Научная статья на тему 'Спортивно-контекстные программы формирования конкурентного ресурса студента университетского комплекса'

Спортивно-контекстные программы формирования конкурентного ресурса студента университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / КОНКУРЕНТНЫЙ РЕСУРС / СПОРТИВНО-КОНТЕКСТНАЯ ПРОГРАММА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / STUDENT / COMPETITIVE RESOURCE / SPORTS AND CONTEXTUAL PROGRAM / UNIVERSITY COMPLEX / FACTORIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Владимир Владимирович

В статье представлены комплексные педагогические средства личностного развития студента. В условиях университетского комплекса разработана и апробирована спортивно-контекстная программа, ориентированная на специфику будущей профессии студентов. Программа предусматривает проведение интегративных игр для студентов и преподавателей, создание корпоративных групп здоровья, введение дополнительных тем в содержание курсов повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов, в программу подготовки «Преподаватель высшей школы», дисциплин по выбору для магистров педагогики. Выявлены тенденции интенсификации развития конкурентных качеств у студентов-участников программы, укрепления взаимодействие студентов и преподавателей в рамках НИРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND CONTEXTUAL PROGRAMS OF FORMATION COMPETITIVE RESOURCE OF THE STUDENT OF A UNIVERSITY COMPLEX

Complex pedagogical means of personal development of the student are presented in article. Contextual character of the program was defined by its orientation to specifics of future professional activity of students. The program included carrying out integrative games for students and teachers, creation of corporate groups of health, introduction of additional subjects in the maintenance of advanced training courses of teachers of higher education institution, curators, in the preparation program «Teacher of the higher school», disciplines for choice for masters of pedagogics. Tendencies of an intensification of development of competitive qualities at participating students of the program, strengthening interaction of students and teachers within NIRS are as a result noted.

Текст научной работы на тему «Спортивно-контекстные программы формирования конкурентного ресурса студента университетского комплекса»

Баранов В.В.

Оренбургский государственный университет Е-mail: fizv@mail.osu.ru

СПОРТИВНО-КОНТЕКСТНЫЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье представлены комплексные педагогические средства личностного развития студента. В условиях университетского комплекса разработана и апробирована спортивно-контекстная программа, ориентированная на специфику будущей профессии студентов. Программа предусматривает проведение интегративных игр для студентов и преподавателей, создание корпоративных групп здоровья, введение дополнительных тем в содержание курсов повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов, в программу подготовки «Преподаватель высшей школы», дисциплин по выбору для магистров педагогики. Выявлены тенденции интенсификации развития конкурентных качеств у студентов-участников программы, укрепления взаимодействие студентов и преподавателей в рамках НИРс.

Ключевые слова: студент, конкурентный ресурс, спортивно-контекстная программа, университетский комплекс, факторный анализ.

В условиях кризисной экономики XXI века конкурентоспособность выпускника вуза представляет собой отсроченный результат образования, так как определяется не столько сегодняшней востребованностью и трудоустройством выпускника, сколько его мобильностью на рынке труда, длительной успешностью его профессиональной карьеры. В этой связи особую значимость имеют предложения президента Российской Федерации В.В. Путина, подчеркнувшего на встрече с представителями студенческих спортклубов 24 января 2013 года, что «главная причина, которая заставляет всех нас, людей думающих, заниматься спортом, - это поддержание своего здоровья, что чрезвычайно важно для каждого конкретного человека и для общества в целом. Особенно это важно для молодых людей, потому что впереди ещё большой жизненный путь: создание семей, рождение детей, производственные успехи». Современные социологические и философские исследования О.В. Летуновой, Ф.Р. Туткарова, А.В. Щербины, Tom Verhoeff и других показали, что конкурентные качества личности, ее конкурентный ресурс связаны с агональной деятельностью, возможностью активно проявить личностные качества в соревновательных и состязательных ситуациях. Исследователями доказывается, что конкурентная борьба является феноменом культуры, имеющим глубокие исторические корни, причем конкуренция «как уничтожение» соперника и конкуренция «как соревнование и взаи-моразвитие» изначально содержится в качестве предпосылки в мифологемах сознания. В этой

связи, мы, обращаясь к условиям образовательной деятельности в вузах, считаем необходимым отметить разнообразные возможности и виды такого соревнования, например, за лидерство в учебной группе, в научно-исследовательской работе студента. В то же время наибольшие возможности соревновательной деятельности создают занятия физической культурой и спортом в учебной и внеучебной деятельности.

Цель данного исследования состояла в установлении роли физической культуры и спорта в формировании конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса. Исследование основалось на анализе механизма формирования конкурентного ресурса - процессе саморазвития, в качестве инструментария знания предполагалась апробация факторного анализа на анкетном материале. Были апробированы различные технологии формирования конкурентного ресурса, интегрирующие соревновательную, коммуникативную и квазипро-фессиональную деятельность.

В целях исследования процессов, механизмов и проявлений саморазвития созданы и используются разнообразные анкеты, тесты и опросники. Так, например, в исследовании «Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования» В.В. Федоровым применялась методика прямого ранжирования М. Рокича, усовершенствованная А. Гоштаусом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым. С ее помощью были выделены двенадцать характерных позиций, определяющих отношение студентов к

активной жизнедеятельности на основе общечеловеческих ценностей (свобода, развитие, здоровье, безопасность, материальное благополучие, профессиональный и личностный рост, любовь и др.). В исследовании «Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе» И.А. Шаршо-вым применялись методика определения предельных смыслов (Д.А.Леонтьев, В.Н.Бузин), тест самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантеле-ев), «Карта интересов» А.Е.Голомштока, тест «Способность самоуправления» (Н.М.Пейса-хов); оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной проф-консультации (КОС) (Б.А.Федоришин), тест на самоэффективность (в адаптации А.В. Бояринцевой), тест «Готовность к саморазвитию» (Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта), рисуночный тест «Деловые ситуации» (на основе ассоциативнорисуночного теста С.Розенцвейга).

Логика исследования предполагала предварительное изучение различных опросников и анкет в проблемном поле саморазвития, выявление инвариантной части содержания этого инструментария, синтез инвариантов, избыточное дополнение анкеты позициями, имеющими (по данным различных исследователей) влияние на процесс саморазвития. Мы опирались также на идеи ресурсного подхода в образовании (А.М.Кондаков [6]), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский [3]). Таким образом, предполагалось получить избыточную модель анкеты «Ресурсы, дефициты и факторы конкурентного саморазвития», которая включала 89 позиций-параметров, условно объединенных во внутренние и внешние факторы саморазвития. К внутренним факторам отнесены способности, качества характера, свои физические данные, образование, жизненный опыт, важность ряда жизненных принципов, жизненные перспективы. К внешним факторам отнесены значимые в саморазвитии: помощи со стороны преподавателей, куратора группы, программы обучения, занятий физической культурой, научноисследовательской работы) спортивной базы университета, информационно-технологической базы университета, учебной и научной базы университета, среды университета.

Согласно исследованиям А.А.Ухтомского и Г.К. Селевко [7] в саморазвитии актуальными являются условия организации деятельности

субъекта (подсистема «деятельность») и наличие определенного уклада окружающей среды жизнедеятельности субъекта познания, адекватного целям формирования доминант самосовершенствования его личности.

Нами также учитывались процессы формирования конкурентного ресурса самого студента, представленные в исследованиях Л. А. Бо-дьян, А.В.Гришина, Т.А.Даниловой, С.В. Зверева, Л.В. Курзаевой, Д.А. Мустафиной, Т.А. Сли-виной, Л.А. Шепталиной, Ж.А. Шуткиной.

Исследования, проведенные в Оренбургском государственном университете, показали, что условия университетского комплекса вносят существенные изменения и в формы, и в содержание деятельности студента: динамично меняются ценностные ориентиры студенчества (А.В. Кирьякова), формируется новая образовательная культура (Л.А. Витвицкая, Л.В. Му-сиенко), активно развивается интегративная образовательная среда (В.П. Ковалевский [5]), реализуются проекты компетентностного развития (И.Д.Белоновская), аккумулирующие новый тип ресурсов - ресурс самообразования (Н.М. Миняева).

Полученный массив ответов анкет был обработан автоматизированным способом по авторской методике В.А.Чепасова [1]. Для определения статистических характеристик и обусловленностей параметров исследования была построена общая матрица исследования, где столбцами стали 89 позиций анкеты, а строками были значения полученных параметров исследования по соответствующим наблюдениям.

Согласно приведенным результатам корреляционного анализа все позиции-параметры имеют между собой слабую линейную связь. Для выявления более глубоких взаимосвязей и определения групповых обусловленностей на матрице исследования был проведен факторный анализ.

Согласно методу факторного анализа параметры, объединившиеся в одном факторе, имеют одну природу поведения, одну групповую обусловленность. Любой параметр, попавший в один фактор, может быть определен по всем другим параметрам, попавшим в этот фактор, по соответствующим регрессионным уравнениям [1]. Среди параметров, объединившихся в факторе, находят параметр с максимальной факторной нагрузкой, который называется ба-

зовым для данного фактора. Основываясь на методиках В.И.Чепасова [1] можем минимизировать количество пунктов в анкете, оставив в ней только базовые. В представленном исследовании было выделено 37 базовых параметров (первоначально в анкете было 89 параметров-позиций), и определены соответствующие регрессионные уравнения, таким образом, существует реальная возможность более чем на 60% сократить трудоемкость анкетирования, а также соответственно повысить ее оперативность.

Факторный анализ проявил специфику наших респондентов - студентов 1-3 курсов университетского комплекса, для которых жизнеутверждающая уверенность выступает принципом саморазвития, значимы спортивная, научная и учебная база университета как среда саморазвития, куратор играет немаловажную роль в определении жизненных перспектив.

Отмечается совпадение полученных результатов с результатами многочисленных социологических и педагогических исследований ценностных и жизненных ориентаций современной молодежи, для которой материальное благополучие является одним из важных признаков успеха, а профессиональное образование призвано не только сформировать компетентность, но и представить мир во всем его многообразии. Для студентов крайне важен опыт самостоятельности, самореализации, самооценки, успешных действий. Возрастному составу респондентов вполне соответствует и высокая оценка своих исследовательских качеств, акцентуация на уверенность, быстроту, опора на собственный опыт как в учебе, так и в реализации жизненных планов.

Эти данные подтверждают валидность разработанной анкеты как инструментария исследования процессов саморазвития, а также возможность применения факторного анализа к результатам анкетирования и опросов по проблемам саморазвития студентов университета.

Результаты анкетирования, выявленные методом факторного анализа и количественных обусловленностей, показали:

- ключевыми механизмами процесса саморазвития студентов в условиях университетского комплекса являются самопринятие и самооценка, основанные на самоутверждении. Именно эти позиции являются базовыми среди таких известных механизмов и проявлений самораз-

вития как самопрогнозирование, самоусовершенствование и самоактуализация. Инструментами реализации механизма являются ситуации состязательности, соревновательности, успеха.

- к внутренним факторам саморазвития студенты относят разнообразие и успешность опыта самостоятельной реализации своих планов, как и опыт самостоятельного обучения и самостоятельного труда, которые имеют решающее значение в формировании жизненной позиции студента. Важнейшим внутренним фактором саморазвития студенты считают здоровье ума и тела. В этой связи их интересует состояние и развитие в вузе спортивной работы, физической культуры, а также кураторства как институциональная форма педагогического сопровождения процессов саморазвития (особенно для 1-3 курсов обучения). Очевидно, что и развитие тьюторства в вузах также станет значимым позитивным фактором.

Среди внешних факторов, позитивно влияющих на саморазвитие и относящихся к компонентам конкурентного ресурса вуза, по мнению студентов, наибольшее значение имеют учебная, научная и спортивная составляющие университетской среды. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов проявляется в выделении группы факторов, позитивно влияющих на саморазвитие. Среди них студенты определяют занятия физической культурой и спортом и наличие развитой спортивной базы университета, научно исследовательскую работу и развитость информационно технологической, учебной и научной базы университета, взаимодействие с преподавателями вуза в комплексной форме - кураторство в учебной группе.

На основании представленного исследования в университетском комплексе на базе Оренбургского государственного университета была апробирована авторская спортивно-контекстная программа «Спорт и профессия». Стержнем программы был цикл усложняющихся интегративных спортивно-конктекстные игр.

Идея игр, названных нами спортивно-конк-текстными, основана на американской методике Edge Games (спортивные игры для профессионального успеха или игры, обучающие на опыте), разработанной общественным объединением студенческих ассоциаций Техаса, Хьюстона, Далласа, Сан-Антонио, Эль-Пасо (2009г.). По замыслу студенческих ассоциаций игры, обучающие на

опыте - это необычные задания или искусственные трудности, которые помогают искать креативные решения. Участие в состязаниях и заданиях раскрывает принципы личного успеха.

Проведенный нами анализ описания игр показал, что педагогическая основа игр представляет собой последовательность ситуации успеха, причем профессиональный и спортивный успех не чередуются, а интегрируются в эмоциональном состоянии мышечной и интеллектуальной радости. Профессиональная деятельность носит скорее учебный характер и призвана имитировать моменты достижения радости труда. Интериоризация спортивноконтекстной деятельности обеспечивает формирование позитивного образа Я.

Спортивно-контекстная игра в нашем варианте включает этапы, ориентированные на создание ситуаций успеха на основе работы «команды победителей». Игры проводятся в рамках внеучебного времени - работы в кружках, секциях, кураторских часах. Первые этапы игры включают кратковременные спортивные состязания, объединяющие участников в команду, затем реализуются ситуации взаимодействия в контексте будущей профессии, следующим шагом в сработанной команде являются элементы деловых профессионально-ориентированных игр, заключительным элементом - элементы профессионально-ориентированных стратегических игр. Каждая из ступеней затрагивает различные аспекты, которые шаг за шагом ведут к личному успеху каждого.

Организация таких игр традиционно ориентирована на ряд результатов.

На первом этапе (кратковременные спортивные игры) целью является создание команды победителей. На втором этапе необходимо каждому из участников помочь в развитии характера успешного лидера. Третий этап носит профессионально-ориентированный характер. Так, в случае игроков-будущих экономистов целью деловой игры является прибыльное управление капиталом. В случае будущих бакалавров-инженеров решается задача разработки технологических процессов. Четвертый этап ориентирован на технологии тайм-менеджмента, как универсальные, так и специфичные для профессии, содержание игры состоит в эффективном планировании времени и стратегии. Для создании ощутимой динамики времени организуется

соревнования на скорость, точность, техничность выполнения того или иного задания.

В ходе игр практикуется так называемая «тема спикера». Сущность ее состоит в том, что приглашаются люди практики, которые делятся практическими советами, о том, что помогает им достигать личного успеха в различных жизненных сферах.

Затем организуется дискуссия в команде в форме свободного размышления по темам личного и профессионального успеха, трудоустройства, учебных достижений, приветствуются и рассказы о том, как другие стремятся на пути личного успеха. Следующий этап - чемпионат. В чемпионате в динамичном темпе решаются учебные, профессиональные и спортивные задачи. При наличии спонсоров, последним элементом игр являются призы, награждения, здоровьесберегающий ужин. В заключении устанавливаются условия, тематика и время следующих игр или сессий.

Содержание профессионально-ориентированных этапов игры на материале специальности «Антикризисное управление» представлено в работе [8]. Атмосфера веселья, творчества, интереса делают процесс открытия ступени личного успеха еще более эффективным.

Особенно тесно взаимодействие между студентами и преподавателями, как в спортивных состязаниях, так и в контексте будущей профессии отмечается в филиалах вуза. В рамках университетского комплекса такие игры проводились в Акбулакском филиале Оренбургского государственного университета, в Кумертауском филиале, в Бузулукском колледже промышленности и транспорта. Полноправными участниками игр стали преподаватели, кураторы, классные руководители. В Кумертауском филиале в играх участвуют члены студенческого научного общества, разработаны методики инженерных игр (Мельникова А.Я., Белоновская И.Д.) [ 2].

Развитая спортивная база университета определила возможность создания корпоративных групп здоровья, в которых совместно занимаются студенты и преподаватели. Наиболее популярными видами спорта стали игровые виды (баскетбол, минифутбол, волейбол и др.). Развитие университетских кампусов в Оренбурге позволили вовлекать в эти группы и аспирантов.

Соревновательная спортивная деятельность, занятие физической культурой и совмес-

циплин предусматривает ознакомление преподавателей с базовыми принципами здоровьесберегающих технологий, разработки успешных личностно-профессиональных стратегий саморазвития, освоения методик командных работ и креативных групп. Апробация курсов успешно прошла для головного вуза, филиалов и колледжей Университетского комплекса. Установлен факт интенсификации развития конкурентных качеств у студентов, участвовавших в спортивно-контекстных играх и корпоративных группах. Дополнительным позитивным эффектом стал рост интереса студентов к научно-исследовательской деятельности совместно с преподавателями в рамках НИРС.

14.05.2013

Список литературы:

1. Баранов, В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012.- №2.- С.21-27

2. Белоновская, И.Д., Мельникова А.Я. Инженерные игры в педагогической практике // Высшее образование в России. 2009. №3.- С. 112-119.

3. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М., Флинта: Наука, 2003.

4. Екшикеев, Т. К. Развитие конкурентного потенциала вуза на рынке образовательных услуг // Проблемы современной экономики, 2009. N 2 (30).

5. Ковалевский, В. П. Теоретические и методологические основы формирования регионального университетского комплекса: монография - М.: Экономика. - 2004. - 307 с.

6. Кондаков, А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства. - СПб.: Спец. лит., 2004.

7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко.- М.:, 2006.-216 с.

8. Силкин А.В., Белоновская И.Д. Технологии активного обучения при подготовке будущих менеджеров к управлению кризисными ситуациями // Высшее образование сегодня. - 2010. - №10. - С. 23-26.

Сведения об авторе:

Баранов Владимир Владимирович, заведующий кафедрой физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372468, e-mail: fizv@mail.osu.ru

UDC 37.01 Baranov V.V.

Orenburg state university, e-mail: fizv@mail.osu.ru

SPORTS AND CONTEXTUAL PROGRAMS OF FORMATION COMPETITIVE RESOURCE OF THE STUDENT OF A UNIVERSITY COMPLEX

Complex pedagogical means of personal development of the student are presented in article. Contextual character of the program was defined by its orientation to specifics of future professional activity of students. The program included carrying out integrative games for students and teachers, creation of corporate groups of health, introduction of additional subjects in the maintenance of advanced training courses of teachers of higher education institution, curators, in the preparation program «Teacher of the higher school», disciplines for choice for masters of pedagogics. Tendencies of an intensification of development of competitive qualities at participating students of the program, strengthening interaction of students and teachers within NIRS are as a result noted. Key words: student, competitive resource, sports and contextual program, university complex, factorial analysis.

Bibliography:

1. Baranov V.V., Belonovskaja I.D., Chepasov V. I. The factorial analysis as toolkit of pedagogical knowledge of selfdevelopment of the student of a university complex.The Bulletin of the Orenburg state university. 2012. №2. - С.21-27

2. Gershunsky B.S. Pedagogical prognostic. The theory, methodology, practice. М., Flint, 2003.

3. Ekshikeev T.K. Development of competitive potential of high school in the market of educational services//Problems of modern economy, 20O9. N 2 (30).

4. Kirjakova A.V., Olhovaja T.A., Belonovsky I.D. Axiology. Applied researches in pedagogics. - М: 2010.

5. Kovalevsky, V.P. Theoretical and methodological bases of formation of a regional university complex. - М: Economy. -2004. - 307 p.

6. Kondakov, A.M. Education as a resource of development of the person, a society and the state.- SPb.: 2004. - 235p.

7. Celevko, G.K. The encyclopedia of educational technologies. М: 2006.

8. Silkin A.V. Belonovsky I.D.Tekhnologii of active training by preparation of future managers for management of crisis situations//the Higher education today. - 2010. - No. 10. - Page 23-26.

тная профессионально-ориентированная деятельность по направлению профессиональной подготовки, по мнению студентов, создали атмосферу корпоративного успеха. Так сложились в рамках факультетов группы корпоративной поддержки участников соревнований, объединившие студентов - участников вузовской спартакиады «Университет», преподавателей - участников спартакиады «Бодрость и здоровье» и их болельщиков.

В рамках авторской спортивно-контекстной программы «Спорт и профессия» разработаны спецкурсы для системы повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов групп и магистров педагогики. Содержание дис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.