Научная статья на тему 'Устойчивое пространственное развитие региональной хозяйственной системы: теоретические аспекты'

Устойчивое пространственное развитие региональной хозяйственной системы: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
590
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / УСТОЙЧИВОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / РЕЖИМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL ECONOMIC SPACE / STABLE SPATIAL DEVELOPMENT / POLICY OF REGIONAL ECONOMY / PROPORTION OF TERRITORIAL STRUCTURE / PROBLEM TERRITORIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трубина Виктория Сергеевна

Разработаны теоретические основы устойчивого пространственного развития регионального хозяйства. Даны основные понятия, выявлены и обоснованы ключевые направления его обеспечения. Сформулированы принципы устойчивости регионального хозяйства с позиций пространственной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical fundamentals of stable spatial development of regional economy are worked out. The main notions are defined and key-trends of its ensuring are established. The author formulates the principles of regional economy stability in terms of spatial economy.

Текст научной работы на тему «Устойчивое пространственное развитие региональной хозяйственной системы: теоретические аспекты»

© В.С. Трубина, 2009

УДК 332.1 ББК 65.049(2Рос)

УСТОЙЧИВОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В.С. Трубина

Разработаны теоретические основы устойчивого пространственного развития регионального хозяйства. Даны основные понятия, выявлены и обоснованы ключевые направления его обеспечения. Сформулированы принципы устойчивости регионального хозяйства с позиций пространственной экономики.

Ключевые слова: региональное экономическое пространство, устойчивое пространственное развитие регионального хозяйства, режим развития регионального экономического пространства, пропорциональность территориальной структуры, проблемные территории.

В условиях инновационной модернизации экономики современной России происходит выраженный перенос акцентов стратегического развития на уровень регионов и их объединений (федеральных округов).

Устойчивое пространственное развитие (УПР) региона - стратегический процесс повышения эффективности развития регионального экономического пространства (РЭП) и направляемой гармонизации его траектории, темпа и способа с состоянием и потенциалом его природной и социальной среды. В предлагаемой формулировке скрыто присутствует требование максимальной адаптации РЭП к возмущающим воздействиям, поскольку только при наличии данного свойства соблюдаются и принцип максимизации (эффективности), и принцип гармонизации (пропорциональности). УПР региона представляет собой поток необратимых изменений элементов его внутренней среды, их состава, функций, связей и отношений между собой и с внешней средой, используемых ресурсов, факторов и валового продукта, в направлении обеспечения гармо-

низации пространственной структуры регионального хозяйства на основе оптимизации использования территории региона.

Непрерывный экономический рост не может рассматриваться в качестве главного критерия регионального УПР. Некоторые исследователи считают, что устойчивым может быть только поступательно-возвратное развитие территории [6, с. 64-65]. Принимая этот тезис, отметим, что, на наш взгляд, в ходе пространственного развития региональное хозяйство циклично проходит два качественно различных этапа. На первом этапе увеличивается разнообразие РЭП посредством дифференциации видов хозяйственной деятельности, форм территориальной специализации, моделей институционализации и организации общественных отношений, методов природопользования, способов коммуникации и контрактных взаимодействий. Происходит увеличение уровня как трансформационных, так и трансакционных издержек. При этом может наблюдаться углубление и обострение противоречий экологических, экономических и социальных интересов субъектов регионального хозяйства. Второй этап характеризует коррекцию траектории, темпа и способа развития РЭП. Накопленные в результате увеличения разнообразия противоречия эволюционно разрешаются и институционально оформляются. Возникают устойчивые модели экономических отношений, скла-

дываются кластеры предприятий и новые зоны экономической активности, реструктурируется система региональных сетей взаимодействий хозяйствующих субъектов, утверждаются новые «узлы» и «ворота» РЭП, отсеиваются неэффективные технологии и субъекты. Трансформационные и трансакционные издержки обнаруживают тенденцию к снижению.

В устойчивом развитии РЭП наблюдаются как подъемы, так и спады, более или менее выраженные, однако объективно необходимые для повышения устойчивости регионального хозяйства. Под траекторией развития РЭП понимается условная линия его движения в трехмерном координатном пространстве, задаваемом стратегическими ориентирами, императивами и приоритетами. При этом ориентиры трактуются как установленные цели пространственного развития, выражающиеся в качественных и количественных индикаторах. Императивы выступают ограничениями процесса пространственного развития, обусловливающими его перспективы. Приоритеты -наиболее значимые направления развития РЭП, предполагающие первоочередные меры финансового, кадрового, ресурсного и институционального обеспечения [2, с. 26-28].

Стратегической целью регионального УПР можно считать «достижение на основе использования преимуществ регионального хозяйственного пространства высокого и устойчивого повышения качества жизни нынешних и будущих поколений населения его граждан, создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, улучшение окружающей среды» [4, с. 82]. Постановка такой генеральной цели в конкретных условиях каждого региона предполагает формирование разветвленного «дерева» конкретных целей УПР.

Темп развития РЭП - это скорость его «направляемого, допустимого и приемлемого движения... по определенным ориентирам среди действующих императивов с учетом выявленных приоритетов» [2, с. 27].

Способ эволюции РЭП - действующий хозяйственный механизм его использования, то есть непрерывного преобразования одного состояния РЭП в другое посредством обеспечения прямого и обратного взаимоперехода условий, ресурсов, факторов и продукта регионального воспроизводства: Cr о Rr о Fr о

Q . В зависимости от характера данного взаи-моперехода формируется интенсивная (инновационная) или экстенсивная (консервативная) региональная культура хозяйствования, которая может выступать как фактором ускорения, так и тормозящей силой в отношении пространственного развития.

Под режимом развития РЭП понимается сочетание траектории, темпа и способа его эволюции. Представляется, что нарушение устойчивости пространственного развития региональной хозяйственной системы следует понимать не как ее выход из некоего стационарного (равновесного) состояния, а как вынужденное изменение исходного режима развития РЭП, что ведет к территориальновоспроизводственным дисбалансам, диспропорциям и сбоям хозяйственного механизма. Изменение режима развития РЭП в соответствии с задачами устойчивого развития - сложный, многоэтапный процесс с вероятностным характером результатов, так как само региональное хозяйство является комплексной системой и применительно к нему понятие устойчивости является изначально многоаспектным.

В этой связи представляется необходимым выделить и содержательно охарактеризовать основные направления УПР региона.

1. Своевременная идентификация экзогенных (внешних) угроз и вызовов мегамасштаба с адекватной коррекцией региональной стратегии развития.

Говоря о пространственном развитии экономики региона, необходимо рассматривать не только его внутреннее, но и внешнее, окружающее пространство. Структура внешней среды регионального хозяйства может быть структурирована в соответствии с современным представлением об уровневом строении глобальной системы хозяйства [3, с. 12-13].

В современных условиях глобализация принимает характер системного процесса, который охватывает все уровни мирового хозяйства (от «нано» до «мега») [5, с. 3], распространяя свои положительные и отрицательные эффекты на хозяйственные системы регионов и их объединений. Регионализация -это процесс закрепления регионов в статусе активных действующих лиц мирового хозяйственного пространства. Регионы все чаще выступают независимыми субъектами меж-

дународных экономических отношений, привлекая иностранные инвестиции, становясь партнерами международных институтов, налаживая контакты и укрепляя связи с регионами других стран.

Степень открытости РЭП непрерывно возрастает, поэтому региональные экономики становятся особенно уязвимыми для угроз глобального характера. Эти угрозы, как и открываемые глобализацией новые возможности (вызовы) должны быть своевременно выявлены, адекватно интерпретированы и учтены при регулировании пространственного развития. Особенно высокое значение геополитические и геоэкономические условия приобретают для пространственных стратегий российских регионов, которые ориентируются на построение международных транспортных коридоров.

2. Повышение объема и оптимизация структуры межрегиональных и внешнеэкономических связей, увеличение эффективности приграничного сотрудничества.

При планировании пространственного развития регионального хозяйства целесообразно принимать во внимание объем и структуру не только межрегиональных, но и приграничных экономических связей. Важно эффективно прогнозировать динамику и направленность инвестиционных и миграционных потоков. Стратегическое значение для повышения эффективности УПР имеет расширение связей региона с другими субъектами РФ, а также с партнерами по СНГ. Но усиление плотности межрегиональных и интеграционных связей повышает риски совместного развития. Негативные тенденции в экономике партнеров становятся экзогенными шоками для регионального хозяйства. Это требует прогнозирования таких рисков, их комплексного учета в стратегии пространственного развития.

Формирование зон межрегиональной интеграции является перспективной технологией обеспечения УПР. Институциональной основой межрегионального сотрудничества выступают договоры о партнерстве между соседними субъектами РФ, создание совместных консультативных и координационных органов, заключение договоров между соседними муниципальными образованиями, открытие представительств в соседних регионах,

совместное строительство объектов межрегионального значения.

3. Стратегичность функционального экономического зонирования и размещения ресурсов по территории региона на основе выстраивания сетевой конфигурации «узлов», «ворот», «порталов», «каналов» (см.: [1, с. 330-333]) в рамках РЭП. Наряду с «полюсами роста» как участками РЭП, характеризующимися наибольшим потенциалом позитивной динамики и инновационного развития, следует идентифицировать «оси пространственного развития», то есть аналитически выделяемые на территории региона линии тяготения экономической активности, часто совпадающие со сложившимися транспортными коридорами. Создание и усиление перспективных «осей развития» в РЭП предполагает соответствующую корректировку сложившейся пространственной структуры и инфраструктуры, проведение целенаправленной кадровой и инвестиционной политики. Кроме того, «стимулирование развития отдельных территорий и целых регионов возможно через отдельные пункты (точки, зоны), где создаются особые (отличные от других) условия функционирования экономики за счет налоговых и иных льгот и преференций» [7, с. 31]. Формирование новых «зон роста», адекватных требованиям постиндустриального общества, связано с созданием адекватной ресурсной конфигурации путем стратегически определенного размещения экономических ресурсов по территории региона.

4. Повышение инвестиционной привлекательности региона, создание стабильных воспроизводственных условий (инвестиционного климата) и продвижение позитивного имиджа региона.

Инвестиционный климат - комплексная характеристика РЭП в аспекте его привлекательности для инвесторов, включающая инвестиционный потенциал и набор инвестиционных рисков. Изменение инвестиционного климата является длительным процессом, в основном имеющим эволюционный характер (приращение потенциала), но нуждающимся в управляющих воздействиях и стратегических мерах по снижению внутрирегиональных рисков (экономических, политических, инфраструктурных, социальных и т. д.). Минимизация инвестиционных рисков должна сопровождаться форми-

рованием инвестиционного имиджа региона, то есть выгодного представления его потенциала с помощью рекламы и PR-технологий. Вместе с тем «инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости» [8, с. 20] пространственного развития региона. В противном случае высока вероятность усиления диспропорций регионального развития.

5. Продуктивная дифференциация и динамичная гармонизация отраслевой и территориальной структуры экономики региона за счет индуцируемых структурных сдвигов.

Под индуцируемыми структурными сдвигами понимаются глубокие изменения пространственной структуры регионального хозяйства, целенаправленно вызываемые с помощью комплекса регулирующих воздействий. К числу таких воздействий относятся введение льготных режимов налогообложения, предоставление кредитов на специальных условиях, гарантии со стороны региональной власти, открытие специальных экономических зон для предприятий ключевых отраслей, способных стать «моторами роста» и сформировать «полюса развития» в РЭП.

6. Сокращение площади проблемных территорий, являющихся зонами бедности и конфликтогенными очагами социального пессимизма.

В моделях представителей новой экономической географии (П. Кругман, М. Фуджита и др.) регионы рассматриваются как точки в географическом пространстве, лишенные качественных характеристик и индивидуальной специфики территориальной организации хозяйства [10]. В результате экономическое пространство (в региональном аспекте) представляется гомогенным, что вызывает обоснованную критику [11, с. 259-292]. Однако объективно существует асимметрия, которая часто «выражается в глубоком социально-экономическом расслоении, в масштабных диспропорциях, касающихся развития институтов, отраслевых, межотраслевых и межрегиональных экономических связей, инвестиционного потенциала, предпринимательской практики и т. д.» [9, с. 146]. Следовательно, пространственную неравномерность необходимо учитывать при разработке региональных программ развития.

Проблемные территории - это отдельные участки РЭП, в которых наблюдается

негативная экономическая динамика, низкий уровень доходов населения, дефицитный местный бюджет, социальная апатия и агрессия. Значимым направлением УПР региона является сокращение разрывов между территориями в доступе к материальным благам в душевом потреблении. Проблемные территории должны становиться объектами переговоров с инвесторами, в них необходимо создавать специальные экономические зоны. Такой подход отвечает требованию недопущения образования в РЭП участков с крайне низкой экономической активностью. Особое внимание проблемным территориям должно быть уделено при стратегическом планировании пространственного размещения производства и объектов инфраструктуры.

7. Расширение масштабов продуктивно, целесообразно и эффективно используемой территории региона.

В аграрных регионах главным индикатором данного направления УПР является динамика посевных площадей. В индустриальных регионах становится необходимой картография производственной деятельности, выявление слабо задействованных территорий и потенциала их инфраструктурного связывания.

8. Выявление и ликвидация участков РЭП с замкнутым хозяйственным оборотом (анклавов).

Формирование автаркических тенденций в РЭП является сигналом о сбоях проводимой пространственной экономической политики. Анклавы наиболее часто выступают следствием разрыва хозяйственных связей, деградации инфраструктуры (прежде всего транспортной), слабой экономической активности. Вместе с тем в России учащаются случаи отчуждения участков РЭП национальными диаспорами (китайцы, цыгане и др.), что требует пересмотра применяемых методов и инструментов регулирования пространственного развития. Региональные анклавы, даже несмотря на их незначительные масштабы (это могут быть отдельные поселки или даже улицы в крупных городах), производят мощные негативные эффекты, поскольку именно в них наиболее часто концентрируется противозаконная деятельность.

9. Устойчивое функционирование РЭП на основе оптимизации использования региональ-

ных ресурсов, повышения интенсивности действующих факторов воспроизводства и непрерывное увеличение ВРП:

а) выравнивание «кадрового рельефа» региона для предотвращения сверхконцентрации трудовых ресурсов, выявление каналов нелегальной миграции и повышение эффективности социализации мигрантов, способствование росту интеллектуализации ВРП (повышения доли в его объеме наукоемкой продукции) и доходов от интеллектуальной собственности;

б) инновационная модернизация технологической базы регионального хозяйства в направлениях усиления экологической безопасности производства и перехода к постиндустриализму с учетом наличия многоукладности;

в) снижение энергозатратности хозяйственного механизма при параллельном повышении доли альтернативных материалов и источников энергии в их общем региональном объеме;

г) формирование однородного, непрерывного и эффективного институционального пространства за счет обеспечения полного соответствия региональных нормативно-правовых актов федеральному законодательству и Конституции РФ, комплексная институционализация всей территории региона, установление региональных стандартов на уровне не ниже заданного федеральными регламентами;

д) оптимизация «организационного рельефа» РЭП за счет стратегического размещения на территории региона специальных экономических зон и инициирования самоорганизации бизнеса в форме кластеров, увеличение плотности внутрирегиональных хозяйственных связей;

е) преодоление информационной асимметрии за счет стимулирования интернетизации региона, установления повышенных требований в отношении размещения экономически значимой информации на веб-сайтах, стимулирование роста объемов электронного документооборота, создание реги-

ональной виртуальной информационно-образовательной среды.

10. Комплексная инфраструктуризация РЭП, обеспечивающая его технологическое, транспортное, институциональное и информационное «связывание», создающее интеграционные импульсы.

11. Реализация превентивных мер в отношении кризисов и сглаживание их последствий, недопущение распространения и локализации рецессии и депрессии в отдельных территориях регионального хозяйства.

12. Сокращение масштаба теневой зоны РЭП и повышение прозрачности происходящих в нем скрытых процессов (нелегальных потоков товаров и капитала, криминальных и коррупционных взаимодействий, серых схем и т. д.) за счет развития технологий их выявления и мониторинга.

13. Снижение масштабов убыточного сектора РЭП за счет повышения эффективности технологий антикризисного управления, санации и банкротства предприятий.

14. Достижение и поддержание компромисса интересов общественных классов и групп региона в отношении проводимой пространственной экономической политики.

УПР должно обеспечиваться и регулироваться не только федеральными и региональными органами власти, но и региональными сообществами -профсоюзами, партиями, предпринимательскими ассоциациями, неправительственными организациями, виртуальными группировками, субкультурами и т. д.

15. Стратегический баланс интересов современного и будущего поколений населения региона в отношении использования РЭП.

Пространственное развитие - социально обусловленный процесс, в котором должны комплексно учитываться особенности территориального распределения (концентрации) религиозной, национальной (в том числе расовой) и политической структуры населения региона. Поэтому в основе УПР должен лежать общественный консенсус, а его принципом должно являться строгое соблюдение конституционных прав и свобод местного населения, включая свободу передвижения, право выбора места жительства, образования и работы, право на жилище и отдых, наличие благоприятной окружающей среды. При этом

права и свободы одних категорий граждан, проживающих в регионе, не должны ущемлять права и свободы других страт и слоев местного сообщества.

Таким образом, на основе проведенного анализа представляется возможным сформулировать основные принципы устойчивости регионального хозяйства с позиций пространственной экономики. Устойчивость предполагает длительность сохранения условий эффективного расширенного воспроизводства потенциала территории региона в режиме сбалансированности экологической и социальной ориентации. Гармоничность является ключевым индикатором УПР региона и представляет собой характеристику пропорциональности пространственной (территориальной) структуры регионального хозяйства в аспектах условий, ресурсов, факторов, отраслей и продукции. Главным приоритетом УПР является ориентация при осуществлении пространственных сдвигов на обеспечение непрерывной позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения. Общественный консенсус - основа эффективности УПР региона, обеспечивающая баланс интересов его населения во времени, сохранение возможностей саморазвития региона для будущих поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иншаков, О. В. Биржа: эволюция экономического института / О. В. Иншаков, А. М. Белобо-родько, Д. П. Фролов. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 356 с.

2. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования) / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. - 96 с.

3. Иншаков, О. В. Уровневый анализ объекта, предмета и метода экономической теории / О. В. Иншаков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2004. - N° 4. - С. 5-19.

4. Иншакова, Е. И. Устойчивое развитие макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования / Е. И. Иншакова, А. В. Самохин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. - 2008. - № 1 (12). - С. 80-85.

5. Иншаков, О. В. Экономическая генетика и наноэкономика / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 94 с.

6. Попкова, Е. Г. Новое качество экономического роста / Е. Г. Попкова. - Волгоград : ВолгГТУ,

2005. - 356 с.

7. Пространственное развитие Пермского края: проблемы и перспективы : тез. докл. / экспертная группа под рук. канд. экон. наук А. А. Климова. - Пермь : Межотрасл. ин-т регион. исслед.,

2006.- 52 с.

8. Сухинова, С. Е. Региональная специфика инвестиционного климата / С. Е. Сухинова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. - 82 с.

9. Хуажева, А. Ш. Уровень устойчивости и конкурентоспособности региональных агропромышленных комплексов (методические подходы к ранжированию) / А. Ш. Хуажева // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4. - С. 146-150.

10. Fujita, M. Spatial economy: cities, regions and international trade / M. Fujita, P. Krugman, A. J. Venables. - Cambridge, Massachusets ; London, England : MIT Press, 1999. - 338 р.

11. Martin, R. Paul Krugman’s geographical economics and its implications for regional development theory : a critical assessment / R. Martin, P. Sunley // Economic Geography. - 1996. - Vol. 72, № 3. -P. 259-292.

STABLE SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY: THEORETICAL ASPECTS

V.S. Trubina

Theoretical fundamentals of stable spatial development of regional economy are worked out. The main notions are defined and key-trends of its ensuring are established. The author formulates the principles of regional economy stability in terms of spatial economy.

Key words: regional economy, regional economic space, stable spatial development, policy of regional economy, proportion of territorial structure, problem territories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.