Научная статья на тему 'Реализация мегапроектов как фактор ускорения регионального развития'

Реализация мегапроектов как фактор ускорения регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1275
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / A.YU. VOLOSHINA / MEGAPROJECT / INVESTMENT PROJECT / REGIONAL DEVELOPMENT / PROJECT MANAGEMENT / GOVERNMENT-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волошина А. Ю.

В связи с нарастанием глобальной конкуренции стран и регионов предъявляются новые требования к обеспечению конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития регионов России, переживающих сложный период посткризисного восстановления хозяйственных систем. В этих условиях актуальны поиск и обоснование нетрадиционных путей ускорения темпов роста региональных экономик в глобальном контексте. Одним из них может стать реализация мегапроектов как крупных инвестиционных проектов, осуществляемых согласованными усилиями государственных структур и регионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация мегапроектов как фактор ускорения регионального развития»

© Волошина А.Ю., 2010

УДК 332.1 ББК 65.04

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕГАПРОЕКТОВ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

А.Ю. Волошина

В связи с нарастанием глобальной конкуренции стран и регионов предъявляются новые требования к обеспечению конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития регионов России, переживающих сложный период посткризисного восстановления хозяйственных систем. В этих условиях актуальны поиск и обоснование нетрадиционных путей ускорения темпов роста региональных экономик в глобальном контексте. Одним из них может стать реализация мегапроектов как крупных инвестиционных проектов, осуществляемых согласованными усилиями государственных структур и регионального сообщества.

Ключевые слова: мегапроект, инвестиционный проект, региональное развитие, проектное управление, государственно-частное партнерство.

Реализация мегапроектов становится проявлением современных институциональных, организационных и информационных трансформаций хозяйственного пространства глобальной экономической системы. Статус мегапроектов обусловлен их специфическими функциональными характеристиками, а также значением для конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития региональной, макрорегиональной, национальной и мировой хозяйственных систем.

К числу основных признаков мегапроекта следует отнести [1; 3, с. 78; 8, с. 17; 13, с. 19; и др.]:

- наличие системных свойств; глобальный характер независимо от пространственного уровня реализации;

-особо крупные размеры; объединение множества проектов, взаимосвязанных общей целью, выделенными ресурсами и определенным прогнозируемым временем исполнения;

- высокую стоимость, высокую трудоемкость и длительность реализации;

- ориентацию на конкретный материальный результат; публичность и высокий

общественный резонанс разработки и реализации;

- существенное пролонгированное позитивное влияние на преобразование экономического пространства, затрагиваемого реализацией такого мегапроекта;

- придание импульса развитию сопредельных отраслей и секторов, экономики высоких переделов, услуг и знаний; кластеров; межрегионального сотрудничества. Таким образом, крупному инвестиционному проекту может быть придан статус мегапроекта в случае, если речь идет о долговременном капиталоемком проекте, характеризующемся масштабностью, сложностью, затратностью, системным характером и значимостью реализуемых целей [4, с. 17-19; 10, с. 40-42]. Особо следует подчеркнуть, что мегапроектами могут называться только те проекты, которые меняют экономический ландшафт затрагиваемого осуществлением планируемых преобразований хозяйственного пространства, причем в заданном стратегическом направлении.

К мегапроектам прежде всего относятся инвестиционные проекты инфраструктурного характера, в том числе связанные с созданием крупных объектов:

- транспортной инфраструктуры (аэрокосмического назначения, для обеспечения

воздушного, железнодорожного, автомобильного сообщения, транзита нефтегазовых ресурсов, инфраструктуры международных транспортных коридоров);

- инфраструктуры национальной и региональных инновационных систем (включая инфраструктурные объекты федеральной и региональных нанотехнологических сетей, например, мегасайенс-цен-тры - крупные исследовательские центры для совместной, с участием нескольких стран, разработки и производства новых видов нанопродуктов и наноматериалов, а также подготовки кадров для наноиндустрии).

Масштабность и значимость реализуемых в рамках мегапроектов целей позволяет рассматривать мегапроекты как целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, подчиненных достижению в определенные временные рамки интегральной стратегической цели с использованием выделенных для этого ресурсов. Такие программы могут быть межгосударственными, государственными (национальными), макрореги-ональными, региональными (например, развитие федеральных округов либо отдельных субъектов РФ в составе федеральных округов и т. д.), межотраслевыми, отраслевыми и смешанными [3, с. 77-78; 5, с. 25-36].

Разработка, а также координация, сопровождение и контроль выполнения программ такого типа осуществляются на макроуровне (либо даже на мегауровне, если в реализации мегапроекта участвуют разные страны, как в проектах по созданию мегасайенс-центров), а также на мезоуровнях хозяйственной системы.

Отмеченные выше особенности мегапроектов предполагают осуществление следующих мер [3, с. 78]:

- распределение элементов проекта по разным исполнителям и постоянная координация их деятельности;

- анализ социально-экономической ситуации в регионе аллокации деятельности по реализации мегапроекта, а также страны в целом (стран-участниц проекта);

- выделение в качестве самостоятельной фазы разработки концепции проекта;

- выполнение фазы планирования на всех уровнях планов: от стратегического до

оперативного с учетом вероятностного характера и риска проекта;

- мониторинг проекта с постоянным обновлением (актуализацией) всех элементов плана проекта;

- учет уникальности мегапроекта. Сложность и длительность реализации

мегапроекта, с одной стороны, а также необходимость обеспечения ее эффективности, с другой, предъявляют особые требования к поиску источников и каналов финансирования его осуществления. Эффективным механизмом реализации мегапроектов может стать механизм государственно-частного партнерства, предполагающий привлечение ресурсов государственных и частных коммерческих предпринимательских и банковских структур. Такой механизм может быть с успехом использован для разработки, создания и эксплуатации мегасайенс-центров с оборудованием коллективного пользования [2, с. 7].

Мегапроект именно такого типа - по созданию Международного инновационного центра нанотехнологий (МИЦНТ) стран СНГ -инициирован Объединенным институтом ядерных исследований, в который входят 9 стран СНГ, совместно с Курчатовским институтом, Международной ассоциацией академий наук государств Содружества и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Идея создания МИЦНТ была поддержана Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС СНГ) и одобрена представителями стран СНГ в октябре 2008 г. в г. Бишкеке [12]. Структура МИЦНТ будет включать в себя центр коллективного пользования оборудованием, научно-образовательный центр и центр трансферта технологий.

Деятельность центра ориентирована на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, а реализация проектов в области нанотехнологий будет осуществляться с привлечением ресурсов государств-участников СНГ в рамках частно-государственного партнерства. К финансированию создания и функционирования центра, помимо средств МФГС СНГ, планируется привлечение ресурсов государственных и частных коммерческих структур Содружества - госу-

дарственных корпораций, ТНК, иных частных фирм и организаций [2, с. 11].

Поскольку для разработки и осуществления мегапроекта требуются масштабные человеческие, материальные, технические, институциональные, организационные и информационные условия, ресурсы и факторы, к осуществлению сложных мегапроектов целесообразно привлекать интеллектуальные, производственные, технические, информационные, финансовые, управленческие и другие ресурсы транснациональных и многонациональных корпораций, а также их стратегических союзов.

Особое внимание целесообразно уделять формированию необходимой социальной базы реализации мегапроекта, цели и ожидаемые результаты которого должны быть понятны региональному сообществу, а принимаемые оперативные управленческие решения - быть прозрачными и отвечать актуальным и перспективным интересам развития хозяйственной системы региона (макрорегиона, мегарегиона) - реципиента масштабных преобразований в рамках достижения целей мегапроекта.

Следует учитывать, что недостаточная степень обоснованности методов, инструментов, источников и объемов средств, содержания этапов и сроков реализации мегапроекта может привести к отклонению траектории его осуществления от заданной, вызвать искажение полученных результатов и негативные эффекты для экономики соседних регионов или данного региона. Это могут быть, например, отток финансовых и инвестиционных ресурсов, квалифицированных кадров, рост напряженности на региональном рынке труда, обострение жилищной проблемы, ухудшение экологической обстановки, превышение первоначальной сметы, затягивание сроков реализации и др. Так, проведенные в Университете Аалборга (Дания) исследования практики реализации в 1910-1998 гг. в 20 странах 25 8 крупнейших мировых проектов стоимостью около 90 млрд долл. США в ценах 1995 г. показали, что 90 % из них были выполнены с превышением (причем часто значительным) первоначальной сметы [1; 14].

Для предотвращения возможности такого развития событий необходимы тщательная разработка и обоснование мегапроекта, по-

стоянный мониторинг его реализации, своевременное выявление, предупреждение и нейтрализация возникающих вызовов и угроз. Масштабы мегапроекта значительно увеличивают вероятность рисков и издержек, соответственно, требуют обеспечения их минимизации на всех этапах осуществления мегапроекта.

В современных посткризисных российских условиях особую значимость приобретает реализация макрорегиональных и региональных мегапроектов [6, с. 385-387; 7, с. 154-155], успешное осуществление которых должно вызвать ощутимые синергические и кумулятивные эффекты в региональной системе хозяйства, придать новые импульсы развитию сопредельных секторов, экономики высоких переделов, услуг и знаний; кластеров, межрегионального обмена ресурсами, факторами и продуктами хозяйственной деятельности [10, с. 40], создавая дополнительные условия для повышения конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации мировых хозяйственных процессов.

К числу таких региональных мегапроектов следует отнести предложенный в Волгоградской области в начале 2000-х гг. крупный инвестиционный проект, предусматривающий создание комплексного портала глобальных товарных потоков в трансграничной сети деловых коммуникаций, с аллокацией в хозяйственном пространстве городской агломерации Волгограда и Волжского [7, с. 240-283]. Функциональную структуру создаваемого комплекса в соответствии с проектом должны образовать три основных элемента: интермодальный транспортный терминал на базе Волжского порта «река-море»; комплекс профильных и отраслевых бизнес-инкубаторов; центр бизнес-коммуникаций.

Целесообразность строительства интермодального терминала на базе Волжского речного порта, являющегося составной частью Волгоградского порта, и, соответственно, инфраструктуры внутреннего водного транспорта региона и страны определяется следующими факторами: стратегической выгодностью его положения, возможностью стать основным международным оператором в международных транспортных коридорах «Север - Юг», «Восток - Запад» и далее в

Казахстан, Китай и Индию, содействующих улучшению международной торговли; наличием в порту необходимой производственно-технологической базы, автомобильных и железнодорожных подъездных путей; наличием свободных территорий для дальнейшего развития.

В составе интермодального терминала должен быть создан грузовой порт, комплекс обработки сорокафутовых контейнеров и резервная зона для строительства нефтяного терминала и площадки сыпучих грузов, а также пассажирский сервисный комплекс. При этом сооружение только лишь нового контейнерного терминала позволит создать около 700 новых рабочих мест, улучшить условия труда, повлечет за собой переориентацию и развитие производственной инфраструктуры [7, с. 243, 248]. Это вызовет мультипликативный эффект, в том числе рост объемов экспорта, обеспечение заказами российских предприятий и создание дополнительных рабочих мест в смежных отраслях.

Проектом запланировано создание на территории интермодального терминала мощных центров транспортной, товарной и информационной логистики. Это позволит создать условия для привлечения масштабных объемов транзитных перевозок в направлении «Север - Юг».

Создание такого терминала решает не только транспортные, но также социальноэкономические и политические задачи в Волгоградской области и на Юге России, в том числе позволит укрепить экономическое влияние России на страны юго-восточного региона. Развитие региональной транспортной инфраструктуры благодаря созданию интермодального терминала поможет преодолеть негативные центробежные тенденции регионального развития и придать импульс социально-экономическому развитию всего Южного макрорегиона, увеличению инвестиционной и инновационной активности его хозяйствующих субъектов.

В составе комплекса профильных и отраслевых бизнес-инкубаторов в проекте запланировано создание инновационного центра; центра инвестиций, центра финансовокредитной и венчурной поддержки; единого информационного банка с центром электрон-

ной коммерции; центра мониторинга, прототипирования и трансферта технологий; центра субконтрактации и др.

Центр бизнес-коммуникаций будет включать выставочный, торговый, рекреационный и развлекательный секторы.

Высокая плотность элементов деловой инфраструктуры на территории проектируемого крупного делового центра создаст благоприятные условия для развития межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и достижения значимого инновационно-технологического и экономического эффекта.

В настоящее время, несмотря на перспективность реализации в Волгоградской области подобного мегапроекта как инвестиционного проекта глобального значения, вследствие отсутствия готовности инвесторов к его комплексному воплощению, практическое осуществление получила только его часть. В 2006 г. были начаты работы по созданию регионального бизнес-инкубатора в г. Волжском [11, с. 55]. На его формирование и оснащение были выделены средства из областного и федерального бюджетов. Открытие бизнес-инкубатора состоялось 7 октября 2007 года. На его площади создано более 150 рабочих мест. Резидентам бизнес-инкубатора предоставляются льготы по арендной плате: 1-й год - 60 %, 2-й год - 40 %. В бизнес-инкубаторе также размещены следующие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

- Некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд», предоставляющее поручительства по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства;

- Некоммерческое партнерство «ВолгоДонская ремесленная палата», оказывающее методическую поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества;

- ЕвроИнфоЦентр, обеспечивающий доступ к информационным ресурсам Евросоюза и возможности найти партнеров и иную информацию, необходимую для экспорта продукции;

- Филиал Волжского многофункционального центра по организационной поддер-

жке регистрации субъектов малого бизнеса;

- Центр субконтрактации при областном Агентстве инвестиций и развития. Расположение объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на одной территории способствует получению комплексной поддержки хозяйственной деятельности по целому ряду направлений как резидентам бизнес-инкубатора, так и всем предпринимателям Волгоградской области.

На основе Волжского бизнес-инкубатора в соответствии с рассмотренным мегапроектом целесообразно сформировать и запустить технологический парк. Идея создания технопарка в регионе была поддержана Союзом промышленников и предпринимателей Волгоградской области. Функционирование технопарка будет стимулировать развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, создаст условия для формирования замкнутого инновационного цикла, охватывающего этапы от появления научной идеи, осуществления НИОКР, сопровождающих ее развитие и воплощение в опытных образцах, создания и доведения их до конкретного промышленного продукта, который будет востребован рынком [2, с. 11].

Помимо составляющего основу технологического парка инкубатора малого бизнеса, в котором располагаются малые начинающие инновационные предприятия, на территории парка могут функционировать:

- малые и средние предприятия, вышедшие из инкубатора, но пожелавшие остаться на территории технологического парка;

- предприятия и фирмы, которые «пришли» в технологический парк из высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий; дочерние фирмы, филиалы, отделения крупных предприятий и корпораций;

- сервисные предприятия и фирмы, предоставляющие компаниям информационные, юридические, патентные, лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, бухгалтерские, финансовые, рекламно-издательские и другие услуги, не противоречащие целям и задачам деятельности технологического парка [7, с. 261-262].

Такой технопарк имеет хороший потенциал трансформации в особую экономическую зону (ОЭЗ) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [9], ориентированную на технико-внедренческую деятельность, развитие обрабатывающих отраслей экономики региона, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции, модернизацию транспортной инфраструктуры в Волгоградской области.

Поэтапная реализация всех трех элементов рассмотренного мегапроекта позволит обеспечить для экономики Волгоградского региона:

- повышение уровня занятости населения и создание до 30 тыс. новых рабочих мест;

- формирование, развитие и кооперацию малого и среднего бизнеса; доступ предпринимателей ко всем сегментам рынка; защиту местных товаропроизводителей и их выход на внешние рынки;

- интеграцию инфраструктуры и сервиса бизнеса и совершенствование на этой основе бизнес-коммуникаций;

- концентрацию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней на приоритетных направлениях реализации мегапроекта с максимальной эффективностью их вложений;

- освоение современных мультимедийных технологий бизнеса в создаваемых центрах транспортной, товарной, информационной логистики и электронной коммерции;

- развитие регионального въездного туризма за счет модернизации всех видов транспорта, создания новых технологий сервиса туризма, индустрии гостеприимства;

- введение в хозяйственный оборот новых и повышение фондоотдачи действующих территориально-имущественных комплексов за счет применения принципа наиболее эффективного использования;

- повышение уровня инвестиционной привлекательности региона [7, с. 259-260]. Таким образом, успешная реализация

региональных мегапроектов способствует возникновению масштабных позитивных эф-

фектов в региональной системе хозяйства, стимулирует развитие сопредельных секторов, кластеров, межрегионального обмена ресурсами, факторами и продуктами хозяйственной деятельности, создавая условия для повышения конкурентоспособности региональной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галкин, И. Мегапроекты возвращаются / И. Галкин // Российская бизнес-газета. - 2006. -№ 555. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/05/16/investicii.html.

2. Иншаков, О. В. Международное сотрудничество России в сфере нанотехнологий: направления и формы : препринт / О. В. Иншаков, Е. И. Ин-шакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. - 28 с.

3. Мазур, И. И. Управление проектами : справ. пособие / И. И. Мазур [и др.]. - М. : Высш. шк., 2001. - 875 с.

4. Методологические положения подготовки региональных программ различного уровня / отв. ред. Р. И. Шнипер (науч. рук.), А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. - Новосибирск : ИЭиОПП СО АН СССР, 1989. - 98 с.

5. Митрофанова, И. В. От окружной ФЦП -к приоритетному мегапроекту развития южного макрорегиона России / И. В. Митрофанова, Г. И. Старо-кожева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 14. - С. 25 -36.

6. Митрофанова, И. В. Стратегическое программирование развития макрорегиона : монография / И. В. Митрофанова. - Ростов н/Д : Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. - 528 с.

7. Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты / [отв. ред. О. В. Иншаков] ; Южный научный центр РАН. - М. : Наука,

2008.- 303 с.

8. Москвин, В. На пути к шестому технологическому укладу / В. Москвин // Инвестиции в России. - 2003. - № 1. - С. 14-18.

9. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г N° 116-ФЗ // Российская газета. -2005. -27 июля. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html.

10. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона : препринт / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова, И. В. Митрофанова, Е. А. Петрова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ,

2009. - 80 с.

11. Раткевич, С. М. Мониторинг государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне / С. М. Раткевич // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 5 (62). - С. 50-58.

12. Страны СНГ создают международный инновационный центр нанотехнологий // Официальный сайт Международного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.mfgs-sng.org/node/111.

13. Суслов, В. И. Стратегии и проекты должны быть выполнимыми / В. И. Суслов // ЭКО. - 2008. -№ 6. - С. 14-24.

14. Coates, J. Book Review: Megaprojects and Risk: An Anatomy of Ambition / J. Coates // Technological Forecasting and Social Change. - 2004. - Vol. 71, N 5. -Electronic text data. - Mode of access: http: //www.josephcoates.com/pdf_files/268_Megaprojects_ and_Risk.pdf.

MEGAPROJECTS REALIZATION AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT SPEED-UP

A.Yu. Voloshina

The article stresses the fact that global competition sets new requirements to the ensuring competitive and stable development of regions in Russia which are outliving post-crysis conditions of their economic renewal. The author offers non-traditional ways of growth rate increasing of regional economies in the global context. One of which may be a megaproject, that is a large-scale investment project realization, implemented by coordinated activities of state structures and regional communities.

Key words: megaproject, investment project, regional development, project management, government-private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.