методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Например:
а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение;
б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являясь нетрадиционным видом контроля знаний;
в) эффективным способом повышения интереса учащихся является использование на уроках электронных учебников. Они повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют его с помощью мультимедийных элементов. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения.
Список литературы
1. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. К.: Изд-во «Вышейшая школа», 2004.
2. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. М., 2000. № 6.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ Яшенева А.С.
Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются инновационные процессы в образовании, а также анализируется понятие «инновация» в педагогическом процессе. Современное образование под влиянием научно-технического прогресса и информационного бума, уже довольно длительное время находятся в состоянии непрерывного организационного реформирования и переосмысления устоявшихся психолого-педагогических ценностей.
Ключевые слова: инновация, педагогические технологии, профессиональное образование, педагогическая инноватика.
Научные фундаментальные исследования, служащие обогащению теории и методологии педагогической науки, ориентированы на решение педагогических задач или теоретических вопросов практической направленности. Логическим продолжением фундаментальных исследований выступают теории, учебные программы и методические пособия, рекомендации, разработанные концептуальные подходы и др., апробированные в педагогической практике [2, с. 56].
Целесообразно отметить, что практико-ориентированные результаты фундаментальных исследований, предназначенных для внедрения в подсистемы образования и ориентированных на современную образовательную парадигму, содержат большой потенциал развития инноваций в современном образовании. С наибольшей убедительностью и аргументированностью сегодня актуализируется тенденция развития взаимосвязи организаций науки и образования.
Реформа экономики, переход ее на рыночную основу, возникновения новых общественных отношений предполагает существенные изменения в системе образования, побуждает ее к формированию рациональных моделей профессионального образования на основе социального, коллективного или индивидуального заказа на образовательные услуги.
В последнее время достаточно широко вошел в обиход термин «инновационные педагогические технологии». Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово «инновация» имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введение нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Социальные и экономические изменения первого десятилетия XXI века активно привносят инновации в теорию и практику отечественного образования, изменяя традиционное представление о его целях, функциях, сущности ценностного потенциала, обеспечивающие переход к постиндустриальному развитию общества. Следствием при этом выступают инновационные процессы в образовании, обусловленность которых согласуется с изменением организационной структуры системы образования, формирующейся целостно в контексте ведущих концептуальных идей - непрерывного и постиндустриального образования.
Отметим, что с этих позиций главной тенденцией развития профессионального образования, отвечающей требованиям подготовки специалиста нового поколения, являются диверсификационные процессы, инновационные по своей содержательной и результативной сущности и значимости, направленные на создание условий интегрированной системы обучения [4, с. 34].
Такой контекст предполагает установление устойчивой взаимосвязи фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования. Взаимосвязь науки и практики имеет большую социальную значимость как для учреждений науки, так и для образовательной системы, обусловливая результативность целей образования в рамках отечественных и мировых тенденций.
С этих позиций решение проблем теории и методологии образования в рамках фундаментальных исследований, выполняемых в контексте задач государственного заказа образованию, согласуется как с ведущими тенденциями становления новой образовательной модели, так и с ее нормативно правовыми основами такими, как Болонская декларация и Лиссабонская декларация; нормативные документы Министерства образования и науки РФ, и др.
Исследователи проблем педагогической инноватики (А. Арламов, М. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинський, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое. Общественная потребность побуждает педагогов-ученых к поиску новых педагогических идей и технологий, к распространению и внедрению передового педагогического опыта.
В рамках проблемы, рассматриваемой в данной статье, касающейся развития инновационных процессов в образовании, принципиальное значение и актуальность имеет приказ Министерства образования и науки от 23 июня 2009 г. №218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования», констатирующий: «Инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспективных и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан».
Цель статьи - выявить особенности внедрения инновационных педагогических технологий в высшей школе в современных условиях
Важно отметить, что научное учреждение «Институт теории и истории педагогики РАО» имеет большой и интересный опыт экспериментальной деятельности.
Теоретические исследования, проводимые в рамках направления «Научное обеспечение модернизации профессионального образования» проекта 1.6.«Методология содержательной и организационно-управленческой модернизации профессионального образования» РАО коррелируют с прогнозированием стратегии развития профессионального образования в рамках отечественных и общемировых процессов с учетом государственного заказа по подготовке квалифицированных специалистов для современного высокотехнологичного производства в технических вузах.
Имеющаяся педагогическая практика, ориентированная на традиционную систему подготовки специалиста и оправдавшая себя при решении прежних задач отраслевого развития экономики сегодня сталкивается с рядом проблем. Из их совокупности целесообразно выделить проблемы развития инновационного потенциала образовательного пространства «вуз-наука-производство», направленного на обеспечение процесса творческого саморазвития специалиста постиндустриального производства. В плане современных требований подготовки специалиста в рамках Государственного стандарта это согласуется с оптимизацией деятельности вуза в рамках компетентностного формата и инноваций [1].
Присвоение статуса Федеральной инновационной площадки Государственному образовательному учреждению высшего образования «Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ») по теме «Непрерывная подготовка инженерных кадров в образовательно-производственных условиях университетского комплекса: компетентностный формат и инновации» обусловливает определение содержания экспериментальной деятельности лаборатории методологии образовательного пространства в ключе ведущих направлений разработки, апробации и внедрения образовательной модели «вуз-наука-производство». Экспериментальная деятельность играет важную роль в реализации основных направлений государственной политики в сфере образования и в решении прогностических задач развития ГОУ МГИУ как одного из ведущих вузов по подготовке специалистов высшей инженерной школы.
С учетом имеющегося опыта подготовки специалистов в ГОУ МГИУ совместно с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, рядом крупных оборонных, производственных, эксплуатационных и сервисных предприятий актуальна разработка концепции подготовки специалистов постиндустриального производства в рамках государственного задания организациям науки. Концепция подготовки принимает во внимание приоритетную тенденцию становления диверсифицированной интегрированной системы обучения в системе «вуз-наука-производство». Ее экспериментальная отработка и внедрение в практику образовательного процесса вуза прогностически направлена на развитие и становление механизма взаимосвязи интегрированной системы обучения на научной и образовательно-производственной основе. Это обусловит построение образовательного процесса в рамках компетентностного подхода по подготовке специалиста с опорой на современные инновационные формы консолидации субъектов науки, образования, производства.
Поскольку интегрированная система обучения, диверсификация ее форм и содержания является основой развития современных форм экономической и интеллектуальной взаимосвязи науки, университетского образования и производства, имеющих общую, кластерную образовательно-производственную базу подготовки специалистов нового поколения в рамках компетентностного формата: от профессиональной ориентации и первичной адаптации до послевузовской научно-исследовательской подготовки, профессиональной практики и жизненного опыта [3, с. 78].
Перспективным направлением прикладного исследования лаборатории методологии образовательного пространства выступает данный наукоемкий проект подготовки инженерных кадров нового поколения для решения задач модернизации отечественной экономики.
66
В рамках совместной экспериментальной деятельности приоритетными задачами являются: разработка концепции, теории и методологи создания образовательной организационно-структурной модели подготовки инженерных кадров в образовательно-производственных условиях университетского комплекса ГОУ МГИУ с учетом ведущих тенденций реформирования университетского образования в России, широкий эксперимент ее практической реализации - от стратегии локальных изменений до системного внедрения в практику отечественного образования.
Внедрение комплексных инноваций с учетом прогностической стратегии в высшем профессиональном образовании - создание Федеральных, исследовательских университетов; технического «Сколково»; развитие международного сотрудничества в рамках Болонского процесса и др. - оптимизирует деятельность коллективов организации и науки в контексте новой сущности их совместной взаимообусловленной деятельности [3, с. 12].
Интеграционные процессы в сфере науки и образования, актуализирующие процесс совместной научной исследовательской и образовательной деятельности, могут принимать различные формы и носить институциональный, программный или кластерный характер. В качестве ведущих форм взаимодействия организаций науки и образования целесообразно выделить совместные научно-образовательные объединения, центры передовых исследований, формируемые на базе ведущих вузовских и академических научных коллективов, межведомственные координационные советы по научным направлениям РАО и др.
При этом требование ко всем формам интеграционных структур - высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности, направленных на развитие системы подготовки кадров на основе целостности образовательного и научного процессов.
В представленном контексте взаимосвязи фундаментальных и прикладных исследований существенно важной является тенденция открытия различного вида экспериментальных площадок, которые призваны стать одним из центральных звеньев в процессах интеграции науки и образования [2, с. 122].
Список литературы
1. Демченко ЗА. Исследование категории «ценностное отношение» в научно-исследовательской деятельности студентов // Ценности и смыслы, 2012. № 1 (17).
2. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2016.
3. НовиковА.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2016.
4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998.