31 (88) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
теоретические основы устойчивого пространственного развития регионов южного федерального округа
д. П. ФРОЛОВ,
доктор экономических наук,
заведующий кафедрой маркетинга и рекламы
E-mail: ecodev@mail. ru
В. с. ТРУБИНА,
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы E-mail: tvika2@yandex. ru Р. с. МИРЗОЕВ,
аспирант кафедры маркетинга и рекламы
E-mail: marketech@volsu. ru
Волгоградский государственный университет
В статье разработаны теоретические основы устойчивого пространственного развития регионального хозяйства. Даны основные понятия, выявлены и обоснованы ключевые направления экономической деятельности. Сформулированы принципы устойчивости регионального хозяйства с позиций пространственной экономики. Делается вывод, что в настоящее время требуется унификация структуры всех региональных социально-экономических стратегий с выделением в них блоков устойчивого пространственного развития.
Ключевые слова: региональное экономическое пространство, устойчивое пространственное развитие регионального хозяйства, режим развития, производственные факторы, пропорциональность пространственной структуры, проблемные территории, эффективное использование пространства региона.
Южный федеральный округ (ЮФО) России — институциональная форма организации гетерогенного экономического пространства с целевой функцией интеграции входящих в его состав регионов для повышения их конкурентоспособности, устойчивости и безопасности1.
1 Фролов Д. П. Институциональный подход в теории и прак-
тике региональной экономики // Региональная экономика:
теория и практика. 2008. № 25. С. 19—24.
Импульсом новому этапу эволюции ЮФО стал Указ Президента РФ от 19.01.2010 № 82, которым произведена очередная пространственная трансформация, связанная с выделением СевероКавказского федерального округа (СКФО). В его состав вошли следующие субъекты РФ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край. Таким образом, в составе ЮФО остались Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.
Проведенная реструктуризация экономического пространства Юга России объективно создает систему актуальных и отложенных во времени (кратко-, средне- и долгосрочных) эффектов. Среди них наибольшее значение для ЮФО имеют следующие: • декриминализация экономики и демилитаризация стратегического управления округом. Республики Северного Кавказа традиционно выступают источниками криминогенных рисков. В них неуклонно растет число преступлений, в том числе терактов, грабежей, похищений с целью выкупа и т. д., «подпитываемых» коррупцией,
- 27
сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Многие «факторы (в том числе горный рельеф и труднопроходимый характер местности большей части региона) создают благоприятную среду для роста теневой экономики» 2. Противодействию этим проблемам администрацией ЮФО всегда уделялось приоритетное внимание. Формирование СКФО ведет к делегированию его руководству функций борьбы с организованной преступностью и коррупцией, позволив ЮФО сконцентрировать свою стратегию на решении задач экономического характера;
смягчение уровня асимметрии и преодоление автаркических тенденций. Новая структура экономического пространства ЮФО создает условия для преодоления неравномерности размещения ресурсов и видов деятельности на территории округа, снижения уровня социально-экономической дифференциации регионов, повышения плотности межрегиональных хозяйственных связей и отношений. Ведь в рамках бывшего ЮФО «регионами-локомотивами» выступали Волгоградская, Астраханская и Ростовская области, а также Краснодарский край, тогда как Адыгея и Калмыкия относились экспертами к категории «регионов в стадии трансформации». В данную категорию входит большинство субъектов СКФО за исключением Ставропольского края («локомотив»), Чечни и Ингушетии («проблемные регионы»)3;
четкое определение профиля отраслевой специализации. Приоритетной сферой деятельности в обновленном ЮФО является крупное промышленное производство, наиболее развитое в Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях и Краснодарском крае4, а также сельское хозяйство, транспортная инфраструктура, туристический бизнес;
институциональные и стратегические изменения. Прогрессивное развитие экономического
2 Оценка стратегии реконструкции и развития на Северном Кавказе: экспертный доклад // Фонд «Форум по раннему предупреждению и раннему реагированию — Евразия», «Миротворческая Миссия имени генерала Лебедя». М., 2005. С. 46.
3 Идрисов А. Стратегия экономического развития ЮФО до 2025 г. // Презентация результатов проекта для Кубанского экономического форума, сентябрь 2008 г. URL: http://www. csr. m/_upload/editor_ffles/ffle0226.ppt. С. 17.
4 Курченков В. В. Определение стратегических направлений развития ЮФО / В. В. Курченков, С. Н. Соколов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2008. № 1 (12). С. 75—79.
пространства ЮФО может быть осуществлено только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил общества5. Для этого необходимо разработать стратегию пространственного развития ЮФО и аналогичные стратегии для всех входящих в его состав регионов, модернизировать федеральную целевую программу «Юг России (2008—2012 годы)», принять Стратегию развития Юга России на период до 2025 г. и другие основополагающие документы. В ходе стратегического планирования и программирования учет пространственной специфики регионов является объективно необходимым в силу масштабов территории округа и его хозяйственного разнообразия6. Не менее важной представляется ориентация на устойчивость социально-экономического развития, особенно актуальная в условиях кризисных процессов. Соединение двух перспективных направлений современной экономической науки — теории устойчивого развития и пространственной экономики — в рамках предмета региональной экономики позволяет сформировать теоретико-методологические основы устойчивого пространственного развития (УПР) региональных хозяйственных систем.
В условиях глобализации преобладающим видом изменений являются неравновесные процессы, поэтому внимание экономистов закономерно обращается на новые теоретические подходы, позволяющие адекватно представлять многовариантность и вероятностный характер развития, в том числе и на региональном уровне хозяйствования.
Согласно теории синергетики, поведение любой системы включает как детерминистический, так и вероятностный аспекты, а развитие понимается как история смены относительно устойчивых (равновесных) и неустойчивых состояний. При выходе системы из стационарного состояния особую роль приобретают флуктуации (малые возмущения), которые «раскачивают» нестабильную систему и могут повлиять на направление ее дальнейшего развития. Поэтому часто «будущее состояние определяется начальной флуктуацией» 7.
Постулаты синергетики, предметом которой являются сложные неравновесные системы, явля-
5 Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. 5-е изд. М.: ГУ—ВШЭ, 2006.
6 Митрофанова И. В. Стратегическое программирование развития макрорегиона. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.
7 Гленсдорф П. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций / П. Гленсдорф, И. Пригожин. М.: Мир, 1973. С. 109.
ются методологически ценными для региональной экономики. Ведь любой «регион РФ — сложная социально-экономическая геосистема, развитие которой в современных экономических условиях характеризуется стохастичностью, неопределенностью и в значительной степени непредсказуемостью» 8. Сложность институтов и организации, многоуровневость структуры, асимметричность и асинхронность развития, неодновременное возникновение переходных (бифуркационных) состояний в подсистемах, высокая скорость изменений — это реальные свойства экономического пространства ЮФО, которые должны учитываться при разработке стратегии его устойчивого развития и методов регулирования пространственных трансформаций.
Приняв понимание «жесткости» системы как ее невосприимчивости к внешним импульсам и неизменяемости ее структуры9, следует сделать вывод о том, что наиболее устойчивыми являются, используя физическую терминологию, «пластичные» и «упругие» системы, а не «жесткие» или «мягкие». Поэтому адаптационный и инновационный потенциалы регионального хозяйства являются важнейшими составляющими его устойчивости.
Концепция устойчивого развития предполагает:
• понимание региональной эволюции как длительного процесса стратегических изменений, направленных на достижение баланса между интересами настоящего и будущих поколений, снижение материало-— и энергоемкости экономического роста и повышение справедливости распределения доходов;
• введение определенных ограничений на эксплуатацию природных ресурсов, в том числе мер компенсационного характера (экологических налогов, санкций за нарушение природоохранного законодательства, льгот на внедряемые экологически нейтральные технологии);
• проведение политики смягчения социальной дифференциации и обеспечения удовлетворения основных (базовых) потребностей всех членов общества независимо от их экономической активности, пола, возраста, расовой принадлежности или вероисповедания.
8 Седаков И. А. Общие методологические подходы к моделированию и прогнозированию социально-экономического развития региона // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4. С. 151—155.
9 Воронин А. А. Устойчивое развитие — способ существова-
ния больших систем // Проблемы и перспективы устойчивого
развития Волгоградской области: сб. науч. статей. Волгоград:
Изд-во ВолГУ, 2000. С. 111—128.
Переформулировав эти идеи в терминах пространственной экономики, приходим к выводу, что устойчивое развитие предполагает гармонизацию темпов и векторов развития экономического пространства с состоянием его природной и социальной среды. Поэтому следует признать некорректным сведение затрагиваемых концепцией устойчивого развития проблем системного характера исключительно к области экологии.
В наиболее общем смысле УПР региона — это стратегический процесс повышения эффективности развития регионального экономического пространства (РЭП) и направляемой гармонизации его траектории, темпа и способа с состоянием и потенциалом его природной и социальной среды. В предлагаемой формулировке скрыто присутствует требование максимальной адаптации РЭП к возмущающим воздействиям, поскольку только при наличии данного свойства соблюдаются и принцип максимизации (эффективности), и принцип гармонизации (пропорциональности).
В эволюционном аспекте УПР региона представляет собой поток необратимых изменений элементов его внутренней среды, их состава, функций, связей и отношений между собой и с внешней средой, используемых ресурсов, факторов и валового продукта в направлении обеспечения гармонизации пространственной структуры регионального хозяйства на основе оптимизации использования территории.
Непрерывный экономический рост не может рассматриваться в качестве главного критерия регионального УПР. Скорее, устойчивым может быть только поступательно-возвратное движение хозяйственно освоенной территории10. Пространственное развитие регионального хозяйства имеет волновой характер и циклично проходит два качественно различных этапа.
Первый этап характеризуется увеличинием разнообразия РЭП посредством дифференциации видов хозяйственной деятельности, форм территориальной специализации, моделей институциона-лизации и организации общественных отношений, методов природопользования, способов коммуникации и контрактных взаимодействий. Происходит увеличение уровня как трансформационных, так и трансакционных издержек. При этом может наблюдаться углубление и обострение противоречий экологических, экономических и социальных интересов субъектов регионального хозяйства.
10 Попкова Е. Г. Новое качество экономического роста. Волгоград: ВолгГТУ, 2005. С. 64—65.
- 29
Второй этап характеризует коррекцию траектории, темпа и способа развития РЭП. Накопленные в результате увеличения разнообразия противоречия эволюционно разрешаются и институционально оформляются. Возникают устойчивые модели экономических отношений, складываются кластеры предприятий и новые зоны экономической активности, реструктурируется система региональных сетей взаимодействий хозяйствующих субъектов, утверждаются новые «узлы» и «ворота» РЭП, происходит отсев неэффективных технологий и субъектов. Трансформационные и трансакционные издержки обнаруживают тенденцию к снижению.
В устойчивом развитии РЭП наблюдаются как подъемы, так и спады, более или менее выраженные, однако объективно необходимые для повышения устойчивости регионального хозяйства.
Под траекторией развития РЭП понимается условная линия его движения в трехмерном координатном пространстве, задаваемом стратегическими ориентирами, императивами и приоритетами. При этом ориентиры трактуются как установленные цели пространственного развития, выражающиеся в качественных и количественных индикаторах. Императивы выступают ограничениями процесса пространственного развития, обусловливающими его перспективы. Приоритеты — наиболее значимые направления развития РЭП, предполагающие первоочередные меры финансового, кадрового, ресурсного и институционального обеспечения11.
Стратегической целью регионального УПР можно считать «достижение на основе использования преимуществ регионального хозяйственного пространства высокого и устойчивого повышения качества жизни нынешних и будущих поколений населения его граждан, создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, улучшение окружающей среды» 12. Постановка такой генеральной цели в конкретных условиях каждого региона предполагает формирование разветвленного «дерева» конкретных целей УПР.
Темп развития РЭП — это скорость его «направляемого, допустимого и приемлемого движения по определенным ориентирам среди действующих императивов с учетом выявленных
приоритетов» 13. На первый взгляд рост относительной скорости изменения уровня ВРП в единицу времени в границах анализируемого временного отрезка с большой долей вероятности свидетельствует об укреплении устойчивости регионального хозяйства. Но при более детализированном анализе ситуация не выглядит столь определенной, поскольку может происходить некомпенсируемое истощение региональных ресурсов для обеспечения интенсивного экономического роста. Могут накапливаться пространственные диспропорции в размещении ресурсов, производственных объектов, инфраструктуры и видов экономической деятельности. Поэтому количественные параметры экономической динамики, свидетельствующие о ее позитивном характере, зачастую камуфлируют и искажают реальные процессы, происходящие в РЭП, снижая эффективность управляющих воздействий.
Способ эволюции РЭП — действующий хозяйственный механизм его использования, т. е. непрерывного преобразования одного состояния РЭП в другое посредством обеспечения прямого и обратного взаимоперехода условий С, ресурсов ВГ, факторов Fr и продукта Qr регионального воспроизводства: С ^ В ^ F ^ Q. В зависимости
г ~ Г Г Г
от характера данного взаимоперехода формируется интенсивная (инновационная) или экстенсивная (консервативная) региональная культура хозяйствования, которая может выступать как фактором ускорения, так и тормозящей силой в отношении пространственного развития14.
Под режимом развития РЭП понимается определенная комбинация траектории, темпа и способа его эволюции. Представляется, что нарушение устойчивости пространственного развития региональной хозяйственной системы следует понимать не как ее выход из некоего стационарного (равновесного) состояния, а как вынужденное изменение исходного режима развития РЭП, что ведет к территориально-воспроизводственным дисбалансам, диспропорциям и сбоям хозяйственного механизма.
Позитивное изменение режима развития РЭП в соответствии с задачами устойчивого развития — сложный, многоэтапный процесс с вероятностным
11 Иншаков О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: методологические и методические проблемы формирования. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 26—28.
12 Иншакова Е. И. Устойчивое развитие макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования / Е. И. Иншакова, А. В. Самохин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2008. № 1 (12). С. 80—85.
30 -
13 Иншаков О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: методологические и методические проблемы формирования. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 27.
14 Иншаков О. В. Экономическое пространство и пространственная экономика. Размышление над новым экономическим журналом / О. В. Иншаков, Д. П. Фролов // Экономическая наука современной России. 2005. № 4. С. 174—180.
характером результатов, так как само региональное хозяйство является комплексной системой и применительно к нему понятие устойчивости является изначально многоаспектным15.
Необходимо подчеркнуть содержательные отличия УПР от концепций устойчивого (УР) и пространственного (ПР) развития. Если УР акцентирует внимание на необходимости обеспечения совместного развития (коэволюции) РЭП с природной средой, акцентируя внимание на экологическом аспекте регионального развития, то теоретики ПР смещают фокус внимания на достижение пропорциональности и эффективности в размещении экономических ресурсов по территории региона, т. е. на гармонизацию территориальной структуры регионального хозяйства. В свою очередь, УПР включает подходы УР и ПР, дополнительно фокусируясь на достижении коэволюции РЭП с социальной средой и гармонизации его трансформационных и транс-акционных характеристик.
Представляется необходимым выделить и содержательно охарактеризовать основные направления устойчивого пространственного развития региона16.
1. Своевременная идентификация экзогенных (внешних) угроз и вызововмегамасштаба с адекватной коррекцией региональной стратегии развития. Регионализация — процесс закрепления регионов в статусе активных действующих лиц мирового хозяйственного пространства. Регионы все чаще выступают независимыми субъектами международных экономических отношений, привлекая иностранные инвестиции, становясь партнерами международных институтов, налаживая контакты и укрепляя связи с регионами других стран. Степень открытости РЭП непрерывно возрастает, поэтому региональные экономики становятся особенно уязвимыми для угроз глобального характера. Эти угрозы, как и открываемые глобализацией новые возможности (вызовы), должны быть своевременно выявлены, адекватно интерпретированы и учтены при регулировании пространственного развития. Особенно высокое значение геополитические и геоэкономические условия приобретают для пространственных стратегий российских регионов, которые ориентируются на построение международных транспортных коридоров.
2. Увеличение объема и оптимизация структуры межрегиональных и внешнеэкономических связей, повышение эффективности приграничного сотрудничества. При планировании пространственного развития регионального хозяйства целесообразно принимать во внимание объем и структуру не только межрегиональных, но и приграничных экономических связей. Кроме того, важно эффективно прогнозировать динамику и направленность инвестиционных и миграционных потоков. Стратегическое значение для повышения эффективности УПР имеет расширение связей региона с другими субъектами РФ, а также с партнерами России по СНГ. Но усиление плотности межрегиональных и интеграционных связей повышает риски совместного развития. Негативные тенденции в экономике партнеров становятся экзогенными шоками для регионального хозяйства, что требует прогнозирования таких рисков и их комплексного учета в стратегии пространственного развития. Формирование зон межрегиональной интеграции является перспективной технологией обеспечения УПР. Институциональной основой межрегионального сотрудничества выступают договоры о партнерстве между соседними субъектами РФ, создание совместных консультативных и координационных органов, заключение договоров между соседними муниципальными образованиями, открытие представительств в соседних регионах, совместное строительство объектов межрегионального значения.
3. Стратегичность функционального экономического зонирования и размещения ресурсов по территории региона на основе выстраивания сетевой конфигурации «узлов», «ворот», «порталов», «каналов», «осей» и зон развития. Современными исследователями предлагается потоковая интерпретация экономического пространства17, которую целесообразно перенести на РЭП как пространство специфического уровня и масштаба. Потоки ресурсов, товаров и капитала выступают содержанием РЭП, а на их основе формируется его сетевая структура — система горизонтальных связей и взаимодействий хозяйствующих субъектов, ведущая к изменению плотности и концентрации пространства регионального хозяйствования. В рамках РЭП целесообразно выделять «узлы», «ворота» и «порталы».
15 Кибиткин А. И. Устойчивость сложных экономических систем в условиях рынка. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 2000.
16 Трубина В. С. Устойчивое пространственное развитие ре-
гиональной хозяйственной системы: теоретические аспекты //
Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.
3. Экономика. Экология. 2009. № 1 (14). С. 57—62.
17 Иншаков О. В.«Световое» измерение процессов глобализации экономики в региональном аспекте: потенциал и перспективы / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова // Свет и цвет в экономике и обществе / под общ. ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 399—403.
- 31
Под «узлами» РЭП понимаются «места, где осуществляются стратегически важные функции, строящие ряд базирующихся в данной местности видов деятельности и организаций вокруг некоторой ключевой функции» 18. «Узлы», связанные каналами, формируют сетевую структуру РЭП.
Однако вследствие неравномерности регионального развития некоторые «узлы» перерастают в «ворота», начиная выполнять функции межрегионального транзита потоков капитала и товаров. «Порталы» представляют собой наиболее мощные «ворота», масштаб влияния которых охватывает пространство крупных межрегиональных объединений. Поэтому «в России такие порталы целесообразно строить в Северо-Западном, Дальневосточном и Южном федеральных округах» 19.
Наряду с «полюсами роста» как участками РЭП, характеризующимися наибольшим потенциалом позитивной динамики и инновационного развития, следует идентифицировать «оси пространственного развития», т. е. аналитически выделяемые на территории региона линии тяготения экономической активности, часто совпадающие со сложившимися транспортными коридорами. Создание и усиление перспективных «осей развития» в РЭП предполагают соответствующую корректировку сложившейся пространственной структуры и инфраструктуры, проведение целенаправленной кадровой и инвестиционной политики.
Кроме того, «стимулирование развития отдельных территорий и целых регионов возможно через отдельные пункты (точки, зоны), где создаются особые (отличные от других) условия функционирования экономики за счет налоговых и иных льгот и преференций» 20. Формирование новых «зон роста», адекватных требованиям постиндустриального общества, связано с созданием адекватной ресурсной конфигурации путем стратегически определенного размещения экономических ресурсов по территории региона.
4. Повышение инвестиционной привлекательности региона, создание стабильных воспроизводственных условий (инвестиционного «климата») и продвижение позитивного имиджа региона. Инвестиционный «климат» — комплексная характеристика РЭП
18 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 387.
19 Иншаков О. В. Биржа: эволюция экономического института / О. В. Иншаков, А. М. Белобородько, Д. П. Фролов. 2-е изд.,
перераб. и доп. М., 2008. С. 309.
20 Пространственное развитие Пермского края: проблемы и перспективы: тезисы к докладу / Экспертная группа под рук. канд. экон. наук А. А. Климова. Пермь: Межотраслевой институт региональных исследований, 2006. С. 31.
32 -
в аспекте его привлекательности для инвесторов, включающая инвестиционный потенциал и набор инвестиционных рисков — это долгосрочный (многолетний) режим инвестирования в конкретном экономическом пространстве. В свою очередь, инвестиционная «погода» — это состояние инвестиционных процессов хозяйственной системы в определенный момент, в оперативном или краткосрочном периоде (неделя, месяц, квартал, год). Эволюция РЭП представляет собой асинхронный, многоскоростной процесс, на который влияют два класса переменных (факторов) — быстрые и медленные. Изменение инвестиционной «погоды» отражает быстрые и сверхбыстрые процессы в РЭП, тогда как метаморфозы инвестиционного «климата» связаны с медленными и сверхмедленными процессами, в том числе с трансформацией институциональных отношений собственности.
Трансформация инвестиционного «климата» является длительным процессом, в основном имеющим эволюционный характер (приращение потенциала), но нуждающимся в управляющих воздействиях и стратегических мерах по снижению внутрирегиональных рисков — экономических, политических, инфраструктурных, социальных и т. д. Минимизация инвестиционных рисков должна сопровождаться формированием инвестиционного имиджа и бренда региона, т. е. выгодного представления его потенциала с помощью рекламы и PR-технологий. Вместе с тем справедливо утверждение о том, что «инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости»21 пространственного развития региона. Привлечение инвестиций должно базироваться на стратегии пространственного развития, в противном случае высока вероятность усиления региональных диспропорций.
5. Продуктивная дифференциация и динамичная гармонизация отраслевой и территориальной структуры экономики региона за счет индуцируемых структурных сдвигов. Под индуцируемыми структурными сдвигами понимаются глубокие изменения пространственной структуры регионального хозяйства, целенаправленно вызываемые с помощью комплекса регулирующих воздействий. К числу таких воздействий относятся введение льготных режимов налогообложения, предоставление кредитов на специальных условиях, гарантии со стороны региональной власти, открытие специальных экономических зон для предприятий клю-
21 Сухинова С. Е. Региональная специфика инвестиционного климата. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 20.
чевых отраслей, способных стать «моторами роста» и сформировать «полюса развития» в РЭП.
6. Сокращение площади «проблемных» территорий, являющихся зонами бедности и конфликтоген-ными «очагами» социального пессимизма. В моделях представителей новой экономической географии (П. Кругман, М. Фуджита и др.) 22 регионы рассматриваются как точки в географическом пространстве, лишенные качественных характеристик и «индивидуальной» специфики территориальной организации хозяйства. В результате экономическое пространство (в региональном аспекте) представляется гомогенным, что вызывает обоснованную критику, например, со стороны Р. Мартина, автора нашумевшей статьи «Географическая экономика Пола Кругмана и ее применение к теории регионального развития: критическое переосмысление» 23. Однако объективно существует асимметрия, которая часто «выражается в глубоком социально-экономическом расслоении, в масштабных диспропорциях, касающихся развития институтов, отраслевых, межотраслевых и межрегиональных экономических связей, инвестиционного потенциала, предпринимательской практики и т д. »24. Следовательно, пространственную неравномерность необходимо учитывать при разработке региональных программ развития.
Проблемные территории — это отдельные участки РЭП, в которых наблюдаются негативная экономическая динамика, низкий уровень доходов населения, дефицитный местный бюджет, социальная апатия и агрессия. В каждом регионе можно обнаружить дотационные, депрессивные, неперспективные территории (деревни, поселки и т. д.). Поэтому значимым направлением УПР региона является сокращение разрывов между территориями в доступе к материальным благам в душевом потреблении. Именно проблемные территории должны в первоочередном порядке становиться объектами переговоров с инвесторами, в них необходимо создавать специальные экономические зоны. Такой подход отвечает требованию недопущения образования в РЭП разрывов («белых пятен»), т. е. участков с крайне низкой
22 Fujita M. Spatial economy: cities, regions and international trade / M. Fujita, P. Krugman, A. J. Venables. Cambridge: Massachusetts; London: England, MIT Press, 1999.
23 Martin R. Paul Krugman's geographical economics and its implications for regional development theory: a critical assessment / R. Martin, P. Sunley // Economic Geography. 1996. Vol. 72. № 3. Р. 259—292.
24 Хуажева А. Ш. Уровень устойчивости и конкурентоспособности региональных агропромышленных комплексов: методические подходы к ранжированию // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4. С. 146—150.
экономической активностью. Особое внимание проблемным территориям должно быть уделено при стратегическом планировании пространственного размещения производственного потенциала и инфраструктурного обеспечения.
7. Расширение масштабов продуктивно, целесообразно и эффективно используемой территории региона. В аграрных регионах главным индикатором данного направления УПР является динамика посевных площадей. В индустриальных регионах становятся необходимыми картография производственной деятельности, выявление слабо задействованных территорий и потенциала их инфраструктурного связывания.
8. Выявление и ликвидация участков РЭП с замкнутым хозяйственным оборотом (анклавов).
Формирование автаркических тенденций в РЭП является сигналом о сбоях проводимой пространственной экономической политики. Анклавы наиболее часто выступают следствием разрыва хозяйственных связей, деградации инфраструктуры (прежде всего транспортной), слабой экономической активности. Вместе с тем в России учащаются случаи отчуждения участков РЭП национальными диаспорами (китайцы, цыгане и др.), что требует пересмотра применяемых методов и инструментов регулирования пространственного развития. Региональные анклавы, даже несмотря на их незначительные масштабы (это могут быть отдельные поселки или даже улицы в крупных городах), производят мощные негативные эффекты, поскольку именно в них наиболее часто концентрируется противозаконная деятельность.
9. Устойчивое функционирование РЭП на основе оптимизации использования региональных ресурсов, повышения интенсивности действующих факторов воспроизводства и непрерывное увеличение ВРП:
а) выравнивание «кадрового рельефа» региона для предотвращения сверхконцентрации трудовых ресурсов, выявление каналов нелегальной миграции и повышение эффективности социализации мигрантов, способствование росту интеллектуализации ВРП (повышения доли в его объеме наукоемкой продукции) и доходов от интеллектуальной собственности. Традиционной проблемой региональной экономики является повышенная концентрация населения в крупных городах, отражающая центростремительные тенденции развития РЭП. Поэтому важным направлением УПР является стимулирование центростремительных тенденций, «освоение периферии» региона, формирование условий для переселения работников и их семей в пригородные зоны.
33
Поскольку РЭП характеризуется открытостью, оно становится средой для миграционных потоков, по которым движутся трудовые ресурсы как из других регионов РФ, так и из стран СНГ. Объективно возникают проблемы ассимиляции мигрантов, т. е. их интеграции в региональную социокультурную среду, которые часто выражаются в формах возникновения анклавов и даже гетто в крупных городах. Конфликты коренного населения и мигрантов часто возникают на почве сохраняющихся религиозных и националистических предрассудков, но также базируются на экономических интересах, в том числе на борьбе за рабочие места и сферы рыночной власти. Нелегальная миграция способствует расширению теневой экономики, порождая новые каналы противозаконной деятельности (наркотрафики, нелегальные публичные и игорные дома и др.).
Интеллектуализация РЭП напрямую связана с формированием региональной инновационной системы, связывающей воедино университеты, научно-исследовательские структуры, консалтинговые и маркетинговые агентства, центры трансфера инноваций, бизнес-инкубаторы и коммерческие фирмы для обеспечения минимизации трансак-ционных издержек трансформации изобретения в форму инновационного товара. Размещение этих структур в РЭП и формирование эффективной институционально-правовой среды сделок с объектами интеллектуальной собственности — необходимое звено в региональном механизме УПР;
б) инновационная модернизация технологической базы регионального хозяйства в направлениях усиления экологической безопасности производства и перехода к постиндустриализму с учетом наличия многоукладности;
в) снижение энергозатратности хозяйственного механизма при параллельном повышении доли альтернативных материалов и источников энергии в их общем региональном объеме;
г) формирование однородного, непрерывного и эффективного институционального пространства за счет обеспечения полного соответствия региональных нормативно-правовых актов федеральному законодательству и Конституции РФ, комплексная институционализация всей территории региона, установление региональных стандартов на уровне не ниже заданного федеральными регламентами;
д) оптимизация «организационного рельефа» РЭП за счет стратегического размещения на территории региона специальных экономических зон и инициирования самоорганизации бизнеса в форме кластеров, увеличение плотности внутрирегиональных хозяйственных связей;
34 -
е) преодоление информационной асимметрии путем стимулирования интернетизации региона, установления повышенных требований в отношении размещения экономически значимой информации на веб-сайтах, стимулирование роста объемов электронного документооборота, создание региональной виртуальной информационно-образовательной среды.
10. Комплексная инфраструктуризация РЭП, обеспечивающая его технологическое, транспортное, институциональное и информационное «связывание», создающее интеграционные импульсы.
11. Реализация превентивных мер в отношении кризисов и сглаживание их последствий, недопущение распространения и локализациирецессии и депрессии в отдельных территориях регионального хозяйства.
12. Сокращение масштаба теневой зоны РЭП и повышение прозрачности происходящих в нем скрытых процессов (нелегальных потоков товаров и капитала, криминальных и коррупционных взаимодействий, серых схем и т. д.) за счет развития технологий их выявления и мониторинга.
13. Снижение масштабов убыточного сектора РЭП за счет повышения эффективности технологий антикризисного управления, санации и банкротства предприятий.
14. Достижение и поддержание компромисса интересов общественных классов и групп региона в отношении проводимой пространственной экономической политики.
Устойчивое пространственное развитие обеспечивается и регулируется не только федеральными и региональными органами власти, но и региональными сообществами — профсоюзами, партиями, предпринимательскими ассоциациями, неправительственными организациями, виртуальными группировками, субкультурами и т. д. Все они в разной степени выступают группами общественного влияния и носителями определенных интересов. Практика волюнтаристских решений о строительстве или сносе того или иного объекта, о прокладке трассы или изменении статуса территории и т. п. должна уйти в прошлое. Подобные решения, не имеющие в основании научной базы и общественного мнения, становятся поводами для социальных волнений, митингов, пикетов и других форм коллективного протеста.
15. Стратегический баланс интересов современного и будущего поколений населения региона в отношении использования РЭП. Пространственное развитие — социально обусловленный процесс, в котором должны комплексно учитываться особенности территориального распределения (концен-
трации) религиозной, национальной (в том числе расовой) и политической структуры населения региона. Поэтому в основе УПР должен лежать общественный консенсус, а его принципом является строгое соблюдение конституционных прав и свобод местного населения, включая свободу передвижения, право выбора места жительства, образования и работы, право на жилище и отдых, наличие благоприятной окружающей среды. При этом права и свободы одних категорий граждан, проживающих в регионе, не должны ущемлять права и свободы других слоев местного сообщества. Устойчивое развитие РЭП включает не только экономическое и экологическое измерения, но и повышение устойчивости социальной среды, усиление толерантности и доверия, формирование институтов и ценностей гражданского общества.
Таким образом, представляется возможным сформулировать основные принципы устойчивости регионального хозяйства с позиций пространственной экономики:
1) устойчивость предполагает длительность сохранения условий эффективного расширенного воспроизводства потенциала территории региона в режиме сбалансированности экологической и социальной ориентации;
2) гармоничность является ключевым индикатором УПР региона и представляет собой характеристику пропорциональности пространственной (территориальной) структуры регионального хозяйства в аспектах условий, ресурсов, факторов, отраслей и продукции;
3) главным приоритетом УПР является ориентация при осуществлении пространственных сдвигов на обеспечение непрерывной позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения;
4) общественный консенсус — основа эффективности УПР региона, обеспечивающая баланс интересов его населения во времени, т. е. сохранение возможностей саморазвития региона для будущих поколений.
Устойчивое пространственное развитие регионального хозяйства является стратегическим процессом повышения эффективности использования РЭП и стратегически управляемой гармонизации траектории, темпа и способа его развития с состоянием и потенциалом природной и социальной среды. Безусловно, управление устойчивостью и другими динамическими свойствами региональных хозяйственных систем не может эффективно осуществляться без необходимого знания их свойств, особенно в части реакции на возмущения. Для
этого важно развитие представлении о свойствах РЭП, таких как масштаб, объем, концентрация, плотность, неоднородность, открытость, асимметрия, асинхронность, цикличность, интенсивность, локализация, мобильность, дифференциация, интеграция, прибыльность, привлекательность и др. Важно задействовать эвристический потенциал институциональной, эволюционной и синергети-ческой экономики для осмысления внутренней сложности и нелинейности развития региональных и макрорегиональных хозяйственных систем, включая такие слабоизученные экономической наукой явления, как режимы с обострениями, хаос и флуктуации, аттракторы и поливариантность развития, неустойчивость и квазидетерминизм и т. д. Требуется унификация структуры всех региональных социально-экономических стратегий с выделением в них блоков устойчивого пространственного развития, включающих понятия кластеров, «узлов», «полюсов», линий, зон, «каналов» и «осей» экономической активности. При этом в основу разработки стратегии УПР должны быть положены компетенции эталонной стратегии.
Список литературы
1. Воронин А. А. Устойчивое развитие — способ существования больших систем // Проблемы и перспективы устойчивого развития Волгоградской области: сб. науч. статей. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
2. Гленсдорф П. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций / П. Глен-сдорф, И. Пригожин. М.: Мир, 1973.
3. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. 5-е изд. М.: ГУ—ВШЭ, 2006.
4. Идрисов А. Стратегия экономического развития ЮФО до 2025 г. // Презентация результатов проекта для Кубанского экономического форума, сентябрь 2008 г. URL: http://www. csr. ru/_upload/ editor_fües/file0226.ppt.
5. Иншаков О. В.«Световое» измерение процессов глобализации экономики в региональном аспекте: потенциал и перспективы / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова // Свет и цвет в экономике и обществе / под общ. ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.
6. Иншаков О. В. Биржа: эволюция экономического института / О. В. Иншаков, А. М. Белобородько, Д. П. Фролов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
7. Иншаков О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: методологические и методические проблемы формирования. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
- 35
8. Иншаков О. В. Экономическое пространство и пространственная экономика. Размышление над новым экономическим журналом / О. В. Иншаков, Д. П. Фролов // Экономическая наука современной России. 2005. № 4.
9. Иншакова Е. И. Устойчивое развитие макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования / Е. И. Иншакова, А. В. Самохин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2008. № 1 (12).
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ—ВШЭ, 2000.
11. Кибиткин А. И. Устойчивость сложных экономических систем в условиях рынка. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 2000.
12. Курченков В. В. Определение стратегических направлений развития ЮФО / В. В. Курченков, С. Н. Соколов // Вестник Волгоградского государственного университет. Сер. 3. Экономика. Экология. 2008. № 1 (12).
13. Митрофанова И. В. Стратегическое программирование развития макрорегиона. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.
14. Оценка стратегии реконструкции и развития на Северном Кавказе: экспертный доклад // Фонд «Форум по раннему предупреждению и раннему реагированию — Евразия», «Миротворческая Миссия имени генерала Лебедя». — М., 2005.
15. Попкова Е. Г. Новое качество экономического роста. Волгоград: ВолгГТУ, 2005.
16. Пространственное развитие Пермского края: проблемы и перспективы: тезисы к докладу /
Экспертная группа под рук. канд. экон. наук А. А. Климова. Пермь: Межотраслевой институт региональных исследований, 2006.
17. Седаков И. А. Общие методологические подходы к моделированию и прогнозированию социально-экономического развития региона // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4.
18. Сухинова С. Е. Региональная специфика инвестиционного климата. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.
19. Трубина В. С. Устойчивое пространственное развитие региональной хозяйственной системы: теоретические аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2009. № 1 (14).
20. Фролов Д. П. Институциональный подход в теории и практике региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 25.
21. Хуажева А. Ш. Уровень устойчивости и конкурентоспособности региональных агропромышленных комплексов: методические подходы к ранжированию // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4.
22. Fujita M. Spatial economy: cities, regions and international trade / M. Fujita, P. Krugman, A. J. Venables. Cambridge: Massachusetts; London: England, MIT Press, 1999.
23. Martin R. Paul Krugman's geographical economics and its implications for regional development theory: a critical assessment / R. Martin, P. Sunley // Economic Geography. 1996. Vol. 72. № 3.