Научная статья на тему 'Основные тенденции исторического развития учебной литературы в России'

Основные тенденции исторического развития учебной литературы в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2417
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL LITERATURE / HISTORICAL PERIODS / DEVELOPMENT / TYPES OF EDUCATIONAL LITERATURE / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ / РАЗВИТИЕ / ВИДЫ УЧЕБНОЙ КНИГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются основные исторические этапы развития учебной литературы в России. Проведен анализ источников, посвященных изучению тенденций становления учебной книги в истории. Дается характеристика каждого выделенного периода. Рассматриваются наиболее значимые учебники, анализируется их структура, принципы построения. Проводится сравнительная характеристика учебников разных авторов, с выявлением лучших положений в каждом. Цель. Выявить основные этапы исторического развития учебной литературы в России. Метод и методология проведения работы. Использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. Результаты. Основные положения и требования, касающиеся построения учебника и учебных пособий складывались в течение длительного исторического временного периода и не потеряли своего значения до сих пор. Область применения результатов. Материалы статьи могут быть использованы учителями, преподавателями, методистами для использования их при составлении учебных книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TENDENCIES HISTORICAL DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL LITERATURE IN RUSSIA

This research examines main historical stages of development of educational literature in Russia. Different resources that study trends of development of educational literature in history were analyzed. Main goal. Find main stages of development of educational literature in Russia. Methods and methodology. General scientific methods were used: analysis and synthesis method, method of compartion, method of generalization, method of system approach. Results. Main requirements and provisions in development of educational literature has been developing for a long historical period and they are still relevant in nowadays. Result can be used in. Result can be used by teachers in development of educational li-terature.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции исторического развития учебной литературы в России»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-17 УДК 372.8

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ

Филимонова О.С.

В статье рассматриваются основные исторические этапы развития учебной литературы в России. Проведен анализ источников, посвященных изучению тенденций становления учебной книги в истории. Дается характеристика каждого выделенного периода. Рассматриваются наиболее значимые учебники, анализируется их структура, принципы построения. Проводится сравнительная характеристика учебников разных авторов, с выявлением лучших положений в каждом.

Цель. Выявить основные этапы исторического развития учебной литературы в России.

Метод и методология проведения работы. Использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода.

Результаты. Основные положения и требования, касающиеся построения учебника и учебных пособий складывались в течение длительного исторического временного периода и не потеряли своего значения до сих пор.

Область применения результатов. Материалы статьи могут быть использованы учителями, преподавателями, методистами для использования их при составлении учебных книг.

Ключевые слова: учебная литература; исторические периоды; развитие; виды учебной книги.

THE MAIN TENDENCIES HISTORICAL DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL

LITERATURE IN RUSSIA

Filimonova O.S.

This research examines main historical stages of development of educational literature in

Russia. Different resources that study trends of development of educational literature in history were analyzed.

Main goal. Find main stages of development of educational literature in Russia.

Methods and methodology. General scientific methods were used: analysis and synthesis method, method of compartion, method of generalization, method of system approach.

Results. Main requirements and provisions in development of educational literature has been developing for a long historical period and they are still relevant in nowadays.

Result can be used in. Result can be used by teachers in development of educational literature.

Keywords: educational literature; historical periods; development; types of educational literature.

Учебная литература все в большей мере выступает в роли активного дидактического средства, работа с которым должна позволять учащимся приобретать знания, овладевать умениями и навыками, осуществлять контроль и самопроверку, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, способствовать формированию творческого мышления. Путь зарождения и развития учебной литературы имеет длительную историю. Самая древняя русская учебная азбука относится к XI веку и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках.

К XVI веку появились рукописные учебные пособия (грамматики). До изобретения книгопечатания рукописные учебники тиражировались главным образом под диктовку преподавателя, что отнимало у учащихся много сил и времени, или дублировались писцами-профессионалами, что делало их очень дорогостоящими и малодоступными [1].

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 год - год выхода в свет печатной книги «Апостол», изданной Иваном Федоровым. По «Апостолу» учились читать. Текст был отпечатан двумя красками - черной и красной, красивым шрифтом, причем красной краской сделаны заглавия и инициалы авторов. В конце книги имелось послесловие [3]. Таким образом, впервые в «Апостоле» начали использовать выделение текста цветом, имеющее важное значение для запоминания и концентрации внимания учащихся.

В 1574 году был напечатан «Букварь» Ивана Федорова. Данную книгу можно назвать первым русским печатным учебником, который включал славянскую азбуку, элементарную грамматику и ряд упражнений для чтения.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Данное издание послужило образцом для многих русских «Букварей», печатавшихся в последующих десятилетиях, и явилась началом целой эпохи развития учебной книги в России.

Эрой создания учебных книг в мире считается XVII век, с появлением первого иллюстрированного учебника Я.А. Коменского, ставшего родоначальником учебной литературы, создателем целой серии учебников («Открытая дверь языков», «Мир чувственных вещей в картинках», «Дворец», «Сокровищница» и др.), являвшихся образцами для авторов последующих веков.

Именно Я.А. Коменский выдвинул идею о том, что учебная книга - это особый, самостоятельный вид литературы, который создается на основе специальных педагогических принципов. Основные теоретические положения Я.А. Коменского сводятся к следующему [4]:

1) учебные книги должны выпускаться в большом количестве;

2) книги должны быть написаны доступно; составлены в соответствии с принципами легкости и краткости; быть возростообразными;

3) изложение материала в учебниках должно быть полным, основательным и точным.

Несомненно, выдвинутые Я.А. Коменским принципы построения учебной книги получили свое отражение и в российских учебных пособиях.

Первые иллюстрированные учебники в России появился в конце XVII века - «Малый букварь» 1694 г. и «Большой букварь» 1696 г. Кариона Истомина.

Каждая страница букваря Кариона Истомина посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв, изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи. Начертания букв сначала даются большими инициалами, изображающими человеческие фигуры в разных позах. Ниже, под буквами, помещены разнообразные по своей тематике иллюстрации: предметы обихода, одежда, церковная утварь, оружие, растения и животные и т.д. На каждую букву дано около десяти изображений. В самом низу листа приводятся стихи, в которых упоминаются изображённые предметы. В жанровом отношении буквари Кариона Истомина ближе к современным букварям, где каждой букве посвящён особый маленький раздел с рисунками, иллюстрирующими букву.

Таким образом, получился «литературный букварь», являющийся сегодня памятником истории русской литературы и поэзии XVII века.

Также, к одним из значимых российским учебным изданиями XVII века относится грамматика М. Смотрицкого, служившая учебником по данной дисциплине более 100 лет.

«Грамматика» отличалась от учебной литературы того времени своеобразием изложения материала, который был дан в форме вопросов и ответов. Ее практическое назначение - научить правильно читать и говорить.

В ХУШ веке - эпохе развития промышленности, военно-морского дела и мореплавания -образование выступает на первый план, появляется необходимость в большом количестве учебной литературы. В результате при Петербургской Академии наук создается издательство, в 1708-1710 годах проводится реформа печати, изменяется состав алфавита, упрощается правописание. Печатаются и распространяются книги, специально созданные для обучения: «Латинский язык» Я.А. Коменского, «Арифметика» Л. Магницкого, «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, благодаря которым утверждается дидактический принцип отбора и группировки учебного материала для учебников. Создаются первые учебные пособия: книги для чтения по предметам, хрестоматии, учебные словари и атласы.

В России важную роль в становлении учебной литературы сыграли учебники и руководства, переведённые с иностранного языка, отредактированные и собственно написанные М.В. Ломоносовым. Самыми известными его учебниками являются учебник русского языка -«Российская грамматика», представляющая собой общедоступный свод сложившихся правил изменения и сочетания русских слов и «Краткий российский летописец с родословием» - первый учебник отечественной истории.

Во второй половине XIX века в России началось интенсивное развитие школ (народных, профессиональных), которое обусловило создание множества различных пособий и учебников - букварей, родного языка, арифметики, сборников задач и упражнений для начального образования. Значительный вклад в создание учебной литературы этого периода внесли В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский и др.

В.Г. Белинский [8], преподавая русский язык и словесность, создал курс новой русской грамматики, подготовил ряд дидактических требований, касающихся учебников, среди которых - использование художественных текстов, подача научных фактов обыденным языком, отсутствие поучений в текстах.

А.И. Герцен [6], разрабатывая программы воспитания для своих детей, написал специальные педагогические произведения: «Беседа с молодыми людьми», «Разговоры с детьми». Они были задуманы как специальные тематические серии статей, посвященные основам естественных наук и научной терминологии.

Н.А. Добролюбов [7] считал, что хорошая учебная книга должна давать не только знания, но и способствовать формированию мировоззрения и нравственных качеств у детей, и придерживался этого принципа при построении своих учебников.

Таким образом, в учебниках В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, статьях и работах, посвященных созданию учебной литературы, прослеживаются основные положения развивающего обучения: воспитание и развитие учащихся не только с помощью педагога, но и посредством учебной литературы, основанной на принципе научности и доступности.

К.Д. Ушинский явился одним из самых выдающихся теоретиков учебной книги второй половины XIX века, отмечая необходимость педагогической литературы в деле воспитания подрастающего поколения, ее значение не только для воспитателей, учителей, но и для родителей. В своих работах он указывал на недостаток педагогических книг на русском языке и выдвигал идею о том, что педагогическая литература должна быть не переводной, а самостоятельной, народной [9].

Наиболее известными учебниками К.Д. Ушинского являются «Родное слово» и «Детский мир», основной задачей которых является, не посвящая детей в область научной методологии, поставить их перед явлениями окружающего мира, заставить говорить и мыслить о них, писать, считать, измерять, рисовать и лепить.

«Родное слово» - это книги для чтения в начальных классах, состоящие из двух частей, с методическими рекомендациями для учителей. В первую входят русские сказки, стихи, русские пословицы, поговорки, прибаутки, загадки; названия предметов по родам и видам; неоконченные фразы, которые должен окончить ученик, вопросы; иллюстрации.

Вторая часть «Родного слова» состоит из 2-х книг. Первая - книга для чтения, содержит сказки, стихотворения, песни, пословицы, загадки и тематические статьи: «В школе», «Наш класс», «Одежда», «Времена года» и другие. Вторая книга - сборник упражнений и заданий, сопровождающих статьи для чтения.

Учебник «Детский мир» представляет собой детскую энциклопедию по естественным наукам для средней и высшей школы, включающую статьи и упражнения к ним. Основная задача данного учебника заключается в том, чтобы на примере окружающей действительности научить детей логическим операциям - классификации предметов, составлению понятий, суждений и т. д. [10].

Таким образом, на основании анализа литературы можно утверждать, что именно К.Д. Ушинский впервые использовал сборник задач в процессе обучения, но лишь для закрепления изученного, и не выделяя его как самостоятельное издание.

Основные принципы построения учебной литературы, разработанной К.Д. Ушинским: по-сильность информации, единство речи, отбор учебного материала с учетом интересов, чувственного опыта учащихся, умственное развитие школьников через систему вопросов и заданий - актуальны до сих пор.

Идеи Ушинского были положены в основу «Букваря для совместного обучения чтению и письму» (1873) Д.И. Тихомирова и Е.Н. Тихомировой. Букварь содержит элементы прописи -в нём даются образцы письменных букв и тексты для списывания письменными буквами.

Учебная литература Л.Н. Толстого [8] (учебники «Азбука», «Новая Азбука», учебное пособие «Русские книги для чтения») создана в новом литературном жанре - научно-художественных рассказах для детей. В них Л.Н. Толстой стремился не только давать детям необходимые знания, но и поддерживать их «пытливую мысль», пробуждать и развивать творческие способности. Его учебники построены на основе дидактических принципов: связи обучения с жизнью (рассказы о людях, животных, природе); доступностью (стиль написания материала прост для понимания, вызывает интерес); наглядностью (применение большого количества иллюстраций, таблиц, схем).

Учебник «Азбука» - своеобразный комплект из 4-х учебных книг для первоначального обучения детей грамматике и письму, чтению, славянскому языку и арифметике.

Все четыре книги «Азбуки» назывались учебниками, но по функциональному назначению и построению учебником была лишь первая книга, а три следующие - книгой для чтения, хрестоматией и сборником задач. Анализируя историю создания учебной литературы, можно утверждать, что именно Л.Н. Толстой впервые произвел разделение учебных изданий на учебник и дополнительную учебную литературу - комплект учебных книг.

Таким образом, следующей ступенью в становлении и развитии учебной литературы становятся учебники В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого (XIX век). Доступное изложение материала (научная информация переработана с учетом возрастных особенностей учащихся), качественная подача наглядности (иллюстрации к текстам, таблицы, схемы, чертежи), включение различных упражнений и заданий, направленных на закрепление и приобретение практических умений, использование проблемных ситуаций, активизирующих умственное развитие, позволяют учебникам стать полноценными средствами учебно-воспитательного процесса и нести в себе обучающую, развивающую и воспитательную функции [11].

В конце XIX - начале XX веков появляются учебники, выдержавшие многократные издания - К.Д. Краевича и А.В. Цингера по физике, Л.П. Киселева и С.П. Рыбкина по алгебре и геометрии, А.С. Баркова, А.А. Крубера, С.С. Григорьева и С.В. Чефранова по географии.

XX век - период становления советской формации, новой задачей становится повышение уровня образованности пролетариата. Развитием данной сферы занимались В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский и др.

Значительный вклад в развитие учебной книги внесла Н.К. Крупская. Работая над совершенствованием имеющейся учебной литературы, занимаясь проблемами разработки и создания учебников, она сформулировала вопросы, актуальные и в наше время [5]:

1) «каким должен быть учебник, что вкладывается в понятие «учебник»; каковы его педагогические функции, как они могут быть реализованы»;

2) «как писать учебник, что должно лежать в основе авторской концепции»;

3) «какие должны быть критерии качества».

Кроме того, ею были выделены требования, предъявляемые к учебнику: ценность фактического материала, который необходимо усвоить; научность, связь излагаемых фактов с живыми образами, их взаимосвязь и систематизация; связь излагаемых знаний с жизнью; использование указателей, дополнительных справок, схем, разъяснений для лучшего восприятия и усвоения материала.

С 1922 года в Государственном издательстве был создан специальный отдел по созданию учебников. Учебники и учебные пособия выпускались для разных типов учебных заведений, а также на разных языках народов СССР. Многие учебники издавались в двух вариантах - для городских и сельских школ. Каждая область, край, автономная республика могли готовить и издавать учебники, что вносило путаницу: учащиеся не получали единой системы знаний, испытывали трудности при продолжении обучения в школах других областей и республик и при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Отсутствие единых требований к содержанию и оформлению учебников приводило к тому, что в свет выходили книги низкого уровня, с плохими иллюстрациями и полиграфическими изъянами [7].

Учебно-педагогическое издательство, образованное в 1930 году (Учпедгиз), приступило к изданию массовыми тиражами учебной литературы по русскому языку, математике, физике, географии и т. д., рассчитанной на использование их в течение ряда лет. Кроме того, оформление учебных изданий стандартизировалось (формат, переплет, шрифт, бумага, обложка, рисунки) и улучшилось в полиграфическом отношении. Начиная с 1933-1934 учебного года, советская школа стала получать единые программы, учебники и учебные пособия [3].

Новый этап в развитии учебной книги сложился в конце XX века. В 70-е годы труды Е.И. Перовского и Н.А. Менчинской были положены в основу «Общих рекомендаций по со-

ставлению новых учебников». Рекомендации ориентировали на единство содержания и методического построения учебной литературы. В издательстве «Просвещение» был начат регулярный выпуск теоретического сборника «Проблемы школьного учебника» (1973-1990 гг.), в котором печатались статьи многих педагогов: В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, П.Г. Буга, Н.А. Гончаровой, Г.Г. Граник, Д.Д. Зуева, Л.Я. Зориной, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.Н. Ляхова, Я.А. Микка, М.Н. Скаткина, М.Н. Шахмаева и других. На основе их работ появилась теория учебной книги - наука, целью которой является установление закономерностей и правил конструирования учебной книги [2, с. 49].

В настоящее время работу по созданию учебников, моделирующих весь учебный процесс, продолжает группа «Построение школьных учебников» Психологического института РАО под руководством Г.Г. Граник.

На региональном уровне проблемой современного учебника занимается группа петербургских ученых РГПУ имени А.И. Герцена и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования под руководством О.Е. Лебедева. К различным сторонам проблемы учебника обращаются специалисты в диссертационных исследованиях.

Таким образом, меняясь в ходе истории и целенаправленной работы педагогов, психологов, методистов, российский учебник вобрал в себя следующие положительные требования [12]:

■ подача теоретического материала с опорой на дидактические принципы: научности, доступности, наглядности, систематичности, последовательности, связи теории с практикой;

■ расширение функционального назначения: помимо обучающей, важное значение приобретают развивающая и воспитывающая функции - развитие внимания и памяти с помощью выделений текста, иллюстраций; повышение интереса с введением примеров из окружающего мира; развитие творческого мышления путем решения проблемных ситуаций; воспитание чувства долга, ответственности, самообразования и т.д.;

■ введение в структуру упражнений и заданий для приобретения практических умений и навыков.

В результате учебник перестает быть книгой, играющей лишь обучающую роль, а становится средством воспитания и развития, повышающим эффективность и интенсивность учебного процесса.

Однако в конце XX и начале XXI века происходит реформирование образования, в отличие от прежних лет реализуется стратегия вариативного образования, появляется множество

различных авторских учебных программ, учебников и учебных пособий. Не всегда данные учебные книги отвечают потребностям и возможностям учащихся, вызывают познавательный интерес к изучаемому. Это обусловлено тем, что при многообразии различных программ по дисциплинам нет четко сформулированных правил, принципов и требований к проектированию учебной литературы.

Таким образом, основные периоды формирования учебной книги в России как отдельного вида изданий можно представить следующим образом [12]:

1. XVI век: появление первых печатных учебников.

2. XVII век: становление и развитие учебника как единственного основного вида учебной литературы (воплощение в учебниках основных принципов дидактики: научности, доступности, наглядность, систематичности и последовательности, сочетание теории и практики, учет возрастных особенностей; введение иллюстраций как дидактического средства - для облегчения усвоения материала).

3. XVIII век: появление различных типов учебной литературы, расширяющей содержание учебника - книг для чтения, хрестоматий, словарей, атласов.

4. XIX век: изменение структуры учебников (включение специальных упражнений для закрепления материала; заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся); разработка учебно-методических пособий для учителей; появление сборников задач как вспомогательных пособий, помогающих приобретению практических навыков.

5. XX век: разделение всех учебных изданий на две большие группы - учебник и учебные пособия. Стандартизация в их оформлении (формат, переплет, шрифт, бумага, обложка, полиграфия), формулирование требований к содержанию (доступность материала, научность, связь с жизнью, использование указателей, дополнительных справок, схем, разъяснений), разработка методических положений для учителей по использованию учебных книг.

Анализ литературы показал - основные положения и требования, касающиеся построения учебника и учебных пособий складывались в течение длительного исторического временного периода и не потеряли своего значения до сих пор.

Список литературы

1. Баренбаум И.Е. История книги: учебник для библиотеч. фак. институтов культуры. - М.: Книга, 1971. 463 с.

2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. 240 с.

3. История школьной учебной книги / Сост. В.Р. Рокитянский // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1990. 416 с.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. 656 с. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. 576 с.

5. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения под ред. И.Л. Бердникова, ГА. Фиалкина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. 868 с.

6. Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А.; сост. А.Ф. Смирнов. - М.: Педагогика, 1988. 496 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

8. Соколова В.Н. История педагогики и школы. - Смоленск: СГПУ, 2005. 228 с.

9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. 557 с.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. - М.: Государственное учебно-педагогическое изд. мин. просвещения, 1954. 734 с.

11. Филимонова О.С. Некоторые аспекты проектирования сборника задач / Известия Смоленского государственного университета, 2009, № 2. С. 239-244.

12. Филимонова О.С. Педагогическое проектирование учебно-педагогической литературы для учащихся общеобразовательной школы: диссертация на ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2012. 141 с.

13. Чернет О.П. Учебно-педагогическая книга. Издания по вопросам культуры и печати. - М.: Книга, 1982. 224 с.

References

1. Barenbaum I.E. Istorija knigi: uchebnikdlja bibliotech. fak. institutov kul 'tury [The history books: the textbook for library faculties of institutes of culture]. - Moskva: Kniga, 1971. 463 p.

2. Zuev D.D. Shkol'nyj uchebnik [School textbooks]. - Moskva: Pedagogika, 1983. 240 р.

3. Istorija shkol'noj uchebnoj knigi / Sost. V.R. Rokitjanskij // Problemy shkol'nogo uchebnika. -Moskva: Prosveshhenie, 1990. 416 р.

4. Komenskij Ja.A. Izbrannyepedagogicheskie sochinenija: v 2-h t. [Selected pedagogical works]. Т. 1. - Moskva: Pedagogika, 1982. 656 р. T. 2. - Moskva: Pedagogika, 1982. 576 р.

5. Krupskaja N.K. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija [Selected pedagogical works]; pod red. I.L. Berdnikova, G.A. Fialkina. - Moskva: Izd-vo APN RSFSR, 1955. 868 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Pedagogicheskoe nasledie: Belinskij V.G., Gercen A.I., Chernyshevskij N.G., Dobroljubov N.A. [Pedagogical heritage: V.G. Belinsky, A.I. Herzen, N.G. Chernyshevsky, Dobrolyubov N.A.]; sost. A.F. Smirnov. - Moskva: Pedagogika, 1988. 496 р.

7. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Teaching Encyclopedic Dictionary] / Pod red. Bim-Bad. - Moskva: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2003. 528 р.

8. Sokolova V.N. Istorija pedagogiki i shkoly [History of Education and schools]. - Smolensk: SGPU, 2005. 228 р.

9. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija [Selected pedagogical works]. - Moskva: Prosveshhenie, 1968. 557 р.

10. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija v 2-h t [Selected pedagogical works]. -Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izd. min. prosveshhenija, 1954. 734 р.

11. Filimonova O.S. Nekotorye aspekty proektirovanija sbornika zadach / Izvestija Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2 (2009): 239-244.

12. Filimonova O.S. Pedagogicheskoe proektirovanie uchebno-pedagogicheskoj literatury dlja uchashhihsja obshheobrazovatel'noj shkoly [Pedagogical designing of educational and pedagogical literature for secondary school students]: dissertacija na ... kand. ped. nauk. - Smolensk, 2012. 141 р.

13. Chernet O.P. Uchebno-pedagogicheskaja kniga. Izdanija po voprosam kul'tury i pechati [Training and educational book . Publications on issues of culture and press]. - Moskva: Kniga, 1982. 224 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Филимонова Ольга Сергеевна, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук

Военная академия ВПО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского ул. Котовского, 2 , г. Смоленск, Смоленская область, 214027, Россия filiperspektiva@maill.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Filimonova Olga Sergeevna, Associate Professor of Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences

Academy of Military air defense the Armed Forces Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky

st. Kotovsky, 2, Smolensk, Smolensk region, 214027, Russia

filiperspektiva@maill.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.