Научная статья на тему 'Теория и практика организационных трансформаций глобальной экономической системы'

Теория и практика организационных трансформаций глобальной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕГАРЕГИОН / МЕГАГОРОД / ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОРОД / ГОРОД-ВОРОТА / МЕГАСАЙЕНС-ЦЕНТР / МЕГАПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волошина А.Ю.

Трансформационные изменения хозяйственного пространства на мегауровне глобальной экономической системы актуализируют исследования современных форм хозяйственной организации общества: мегарегионов, мегагородов, мегасайенс-центров, мегапроектов. Возникновение новых форм организации пространства глобальной экономической системы способствует росту ее разнообразия и устойчивости. Создание условий и стимулов для их эффективного функционирования становится значимым направлением экономической и научно-технической политики стран глобализирующейся экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика организационных трансформаций глобальной экономической системы»

УДК 339.9.01

теория и практика организационнь1х

трансформаций глобальной

экономической системы

А. Ю. ВОЛОШИНА,

кандидат экономических наук, докторант кафедры мировой и региональной экономики E-mail: interec@volsu. ru

Волгоградский государственный университет

Трансформационные изменения хозяйственного пространства на мегауровне глобальной экономической системы актуализируют исследования современных форм хозяйственной организации общества: мегарегионов, ме-гагородов, мегасайенс-центров, мегапроектов. Возникновение новых форм организации пространства глобальной экономической системы способствует росту ее разнообразия и устойчивости. Создание условий и стимулов для их эффективного функционирования становится значимым направлением экономической и научно-технической политики стран глобализирующейся экономики.

Ключевые слова: глобальная экономическая система, мегарегион, мегагород, глобальный город, город-ворота, мегасайенс-центр, мегапроект.

Развитие процессов экономической глобализации, способствуя углублению международного разделения труда, перераспределению инвестиционных и трудовых ресурсов, формированию качественно новых условий для распространения знаний, технических достижений, управленческого опыта и производственной культуры, вызывает усиление вертикальных и горизонтальных связей в глобальной экономической системе. Это, в свою очередь, влечет соответствующие институциональные и организационные изменения пространства глобальной экономики: появление новых институций — новых социальных отношений между людьми по поводу выполнения ими изменившихся под влиянием глобализации экономических функций, определяющих их роль в производстве; возникновение новых общественных институтов как соответствующих организационных форм

нормативного закрепления комплексов функций за конкретными субъектами, их типами и группами; закрепление созданных структур с их связями и отношениями в новых организациях, обеспечивающих множественность уровней и форм производства соответственно многообразию субъектов, объектов, укладов хозяйственной жизни и соответствующие этому комплексы отношений присвоения и отчуждения, производства и потребления, спроса и предложения [10, с. 10—12].

Изменения хозяйственной организации общества под влиянием глобализации становятся актуальным объектом исследования для теории и практики хозяйствования. Современными формами организации хозяйственного пространства на мегауровне глобальной экономической системы являются: мегарегионы (megaregions), крупные и сверхкрупные города, в контексте статьи обозначенные как мегагорода (megacities), мегасайенс-центры (megascience centers — MSC) и мегапроекты (megaprojects).

Мегарегион — одно из проявлений организационной трансформации хозяйственного пространства глобальной экономики. Мегарегионы формируются в границах созданного международного интеграционного объединения стран, соседствующих по региональному признаку; приграничных макрорегионов сопредельных стран, вовлеченных в интенсивное приграничное взаимодействие и совместно осуществляющих глобальные функции; мегагородов, образовавшихся в результате срастания городских агломераций огромных масштабов

и выполняющих глобальные экономические, финансовые, инновационные и социокультурные функции в мировой экономике [7; 9, с. 397].

Мегарегион образует группа сопредельных стран мирового хозяйства, связанных совместным выполнением глобальных функций [7]. Примерами мегарегионов рассматриваемого типа являются международные региональные (мегарегиональные) интеграционные объединения: Европейский Союз (ЕС), Общий рынок стран Южного Конуса (МЕР-КОСУР), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Мегарегион также образуют приграничные макрорегионы сопредельных стран, совместно осуществляющие глобальные функции, причем интенсивное развитие соседних регионов разных стран становится стимулом для их экономической интеграции. В рамках макрорегиона объединены несколько относительно обособленных административно-хозяйственных образований на основе пространственной близости, ресурсной общности, совместного выполнения хозяйственных функций национального масштаба и роли в обеспечении взаимодействия с внешней глобальной средой. В России, например, макрорегионы очерчены границами федеральных округов (ФО) или нескольких крупных субъектов РФ. Их образование является отражением очередного этапа процесса обобществления существовавшей системы территориального регулирования и управления региональным развитием [6].

Формирование мегарегионов первого и второго типа происходит в процессе разноскоростного и разноформатного развития интеграционных процессов в евразийском пространстве. С учетом современных реалий этот вывод в большей степени может быть отнесен к хозяйственному пространству стран ЕврАзЭС и ШОС, через которые осуществляются основные международные потоки товаров и услуг Евразийского континента. Благодаря вовлечению макрорегионов сопредельных стран в активное приграничное сотрудничество развивается и их интеграционное взаимодействие. Кроме того, использование различных форм приграничного сотрудничества становится важным фактором развития и повышения конкурентоспособности экономик контактных районов и экономик стран — участниц этого процесса в целом в условиях преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса и нарастания глобальной конкуренции.

В первую очередь это относится к регионам и макрорегионам Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга России, через которые осуществляется сотрудничество с сопредельными государствами и выход на рынки ближнего и дальнего зарубежья, приток из внешней среды необходимых товаров и услуг.

Третий способ образования мегарегионов является непосредственным проявлением существенной трансформации функций отдельных регионов под влиянием глобализации. Как утверждает К. Омае [39], в современном мире экономически активные зоны и их региональный продукт заменили государства в качестве организующих и узловых единиц. С этих позиций мегарегионы можно выделить в границах отдельных стран и квалифицировать их как макрорегионы с глобальным значением. Фактически мегастатус приобретает регион страны вследствие выполнения им глобальных функций. Поэтому при характеристике мегарегионов важно учитывать как их географический, так и экономический масштаб. По мнению О. Иншакова и Е. Иншаковой [9], мегастатус может иметь и совсем небольшая территория, сосредоточившая в себе деятельность по обеспечению производства или движения глобальных потоков товаров и услуг. Этот вывод был поддержан впоследствии Е. Андреевой в докладе «Мировой опыт развития мегарегионов» на заседании круглого стола «Мегарегионы в евразийском социально-экономическом пространстве: перспективы трансформации, интеграции и развития» [13, с. 176], проводившемся в июне 2009 г. в Институте экономики Уральского отделения РАН.

Мегарегионы указанного типа сформировались либо формируются в национальных экономиках стран современного мирового хозяйства на базе мегагородов экстенсивным либо интенсивным путем.

В первом случае выполняющий глобальные функции мегарегион возникает на основе мощных городских агломераций (крупных городов с пригородами) , разрастающихся и объединяющихся друг с другом, образуя мегагород благодаря интегрированным рынкам факторов производства, транспортной и коммуникационной инфраструктурам, системам землепользования. Такого подхода при выделении мегарегионов, формирующихся в экономическом пространстве США, придерживаются специалисты Региональной комиссии г. Атланты, штат Джорджия [32]. Согласно исследованиям Национальной инициативной организации «Америка — 2050» [36], возникающие мегарегионы характеризуют пять основных категорий отношений, складывающихся в хозяйственном пространстве страны в рамках:

- 7

а) природных и топографических систем; б) инфраструктурных систем; в) экономических взаимосвязей; г) структур расселения и землепользования; д) разделяемой культуры и совместной истории. В случае отсутствия физической возможности для пространственного расширения формирование ме-гарегиона идет интенсивным путем. Здесь функции мегарегиона выполняет крупный город, обеспечивающий производство или движение глобальных потоков товаров и услуг.

При этом в обоих случаях мегагорода максимально используют экономические возможности глобализации, интегрируясь в глобальное пространство посредством установления и кардинального расширения торговых, финансовых, транспортных, информационных и инновационных связей с другими регионами мирового хозяйства.

Следует особо подчеркнуть, что для мегареги-онов (в том числе образовавшихся на основе ме-гагородов) характерны высокий уровень и в целом позитивная динамика экономического развития, а также значимая роль в обеспечении функционирования глобальной экономической системы [31].

В связи с этим необходимо уточнить обоснованность, возможность и целесообразность использования многочисленных категорий, применяемых для описания процессов формирования мегареги-онов в пространстве глобальной экономической системы на основе крупных городов: мегагород (megacity), глобальный город, город мирового значения, альфа-город (global city, world city, alpha city), город-ворота (gateway city), мегалополис (megalopolis), метроплекс (metroplex) и др.

В зарубежных и отечественных исследованиях по этим проблемам, проводимых специалистами по региональной экономике, экономике города, экономической географии, социологии и др., преобладают следующие точки зрения.

Ряд исследователей выделяют крупные города в глобальной экономической системе на основе количественных критериев (прежде всего демографических) [38; 40; 42 и др.], в том числе: численность населения от 10 млн чел. и выше; плотность населения не менее 2 тыс. чел. /км2; огромные пространственные масштабы как у наиболее крупной формы расселения, образующейся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций, связанных единой транспортной сетью. Такие города называют мегагоро-дами, мегалополисами, метроплексами (причем часто эти категории используются как синонимы). Например, территорию непрерывной городской застройки восточного побережья США от Бостона

8 -

до Вашингтона Ж. Готтман еще в начале 1960-х гг. назвал мегалополисом [33]. По мнению Р. Ланга и А. Нелсона, эти конурбации можно также называть мегарегионами [35].

При таком количественном подходе к идентификации крупных городов (как основных агломераций в пространстве глобальной экономической системы) в число 26 мегагородов входят, например, Токио (включая Йокогаму, Кавасаки и Сайтаму) — 34 млн чел. (1-е место); Дели (включая Фаридабад и Газиабад) — 23,2 млн чел. (5-е место); Нью-Йорк (включая Ньюарк и Патерсон) — 22,2 млн чел. (7-е место); Стамбул — 12,8 млн чел. (21-е место) и др. [41]. Совершенно очевидно, что помимо различной (но свыше 10 млн чел.) численности населения, эти города имеют явно выраженные качественные отличия экономического, технико-технологического, научно-инновационного, образовательного, культурного потенциала, учет которых серьезно изменит итоги ранжирования таких городов. К. Парнрейтер справедливо приводит в качестве примера Стамбул, роль которого в мировой экономике не изменилась, после того как численность его жителей превысила планку в 10 млн чел. [40]. Специалисты PricewaterhouseCoopers обоснованно считают, что данные о численности населения города не дают исчерпывающего представления о масштабах его экономической деятельности и предлагают ранжировать крупнейшие города мира по объему ВВП с учетом паритета покупательной способности (ППС) [4].

Интересен также тот факт, что при характеристике мегагородов некоторые исследователи делают акцент на негативных аспектах их развития, утверждая, что такие города являются источником кризиса, социальной дезорганизации, политического неспокойствия, природных и антропогенных проблем вследствие высочайшей концентрации населения и сверхвысокой волатильности развития [34].

Как видно, происходит фактическое отождествление мегагородов с мегалополисами в беднейших странах, которые действительно страдают от перенаселенности, высокого уровня безработицы, развития теневой экономики, социального регресса, бедности, роста преступности, крайних проявлений социального расслоения.

В то же время, если исходить из предложенных в данной статье подходов к выделению мегаре-гионов, определению путей их формирования и, главное, оценке их роли в глобальной экономической системе, становится очевидным тот факт, что понятие «мегагород» относится к крупным

городам, экономические, финансовые, научные, образовательные, инновационные, культурные и другие результаты функционирования которых во многом определяют процессы глобального социально-экономического развития.

В этой связи особое внимание следует обратить на содержание второго подхода к идентификации крупных городов как организационной формы трансформации хозяйственного пространства глобальной экономической системы, основывающегося на комплексном анализе выполняемых ими функций в мировой экономике [5, с. 54—59].

Именно с позиций наличия значимого влияния на развитие мировой экономики в условиях глобализации крупные и сверхкрупные города целесообразно называть мегагородами. Опираясь на результаты исследований проблем их функционирования, проведенных учеными Великобритании, США, Канады, Германии, Австралии и других стран, представляется возможным сформировать следующую систему признаков, в соответствии с которыми можно идентифицировать мегагорода [11]:

• включенность в максимальное количество сетей глобального, внутринационального и регионального характера, прежде всего высокотехнологических, услуг различного вида (особо значима высокая концентрация финансовых услуг), коммуникационных и транспортных сетей; не исключаются также сети с невысокой добавленной стоимостью (сборочные массовые производства и др.);

• активность в областях финансового контроля, менеджмента, стратегического позиционирования и координации глобальной экономики; постоянное наращивание присутствия в глобальных сетях производства и финансовой деятельности;

• плотная концентрация и многомерность сетей различного уровня в городе; расширение разнообразия видов экономической деятельности;

• развитая инфраструктура (производственная, научно-техническая, финансовая, инновационная, транспортная, интеллектуальная и др.);

• статус финансового, научного, инновационного, культурного центра;

• создание и поддержка новых идей, отношений, конвенций и других институтов; формы осуществления политики и стимулы, способствующие непрерывному обучению и адаптации в быстро меняющейся среде;

• наличие многообразной рабочей силы: обладающей необходимыми технологическими и

организационными знаниями, восприимчивостью к новым знаниям, творческим потенциалом; способной инициативно управлять, анализировать, экспериментировать, принимать нужные решения в динамично меняющейся среде;

• полицентричность внутренней организации города, наличие многочисленных национальных общин (такое разнообразие населения способствует синергическому взаимодействию идей);

• выраженная пространственная и социальная сегментация.

Кроме того, в зависимости от важности и сложности выполняемых ими функций в составе мегагородов следует выделять города, которые исследователи называют:

а) глобальными (global cities), городами мирового значения (world cities), или альфа-городами (alpha cities);

б) городами-воротами (gateway cities). Глобальный город выполняет функции крупнейшего центра финансовых и бизнес-услуг, научного и культурного творчества, инноваций, являющихся критически важными для управления глобальной экономикой [5, с. 58], а также полюса «информационной экономики» [12, с. 387]. Город-ворота, помимо этого, выполняет важнейшую функцию узла транспортных коммуникаций глобального значения. Например, Москва фактически является глобальным городом, но в силу ряда геополитических и экономических причин пока не стала глобальным коммуникационным узлом (т. е., го-родом-воротами), выступая в роли транспортного узла межрегионального значения [5, с. 12].

Таким образом, можно констатировать, что все мегагорода (глобальные города, города мирового значения, города-ворота) являются мега-лополисами, но не все мегалополисы выполняют глобальные функции, поэтому не все из них могут быть квалифицированы как мегагорода (например, мегалополисы в трактовке Л. Мамфорда, использовавшего этот термин для обозначения большого промышленного города, достигшего пределов роста [37], а также мегалополисы беднейших стран мирового хозяйства).

По мнению П. Тейлора и Дж. Бивербрука [43], наиболее значимыми индикаторами городов мирового значения (мегагородов) являются:

• значительные объемы финансовых и информационных потоков;

• свобода открытия, ведения и закрытия бизнеса;

• высокая производственно-инновационная активность и ее результативность;

- 9

• наличие развитой инфраструктуры бизнеса и экономической стабильности;

• привлекательность для проживания (включая стоимость жизни, эстетическую привлекательность, качество базовых образовательных, медицинских и транспортных услуг, экологическую чистоту и личную безопасность граждан и предпринимателей).

Важно также подчеркнуть, что мегарегионы, как утверждает Р. Флорида, резко выделяются на среднем фоне той страны, в которой находятся, а соседние территории могут жить буквально в разных исторических эпохах, так что аграрный район будет находиться всего в ста километрах от постиндустриального мегаполиса [30].

Новой организационной формой трансформации пространства глобальной экономической системы следует считать формирование мегаса-йенс-центров (megascience centers — MSC). Такие центры становятся важнейшими узлами глобальной инфраструктурной сети наноиндустрии, ориентированными на выполнение фундаментальных и прикладных исследований, создание нанотехнологий и наноматериалов, коммерциализации технологий, осуществление подготовки кадров. Важность международного сотрудничества в этой сфере подчеркнуло Федеральное министерство образования и научных исследований Германии: «Европа сможет утвердиться в глобальном научно-исследовательском соревновании, только если она будет сотрудничать на принципах партнерства» [27].

Мегасайенс-центры — это крупные исследовательские центры с оборудованием, предназначенным для коллективного пользования. К такому оборудованию относятся высочайшей сложности сверхдорогостоящие и поэтому не доступные для отдельных научных институтов установки — крупные научные комплексы (астрофизические установки, нейтронные источники, ядерно-физические установки, установки со встречными пучками для физики высоких энергий, термоядерные установки, мощные лазеры, источники синхротронного излучения, лазеры на свободных электронах, установки со сверхсильными магнитными полями и др.), стоимость которых, по оценке академика РАН Г. Кулипанова, составляет от 200 млн долл. США и выше [3].

Однако именно такое оборудование необходимо для развития современной фундаментальной науки: большинство новых научных открытий в биологии, ядерной и солнечно-земной физике [16], химии совершено именно с их использованием. Сибирскому отделению РАН, например,

10 -

для создания инфраструктуры фундаментальных исследований на базе установок megascience необходимо ежегодно целенаправленно вкладывать около 4 млрд руб. [17], что в современных условиях вряд ли достижимо. Реализация международных программ совместного финансирования установок megascience позволила бы нуждающимся в подобном оборудовании ученым стран-участниц проводить необходимые исследования для осуществления инновационных проектов, значимых для развития всего человечества.

Поэтому финансирование программ такого уровня правомерно отнести к инвестиционным мегапроектам в соответствии с их масштабом, сложностью, затратностью, системным характером и значимостью реализуемых целей [29].

В настоящее время в мире реализуются четыре крупных международных мегапроекта по развитию megascience, полноправным участником каждого из которых является Российская Федерация: Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах XFEL (X-ray free-electron laser), Германия; большой адронный коллайдер LHC (Large Hadron Collider) в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований (Conseil Europеen pour la Recherche Nucbaire, CERN), Швейцария; термоядерный реактор ITER (International thermonuclear experimental reactor), Франция; тяжелоионный ускоритель FAIR (Facility for Antiproton and Ion Research), Центр исследований многозарядных ионов (GSI, Дармштадт, Германия).

Оценить перспективы участия России в реализации проектов уровня megascience в контексте их воздействия на развитие отечественной наноиндус-трии можно на примере международного проекта по созданию XFEL.

Строительство технологического комплекса с одним из самых мощных в мире рентгеновских лазеров на свободных электронах XFEL началось в Гамбурге (ФРГ) в научном центре DESY (Deutsches Elektronen-Synchrotron). Это устройство позволяет детально изучить молекулярные и атомарные процессы, а на этой основе — конструировать принципиально новые материалы с заданными свойствами [2]. Таким образом, открываются огромные возможности для изучения химических и физических процессов в молекулах, а также для создания новых материалов и наноструктур. Массовыми нанопро-дуктами, разработанными с помощью XFEL, станут сплавы, покрытия и композитные материалы, приобретающие особые свойства благодаря своей микроструктуре (например материалы, соединяющие

в себе свойства стекла и металла). В идее создания и разработки лазера немалая роль принадлежит российским ученым [1], прежде всего из Новосибирского института ядерной физики.

Реализация этого международного проекта началась в 2005 г., когда 13 стран (Франция, Дания, Германия, Греция, Италия, Польша, Испания, Швеция, Швейцария, Россия, Венгрия, Великобритания и Китай) подписали протокол о намерениях участвовать в подготовительной фазе проекта. Первые конструкционные работы начались летом 2008 г., а завершение проекта планируется к 2013 г. [27].

Стоимость проекта оценивается предварительно в 1 082 млн евро. Германская сторона берет на себя 54 % расходов. Россия обеспечит 23 %, что делает нашу страну вторым по размерам взносов участником европейского проекта после Германии. Доли остальных стран составят от 1 до 3,5 %. Пользование установкой будет осуществляться в зависимости от вклада каждой страны в создание комплекса [2]. Деньги от российской стороны должна перечислить ГК «Роснанотех» при условии возмещения Минфином России этих расходов в период 2009—2016 гг. [21]. За реализацию проекта отвечает некоммерческая организация European XFEL GmbH, которая тесно сотрудничает с гамбургской лабораторией DESY. В конце ноября 2009 г. в Гамбурге состоялось подписание договора купли-продажи долей в этой компании, управляющей строительством и эксплуатацией European XFEL, а также межправительственной конвенции, определяющей порядок и условия его строительства и эксплуатации странами-участницами. Подписи под документами поставили полномочные представители Германии, России, Франции, Италии, Польши, Швейцарии, Швеции, Греции, Дании, Венгрии и Словакии [20]. В течение полугода также было запланировано присоединение к конвенции Великобритании и Китая. От России межправительственную конвенцию подписал министр образования и науки РФ А. Фурсенко, а договор приобретения у синхротронного центра DESY доли в управляющей компании — генеральный директор ГК «Роснанотех» А. Чубайс [24]. После подписания соглашения акционерами компании European XFEL GmbH автоматически стали исследовательские институты стран — участниц проекта [28].

В современной конкурентной борьбе в области строительства мощных рентгеновских лазеров на свободных электронах помимо интернационального коллектива центра DESY участвуют группы разработчиков в Японии и США. Основные конкуренты: проект японского научно-исследователь-

ского института RIKEN и американский проект Linac Coherent Light Source, базирующийся на линейном ускорителе Стенфордского университета (Калифорния) [1]. Японский проект получил поддержку мощного научного кластера, который проводит исследования во многих областях науки, включая физику, химию, биологию, медицину, машиностроение и компьютерное дело. Кроме того, важен тот факт, что RIKEN практически полностью финансируется правительством Японии. Американский проект опережает конкурентов по срокам, первые испытания сверхмощного рентгеновского лазера на свободных электронах здесь прошли в апреле 2009 г. Стоимость разработки нового устройства составила 420 млн долл. Первые опыты на новом источнике рентгеновского излучения были запланированы уже на сентябрь 2009 г. [21]. В то же время, по оценкам специалистов, European XFEL будет значительно превосходить по своим техническим параметрам аналогичные лазеры, которые строятся в США и Японии.

Российские ученые, участвуя в проекте XFEL, получают первоклассную международную площадку для внедрения своих разработок, доступ к самым передовым технологиям других европейских стран и возможность создавать новые современные технологии, в том числе и нанотехнологии. Использование главного ресурса установки — пучкового времени — будет осуществляться с учетом вклада каждой страны в создание установки [20]. Следует также учитывать, что доля каждой страны-участницы в финансировании создания этого технологического комплекса делится на две части: денежные средства, которые переводятся в Германию, и средства, которые остаются внутри страны для выполнения работ для проекта. Чем значительнее будет объем российских средств, тем больше будет время, в течение которого наша страна может использовать установку для собственных исследовательских проектов. Кроме того, чем больше будет сумма, остающаяся внутри страны, тем больше отечественных заказов получат российские научные центры.

Заинтересованных российских центров, готовых участвовать в этом проекте, немало. Среди них — Объединенный институт ядерных исследований в Дубне (создание нового поколения инструментов и приборов); Институт ядерных исследований им. Г. И. Будкера (изготовление оборудования для XFEL). Значительную роль в проекте играет РНЦ «Курчатовский институт» (РНЦ КИ), выступивший инициатором участия российской стороны в XFEL. Кроме того, на РНЦ КИ как на головную

- 11

научную организацию Программы по координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации [24] возложено научное руководство реализацией проекта, а также формирование научно-исследовательской программы использования XFEL с российской стороны.

Другим важным направлением активности России по развитию сотрудничества в области megascience является постсоветское пространство. Здесь крупным инфраструктурным узлом нанотех-нологической сети может стать Международный инновационный центр нанотехнологий стран СНГ (МИЦНТ СНГ) [18].

Проект создания такого центра был инициирован Объединенным институтом ядерных исследований, в который входят 9 стран СНГ совместно с РНЦ КИ, Международной ассоциацией академий наук (МААН) государств Содружества, Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Идея создания центра была поддержана Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС СНГ) и одобрена их представителями в октябре 2008 г. в г. Бишкеке.

Структура этого важного элемента глобальной нанотехнологической сети будет включать в себя центр коллективного пользования оборудованием, научно-образовательный центр и центр трансферта технологий. Создание центра было запланировано на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна» с возможным предоставлением центру на льготных условиях площадей и услуг действующей ОЭЗ. Учредительные документы подписываются не представителями правительств стран СНГ, а представителями заинтересованных научных, образовательных, инновационных, финансовых организаций. Деятельность центра ориентирована на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Реализация проектов в области нанотехнологий будет осуществляться с привлечением ресурсов государств — участников СНГ в рамках государственно-частного партнерства [19].

К финансированию создания и функционирования центра, помимо МФГС СНГ, планируется привлечение ресурсов государственных и частных коммерческих структур Содружества (госкорпораций, транснациональных корпораций, а также других частных фирм и организаций из стран СНГ). Это объясняется необходимостью объединения их усилий для формирования замкнутого инновационного цикла, охватывающего этапы от появления научной идеи, осуществления сопровождающих

12 -

ее развитие и воплощение в опытных образцах требующих значительных затрат НИОКР, создания и доведения их до конкретного промышленного продукта, который будет востребован рынком и интегрирован в существующие технологические цепочки. Именно поэтому особую важность приобретает использование преимуществ механизма государственно-частного партнерства в формировании современной инновационной инфраструктуры в хозяйственном пространстве СНГ.

Дальнейшее развитие реализация этого проекта получила в октябре 2010 г., когда в Москве было учреждено ЗАО «Международный инновационный нанотехнологический центр» (МИНЦ) в Дубне [25]. Учреждение состоялось в рамках инвестиционного соглашения, подписанного 31 августа 2010 г. Объединенным институтом ядерных исследований, ГК «Роснанотех», ЗАО «Фирма «АйТи» Информационные технологии», ОАО «Особые экономические зоны» и ОАО «Концерн «РТИ Системы». Указанное соглашение фиксирует общий объем финансирования проектов, распределение прав и обязанностей в рамках реализации проектов, сферы ответственности полномочия инвесторов и участников, а также ключевые показатели, которые должны быть достигнуты в ходе деятельности нанотехнологического центра.

Реализуемые в рамках МИЦНТ СНГ нано-технологические проекты [22] ориентированы на применение в следующих областях: энергетика, электроника, химическое производство, космическая техника, машиностроение, другие отрасли промышленности, биология, медицина и фармакология, нанометрология и нанодиагностика, системы безопасности, способствуя развитию отечественной наноиндустрии и новому качеству экономического роста в стране.

Финансирование программ такого уровня правомерно отнести к инвестиционным мегапроектам в соответствии с их масштабом, сложностью, затратностью, системным характером и значимостью реализуемых целей. Статус мегапроектов обусловлен их функциональными характеристиками, значением для макроэкономики и мезоэкономики стран в глобальных координатах. Действительно, основными характеристиками мегапроектов являются [14; 15; 23 и др.]:

• наличие системных свойств;

• особо крупные размеры;

• объединение множества взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и определенным для его исполнения временем;

• высокая стоимость (минимальный порог — 1 млрд долл. США);

• высокая трудоемкость (15—20 млн чел. /ч);

• длительность реализации (5—7 лет и более);

• глобальный характер независимо от пространственного уровня реализации;

• ориентация на конкретный материальный результат;

• публичность и высокий общественный резонанс разработки и реализации мегапроектов;

• существенное пролонгированное влияние на преобразование затрагиваемого реализацией такого мегапроекта экономического пространства, придание импульса развитию сопредельных секторов, экономики высоких переделов, услуг и знаний; кластеров, межрегионального сотрудничества. Мегапроекты являются источником возникновения центробежных сил, корректирующих интересы отраслей и территориальных образований [29], что может привести к цепной реакции, затрагивающей многочисленные сопряженные производства, участвующие в реализации мегапроекта; способствуют созданию мощных инфраструктурных объектов стратегического значения, которые впоследствии станут условием вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов и создания крупных центров экономического и социального развития.

Масштабные мегапроекты (например по созданию нанотехнологий и производству нанопродук-ции) могут выполнять также транснациональные (ТНК) и многонациональные корпорации (МНК) на основе объединения усилий для решения поставленных задач путем создания глобальных стратегических альянсов и совместного использования имеющихся интеллектуальных, производственных, технических, информационных, финансовых, управленческих и других ресурсов [8]. Роль крупных корпораций в реализации мегапроектов не следует недооценивать, поскольку именно ТНК и МНК выступают основными производителями и прямыми иностранными инвесторами в современном мировом хозяйстве. Важной тенденцией организационной трансформации глобальной экономической системы на рубеже XX и XXI вв. стала трансформация самих ТНК и МНК, их сетевых структур [12, с. 17—18]. Создание кооперационных сетей с участием транснациональных крупных, средних и мелких предприятий (даже в формате временных союзов) оптимизирует их реакцию на страновые особенности рынков, специфику производственных процессов и выпускаемой продукции, изменение потребительского спроса, возникнове-

ние новых потребностей, удовлетворение которых требует перехода от массового к мелкосерийному производству [26].

Возникновение новых форм организации пространства глобальной экономической системы, адекватных происходящим трансформационным процессам, способствует росту ее разнообразия и устойчивости. Поэтому создание условий их эффективного функционирования становится актуальным направлением экономической и научно-технической политики стран глобализирующейся экономики.

Список литературы

1. Биргер Е. Европейский проект рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL // NanoWeek. 23—28 февраля 2009 г., № 56. URL: http://www. nanonewsnet. ru/artides/2009/evropeiskii-proekt-rentgenovskogo-lazera-na-svobodnykh-elektronakh-xfel-0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Большой луч для маленьких атомов // Вокруг света. Новости. 02.12.2009. URL: http://inforotor. ru/visit/1492788?url=http://www. vokrugsveta. ru/ news/7994.

3. В Академгородке может появиться «инновационная» таможня // Департамент информации администрации Новосибирской области, 21 октября 2009 г. URL: http://www. int-park. com/index. php?id=stat&show=1154.

4. ВВП городов в странах с развивающейся экономикой будет стремительно расти // Журнал «ПЛАС». 05.11.2009. URL: http://www. plusworld. ru/daily/page1_6988.php.

5. Ворота в глобальную экономику / пер. с англ. под ред. В. М. Сергеева. М.: Фазис, 2001. URL: http://www. phasis. ru/rus/books/ec-1.shtml.

6. Иншаков О. В. О стратегии развития Южного федерального округа / О. В. Иншаков и др. // Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.

7. Иншаков О. В., Иншакова Е. И. Мегарегио-ны: проблемы измерения динамики и структуры процессов глобализации // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Ежегодник. Вып. 9. Волгоград: Изд — во ВолГУ, 2008. С. 206—217.

8. Иншаков О. В. Международное сотрудничество России в сфере нанотехнологий: направления и формы: Препринт / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.

9. Иншаков О. В., Иншакова Е. И.«Световое» измерение процессов глобализации экономики в

- 13

региональном аспекте: потенциал и перспективы // Свет и цвет в экономике и обществе: монография / под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008.

10. Иншаков О. В., Иншакова Е. И. СНГ: Факторы интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экономика». 2003. № 1.

11. Иншакова Е. И., Волошина А. Ю. Функции мегарегионов и мегагородов в глобальной экономической системе // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2010. № 1 (16). С. 159-166.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

13. Литовский В. В. Мегарегионы в евразийском социально-экономическом пространстве: перспективы трансформации, интеграции и развития // Пространственная экономика. 2009. № 3.

14. Мегапроекты: надежды и тревоги. URL: http://21.by/papers/?id=40156.

15. Митрофанова И. В. Стратегическое программирование развития макрорегиона / науч. ред. О. В. Иншаков. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.

16. На общем собрании СО РАН // «Наука в Сибири». Еженедельная газета Сибирского отделения Российской академии наук. 2009. № 49—50 (2734-2735). URL: http://www-sbras. nsc. ru/HBC/ article. phtml?nid=528&id=3.

17. О стратегии развития Новосибирского научного центра СО РАН // «Наука в Сибири». Еженедельная газета Сибирского отделения Российской академии наук. 2007. № 46 (2631). URL: http://www. ctt. sbras. ru/HBC/hbc. phtml?3+441+1.

18. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии». URL: http://www. portalnano. ru/read/programs.

19. Рекомендации организационно-информационного форума «Создание Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ», г. Дубна 1—2 июля 2009 г. URL: http://inincis. jinr. ru/images/Recom-InINCIS. pdf.

20. Россия вложит 250 миллионов евро в лазер на свободных электронах // Газета «Известия». 30.11.2009. URL: http://www. izvestia. ru/news/ news223446.

21. Россия профинансирует новый европейский лазер на свободных электронах // «Лента. Ру». 24.07.2009. URL: http://www. giport. ru/news_ nauka/42955/npage/1/.

22. Рубрикатор проектов // Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ.

14 -

Официальный сайт. URL: http://ininc. jinr. ru/page. php?al=projectrub.

23. Староверова Г. С., Медведев А. Ю, Сорокина И. В. Экономическая оценка инвестиций. М.: КноРус, 2008.

24. Страны — участницы European XFEL приступают к реализации проекта // Нанотехнологии и наноматериалы. Федеральный Интернет-портал. 30.11.2009. Режим доступа: URL: http://dis2. informika. ru/news/read/408.

25. Учреждение наноцентра в Дубне. 13 октября 2010 г. в Москве был учрежден ЗАО «Международный инновационный нанотехнологический центр» (МИНЦ) в Дубне // Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ. URL: http://ininc. jinr. ru/page. php?id=133.

26. Хорос В. Г. Постиндустриальный мир — ожидания и реальность (к постановке проблемы) // Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

27. XFEL — европейский рентгеновский лазер // Посольство Федеративной Республики Германия в Москве. Официальный сайт. Главная страница. URL: http://www. moskau.

28. XFEL, или лазерное шоу начинается. URL: http://www. germania-online. ru/wissenschaft-bildung/ nauka-i-obrazovanie-detal/datum/2010/02/02/ lazernoe-shou-nachinaetsja. html.

29. Штыров В. Российские мегапроекты: анализ и управление рисками. URL: http://ilin-yakutsk. narod. ru/time_yak/2009-1/04.htm.

30. Florida R. Who's Your City? How the Creative Economy Is Making Where to Live. New-York: Basic Books, 2008. Р. 74—83.

31. Florida R, Gulden T., Mellander C. The Rise ofthe Mega Region // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2008. Volume 1, Number 3. Р. 15—21.

32. Globalization and Megaregions // Atlanta Regional Commission. Atlanta Fifty Forward. URL: http://www. atlantafiftyforward. com/megaregions. html.

33. Gottmann J. Megalopolis: the urbanized northeastern seaboard of the United States. New York: Twentieth Century Fund, 1961.

34. Kraas F. Megacities as Global Risk Areas // Urban Ecology. An International Perspective on the Interaction between Humans and Nature / Marzluff J. et al. (eds). New York: Springer, 2008. Р. 583—587.

35. Lang R. E, Nelson al. C. Beyond the Metroplex: Examining Commuter Patterns at the «Megapolitan» Scale. Cambridge, MA: Lincoln Institute of Land Policy, 2007. URL: http://www. lincolninst. edu/ pubs/1241_Beyond-the-Metroplex.

36. Megaregions // America 2050. URL: http://www. america2050.org/content/megaregions. html#more.

37. Mumford L. The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. New York: Harcourt, Brace and World, 1961. P. 223—230.

38. NRF invites proposals for research projects in sustainable urban systems: National Research Foundation Press release. URL: http://www. nrf. gov. sg/nrf/ uploadedFiles/News_and_Events/Press_Release/2009/ CRP %20press %20release_Urban %20sys. pdf.

39. Ohmae K. The End of Nation State: The Rise of Regional Economics. New York: The Free Press, 1995. P. 79—100.

40. Parnreiter C. Megacities in the Geography of Global Economic Governance // GaWC Research Bulletin. 2009. #323. URL: http://www. lboro. ac. uk/gawc/rb/rb323.html.

41. The Principal Agglomerations of the World: the reference date 2010-01-01. URL: http://www. citypopulation. de/world/Agglomerations. html.

42. World Urbanization Prospects. The 2007 Revision. New York: United Nations, 2008. URL: ttp://www. un. org/esa/population/publications/ wup2007/2007WUP_Highlights_web. pdf.

43. Worldwide centers of Commerce Index 2008: Insights. 24 pp.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.