вещизму, функциональному развитию свойств личности, значимых для каких-либо утилитарных целей.
Таковы некоторые предварительные результаты изучения философских аспектов технологического образования.
В заключение следует отметить, что реализация технологического образования школьников невозможна без решения ключевой проблемы — подготовки в вузе современного конкурентоспособного учителя технологии, владеющего общеинженерной компетенцией на базе общеинженерной педагогики [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах / Под ред. Г.Н. Никольской. — М.: Издат. фирма «Кумир», 2001.
2. Калекин АА. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: Монография. — Орел: Изд-во ОГУ, 2009.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Е.С. Глозман, доцент кафедры технологии и предпринимательства МИОО, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, учитель технологии Центра образования № 293 г. Москвы, (495) 6185550
В статье рассматриваются теоретические основы разработки учебных книг, этапы развития, становления и создания учебников для общеобразовательной школы.
Ключевые слова: учебная книга, современный учебник, средство обучения, источник знаний.
THEORETICAL BASIS OF CREATING BOOKS FOR THE SECONDARY SCHOOL
Glozman E.S.
The article describes the theoretical basis of working out course books; development stages, formation and creating books for the secondary school.
Key words: course book, modern course book, teaching facilities, source of knowledge.
Использование в обучении бумажных носителей информации началось много веков тому назад, но практическое значение приобрело только с возникновением книгопечатания, т.е. в XV в.
Основоположником теории учебника был гениальный чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670), который не только создал первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», определивший на столетие путь развития учебной книги, но и зафиксировал теоретические принципы построения школьного учебника, многие из которых сохраняют свою ценность и в наше время [9, с. 8].
Большой вклад в развитие теории учебной книги внесли В.Г. Белинский [3], Н.А. Добролюбов [8], К.Д. Ушинский [22].
В первые годы советской власти, в процессе становления общеобразовательной школы неоценимый вклад в совершенствование и развитие проблем школьного учебника внесла Н.К. Крупская. В докладе и заключительном слове на II Всероссийской конференции по учебной книге в работе «Какой нам нужен учебник» [11] даны ценные рекомендации по проблемам содержания, структуре, методике создания учебников для политехнического образования. «Сейчас имеется возможность иначе построить, глубже поставить дело политехнического об-
разования. И реконструктивный теперешний период, период индустриализации страны, соответствует новому политехническому образованию» [11, с. 6]. И далее Н.К. Крупская отмечает: «Одной из составных частей строительства новой школы является создание учебника. „.Мы, все здесь присутствующие, прекрасно знаем все недостатки нашего учебника» [11, с. 7].
В докладе Н.К. Крупская отметила основные направления разработки решения проблем школьного учебника:
— связь учебника с содержанием программы («„в связи с перестройкой программ должен перестраиваться и учебник» [11, с. 9]);
— подбор материала и его систематизация («надо так подбирать материал, чтобы он был расположен по определенной системе. Конечно, для каждого возраста должна быть своя система» [11, с. 11]);
— подбор материала применительно к жизненным условиям («„уметь приложить материал к жизни» [11, с. 12]);
— связь содержания учебника с самостоятельной работой ученика («учебник должен давать не только знания, он должен давать и целый ряд организационных навыков — научить работать самостоятельно, научить работать в коллективе» [11, с. 14]).
В заключительном слове Н.К. Крупская подвергла критике выступления ряда практических работников школ, которые считали, что учебники могут создать только учителя, работающие в школе: «Двое из выступавших говорили о том, что все дело в практиках, что эти практики могут построить настоящий учебник, а что работа в кабинетах дает очень мало. Я думаю, что это неправильное противопоставление. Здесь нужна совместная работа. Без определенной большой теоретической работы, которая обобщала бы весь этот опыт, трудно работать и создать новый учебник» [11, с. 18].
Мы полностью разделяем эту точку зрения: в большинстве своем учебная книга создается научными и практическими работниками педагогического образования.
Заслуживает внимания и предложение Н.К. Крупской о введении в педагогических техникумах и вузах специального ознакомительного курса (предмета), где студентов будут знакомить с теоретическими проблемами написания учебника: «... каков должен быть учебник, как он должен писаться и как его надо проверять» [11, с. 21].
Мы считаем, что Н.К. Крупская в работе «Какой нам нужен учебник» определила основные пути исследования теоретических проблем школьного учебника, которые актуальны и в настоящее время.
В период с 1921 по 1946 годы принимались различные нормативные документы и постановления: «О порядке издания учебников» (Из постановления СНК от 16 августа 1921 г.), «Об учебниках для начальной и средней школ» (Из постановления ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1933 г.), «Об издании и продаже учебников для начальной, неполной средней и средней школы» (Из постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 7 августа 1935 г), «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории Союза ССР с краткими сведениями по всеобщей истории» (Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 3 марта 1936 г.), «О снабжении школ учебниками» (ЦК КПСС от 31 декабря 1946 г) [16].
Все постановления, как видно из их названий, не касались проблем развития исследований теории учебной книги. И только в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» указывалось «.обеспечить на деле издание стабильных учебников .» и прекратить издание «. так называемых «рабочих книг» и «рассыпных учебников», подменяющих действительные учебники и не дающих систематических знаний по проходимым в школе предметам» [2, с. 165].
Однако до 1966 года учебной книге, активизации ее дидактических функций в педагогической науке не уделялось должного внимания. Авторы и авторские коллективы при создании учебников полагались на собственные знания; «... учебники были лишены научно обоснованных обобщений, достижений дидактики, психологии, логики, книговедения в области учебного книгоиздания, рекомендаций по их реализации» [9, с. 29].
Поворотным пунктом в создании стабильных высококачественных учебников, повышении их роли в системе
общеобразовательной школы стали постановления Совета Министров СССР от 14 марта 1966 года «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», от 3 июня 1967 года «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечении ими учащихся [6].
В эти годы были подготовлены «Общие рекомендации по составлению новых учебников». В их основу были положены труды Е.И. Перовского «Методическое построение и язык учебника средней школы (общие требования)» и Н.А. Менчин-ской «Психологические требования к учебнику». Рекомендации (большой вклад в их создание внес А.И. Янцев) сыграли определенную положительную роль на начальном этапе перестройки школы, ориентируя авторов учебников на единство содержания и методического построения школьных учебников, нормализацию учебной нагрузки школьников [9, с. 29].
Новый этап в развитии проблем школьного учебника, начатый с середины 70-х годов, характерен тем, что постепенно утверждается система взглядов на учебник как исторически развивающийся объект; обозначены предпосылки к построению учебника с учетом типологии учебных предметов, теории усвоения и управления; развитие представления о структурных компонентах и функциях учебника.
Заметным этапом разработки научного подхода в теории школьного учебника стало создание в 1971 году в издательстве «Просвещение» Госкомиздата РСФСР научной группы по проблемам школьного учебника и выход в 1974 году первого номера теоретического ежегодника «Проблемы школьного учебника». С 1974 г до 1991 г. выпущено 20 номеров этого издания. В сборниках освещались различные вопросы теоретических основ учебника и учебной книги, проблемы структуры школьного учебника, дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов, функциональные подходы к оценке школьных учебников, язык и стиль школьных учебников, научные основы иллюстрирования учебников, издательские и книговедческие работы и др. Заслуга в этом, несомненно, принадлежит Д.Д. Зуеву и научной группе издательства «Просвещение» [9, 2].
Весомый вклад в решение проблемы теории учебной книги внесли такие ученые, как В.Г. Бейлинсон [2], Ю.К. Бабанский [1], В.П. Беспалько [4], Д.Д. Зуев [9], В.В. Кра-евский [10], И.Я. Лернер [13], А.И. Маркушевич [14], М.Н. Скаткин [18], Н.Ф. Талызина [21], С.Г. Шаповаленко [23]. Их разработки и исследования определили двуединую сущность учебной книги: с одной стороны, учебник — это важнейшее средство обучения; с другой — важнейший источник знаний.
Большую работу в направлении развития теории учебника, его создания и применения проделал В.П. Беспалько. В книге «Учебник. Теория создания и применения» автор раскрыл дидактические принципы теории учебника — диагностичность целей, посильность содержания, определенность дидактического процесса
и гарантированность достижения целей. Соответственно каждому принципу в книге разработан педагогический аппарат его реализации и педагогические правила создания учебника [4].
Для нашего исследования представляют интерес выводы Д.Д. Зуева о комплексном подходе к решению проблемы разработки теории школьного учебника.
«Трудно перечислить все многочисленные проблемы, входящие в дидактическую концепцию школьного учебника. Но об актуальности их может свидетельствовать хотя бы необходимость определения объема предметных знаний, умений и навыков, которые должны найти отражение в каждом учебнике. Нужна научно (дидактически) обоснованная дозировка материала, предназначенного на каждый учебный час (урок), с учетом специфики предмета, принципа доступности, уровня развития учащегося, а также общего объема знаний, который он должен усвоить в соответствующий отрезок времени».
Далее автор обращает внимание на связь теории учебника с возрастной психологией восприятия и понимания учебного материала учащимися, как то: чтение и понимание смысла текста, восприятие иллюстративного материала.
Теория учебника, по мнению Д.Д. Зуева, «... должна включать в себя общую теорию и частные теории». «Общая теория учебника призвана заниматься изучением и логическим обоснованием универсальных принципов создания учебника как такового» (курсив автора — Д.З.). Частные теории, по мнению автора, призваны учитывать конкретный предмет преподавания, тип школы, методы обучения, возрастные особенности учащихся».
Следует также отметить актуальность предложения автора о подготовке методических разработок для авторских коллективов, создающих учебники.
«Технологические (методические) разработки, поступая в распоряжение авторского коллектива, на вооружение конструкторов школьных учебников, позволяют им заранее предусмотреть оптимальные как с точки зрения педагогики, так и с позиций книговедения параметры создаваемого учебника, увидеть его во всем его многообразии, во всей сложности современной системы средств обучения» [9, с. 37—40].
Выводы Д.Д. Зуева о комплексном подходе к решению проблемы разработки теории школьного учебника — «план-конспект» для авторов и авторских коллективов, занимающихся разработкой и созданием учебников и учебно-методических комплектов.
Актуальным проблемам совершенствования школьных учебников были посвящены пленумы Ученого методического совета при Министерстве просвещения СССР [6, 17].
Весомый вклад в развитие и совершенствование школьных учебников и учебных программ внесла специальная лаборатория НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, которая была создана в 1981 году решением Президиума АПН СССР.
Основным центром развития и разработки теории школьного учебника в 1980—1991 годы были научно-исследовательские и методические статьи теоретического
ежегодника «Проблемы школьного учебника». На страницах сборника освещались вопросы конструирования учебников (Выпуск 8, 1980 г.); о специфике учебников математики, физики, астрономии, химии, черчения и трудового обучения (Выпуск 12, 1983 г.); типология школьных учебников (Выпуск 15, 1985 г.); язык и стиль школьных учебников (Выпуск 18, 1988); история школьных учебных книг (Выпуск 19, 1990 г.).
В последующие годы ученые, исследователи, методисты, практические работники школы и вузов продолжали деятельность по разработке, развитию, проектированию и экспертизе современных учебных книг.
Заметный вклад в развитие теории и практики учебной книги в 1991—2007 годы внесли публикации и исследования следующих авторов: В.Г. Бейлинсон «Справочные материалы для создателей учебных книг». — 1991 [20]; Лернер И.Я. «Методологические проблемы теории построения учебника. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения». — 1992 [12]; Монахов В.М. «Как создать школьный учебник нового поколения». — 1997 [15]; Воронцова В.Г. «Школьный учебник. Опыт социологических исследований». — 2002 [7]; «Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов» / Под ред. А.В. Хуторского. — 2004 [19]; Виштак О.В. «Критерии создания электронных учебных материалов». — 2003 [5]; Шогенов А.А., Агафонов С.В. «Методика проведения экспертизы школьных учебников». — 2007 [24].
Проведенный анализ теоретических основ школьного учебника позволил нам выделить основные этапы развития, становления и создания учебной книги для общеобразовательной школы:
• I этап — до 1917 года, начальный этап развития теории учебной книги в русской школе;
• II этап — 1917—1966 годы, начальный этап развития теории учебной книги в советской школе;
• III этап — 1966—1996 годы, активный этап развития научного подхода к теории учебной книги;
• IV этап — 1996—2007 годы, этап развития и создания учебной книги в условиях модернизации образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов. Проблемы школьного учебника. Выпуск 8. О конструировании учебников. — М.: Просвещение, 1980.
2. Бейлинсон В.Г., Зуев Д.Д. О функциональном подходе к оценке школьных учебников. Проблемы школьного учебника. Выпуск 5. Методы анализа и оценки учебника. — М.: Просвещение, 1977.
3. Белинский В.Г. Краткая география для детей. — В кн.: Белинский В.Г. Избр. пед. соч. — М—Л., 1948.
4. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. — М.: НИИ школьных техноло-гий,2006.