ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Т.Б. ИВАНОВА,
соискатель Московского государственного индустриального университета
Аннотация. Исследуется специфика дополнительной подготовки преподавателей высшей школы, связанная с современными требованиями в контексте компетентностного подхода к образовательному процессу. Проведенный системный анализ системы дополнительной подготовки преподавателей высшей школ позволил определить его главную цель, компоненты, методическую основу, дидактические условия и результаты.
Ключевые слова: дополнительная подготовка, образовательный процесс, компетентностный подход, университетский комплекс.
THE TEACHERS OF HIGH SCHOOL ADDITIONAL TRAINING IN THE
UNIVERSITY COMPLEX
T.B. IVANOVA
competitor of Moscow state industrial university
Annotation. In this article the feature of the teachers of high school additional training in the University Complex is considered. It's connecting to the most up-to-date requirements in competitive approach to the educational process. The system analyze of the teachers of high school additional training in the University Complex allows to define its chief aim, components, the methodic base, didactic conditions and results. Key words: additional training, educational process, competitive approach, University Complex.
В условиях кардинальных изменений социокультурных, социально-экономических отношений в мире и стране, в условиях глобализации и информатизации общества перед профессиональным образованием стоит задача повышения его качества, предполагающая результатом высокий уровень культуры профессиональной деятельности выпускников, соответствие их профессионализма требованиям постиндустриального общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальной мобильности.
Университетский комплекс — это корпоративное сообщество учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих подготовку кадров, научную, научно-техническую, инновационную, производственную и другую деятельность в соответствии с приоритетами данного сообщества.
По оценкам ЮНЕСКО, активное развитие университетских комплексов связано с возрастанием роли интеллектуального ка-
питала в современных компаниях, поэтому современный университет — это университет, окруженный учебно-научными кластерами, создаваемыми совместно с ведущими компаниями мира.
Структурно в университетском комплексе можно выделить следующие три пояса взаимодействия и управления:
1) университетское ядро в виде совокупности взаимосвязанных подразделений и коллегиальных органов управления вуза научного, учебного, инновационного, административного и обслуживающего профилей, осуществляющих свои функции на основании устава университета и соответствующих положений;
2) инновационную инфраструктуру университета в виде самостоятельных юридических лиц разного правового статуса, созданных по инициативе или при участии вуза для выполнения функций, связанных с инновационной деятельностью в сфере науки, наукоемкого производства, сертификации, защиты прав на объекты
интеллектуальной собственности, трансферта технологий, подготовки и переподготовки кадров (взаимодействие с инфраструктурными подразделениями осуществляется на основе уставных документов, а также в рамках ассоциативной деятельности);
3) стратегических партнеров университета — предприятия и организации, вовлеченные в образовательную, научную и инновационную деятельность вуза на основе ассоциативных или двусторонних договоров (соглашений) о сотрудничестве, долгосрочных программ или совместно реализуемых комплексных проектов.
Управление образовательным процессом в условиях регионального представительства университетского комплекса представляет собойсерьезнуюорганизационную и научно-педагогическую проблему в связи с тем, что представительство не является юридическим лицом, в результате чего:
Ф представительство представляет интересы вуза в регионе его расположения, но не ведет само-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
стоятельную образовательную и научную деятельность;
® представительство осуществляет консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников вуза в целях оказания помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения с использованием элементов дистанционных технологий, в освоении образовательных программ непосредственно по месту их жительства и работы;
Ф введение в штатное расписание представительства должностей научно-педагогических работников не производится. Роль преподавателя, его деятельность в условиях регионального представительства университетского комплекса претерпевает существенные изменения.
Эти особенности организации образовательного процесса в условиях заочного образования в региональном представительстве университетского комплекса приводят к необходимости специальной дополнительной подготовки преподавателей. Она определяется универсальной системой, системообразующими компонентами которой являются законодательные акты и программные документы в сфере высшего профессионального образования, дидактические принципы обучения, современные формы диагностики, комплексный анализ которых позволил определить необходимость разра-
ботки инновационной технологии дополнительной подготовки преподавателей в условиях университетского комплекса как целостного проекта: целевого, социально и личностно ориентированного, инновационно-содержательного, деятельностного, продуктивного и результативного.
Организационно-функциональ ная модель дополнительной подготовки преподавателей в условиях университетского комплекса как целостного (системного) образовательного проекта включает в себя дидактическую систему, а также основные системообразующие и интегративные компоненты образовательного процесса.
Целью дополнительной подготовки преподавателей в условиях университетского комплекса является подготовка высококвалифицированного, компетентностного, креативного, интеллектуально-ин ициативного преподавателя. Дополнительная подготовка преподавателей в условиях университетского комплекса включает в себя:
$ компетентностный, де-
ятельностный, системный,
индивидуально-личностный подходы;
$ общедидактические, специальные для высшего профессионального образования, специальные для дистанционного обучения, специальные для обучения взрослых принципы, а также принципы целостностности и многовекторной рациональности педагогического проекта, мно-гоуровневости образовательных
программ, маневренности и преемственности образовательных программ, гибкости организационных форм.
Методические основы дополнительной подготовки преподавателей в условиях университетского комплекса и организации обучения с элементами дистанционных технологий, в том числе в условиях регионального представительства, включают в себя принципы организации самостоятельной работы студентов и функциональные обязанности преподавателей в соответствии с целями и задачами обучения студентов.
Предложенная организационно -функциональная модель дополнительной подготовки преподавателей в условиях университетского комплекса может использоваться в практике развития университетских комплексов. Дидактические условия — целостность педагогического проекта как системы; периодизация, учитывающая уровни усвоения и компетентности.
Результаты дополнительной подготовки преподавателей в условиях университетского комплекса — достижение сбалансированного и гармоничного соответствия между академическими знаниями, базовыми профильными навыками, функционально завершенными компетенциями (ключевыми и универсальными), мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию профессиональной творческой личности.