DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.062 Ермолина Н.В.
Аспирант, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального учреждения» ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В нашем исследовании мы решаем проблемы воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО, поэтому так важно верно разработать систему действий по его развитию, такую, что используя все свои средства и возможности, образовательная организация приобрела бы более совершенное качественное состояние в соответствии с той миссией, которое возлагает на него общество в целом и каждый родитель, в частности. Очевидно, подобную систему действий нельзя назвать просто планом или концепцией - она должна содержать управленческие элементы, позволять решать задачи первоочередные и долгосрочные, расширять возможности при ограниченных ресурсах, а, главное, иметь опережающий характер. Такая система действий может быть названа стратегией развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО. В статье рассматриваются теоретические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации, раскрыты основы стратегического планирования, выделены концептуальные положения стратегического подхода.
Ключевые слова: воспитывающий потенциал; образовательная среда; стратегия развития.
Ermolina N.V.
Postgraduate student, State Educational Institution of Higher Education of the Moscow region
"Academy of Social Institutions" THEORETICAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE BRINGING-UP POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PRESCHOOL ORGANIZATION
Abstract
In our study, we address the problem of educating the potential educational environment DOO, so it is important to correctly develop on its development action system such that the use of all its facilities, educational organization to become more perfect quality state in accordance with the mission, which holds the his society as a whole and every parent in particular. Obviously, such action can not be called a system plan or a concept - it should contain administrative elements, allowing to solve problems and long-term priorities, empower with limited resources, and, most importantly, have the advanced character. Such actions the system can be called a strategy of educating potential educational environment DOO .The article describes the theoretical basis of the development of the potential of bringing up the educational environment of preschool organization, disclosed basis for strategic planning, conceptual highlighted the strategic approach.
Keywords: the bringing-up potential; educational environment; development strategy.
Неоспорим, тот факт, что система российского образования, в том числе и дошкольного, в последние годы переживает значительные перемены под влиянием социально-экономических, политических процессов. Поэтому, перед руководителями дошкольной образовательной организации (ДОО) и ее педагогическими коллективом стоят задачи не только сообщить определенный объем знаний и сформировать у воспитанников представления об окружающем мире, правилах поведения и т.п., «но доказать свою жизнеспособность, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально-экономические изменения и оказывать образовательные услуги»[1], которые позволят выпускникам детских садов адаптировать в современном мире. Что же мы видим на местах, каковы механизмы управления ДОО, применяются руководителями, чтобы соответствовать времени? Реальная ситуация такова, как показывают результаты констатирующего эксперимента, что, не смотря на внедрение новых образовательных технологий, усовершенствование материально-технической базы, административно-педагогический состав не всегда задумываются о роли образовательной организации в окружающем социуме, о том воспитывающем воздействии, которое оказывает его образовательная среда на воспитанников в целом, о долгосрочном развитии образовательной организации. Вся деятельность направляется на решение первоочередных задач без учета миссии ДОО.
В настоящее время внимание ученых и практиков привлекает проблема изучения педагогического потенциала воспитательной среды образовательной организации и возможностей ее использования в процессе становления личности. Активное внимание к данному вопросу обусловлено широким распространением в реальной педагогической практике идей средового подхода, что на уровне обыденного сознания определяется как отношение человека к среде и среды к ребенку, детям, а в научном плане - теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка [2].
В рамках разработки стратеги развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО, мы посчитали целесообразным, кратко раскрыть основы стратегического планирования. Как показывает анализ научно-исследовательской литературы в области экономики и менеджмента [3] термин «стратегия» впервые использовался у военачальников для управления различными родами войск. Методы военного управления стали применяться в финансовом планировании, программировании и бюджетировании компаний в середине XVII в. В этот период были сформированы основные экономические законы, сформировалась промышленная и финансовая структура, которая требовала совершенствования методов управления и планирования крупными компаниями, применение которых позволяло бы «видеть» развитие компании на несколько лет вперед. Широкой распространение долгосрочного планирования получило в 20-30-е гг. XX в., что «принесло огромный эффект: уже к концу 1930-х гг. СССР стал одной из крупнейших мировых держав и получил мировое признание. С точки зрения методологии этот период является первым в истории стратегического планирования, поскольку именно тогда советскими экономистами были написаны
первые фундаментальные труды по планированию, давшие положительный результат [4]. При разработке долгосрочных планов в данный период времени акцент ставился на оценку потребности в ресурсах компании, но не учитывались возможности изменения внешних факторов и степени их влияния. Кроме того, стратегия постепенно переходила в план решения первоочередных задач. Позднее долгосрочное планирование оказалось под сомнением в изменившихся экономических условиях, но, безусловно, составило научную основу стратегического планирования[5].
Первые работы по стратегическому планированию датированы 60-70-ми гг. XX века. Стратегическое планирование приобретает системный подход и системный анализ, используется впервые проектное управление и программно-целевой подход[6].
В данный период формируется определение понятия «стратегическое планирование, ставшее впоследствии классическим: «стратегия - это модель принятия решений, с помощью которой компания определяет стратегические цели и задачи, вырабатывает политику и планы достижения этих целей, определяет сферы хозяйственной деятельности, целевую организационную структуру, а также сущность экономической и некоммерческой выгоды, которую получат акционеры, занятые, потребители и местное сообщество» [7].
За время существования статического планирования, несомненно, наблюдается эволюции взглядов на ее методологию, а также проникновение во многие сферы жизнедеятельности - это и коммерческие организации, групповые формы деятельности, общественные организации, государственные учреждения и образовательные учреждения и организации. В настоящее время могут быть выделены следующие концептуальные положения стратегического подхода:
1. Планирование и реализация возможностей. «Предназначение стратегического планирования состоит в том, чтобы выявить и оценить возможности развития бизнеса, компании, организации, установить стратегические цели и выработать мероприятия по их реализации. Все это, в конечном счете, представляет собой определение путей и способов вложения ресурсов в развитие объекта, в отношении которого осуществляется планирование»[1].
2. Стратегический анализ. Выявление и оценка ресурсов, которые в последствие могут быть использованы для выбора стратегических альтернатив. Стратегический анализ необходим для «сформирования полного, непротиворечивого и достоверного мнения: а) о том, что представляет собой организация как субъект, как она функционирует и управляется, каковы результаты ее деятельности и как они формируются, какие имеются внутренние ресурсы в настоящий момент времени; б) о том, какие внешние факторы воздействуют на входные параметры организации как системы, каков механизм их воздействия, как проявляются и измеряются данные факторы, каковы их состояние в настоящий момент и тенденции изменения в будущем, могут ли быть выделены внешние ресурсы» [8].
3. Создание синергетических эффектов. «Стратегический план должен предусматривать создание и реализацию совокупности важных для организации эффектов»[1], то есть стратегический план должен состоять из такой последовательности действий, реализация которых могла бы привести организацию не столько к увеличению каких показателей эффективности, сколько к изменению качественных критериев ее оценки.
4. Децентрализация и вовлечение руководителей. Методология стратегического планирования предполагает разработку стратегии в атмосфере творческой, в процесс совместного обсуждения проблем, идей и концепций развития, где совместная работа руководителей с командой является наиболее важным аспектом ее создания. «В процессе стратегического планирования должно иметь место творческое взаимодействие между руководителями разного уровня, руководителями и специалистами, причем степень формализма в их отношениях должна быть предельно низкой. Соответственно, внутренние коммуникации должны быть горизонтальными, функциональными или сетевыми, характер контроля - свободным, ориентированным на выполнение целей и планов, а оценка деятельности проектной команды - направленной на выполнение целей» [3].
Таким образом, стратегическое планирование, как один из эффективных методов управления, зарекомендовавший себя не только в экономике, но и в социальных науках, может быть применен в образовании, в том числе и для разработки стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО. Принятие данной точки зрения, предполагает на первоначальном этапе осуществить стратегический анализ с целью выявления ресурсов во внешней и внутренней среде ДОО для развития воспитывающего потенциала ее образовательной среды, то есть применение в качестве теоретической основы нашего исследования элементов ресурсного подхода.
Кроме того, выбор ресурсного подхода в качестве теоретической основы согласуется и полученным нами в результате анализа определения понятия «воспитывающий потенциал». Так, определение данного понятия содержит такие термины, как «возможности», «запасы», «средства». Очевидно, совокупность возможностей некоторого объекта или системы определяются совокупностью запасов и средств, то есть средства и запасы составляют ресурсы объекта, в нашем исследовании образовательной среды ДОО. Наличие таких ресурсов обуславливает наличие возможностей. Следовательно, возможности объекта - воспитывающего потенциала определяются ресурсами образовательной среды ДОО.
Рассматривая воспитывающий потенциал как ресурс, необходимо использовать конструкты ресурсного подхода для описания самого воспитывающего потенциала, а также технологии его актуализации и развития [9].
В связи с чем, закономерно возникает вопрос: где же могут быть найдены ресурсы образовательной среды ДОО для развития воспитывающего потенциала? Ответить на данный вопрос возможно, используя принятое нами определение понятия «образовательная среда» как многокомпонентного объекта. Так, образовательная среда ДОО включает в себя искусственно созданные условия для развития личности ребенка, но эти условия являются идеализацией реальных условий жизнедеятельности ребенка, являются отражением социально-культурной среды его пребывания, которая, несомненно, обладает неисчерпаемыми ресурсами для развития воспитывающего потенциала. Каждая социальная группа, каждая общность по своей природе уникальны и, вследствие этого, могут уникальным образом воздействовать на развитие личности человека и общества в целом, на формирование системы взглядов индивидуума, на способы его взаимодействия и виды взаимоотношений с представителями различных структурных
единиц общества. Поэтому понимание и признание многообразия позволит выделить его ресурсы, как уникальные вклады, вносимые каждой такой единицей в урегулирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Таким образом, образовательная среда является идеализированным отражением среды внешней, социальной, представляющей, согласно методологии стратегического планирования, предмет стратегического анализа, как процесса, направленного на «формирование полного, непротиворечивого и достоверного мнения о том, какие внешние факторы воздействуют на входные параметры организации как системы, каков механизм их воздействия, как проявляются и измеряются данные факторы, каковы их состояние в настоящий момент и тенденции изменения в будущем»[8]. Кроме того, данный подход согласуется с общими положениями разработки стратегии развития, раскрытыми нами ранее, согласно которым стратегический анализ должен быть применен к внешней среде как воздействующем на образовательную организацию объекте с точки зрения поиска ресурсов развития воспитывающего потенциала.
Второй компонент, к которому необходимо применить методы стратегического анализа с целью выявления ресурсов для развития воспитывающего потенциала, является среда внутренняя. Несомненно, в ее состав входит система управления ДОО и соответствующая ей структура, материально-техническое обеспечение, но основной акцент должен быть сосредоточен, на наш взгляд, так называемая, интеллектуальная составляющая. В этой связи мы воспользуемся подходом, разработанным Е.А. Голенковой, согласно которому интеллектуальная составляющая представляет собой интегральный показатель, включающий: 1) научный ресурс - «данная категория объединяет показатели интеллектуальной собственности; 2) кадрово-квалификационный ресурс - «показатели человеческой составляющей, а конкретно совокупность способностей, профессиональных навыков работников организации, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и создание условий на предприятии для совершенствования и развития навыков и умений персонал»; 3) творческий ресурс - это совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач...»[10]. Поэтому, выделенный нами компонент образовательной среды это, так называемый, управляющий элемент, в лице административно-педагогического состава ДОО - «объединённые вместе навыки, интеллект и специальные знания работников, которые можно рассматривать как основной актив организации. Люди — это те элементы организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества, и, если их должным образом мотивировать, они могут обеспечить успешность организации» [11]. Поэтому, управляющий элемент образовательной среды ДОО — административно-педагогический состав обладает ресурсами для развития воспитывающего потенциал среды — научными, кадровыми и творческими ресурсами. В это связи возникает потребность более подробного рассмотрения вопросов понимания «кадрового ресурса», механизмов его оценки и развития в педагогических целях, в частности в целях развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО.
Отдельно хотелось бы отметить, что наше исследование лежит в области средового подхода, а это значит, что его выбор в качестве компонента теоретической основы очевиден. И все же нам хотелось бы подчеркнуть основную идею данного подхода, выраженную, как нельзя лучше, С.В. Дубовицкой и Л.В.Беккером: «.использования среды в качестве управляющего элемента в процессах развития личности становится еще более актуальной. Так, изменив в необходимом направлении развитие среды, актуализируя или "приглушая " характеристики ее различных компонентов, возможно не только влиять и воспитывать ребенка, но и оказывая опосредованное управление» [12]. Такая среда, по мнению многих ученых, «выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его сущности как человека. <...> Она позволяет найти педагогу пути гармонизации отношений, смягчения кризисных факторов, приобщения обучающихся еще в детском саду к ценностям культуры, на основе которых человек формируется как гуманная нравственная личность и реализует себя в мире, в создании новых ценностей, культуры» [13].
Таким образом, образовательная среда, как искусственно-созданный многокомпонентный объект, задается образовательной целью воздействия, тогда как «социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием» [14].
Обобщая выше сказанное, могут быть выделены этапы разработки стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО (рис.1)
Рис. 1 - Этапы разработки стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО
Отдельно хотелось бы отметить, что данные полученные в результате стратегического анализа, очевидно, позволят создать не единственно возможную стратегию развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО. Так, например, может быть разработана стратегия развития, предполагающая реализацию совокупности мер, направленных на кардинальное изменение образовательной деятельности и управленческого механизма. «Для совершения радикальных преобразований в деятельности предприятия или организации может потребоваться изменение системы управления и, прежде всего, вертикальных отношений по линии «сотрудник-подчиненный», иногда смена ключевых руководителей предприятия или даже всей команды» [10]. Также может быть разработана и «стабилизационная» стратегия, реализация которой будет ориентировано на сохранение традиций в организации образовательного процесса в рамках данной образовательной организации. Очевидно, что выбор стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды зависит от количественно-качественных показателей, полученных в результате стратегического анализа.
Согласно, выделенным этапам разработки стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды первоначально необходимо было провести анализ внешней среды ДОО. Обобщение результатов анализа позволило нам выявить ресурсы социальной среды нахождения ДОО, а именно: 1) возможности формирования у воспитанников ДОО общечеловеческих ценностей, при этом формирование набора (совокупности) таких ценностей должно быть осуществлено на основе ценностей тех общностей и социальных групп, представители которых являются субъектами образовательной среды ДОО и социальной среды региона нахождения ДОО; 2) возможность применения вариативного подхода для формирования процессуальной составляющей образовательной среды ДОО как отражение множества реакций компонентов социума, приводящих решению социальных проблем, вызванных воздействие внешних факторов; 3) возможность формирования социальных норм поведения; 4) возможность для сохранения структуры общности.
Очевидно, что стратегический анализ внутренней среды и полученные выше результаты позволят сформировать стратегические цели развития, разработать стратегию и методы контроля на каждом этапе ее реализации.
Список литературы / References
1. Короткевич М.И. Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-strategii-razvitiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 25.05.2016).
2. Нечаев М.П. Развитие воспитательной среды дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО// Дошкольное воспитание. 2015. № 6. - С. 4-8.
3. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: дис. ...д-ра экон. наук. СПб., 2007.
4. Магданов П.В., Падей В.Ю. Проблемы стратегического планирования социальноэкономического развития региона // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-strategicheskogo-planirovaniya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 06.06.2016).
5. Steiner G. Pitfalls in Comprehensive Long Range Planning. Planning Executives Institute, 1972.
6. Ackoff R. A Concept of Corporate Planning. N. Y., 1970. 158 p.
7. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Richard D. Irwin, Homewood, IL, 1971.
8. Прудский В. Г., Магданов П. В. Концепция стратегического анализа // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2009. №1 С.51-60.
9. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды: монография. - М.: АСОУ, 2015. - 152 с.
10. Голенкова Е. А. Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия на основе состояния его инновационного потенциала // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №1 С.297-300.
11. Соколов К. О., Староверов В. А., Сергеичев И. А.. Кадровые ресурсы и их роль в формировании инновационной экономики региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 76-78
12. Дубовицкая С.В., Беккер Л.В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 631-638.
13. Ромайкин В.Ю. Указ. соч. С. 68.
14. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. С 2-е изд., пе-раб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 239 с.
Список литературы латинскими символами / References in Roman script
1. Karatkevich M.I. Problema vybora strategii razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija v sovremennyh uslovijah [The problem of the choice of the development strategy of the educational institution in modern conditions] // Herald BFU them. Kant. 2010. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-strategii-razvitiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-sovremennyh-usloviyah (Reference date: 25.05.2016). [in Russian]
2. Nechayev M.P. Razvitie vospitatel'noj sredy doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii v uslovijah FGOS DO [The development of the educational environment of preschool educational institution under FGOS DO] // Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 2015. № 6. - P. 4-8. [in Russian]
3. Katkalo V.S. Jevoljucija teorii strategicheskogo upravlenija [Evolution of Strategic Management Theory]: Dis. ... Dr. ehkon. Sciences. SPb., 2007. [in Russian]
4. Magdanov P.V., Padej V.Y. Strategic planning of social and economic problems of development of the region [Problemy strategicheskogo planirovanija social'nojekonomicheskogo razvitija regiona] // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-strategicheskogo-planirovaniya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-regiona (Reference date: 06.06.2016). [in Russian]
5. Steiner G. Pitfalls in Comprehensive Long Range Planning. Planning Executives Institute, 1972.
6. Ackoff R. A Concept of Corporate Planning. N. Y., 1970. 158 p.
7. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Richard D. Irwin, Homewood, IL, 1971.
8. Prudsky V.G., Magdanov P.V. Koncepcija strategicheskogo analiza [Concept of strategic analysis] // PSU Bulletin. Series: Economy. 2009. №1 S.51-60. [in Russian]
9. Nechayev M.P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitija vospityvajushhego potenciala obrazovatel'noj sredy: monografija [Theoretical and methodological bases of educating potential educational medium: Monograph]. - M .: ASOU, 2015. - 152 p. [in Russian]
10. Golenkova E.A. Tehnologija vybora innovacionnoj strategii razvitija predprijatija na osnove sostojanija ego innovacionnogo potenciala [Technology selection of innovative enterprise development strategy based on the state of its innovation potential] // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. 2013. №1 S.297-300. [in Russian]
11. Sokolov K.O., Staroverov V.A., Sergeitch I.A. Kadrovye resursy i ih rol' v formirovanii innovacionnoj jekonomiki regiona [Human resources and their role in shaping the innovation economy of the region] // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State University]. 2010. № 3 (184). Economy. Vol. 24. S. 76-78. [in Russian]
12. Dubovitskaya S.V., Becker L. Vospityvajushhaja sreda kak faktor stanovlenija i razvitija lichnosti [Educates the environment as a factor of formation and development of personality] // Izvestija PGPU im. V.G. Belinskogo [News PGPU named after. VG Belinsky]. 2011. № 24. S. 631-638. [in Russian]
13. Romaykin V.Y. Ukaz. soch. S. 68. [Decree]. Op. S. 68. [in Russian]
14. Pedagogika: Posobie dlja sdachi jekzamena [Education: A Handbook for the exam]. On 2 nd ed., Ne-slave. and ext. -M .: Yurayt-2005 - 239 p.[in Russian]