образовании - создание Федеральных, исследовательских университетов; технического «Сколково»; развитие международного сотрудничества в рамках Болонского процесса и др. - оптимизирует деятельность коллективов организации и науки в контексте новой сущности их совместной взаимообусловленной деятельности.

Интеграционные процессы в сфере науки и образования, актуализирующие процесс совместной научной исследовательской и образовательной деятельности, могут принимать различные формы и носить институциональный, программный или кластерный характер. В качестве ведущих форм взаимодействия организаций науки и образования целесообразно выделить совместные научно-образовательные объединения, центры передовых исследований, формируемые на базе ведущих вузовских и академических научных коллективов, межведомственные координационные советы по научным направлениям РАО и др.

При этом требование ко всем формам интеграционных структур -высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности, направленных на развитие системы подготовки кадров на основе целостности образовательного и научного процессов.

В представленном контексте взаимосвязи фундаментальных и прикладных исследований существенно важной является тенденция открытия различного вида экспериментальных площадок, которые призваны стать одним из центральных звеньев в процессах интеграции науки и образования.

118

—Литература—

1. Новиков А.М. Методология образования.- М.: Эгвес, 2006.

2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.- М., 1998.

3. Демченко З.А. Исследование категории «ценностное отношение» в научно-исследовательской деятельности студентов // Ценности и смыслы.-2012.- №1 (17)

4. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования.-М.: Наука, 2006.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.