Научная статья на тему 'ПОТОК УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ) часть I '

ПОТОК УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ) часть I Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Е. Садчикова

Educational editions: it’s structure features (the example of foreign language)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТОК УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ) часть I »

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестник Омского университета, 2000. N.1. С.46-50. © Омский государственный университет, 2000

УДК 08(075)

ПОТОК УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ

ЯЗЫКОВ) часть I

А.Е. Садчикова

Омский государственный университет, кафедра английского и французского языков 644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Получена 3 ноября 1999 г.

Educational editions: it's structure features (the example of foreign language)

В рациональной организации учебного процесса значительную роль играет его информационное обеспечение. Важным элементом последнего является учебная литература (УЛ).

Молодой учитель узнает, как правило, уже в школе, "что имеется несколько вариантов учебной литературы и есть возможность выбрать понравившийся ему учебник. Правда, в той школе, куда он придет работать, может не оказаться альтернативных учебников. Но ведь они изданы - значит, существуют... Выпускник педвуза с недостаточно высокой специальной и методической подготовкой оказывается перед необходимостью выбора" [1, с. 56].

Помимо проблемы выбора молодой специалист сталкивается и с проблемой создания своего варианта информационного обеспечения профессиональной деятельности из имеющихся в его распоряжении элементов отдельных учебных изданий (УИ) или потока УЛ. Поэтому для успешного функционирования педагога в профессиональной среде ему необходимо отчетливое представление об особенностях современной УЛ.

Цель работы - получение многоаспектной характеристики потока У И для совершенствования их использования.

Анализ литературных источников показал, что изучение образовательной литературы в целом постоянно находится в сфере внимания отечественных ученых [1-9].

Состояние обеспеченности среднего образования литературой в первой половине 90-х годов детально рассмотрено в работе санкт-

петербургских исследователей [10]. Полученные нами данные сравнивались с их показателями 3-6 летней давности.

В целом можно констатировать, что работы, обобщающие особенности УИ по иностранным языкам для общеобразовательных учреждений, отсутствуют.

Параллельно выявлялась и анализировалась литература по методам и направлениям изучения документальных потоков (ДП).

Анализ ДП давно и достаточно активно применяется в информатике, социологии, психологии, языкознании, науковедении, естествознании, технике и т.д. Известны случаи его использования и в педагогике [10]. Он позволяет получить данные, характеризующие состояние и тенденции развития как самих отраслей знания, так и фиксирующих его. ДП многоаспектно: новые научные направления, научные коллективы, содержательная, видовая и другие структуры потока и т.д.

Приоритет в исследованиях такого рода отдают отечественным библиографам начала XIX века (В.Г. Анастасевич, В. Сопиков, А. Шторх, Ф. Аделуиг [11, 12] или академику П. Вальдену

[13].

Существуют различные названия этого исследовательского направления. Одни называют его библиометрическим методом или библиот-метрией [13, 14], другие - информометрией [15]. Санкт-петербургские специалисты, давно и плодотворно разрабатывающие теорию ДП [16], относят наукометрию (библиометрию) к одним из

Поток учебны,х изданий.

47

направлений библиографических исследований

[12, 17]1.

На первом этапе выявлялись особенности микропотока непериодических изданий в 1996-1998 гг. 2.

Полученные данные свидетельствуют о достаточно стабильном объеме этого потока - 260-290 документов 3. (табл. 1). Ежегодный прирост составляет 5%.

В языковой структуре потока 4, как и ранее, преобладает английский. Документы для изучающих и преподающих его в общеобразовательных учреждениях составляют 64,2 - 66,7% изучаемого потока (табл. 2). Эта особенность не нуждается в особых объяснениях: "англизация" в сфере образования характерна для всех европейских Стран [19, 20].

Затем следуют издания по немецкому и французскому и с большим отрывом но испанскому и итальянскому языкам.

Небольшое количество изданий включает одновременно материалы по 2-4 языкам.

В типологической структуре потока естественно преобладание учебной литературы - 83 -87%. Затем идет справочная - 7-8%. Близки показатели книг и брошюр производственного характера - 4-8% (табл.2).

Следует оговорить, что, по нашему мнению, некоторые жанры можно отнести не только к одному тину литературы: экзаменационные билеты, тесты можно рассматривать как часть и учебной, и производственной литературы.

Жанровая структура потока обобщенно представлена в табл. 3. При ее определении мы столкнулись с двумя трудностями. Первая заключалась в определении набора жанров. Здесь мы решили исходить из номенклатуры, которая общепринята в книговедении и библиографове-дении, дополнена авторами работы [10].

Вторая сложность связана с определением жанровой принадлежности некоторых изданий. В одних случаях элементы БО не давали полной уверенности в точности сделанного выбора. В других - приходилось применять компромиссное решение относительно издания, включаю-

1Краткий обзор некоторых мнений дан в статье Л.А. Мандрининой [18], обстоятельно они рассмотрены в работах B.C. Лазарева [14] и О.М. Зусьмана [12, 17].

'^Хронологические рамки обусловлены тем, что ДП по иностранному языку в 1993 - 1 половине 1996 г. рассмотрен наряду с потоками по другим предметам в работе [10].

3Можно с большой степенью уверенности предположить, что обследование номеров "Книжной летописи", выходящих в настоящее время, увеличит определенный в начале 1999 г. объем потока 1998 г. приблизительно в 2 раза.

4В данном случае имеется в виду изучаемый, преподаваемый язык, а не язык создания, издания документа.

щего 2-3 жанра. 'Гак, тесты выходят не только отдельными изданиями, но и являются составной частью некоторых изданий других жанров или типов. Например, учебные пособия для учителя в УМК издательства "Mass Media" наряду с другими включают готовые контрольные работы с правильными ответами и системой оценки. "...Эти контрольные по форме и содержанию соответствуют тестам на европейские сертификаты" [21, с. 92].

Иногда учебник совмещается с рабочей книгой, например в УМК "Wirtschafts Deutsch für Anfänger" (деловой немецкий в качестве второго языка для начинающих) [22, с. 88].

В 1966-1998 годах учебную литературу составляют 9-Г2 основных жанров. Первое и второе места делят учебник (22%; 27,9%; 41,2%) и учебное пособие (31,4%; 19,6%; 15%) (табл. 3). Следующие по частоте встречаемости - книга, для чтения и темники.

Невелико количество изданий сравнительно новых жанров: выполненные домашние задания, билеты и ответы, контрольные и проверочные: работы, которые помогают хорошо подготовиться к зачетам или аттестации и самому проверить свои знания.

Некоторые жанры состоят из довольно значительного количества разновидностей. Так, темники издаются в виде тематической тетради, тем с переводом, экзаменационных тем, устных (разговорных) тем. В некоторых случаях - это разные названия одного и того же жанра: рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельной работы, тетради с печатной основой.

Справочная литература представлена двумя жанрами: словарями и справочниками. Здесь довольно много вариантов (видов): например,универсальный словарь" (преобладает) и многоотраслевой (политехнический); фразеологический и словарь пословиц и поговорок.

Справочники различаются по читательскому адресу (школьники, учителя, родители) и но характеру содержания (грамматиика, страноведение).

Производственно-практическая литература включает в основном традиционные жанры: пособия, методические рекомендации, программно методические материалы.

Особенно важен жанр методического пособия, существующего в рамках УМК. Благодаря ему "педагоги могут работать с учебниками без дополнительной подготовки. В нем есть практически все, что облегчает нелегкую жизнь преподавателя:

- планы уроков на весь курс обучения;

-подробное содержание каждого урока, включающее грамматические правила, расшифровку

48

А.Е. Садчиковч

Динамика потока непериодических изданий

Габлица

Тип | 1996 1997 1998 Всего Итого

Литература Язык а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. %

учебная английский 157 60 175 64 92 62,3 424 62,2

и немецкий 51 19,9 47 17,3 26 18,6 124 18,2

справоч- французский 24 9,2 33 12,2 13 8,9 70 10

ная лите- испанский 2 0,8 8 2,9 3 1,8 13 1,9

ратура латинский 1 0,3 1 0,6 2 0,3 639 93,а

итальянский 3 1,1 3 0,4

англ.+испан. 1 0,4 1 0,15

нем. + француз. 1 0,4 1 0,15

англ.+нем. + фр.+исп. 1 0,6 1 0,15

произ- английский 12 4,6 4 ' ,2 6 4 22 3

водст- немецкий 5 1,9 2 0,6 2 1,2 9 1,3

венная французский 5 1,9 3 0,9 8 1,2

литера- испанскии 1 0,3 1 0,15

тура латинский 1 0,4 1 0,15

англ.+нем. 1 0,4 1 0,6 2 0,3 46 6,7

англ.+нем.+фр.+исн. 1 0,6 1 0,15

И Я в целом 1 0,3 1 0,6 2 0,3

ВСЕГО 263 100 275 100 147 100 685 100

1998 - данные за полгода

Динамика типологической структуры потока

Таблица 2

Тип Учебная | Справочная | Производственная | Всего

1996 1997 1998 1996 1997 1998 1996 1997 1998 1996 1997 1998

Язык а.ц. % а.д. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. % а.ц. %

А н ф Ис. Иг. Л А + Ис. Н+ф А + Ис.+ + Н+Ф. А + Н ИЯ 147 67,1 162 67,5 83 65,9 47 21,5 43 17,9 26 20,6 20 9,1 27 11,3 13 10,3 2 0,9 7 2,9 2 1,6 3 1,4 1 0,4 1 0,8 1 0,8 10 47,6 13 54,2 9 90 4 19 4 10,7 4 19 6 25 I 4,1 1 10 1 4,6 1 4,8 1 4,8 12 52,2 4 36,3 6 54,5 5 21,7 2 18,2 2 18,2 5 21,7 3 27,3 1 9,1 1 4,4 1 9.1 1 9,1 1 9,1 1 9,1 1G9 64,2 179 65,1 98 66,7 S0 21,3 49 17,9 28 19 29 11 36 13,1 13 8,8 2 0,8 0 3,3 3 2 3 1,1 1 0,4 1 0,3 1 0,7 1 0,4 1 0,4 2 1,4 1 0,4 1 0,7 1 0,3 1 U ,7

т> дат 21 1Ш 2. ^ ,0 ^ 23 -Ш" 11 lflf U Щ ■эл.* 100 07Г, Ю0 , 47 100 ¿со 1()П- уёо Too

текстов фонограмм аудиокассет, входящих в комплект;

- необходимая дополнительная информация (о культуре, обычаях, традициях страны изучаемого языка);

- образцы сочинений и главное:

- готовые контрольные работы с правильными ответами и системой оценки" [21, с. 91-92].

Относительно новые разновидности литературы, способствующей повышению профессионального уровня - книга для учителя (к учебнику, учебному пособию), рабочая тетрадь с поурочным планированием к учебному изданию.

Отдельные жанры объединяются в учебно-методические комплекты (УМК), а последние - в серии (для всех этапов обучения, например). Это одна из самых важных особенностей современной учебной литературы. Благодаря этому решается проблема преемственности и последовательности изучения иностранного языка в общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время приходится констатиро-

вать лишь частичную ее решенность.

УМК обеспечена основная общеобразовательная школа (5-9 классы). Здесь мы прежде всего отметим УМК для базового курса обучения по английскому языку "Счастливый английский"5(В.П. Кузовлев и др.), по немецкому (И.Л. Бим и др.), по французскому языку - серия "Синяя итица" (Э.М. Береговская, H.A. Селиванова, А.Ю. Шамурина, М. Туссен, Б. Кальми), по испанскому - В.А. Белоусова, Э.И. Словцова [5, 23].

Общее значение этих изданий хорошо определено в недавно опубликованном официальном документе: "Сам факт создания серий взаимосвязанных учебников и учебных пособий к ним, наличие между ними преемственности по годам обучения в основной школе" [23, с. 3-4].

Начальная школа использует пока любые учебники. Положительный сдвиг здесь - работа М.З. Биболетовой над серией УМК "Enjoy

"J В исследуемый период входят его отдельные компоненты.

Лотпок учебных изданий.

•19

Таблица 3

Динамика жанровой структуры потока УИ

Год 1996 1997 1998 Всего

Жанр а.ц % а.ц % а.ц. % а.ц %

учебник 48 21,9 67 27,9 52 41,2 167 28,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уч. пособие 69 31,4 47 19,6 19 15,0 135 23,2

кн. для чтения 36 16,6 47 19,6 18 14,3 101 17,2

раб. тетрадь 15 7,0 24 10,0 17 14,2 56 9,6

прописи 8 3,7 4 1,7 2 1,5 14 2,4

темники 32 14,6 33 13,8 9 7Д 74 12,6

тесты 5 2,2 4 1,7 2 1,5 11 1,9

тексты 7 2,9 2 1,5 9 1,6

вып. дом.зад. 1 0,4 1 0,4 2 1,5 4 0,7

упражнения 5 2,2 D 1,2 8 1,4

билеты и ответы 2 1,5 2 0,3

реабилит. курс. 1 0,7 1 0,1

контр, и пров. раб 3 1,2 3 0,5

Всего 219 100 24С 100 126 too 585 100

English" , который действует с 1-2 классов и обеспечивает плавный переход к 5-6 классам средней школы. Авторы намерены довести серию до завершающего этапа в средней школе [5, с. 7].

Ее старший этап по основным изучаемым иностранным языкам УМК не обеспечен. "Лишь по испанскому языку имеется полный комплект учебников, обеспечивающих преемственность на завершающем этапе обучения, созданный одним и тем же авторским коллективом. Работа по созданию УМК для обеспечивающих преемственность на завершающем этапе обучения, созданный одним и тем же авторским коллективом. Работа по созданию УМК для завершающего этапа по другим ИЯ ведется, но не всегда одним и тем лее авторским коллективом [5, с. 6-7].

[1] Саранцев Г.И. Реформа высшего педобразова-[шя и ее научно-методическое обеспечение // Педагогика. 1998. №4. С. 54-59.

[2] Беспалько В.II. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. 160 с. (Образование. Педагогические науки: Дидактика); Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 240 е.; Журавлев И.К. Учебник вчера, сегодня, завтра // Педагогика. 1990. №7. С. 44-49.

[3] Носов А. Содружество детских педагогических журналов // Кн. дело. 1995. №6-7. С. 42-44.; Зуев Д.Д. Учебная книга источник становления личности школьника // Педагогика. 1995. №1. С. 3-10; Монахов В.М. Как создать школьный учебник нового поколения // Педагогика. 1997. No 1. С. 19-24; Миролюбов A.A. Изучение иностранных языков в школе: новые перспективы // Педагогика. 1998. №1. С. 45-48.

[4] Уважаемые коллеги! Ин. яз. в шк. 1998. №2. С. 91-94.

[5] Бим И.Л., Садомова Л.В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // Там же. 1998. №б. С. 4-10.

[6] Вниманию учителей иностранных языков // Там же. 1997. №3. С. 20.

[7] Уважаемые коллеги! // Там же. 1997. №4. С. 45-48.

[8] Уважаемые коллеги! // Там же. 1998. №3. С. 96-99.

[9] Bim I.L., Sadomova L.V. Brücken: Deutsch nach English: Немецкий как второй иностранный язык на. базе английского // Там же. 1997. Х«5. С.81.

[10] Позднякова Г.И., Лебедев М.О., Старовойтова О.Р. Концепция информационного обеспечения учителей на базе автоматизированного центра коллективного пользования: Результаты исследования. СПб., 1997. 131 с.

[11] Гордукалова Г.Ф. Документальный поток социально-экономической тематики как объект библиографирования: Учеб. пособие. Л.: Л ГИК им. П.К. Крупской, 1990. 108 с.

[12] Зусьман О.М. Библиографические исследования науки: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 39 с.

[13] Воверене О. Библиометрия - структурная чисть методологии информатики // НТИ.Сер. 1. 1985. №7. С. 1-5.

[14] Лазарев B.C. Библиометрия //Вопросы библио-графоведения и библиотековедения. 1991. Вып. 12. С. 3-18.

[15] Горькова В.И. Информометрия (количественные методы в научно-технической информации) М., 1988. 327 с. (Итоги науки и техники). Деп. и ВИНИТИ. Сер. Информатика: Т. 10.

[16] Документальные потоки по естествознанию и технике и проблемы библиографии: Сб. науч. тр. / ЛГИК им. Н.К. Крупской. Л., 1983. Т. 76.

50

Л.Е. Садчикова

[17] Зусьман О.М. Научные исследования как составляющая библиографической деятельности / / Мир библиографии. 1998. №5. С. 9-14.

[18] Мандринина Л.А. Использование библиометри-ческого метода для анализа научных исследований // Ретроспективная библиография: Современное состояние, проблемы, перспективы развития. Новосибирск, 1996. С. 84-89.

[19] Хохлова В.В. Первая международная конференция преподавателей немецкого и французского языков // Ин. яз. в шк. 1998. №5. С. 110-112.

[20] Барышников Н.В. Французский язык как второй иностранный в средней школе и особенности методики его преподавания // Там же. 1998. №5. С. 25- 30.

[21] Уважаемые коллеги! // Там же. 1998. №2. С. 91-94.

[22] Уважаемые коллеги! // Там же. 1998. №2. С. 87-90.

[23] О преподавании иностранного языка в новом, 1998/1999 учебном году: Метод, письмо // Там же. 1998. №5. С.3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.