ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ ГОУ МГИУ
ТБ ИВАНОВА,
соискатель МГИУ ivtb@yandex.ru
Аннотация. Рассматривается реализация дополнительной подготовки преподавателей высшей школы в условиях университетского комплекса. Реализация модели дополнительной подготовки преподавателей высшей школы на базе ГОУ МГИУ позволила выявить диалектические закономерности, определить систему оценки уровня сформированности культуры профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Ключевые слова: дополнительная подготовка, модель, университетский комплекс.
THE MODEL OF THE HIGH SCHOOL TEACHERS ADDITIONAL TRAINING IN THE SED MSIU UNIVERSITY COMPLEX
T.B. IVANOVA,
MGIU postgraduate
The summary. In this article the feature of the high school teachers additional training in the University Complex is considered. The model of the high school teachers additional training in the SED MSIU University Complex allowed to see the dialectic laws and the system of the professional culture level high school teachers.
Key words: additional training, model, University Complex.
В условиях кардинальных изменений социокультурных, социально-экономических отношений в мире и в стране, в условиях глобализации и информатизации общества перед профессиональным образованием стоит задача повышения его качества, предполагающая результатом высокий уровень культуры профессиональной деятельности выпускников, соответствие их профессионализма требованиям постиндустриального общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальной мобильности.
Поскольку педагогу ставится задача пробудить и сформировать в субъекте потребность в культуре профессиональной деятельности, стремление действовать, умение понимать и оценивать окружающее, культуру, себя, желание достигать целей и реализовать личностную позицию, постольку в деятельност-ном плане культура профессиональной деятельности заключается в приобщении и освоении субъектом норм его профессиональной деятельности.
Повышается актуальность эффективного взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, поиска новых форм интеграции и взаимной заинтересованности между системой профессионального образования, научными и производственными комплексами страны, бизнесом,
общественными институтами и государственной властью, что является важнейшим условием успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» и повышения качества подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям со стороны государства, общества и личности.
Профессиональное образование — процесс и результат профессионального формирования и развития личности человека1. Инновационная деятельность в высшей школе предполагает интеграцию образовательного процесса с отечественными индустриальными комплексами, а также фундаментальными, поисковыми и прикладными научными исследованиями с целью решения единых задач — подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, и создания инновационной продукции. Работодатель повышает уровень к экономической грамотности персонала, интеллектуализации труда, творческой инициативе, ответственности за результаты работы и принимаемые решения. Определяющим фактором современного производства выступает профессиональная компетентность специалиста, требующая четкого исполнения управленческих функций, высокого уровня ключевых компетенций2 в его профессиональной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.......................... *
Интеграция высшей профессиональной школы, науки и производства всегда являлась движущей силой повышения качественного уровня подготовки специалистов (концепция Н.Г. Хохлова).
Современное высшее профессиональное образование характеризуется следующими тенденциями: Ь постепенная интеграция разных дисциплин, возникновение реальной потребности в комплексных знаниях и навыках;
Ь прогрессирующий отказ от ученического натаскивания и пассивного освоения готового материала в пользу проектного подхода, стимулирующего скачкообразное увеличение доли самостоятельной аналитической и организационной работы; Ь проведение фундаментальных и прикладных научных исследований превращается в необходимый внутренний элемент учебного процесса.
Социологические исследования показывают, что в экономически развитом обществе около трети всех работающих занимаются высокоинтеллектуальным трудом, требующим развитых творческих способностей.
Система дополнительной подготовки преподавателей вуза в условиях университетского комплекса характеризуется следующими объективными диалектическими закономерностями:
Ь как самоорганизующаяся социально-педагогическая система дополнительной подготовки преподавателей вуза подвержена влиянию законов и тенденций развития общества, определяющих ее внутрисистемное становление и развитие;
неравномерность динамики инновационных преобразований в системе;
целесообразность развития компетентностного подхода к системе.
Эти блоки модели дополнительной подготовки преподавателя вуза основаны на компетентностном подходе в Университетском комплексе ГОУ МГИУ. Теоретический блок модели позволил внести изменения в образовательные программы дополнительной подготовки преподавателей в контексте повышения культуры профессиональной деятельности. На основе анализа требований рынка труда к качеству подготовки преподавателей вуза и образовательных программ по специальностям в учебные планы были введены дисциплины по выбору, реализованы программы элективных курсов и факультативов, направленные на формирование ключевых компетенций как преподавателей, так и студентов.
В ходе эксперимента практический блок модели дополнительной подготовки преподавателя вуза в условиях университетского комплекса на основе ком-петентностного подхода включал в себя учебно-методические разработки, методические рекомендация по повышению культуры профессиональной деятель-
* И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ности преподавателя вуза, электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам.
Реализация модели дополнительной подготовки преподавателя вуза в условиях Университетского комплекса в образовательном процессе ИДО ГОУ МГИУ обеспечила рост профессионализма преподавателей и положительную мотивацию студентов на основе компетентностного подхода.
В ходе эксперимента была разработана система оценки уровня сформированности культуры профессиональной деятельности преподавателя вуза на основе компетентностного подхода, включающая в себя ряд качественно-количественных показателей. Исследуемое качество оценивалось по характеру решения и выполнения заданных и реальных ситуаций с учетом компетентного стиля деятельности. Были выделены три уровня сформированности исследуемого качества — высокий, средний, низкий.
В процессе мониторинга использовались следующие методики: методика К. Замфира «Мотивация профессиональной деятельности» (в модификации А. Реана), методика А.А. Реана «Удовлетворенность избранной профессией», тест-опросник самоактуализации личности, методика М. Рокича «Ценностные ориентации», методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей», тест-структуры интеллекта Р. Амтхауэра, методика экспресс-диагностики состояния сформирован-ности культуры профессиональной деятельности будущего специалиста (модификация методики А.К. Марковой) и др.
Полученные результаты свидетельствовуют о положительной динамике в сформированности культуры профессиональной деятельности преподавателя вуза.
За последние три года сократились претензии руководителей предприятий и организаций к качеству подготовки выпускников ИДО ГОУ МГИУ. Сами претензии имели, по преимуществу, частный характер.
Сравнительный анализ подтвердил тот факт, что реализация модели дополнительной подготовки преподавателя вуза в условиях Университетского комплекса ГОУ МГИУ обеспечила эффективное повышение культуры профессиональной деятельности преподавателей на основе компетентностного подхода.
1 Новиков A.M. Профессиональное образование России. М., 1997. С. 41.
2 Ключевые компетенции — это процедурные знания и умения (знания в действии), способности, необходимые для адаптации и успешной деятельности в конкретных профессионально-педагогических ситуациях, а также в разных профессиональных сообществах.