Научная статья на тему 'Воспитывающий потенциал образовательной среды дошкольной образовательной организации: проблемы и перспективы решения'

Воспитывающий потенциал образовательной среды дошкольной образовательной организации: проблемы и перспективы решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2894
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО САДА / EDUCATIVE POTENTIAL / LEARNING ENVIRONMENT / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / CRITERIA OF LEARNING ENVIRONMENT EFFECTIVENESS / COMPREHENSIVE DEVELOPMENT / KINDERGARTEN PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолина Наталья Валерьевна

В статье показаны актуальность создания особой образовательной среды в дошкольной образовательной организации и значимость ее воспитательной составляющей. На основе анализа имеющихся научных трудов по заявленной проблеме выделен ряд вопросов, требующих дальнейшего разрешения (например, недостаточное раскрытие содержание феномена «образовательная среда» применительно к системе дошкольного образования). Представлено авторское определение понятия «воспитывающий потенциал образовательной среды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND SOLUTION PROSPECTS

The article considers the relevance of creation of special learning environment at preschool institutions and the value of the educative component. On the basis of the available scientific studies on the problem, the author identifies a number of issues requiring further researches (for instance, insufficient study of the "learning environment" phenomenon in the context of preschool education). The author presents an original definition of "educative potential of learning environment" concept.

Текст научной работы на тему «Воспитывающий потенциал образовательной среды дошкольной образовательной организации: проблемы и перспективы решения»

УДК 371

Ермолина Наталья Валерьевна

заведующий Центром развития ребенка -детским садом № 6 «Звёздочка» г. Ивантеевки, аспирант кафедры воспитательных систем Академии социального управления

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ

Ermolina Natalia Valeryevna

PhD student, Educational Systems Department, Academy of Social Management, Head of Children's Development Centre -Kindergarten № 6

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND SOLUTION PROSPECTS

Аннотация:

В статье показаны актуальность создания особой образовательной среды в дошкольной образовательной организации и значимость ее воспитательной составляющей. На основе анализа имеющихся научных трудов по заявленной проблеме выделен ряд вопросов, требующих дальнейшего разрешения (например, недостаточное раскрытие содержание феномена «образовательная среда» применительно к системе дошкольного образования). Представлено авторское определение понятия «воспитывающий потенциал образовательной среды».

Ключевые слова:

воспитывающий потенциал, образовательная среда, дошкольная образовательная организация, критерии результативности реализации образовательной среды, всестороннее развитие, воспитанники детского сада.

Summary:

The article considers the relevance of creation of special learning environment at preschool institutions and the value of the educative component. On the basis of the available scientific studies on the problem, the author identifies a number of issues requiring further researches (for instance, insufficient study of the "learning environment" phenomenon in the context of preschool education). The author presents an original definition of "educative potential of learning environment" concept.

Keywords:

educative potential, learning environment, preschool educational institution, criteria of learning environment effectiveness, comprehensive development, kindergarten pupils.

Неоспорим тот факт, что дошкольная образовательная организация (ДОО) является одним из образовательных учреждений, в которых, как показывает историко-педагогический анализ, возможно создать условия для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, учитывая требования государства, родителей и потребности развития ребенка, направленные на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из таких условий, согласно ФГОС ДО, считается создание образовательной среды ДОО, «которая гарантирует: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; <...> 4) поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 5) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения» [1].

Действительно, детский сад - это «среда обитания» ребенка-дошкольника, которая способствует реализации всех основных направлений развития детей, где они находятся большую часть времени: малыш играет, лепит, рисует, кушает, спит, общается со сверстниками и взрослыми. Здесь протекает его естественная жизнь, тем самым создается предпосылка для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, происходит максимальное приближение учебно-воспитательных ситуаций к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой - ребенок учится действовать и общаться в ситуациях, приближенных к социальному бытию человека. Иными словами, становление ребенка как субъекта развития требует создания особой образовательной среды в детском саду.

В современной педагогической науке накоплен богатейший опыт создания и внедрения средового подхода в систему образования на различных ее ступенях [2]. В ходе выделения работ исследователей, посвященных вопросам реализации средового подхода в системе дошкольного образования, удалось установить, что, во-первых, большинством авторов используются такие понятия, как «развивающая среда» [3], «предметно-развивающая среда» [4], «предметно-пространственная среда» [5] (ученые определяют данные понятия, проектируют, разрабатывают модель, создают данные виды сред ДОО, выявляют критерии оценки качества среды или эффективности ее внедрения).

Несмотря на многочисленные определения понятия «образовательная среда», имеющиеся в настоящее время в научно-педагогической литературе, содержание данного феномена применительно к системе дошкольного образования, на наш взгляд, остается не раскрытым. Так, А.К. Со-риной [6] была предпринята попытка осмысления данного термина: «Образовательная среда - это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются разноплановые групповые взаимосвязи» [7, с. 59]. Данное определение не учитывает специфику образовательного процесса ДОО, не дает четкого представления о взаимодействующих группах и видах, конечных целях взаимодействия. Раскрытие данных аспектов образовательной среды, на наш взгляд, является важной педагогической задачей, так как, только зная основные отличительные видовые свойства объекта (в нашем исследовании - образовательной среды ДОО), можно создать его в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО.

Во-вторых, не разработаны вопросы оценки качества образовательной среды и эффективности ее внедрения в образовательный процесс ДОО. Данное проблемное поле выделено не случайно. На наш взгляд, в систему критериев оценки образовательной среды ДОО, предлагаемую авторами исследований, заложены в большей степени требования ФГОС ДО, определяемые цели образовательного процесса ДОО высшего порядка. Так, например, Н.Д. Епанчинцева, оценивая эффективность внедрения разработанной модели развивающей среды ДОУ, в качестве таких критериев использует улучшение материально-технических и медико-социальных условий, повышение эмоционального комфорта в создании групповых мини-сред и размещение в них игрового и дидактического материла для организации разнообразной и коллективной деятельности детей, создание уголков русского быта, участие детей в коллективных играх и т. п. А.К. Сориной с этой целью используются следующие показатели: количество проведенных научно-методических семинаров, улучшение материально-технической базы ДОО, снижение текучести кадров и рост их квалификации и др.

Е.В. Висангириевой результаты внедрения модели предметно-пространственной среды в практику работы ДОО анализируются с точки зрения «системных изменений в образовательном пространстве ДОУ» и «изменений отношения педагогов к инновационным технологиям» [8, с. 139]. Очевидно, что применение таких подходов к оценке эффективности внедрения моделей или проектов образовательной среды в практику работы ДОО или оценке ее качества является односторонним. Образование как педагогический процесс ориентировано на обучение и воспитание детей, которые в дальнейшем станут личностями, способными к интеллектуальному труду и имеющими своей главной целью активное участие в процессах формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей личности, гражданского и духовного возрождения общества. Поэтому оценить образовательную среду ДОО возможно, на наш взгляд, по тем образовательным и воспитательным целям, что стоят перед системой российского дошкольного образования в целом и перед коллективом ДОО в частности. В связи с этим в систему критериев результативности реализации образовательной среды ДОО должны быть включены показатели, способные отразить динамику всестороннего развития воспитанника детского сада.

Кроме того, как отмечалось ранее, требования к дошкольному образованию формируются и родителями воспитанников, что также должно быть учтено при разработке системы критериев оценки образовательной среды ДОО.

В-третьих, исследователями (К.Д. Ушинский, Н.Н. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, Н.М. Борытко, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова и др.) доказывается способность образовательной среды оказывать воспитательное действие на дошкольника. Как отмечает М.П. Нечаев, именно это действие определяет возможность возникновения воспитывающего потенциала среды. Значимость воспитательной составляющей образовательной среды ДОО актуализирует проблему изучения закономерностей развития воспитывающего потенциала, а также частных принципов его реализации для ДОО.

В результате обобщения опыта научно-педагогической деятельности и практики ее внедрения установлено, что, во-первых, в понятийном поле рассматриваемой проблемы одним из ведущих выступает понятие «воспитывающий потенциал». Термин «потенциал» является междисциплинарной категорией, используемой в разных отраслях знаний. В последние годы многие

ученые, осознавая исчерпаемость различного рода ресурсов, все чаще исследуют потенциальные возможности экономических, социальных, природных или производственных ресурсов. Проанализировав ряд психолого-педагогических исследований, отметим, что в содержание данного термина включены: совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Л.М. Москвичева); совокупное свойство личности для осуществления деятельности (В.Ф. Овчинников, И.О. Мартынюк); развитое свойство индивидуума, определяющее меру его возможностей (М.В. Колосова) и др.

Однако для разработки так называемого рабочего определения понятия «потенциал» мы посчитали целесообразным воспользоваться пониманием данного термина в более широком смысле, то есть как «совокупности возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач» [9, с. 215-216]. Данное определение позволяет: 1) учесть прошлое как сумму накопленных в результате предшествующего опыта наличных свойств и средств; 2) определить настоящее через установление возможностей, которые реально могут быть реализованы; 3) смоделировать (спроектировать) будущее имеющимися возможностями [10, с. 161-162].

Результаты анализа психолого-педагогической литературы позволили установить отсутствие единства в определении содержания понятия «воспитывающий потенциал». Так, например, Е.Н. Южаковой воспитывающий потенциал трактуется как «специально отобранное содержание образования, способствующее гармонизации процессов обучения и воспитания» [11, с. 24]; М.П. Нечаевым - как «совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее возможностей и ресурсов» [12, с. 61], где под наличными средствами понимаются компоненты среды (материальный, социальный, духовный).

Кроме того, анализ трудов в данной предметной области позволил увидеть, что в ряде работ понятие «воспитывающий потенциал» заменяется на «воспитательный потенциал» либо авторами исследований формулируются определения данной дефиниции с указанием подобных родо-видовых свойств. Так, Т.Г. Шашмурина пишет: «...воспитательный потенциал математики заключается в специальным образом отобранном содержании учебного материала, совершенствовании структуры урока и организации общения» [13]. Воспитательный потенциал, по мнению А.В. Пономарева, это «возможности воспитания, заложенные в нем (в коллективе), охватывающие как ресурсы самого детского коллектива, так и административные, педагогические ресурсы всей внеучебной воспитательной системы» [14].

Наличие такой неопределенности в понимании основополагающего понятия побудило нас выяснить отличия слов «воспитывающий» и «воспитательный» с точки зрения этимологии и словообразования. Было установлено следующее: 1) «воспитательный» - прилагательное, указывающее на пассивный признак процесса, более продолжительного по времени; 2) слово «воспитательный» в большей степени относится к характеристике процесса, системы или среды, например воспитательный потенциал образовательной системы или среды; 3) «воспитывающий» - причастие, указывающее на активный, направленный и кратковременный признак; 4) слово «воспитывающий» говорит о вовлеченности в процесс, например воспитательный или образовательный.

Таким образом, полученные результаты, а также обобщение научно-педагогической литературы позволили сформулировать определение основополагающего понятия исследования: воспитывающий потенциал образовательной среды - это совокупность возможностей, средств, запасов, источников образовательной среды ДОО, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных образовательных и воспитательных целей, решения определенных педагогических задач. Выбор причастия «воспитывающий» в данной дефиниции обусловлен возможностью организации воспитательного процесса в рамках процессуальной составляющей образовательной среды ДОО, активно адаптирующегося к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям.

Во-вторых, среди работ в данной предметной области могут быть выделены исследования, посвященные вопросам поиска и развития воспитывающего (образовательно-воспитывающего) потенциала предметных знаний. Как правило, авторами используется данный термин, но не формулируется его определение, как следствие, наблюдается расплывчатость цели обучения учебной дисциплине как моделирования результатов деятельности педагога, не выявлены четко и средства как обобщение накопленного опыта.

В-третьих, существуют работы исследователей, посвященные рассмотрению проблем развития воспитывающего потенциала образовательной среды. Особый вклад в изучение данного вопроса внес М.П. Нечаев. Детально анализируя воспитывающую функцию образовательной среды как самостоятельный компонент - воспитывающую среду, ученый выявляет теоретико-методологическое основание развития воспитывающего потенциала образовательной среды

школы, выделяет и обосновывает критерии реализации и оценки воспитывающего потенциала образовательной среды школы. И все же, несмотря на дальнейшее раскрытие идеи М.П. Нечаева в работах, посвященных проблеме развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО [15; 16], остаются невыясненными проблемы уточнения основополагающих понятий интересующей нас области научного исследования, не выделены потенциальные возможности накопленного опыта в целях развития образовательной среды, не конкретизированы цели деятельности коллектива детского сада в рамках образовательной среды, позволяющие определить возможности их реализации как идеальную модель воспитанника детского сада.

Ссылки:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета. 2013. № 6241. 25 нояб. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 22.11.2015).

2. Кассина Р.А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 22 с. ; Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Костанай, 1997. 242 с. ; Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1997. С. 183-186 ; Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

3. Машарина М.В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2004. 171 с.

4. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Л.П. Стрелкова, Л.А. Смывина, В.А. Петровский, Л.М. Кларина. М., 1993. 102 с.

5. Висангириева Е.Н. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2003. 223 с.

6. Сорина А.К. Проектирование образовательной среды дошкольного образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 197 с.

7. Там же. С. 59.

8. Висангириева Е.Н. Указ. соч. С. 139.

9. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики // Известия РАО. 1999. С. 32-39.

10. Возможность и действительность. Киев, 1989. 288 с.

11. Южакова Е.Н. Условия реализации образовательно-воспитывающего потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в интегративном пространстве полной школы : дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2002. 270 с.

12. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 503 с.

13. Шашмурина Т.Г. Воспитательный потенциал современного урока математики [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru/vospitatelnyy_potencial_sovremennogo_uroka_matematiki-12405.htm (дата обращения: 24.02.2016).

14. Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 106-110.

15. Беспалова Н.Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 170 с.

16. Минулина Н.А. Реализация воспитательно-развивающего потенциала этнопедагогики в учреждениях дополнительного образования детей раннего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 18 с.

References:

1. 'Approval of the federal state educational standards of preschool education [electronic resource]: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) on October 17, 2013 № 1155 Moscow' 2013, Russian newspaper, no. 6241, November 25, retrieved 22 November 2015, <http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html>.

2. Kassina, RA 2006, Innovative environment of educational institution as an integral means of professional development of teachers: PhD thesis abstract, N. Novgorod, p. 22; Manuilov, YS 1997, Environmental approach in education, Kostanay, p. 242; Slobodchikov, VI 1997, 'Educational Environment: implementation of the goals of education in the area of culture', New value of education, Moscow, pp. 183-186; Yasvin, VA 2001, Educational environment. From modeling to design, Moscow, p. 365.

3. Masharina, MV 2004, Developing object-spatial environment as a condition of formation of bases of ecological culture of children of preschool age: PhD thesis, Arkhangelsk, p. 171.

4. Strelkova, LP, Smyvina, LA, Petrovsky, VA & Clarina, LM 1993, Construction of the developing environment in preschool, Moscow, p. 102.

5. Visangirieva, EN 2003, Design of socio-cultural object-spatial environment of the child's development in the conditions of preschool educational institution: PhD thesis, Rostov n / D., p. 223.

6. Sorina, AK 2005, Designing educational environment of preschool educational institution: PhD thesis, St. Petersburg, p. 197.

7. Sorina, AK 2005, Designing educational environment of preschool educational institution: PhD thesis, St. Petersburg, p. 59.

8. Visangirieva, EN 2003, Design of socio-cultural object-spatial environment of the child's development in the conditions of preschool educational institution: PhD thesis, Rostov n / D., p. 139.

9. Novikova, LI 1999, 'Changing the education paradigm - overdue pedagogy problem', Proceedings of radioactive waste, pp. 32-39.

10. The possibility and reality 1989, Kyiv, p. 288.

11. Yuzhakova, En 2002, Terms of realization of educational-educating potential course "Basics of Life Safety" in the space of integrative comprehensive school: PhD thesis, Tobolsk, p. 270.

12. Nechayev, MP 2012, The theoretical foundation of educating potential educational environment of school: D.Phil. thesis, Moscow, p. 503.

13. Shashmurina, TG 2015, Educational potential of a modern lesson of mathematics, retrieved 24 February 2016, <http://www.metod-kopilka.ru/vospitatelnyy_potencial_sovremennogo_uroka_matematiki-12405.htm>.

14. Ponomarev, AV 2008, 'Educational potential of the student government', Speak. Understanding. Skill, no. 1, p. 106-110.

15. Bespalova, NN 2002, Implementation of folk pedagogy of educational potential in preschool educational institutions: PhD thesis, Barnaul, p. 170.

16. Minulina, NA 2009, The implementation of educational and developmental potential ethnopedagogics in establishments of an additional education of young children: PhD thesis abstract, Moscow, p. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.