© В.С. Трубина, 2009
УДК 332.1 ББК 65.049(2Рос)
УСТОЙЧИВОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В.С. Трубина
Разработаны теоретические основы устойчивого пространственного развития регионального хозяйства. Даны основные понятия, выявлены и обоснованы ключевые направления его обеспечения. Сформулированы принципы устойчивости регионального хозяйства с позиций пространственной экономики.
Ключевые слова: региональное экономическое пространство, устойчивое пространственное развитие регионального хозяйства, режим развития регионального экономического пространства, пропорциональность территориальной структуры, проблемные территории.
В условиях инновационной модернизации экономики современной России происходит выраженный перенос акцентов стратегического развития на уровень регионов и их объединений (федеральных округов).
Устойчивое пространственное развитие (УПР) региона - стратегический процесс повышения эффективности развития регионального экономического пространства (РЭП) и направляемой гармонизации его траектории, темпа и способа с состоянием и потенциалом его природной и социальной среды. В предлагаемой формулировке скрыто присутствует требование максимальной адаптации РЭП к возмущающим воздействиям, поскольку только при наличии данного свойства соблюдаются и принцип максимизации (эффективности), и принцип гармонизации (пропорциональности). УПР региона представляет собой поток необратимых изменений элементов его внутренней среды, их состава, функций, связей и отношений между собой и с внешней средой, используемых ресурсов, факторов и валового продукта, в направлении обеспечения гармо-
низации пространственной структуры регионального хозяйства на основе оптимизации использования территории региона.
Непрерывный экономический рост не может рассматриваться в качестве главного критерия регионального УПР. Некоторые исследователи считают, что устойчивым может быть только поступательно-возвратное развитие территории [6, с. 64-65]. Принимая этот тезис, отметим, что, на наш взгляд, в ходе пространственного развития региональное хозяйство циклично проходит два качественно различных этапа. На первом этапе увеличивается разнообразие РЭП посредством дифференциации видов хозяйственной деятельности, форм территориальной специализации, моделей институционализации и организации общественных отношений, методов природопользования, способов коммуникации и контрактных взаимодействий. Происходит увеличение уровня как трансформационных, так и трансакционных издержек. При этом может наблюдаться углубление и обострение противоречий экологических, экономических и социальных интересов субъектов регионального хозяйства. Второй этап характеризует коррекцию траектории, темпа и способа развития РЭП. Накопленные в результате увеличения разнообразия противоречия эволюционно разрешаются и институционально оформляются. Возникают устойчивые модели экономических отношений, скла-
дываются кластеры предприятий и новые зоны экономической активности, реструктурируется система региональных сетей взаимодействий хозяйствующих субъектов, утверждаются новые «узлы» и «ворота» РЭП, отсеиваются неэффективные технологии и субъекты. Трансформационные и трансакционные издержки обнаруживают тенденцию к снижению.
В устойчивом развитии РЭП наблюдаются как подъемы, так и спады, более или менее выраженные, однако объективно необходимые для повышения устойчивости регионального хозяйства. Под траекторией развития РЭП понимается условная линия его движения в трехмерном координатном пространстве, задаваемом стратегическими ориентирами, императивами и приоритетами. При этом ориентиры трактуются как установленные цели пространственного развития, выражающиеся в качественных и количественных индикаторах. Императивы выступают ограничениями процесса пространственного развития, обусловливающими его перспективы. Приоритеты -наиболее значимые направления развития РЭП, предполагающие первоочередные меры финансового, кадрового, ресурсного и институционального обеспечения [2, с. 26-28].
Стратегической целью регионального УПР можно считать «достижение на основе использования преимуществ регионального хозяйственного пространства высокого и устойчивого повышения качества жизни нынешних и будущих поколений населения его граждан, создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, улучшение окружающей среды» [4, с. 82]. Постановка такой генеральной цели в конкретных условиях каждого региона предполагает формирование разветвленного «дерева» конкретных целей УПР.
Темп развития РЭП - это скорость его «направляемого, допустимого и приемлемого движения... по определенным ориентирам среди действующих императивов с учетом выявленных приоритетов» [2, с. 27].
Способ эволюции РЭП - действующий хозяйственный механизм его использования, то есть непрерывного преобразования одного состояния РЭП в другое посредством обеспечения прямого и обратного взаимоперехода условий, ресурсов, факторов и продукта регионального воспроизводства: Cr о Rr о Fr о
Q . В зависимости от характера данного взаи-моперехода формируется интенсивная (инновационная) или экстенсивная (консервативная) региональная культура хозяйствования, которая может выступать как фактором ускорения, так и тормозящей силой в отношении пространственного развития.
Под режимом развития РЭП понимается сочетание траектории, темпа и способа его эволюции. Представляется, что нарушение устойчивости пространственного развития региональной хозяйственной системы следует понимать не как ее выход из некоего стационарного (равновесного) состояния, а как вынужденное изменение исходного режима развития РЭП, что ведет к территориальновоспроизводственным дисбалансам, диспропорциям и сбоям хозяйственного механизма. Изменение режима развития РЭП в соответствии с задачами устойчивого развития - сложный, многоэтапный процесс с вероятностным характером результатов, так как само региональное хозяйство является комплексной системой и применительно к нему понятие устойчивости является изначально многоаспектным.
В этой связи представляется необходимым выделить и содержательно охарактеризовать основные направления УПР региона.
1. Своевременная идентификация экзогенных (внешних) угроз и вызовов мегамасштаба с адекватной коррекцией региональной стратегии развития.
Говоря о пространственном развитии экономики региона, необходимо рассматривать не только его внутреннее, но и внешнее, окружающее пространство. Структура внешней среды регионального хозяйства может быть структурирована в соответствии с современным представлением об уровневом строении глобальной системы хозяйства [3, с. 12-13].
В современных условиях глобализация принимает характер системного процесса, который охватывает все уровни мирового хозяйства (от «нано» до «мега») [5, с. 3], распространяя свои положительные и отрицательные эффекты на хозяйственные системы регионов и их объединений. Регионализация -это процесс закрепления регионов в статусе активных действующих лиц мирового хозяйственного пространства. Регионы все чаще выступают независимыми субъектами меж-
дународных экономических отношений, привлекая иностранные инвестиции, становясь партнерами международных институтов, налаживая контакты и укрепляя связи с регионами других стран.
Степень открытости РЭП непрерывно возрастает, поэтому региональные экономики становятся особенно уязвимыми для угроз глобального характера. Эти угрозы, как и открываемые глобализацией новые возможности (вызовы) должны быть своевременно выявлены, адекватно интерпретированы и учтены при регулировании пространственного развития. Особенно высокое значение геополитические и геоэкономические условия приобретают для пространственных стратегий российских регионов, которые ориентируются на построение международных транспортных коридоров.
2. Повышение объема и оптимизация структуры межрегиональных и внешнеэкономических связей, увеличение эффективности приграничного сотрудничества.
При планировании пространственного развития регионального хозяйства целесообразно принимать во внимание объем и структуру не только межрегиональных, но и приграничных экономических связей. Важно эффективно прогнозировать динамику и направленность инвестиционных и миграционных потоков. Стратегическое значение для повышения эффективности УПР имеет расширение связей региона с другими субъектами РФ, а также с партнерами по СНГ. Но усиление плотности межрегиональных и интеграционных связей повышает риски совместного развития. Негативные тенденции в экономике партнеров становятся экзогенными шоками для регионального хозяйства. Это требует прогнозирования таких рисков, их комплексного учета в стратегии пространственного развития.
Формирование зон межрегиональной интеграции является перспективной технологией обеспечения УПР. Институциональной основой межрегионального сотрудничества выступают договоры о партнерстве между соседними субъектами РФ, создание совместных консультативных и координационных органов, заключение договоров между соседними муниципальными образованиями, открытие представительств в соседних регионах,
совместное строительство объектов межрегионального значения.
3. Стратегичность функционального экономического зонирования и размещения ресурсов по территории региона на основе выстраивания сетевой конфигурации «узлов», «ворот», «порталов», «каналов» (см.: [1, с. 330-333]) в рамках РЭП. Наряду с «полюсами роста» как участками РЭП, характеризующимися наибольшим потенциалом позитивной динамики и инновационного развития, следует идентифицировать «оси пространственного развития», то есть аналитически выделяемые на территории региона линии тяготения экономической активности, часто совпадающие со сложившимися транспортными коридорами. Создание и усиление перспективных «осей развития» в РЭП предполагает соответствующую корректировку сложившейся пространственной структуры и инфраструктуры, проведение целенаправленной кадровой и инвестиционной политики. Кроме того, «стимулирование развития отдельных территорий и целых регионов возможно через отдельные пункты (точки, зоны), где создаются особые (отличные от других) условия функционирования экономики за счет налоговых и иных льгот и преференций» [7, с. 31]. Формирование новых «зон роста», адекватных требованиям постиндустриального общества, связано с созданием адекватной ресурсной конфигурации путем стратегически определенного размещения экономических ресурсов по территории региона.
4. Повышение инвестиционной привлекательности региона, создание стабильных воспроизводственных условий (инвестиционного климата) и продвижение позитивного имиджа региона.
Инвестиционный климат - комплексная характеристика РЭП в аспекте его привлекательности для инвесторов, включающая инвестиционный потенциал и набор инвестиционных рисков. Изменение инвестиционного климата является длительным процессом, в основном имеющим эволюционный характер (приращение потенциала), но нуждающимся в управляющих воздействиях и стратегических мерах по снижению внутрирегиональных рисков (экономических, политических, инфраструктурных, социальных и т. д.). Минимизация инвестиционных рисков должна сопровождаться форми-
рованием инвестиционного имиджа региона, то есть выгодного представления его потенциала с помощью рекламы и PR-технологий. Вместе с тем «инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости» [8, с. 20] пространственного развития региона. В противном случае высока вероятность усиления диспропорций регионального развития.
5. Продуктивная дифференциация и динамичная гармонизация отраслевой и территориальной структуры экономики региона за счет индуцируемых структурных сдвигов.
Под индуцируемыми структурными сдвигами понимаются глубокие изменения пространственной структуры регионального хозяйства, целенаправленно вызываемые с помощью комплекса регулирующих воздействий. К числу таких воздействий относятся введение льготных режимов налогообложения, предоставление кредитов на специальных условиях, гарантии со стороны региональной власти, открытие специальных экономических зон для предприятий ключевых отраслей, способных стать «моторами роста» и сформировать «полюса развития» в РЭП.
6. Сокращение площади проблемных территорий, являющихся зонами бедности и конфликтогенными очагами социального пессимизма.
В моделях представителей новой экономической географии (П. Кругман, М. Фуджита и др.) регионы рассматриваются как точки в географическом пространстве, лишенные качественных характеристик и индивидуальной специфики территориальной организации хозяйства [10]. В результате экономическое пространство (в региональном аспекте) представляется гомогенным, что вызывает обоснованную критику [11, с. 259-292]. Однако объективно существует асимметрия, которая часто «выражается в глубоком социально-экономическом расслоении, в масштабных диспропорциях, касающихся развития институтов, отраслевых, межотраслевых и межрегиональных экономических связей, инвестиционного потенциала, предпринимательской практики и т. д.» [9, с. 146]. Следовательно, пространственную неравномерность необходимо учитывать при разработке региональных программ развития.
Проблемные территории - это отдельные участки РЭП, в которых наблюдается
негативная экономическая динамика, низкий уровень доходов населения, дефицитный местный бюджет, социальная апатия и агрессия. Значимым направлением УПР региона является сокращение разрывов между территориями в доступе к материальным благам в душевом потреблении. Проблемные территории должны становиться объектами переговоров с инвесторами, в них необходимо создавать специальные экономические зоны. Такой подход отвечает требованию недопущения образования в РЭП участков с крайне низкой экономической активностью. Особое внимание проблемным территориям должно быть уделено при стратегическом планировании пространственного размещения производства и объектов инфраструктуры.
7. Расширение масштабов продуктивно, целесообразно и эффективно используемой территории региона.
В аграрных регионах главным индикатором данного направления УПР является динамика посевных площадей. В индустриальных регионах становится необходимой картография производственной деятельности, выявление слабо задействованных территорий и потенциала их инфраструктурного связывания.
8. Выявление и ликвидация участков РЭП с замкнутым хозяйственным оборотом (анклавов).
Формирование автаркических тенденций в РЭП является сигналом о сбоях проводимой пространственной экономической политики. Анклавы наиболее часто выступают следствием разрыва хозяйственных связей, деградации инфраструктуры (прежде всего транспортной), слабой экономической активности. Вместе с тем в России учащаются случаи отчуждения участков РЭП национальными диаспорами (китайцы, цыгане и др.), что требует пересмотра применяемых методов и инструментов регулирования пространственного развития. Региональные анклавы, даже несмотря на их незначительные масштабы (это могут быть отдельные поселки или даже улицы в крупных городах), производят мощные негативные эффекты, поскольку именно в них наиболее часто концентрируется противозаконная деятельность.
9. Устойчивое функционирование РЭП на основе оптимизации использования региональ-
ных ресурсов, повышения интенсивности действующих факторов воспроизводства и непрерывное увеличение ВРП:
а) выравнивание «кадрового рельефа» региона для предотвращения сверхконцентрации трудовых ресурсов, выявление каналов нелегальной миграции и повышение эффективности социализации мигрантов, способствование росту интеллектуализации ВРП (повышения доли в его объеме наукоемкой продукции) и доходов от интеллектуальной собственности;
б) инновационная модернизация технологической базы регионального хозяйства в направлениях усиления экологической безопасности производства и перехода к постиндустриализму с учетом наличия многоукладности;
в) снижение энергозатратности хозяйственного механизма при параллельном повышении доли альтернативных материалов и источников энергии в их общем региональном объеме;
г) формирование однородного, непрерывного и эффективного институционального пространства за счет обеспечения полного соответствия региональных нормативно-правовых актов федеральному законодательству и Конституции РФ, комплексная институционализация всей территории региона, установление региональных стандартов на уровне не ниже заданного федеральными регламентами;
д) оптимизация «организационного рельефа» РЭП за счет стратегического размещения на территории региона специальных экономических зон и инициирования самоорганизации бизнеса в форме кластеров, увеличение плотности внутрирегиональных хозяйственных связей;
е) преодоление информационной асимметрии за счет стимулирования интернетизации региона, установления повышенных требований в отношении размещения экономически значимой информации на веб-сайтах, стимулирование роста объемов электронного документооборота, создание реги-
ональной виртуальной информационно-образовательной среды.
10. Комплексная инфраструктуризация РЭП, обеспечивающая его технологическое, транспортное, институциональное и информационное «связывание», создающее интеграционные импульсы.
11. Реализация превентивных мер в отношении кризисов и сглаживание их последствий, недопущение распространения и локализации рецессии и депрессии в отдельных территориях регионального хозяйства.
12. Сокращение масштаба теневой зоны РЭП и повышение прозрачности происходящих в нем скрытых процессов (нелегальных потоков товаров и капитала, криминальных и коррупционных взаимодействий, серых схем и т. д.) за счет развития технологий их выявления и мониторинга.
13. Снижение масштабов убыточного сектора РЭП за счет повышения эффективности технологий антикризисного управления, санации и банкротства предприятий.
14. Достижение и поддержание компромисса интересов общественных классов и групп региона в отношении проводимой пространственной экономической политики.
УПР должно обеспечиваться и регулироваться не только федеральными и региональными органами власти, но и региональными сообществами -профсоюзами, партиями, предпринимательскими ассоциациями, неправительственными организациями, виртуальными группировками, субкультурами и т. д.
15. Стратегический баланс интересов современного и будущего поколений населения региона в отношении использования РЭП.
Пространственное развитие - социально обусловленный процесс, в котором должны комплексно учитываться особенности территориального распределения (концентрации) религиозной, национальной (в том числе расовой) и политической структуры населения региона. Поэтому в основе УПР должен лежать общественный консенсус, а его принципом должно являться строгое соблюдение конституционных прав и свобод местного населения, включая свободу передвижения, право выбора места жительства, образования и работы, право на жилище и отдых, наличие благоприятной окружающей среды. При этом
права и свободы одних категорий граждан, проживающих в регионе, не должны ущемлять права и свободы других страт и слоев местного сообщества.
Таким образом, на основе проведенного анализа представляется возможным сформулировать основные принципы устойчивости регионального хозяйства с позиций пространственной экономики. Устойчивость предполагает длительность сохранения условий эффективного расширенного воспроизводства потенциала территории региона в режиме сбалансированности экологической и социальной ориентации. Гармоничность является ключевым индикатором УПР региона и представляет собой характеристику пропорциональности пространственной (территориальной) структуры регионального хозяйства в аспектах условий, ресурсов, факторов, отраслей и продукции. Главным приоритетом УПР является ориентация при осуществлении пространственных сдвигов на обеспечение непрерывной позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения. Общественный консенсус - основа эффективности УПР региона, обеспечивающая баланс интересов его населения во времени, сохранение возможностей саморазвития региона для будущих поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иншаков, О. В. Биржа: эволюция экономического института / О. В. Иншаков, А. М. Белобо-родько, Д. П. Фролов. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 356 с.
2. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования) / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. - 96 с.
3. Иншаков, О. В. Уровневый анализ объекта, предмета и метода экономической теории / О. В. Иншаков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2004. - N° 4. - С. 5-19.
4. Иншакова, Е. И. Устойчивое развитие макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования / Е. И. Иншакова, А. В. Самохин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. - 2008. - № 1 (12). - С. 80-85.
5. Иншаков, О. В. Экономическая генетика и наноэкономика / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 94 с.
6. Попкова, Е. Г. Новое качество экономического роста / Е. Г. Попкова. - Волгоград : ВолгГТУ,
2005. - 356 с.
7. Пространственное развитие Пермского края: проблемы и перспективы : тез. докл. / экспертная группа под рук. канд. экон. наук А. А. Климова. - Пермь : Межотрасл. ин-т регион. исслед.,
2006.- 52 с.
8. Сухинова, С. Е. Региональная специфика инвестиционного климата / С. Е. Сухинова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. - 82 с.
9. Хуажева, А. Ш. Уровень устойчивости и конкурентоспособности региональных агропромышленных комплексов (методические подходы к ранжированию) / А. Ш. Хуажева // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4. - С. 146-150.
10. Fujita, M. Spatial economy: cities, regions and international trade / M. Fujita, P. Krugman, A. J. Venables. - Cambridge, Massachusets ; London, England : MIT Press, 1999. - 338 р.
11. Martin, R. Paul Krugman’s geographical economics and its implications for regional development theory : a critical assessment / R. Martin, P. Sunley // Economic Geography. - 1996. - Vol. 72, № 3. -P. 259-292.
STABLE SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY: THEORETICAL ASPECTS
V.S. Trubina
Theoretical fundamentals of stable spatial development of regional economy are worked out. The main notions are defined and key-trends of its ensuring are established. The author formulates the principles of regional economy stability in terms of spatial economy.
Key words: regional economy, regional economic space, stable spatial development, policy of regional economy, proportion of territorial structure, problem territories.