Научная статья на тему 'Некоторые теоретические вопросы основ развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО'

Некоторые теоретические вопросы основ развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / THE BRINGING-UP POTENTIAL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолина Наталья Валерьевна

Статья посвящена анализу некоторых теоретических вопросов основ развития воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации, раскрыты основы стратегического планирования, выделены концептуальные положения стратегического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME THEORETICAL QUESTIONS OF BASES OF DEVELOPMENT OF THE BRINGING-UP POTENTIAL OF THE DOO EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Article is devoted to the analysis of some theoretical questions of bases of development of the bringing-up potential of the educational environment of the preschool organization, bases of strategic planning are opened, conceptual provisions of strategic approach are allocated.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические вопросы основ развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО»

Педагогика

УДК: 371

заведующий Ермолина Наталья Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Звездочка" (г. Ивантеевка)

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО

Аннотация. Статья посвящена анализу некоторых теоретических вопросов основ развития воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации, раскрыты основы стратегического планирования, выделены концептуальные положения стратегического подхода.

Ключевые слова: воспитывающий потенциал; образовательная среда; стратегическое планирование.

Annоtation. Article is devoted to the analysis of some theoretical questions of bases of development of the bringing-up potential of the educational environment of the preschool organization, bases of strategic planning are opened, conceptual provisions of strategic approach are allocated.

Keywords: the bringing-up potential; educational environment; strategic planning.

Введение. Система российского образования, в том числе и дошкольного, в последние годы испытывает значительные перемены под влиянием социально-экономических, политических процессов. Поэтому, перед руководителями дошкольной образовательной организации (ДОО) и ее педагогическими коллективом стоят задачи не только сообщить определенный объем знаний и сформировать у воспитанников представления об окружающем мире, правилах поведения и т.п., «но доказать свою жизнеспособность, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально-экономические изменения и оказывать образовательные услуги» [7], которые позволят выпускникам детских садов адаптироваться в современном мире.

Изложение основного материала статьи. В течение жизни у каждого человека формируется индивидуальная основа динамических процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Приобретаемые с возрастом и в процессе обучения знания существенно влияют на развитие этих процессов [5].

Что же мы видим на местах, каковы механизмы управления ДОО, применяются руководителями, чтобы соответствовать времени? Реальная ситуация такова, как показывают результаты констатирующего эксперимента, что, не смотря на внедрение новых образовательных технологий, усовершенствование материально-технической базы, административно-педагогический состав не всегда задумываются о роли образовательной организации в окружающем социуме, о том воспитывающем воздействии, которое оказывает его образовательная среда на воспитанников в целом, о долгосрочном развитии образовательной организации [2]. Вся деятельность направляется на решение первоочередных задач без учета миссии ДОО. Хотя «приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда малыш стоит на пороге открытия окружающего мира» [6].

В настоящее время внимание ученых и практиков привлекает проблема изучения педагогического потенциала воспитательной среды образовательной организации и возможностей ее использования в процессе становления личности. Многочисленные подходы в экспериментальных психологических теориях разнятся пониманием критериев развития интеллекта, раскрывают данное психологическое явление с различных сторон, что и объясняет разнообразие в определении его сущности и содержания [5].

Активное внимание к данному вопросу обусловлено широким распространением в реальной педагогической практике идей средового подхода, что на уровне обыденного сознания определяется как отношение человека к среде и среды к ребенку, детям, а в научном плане - теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка [9].

В нашем исследовании мы решаем проблемы воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО, поэтому так важно, на наш взгляд, верно разработать систему действий по его развитию, такую, что используя все свои средства и возможности, образовательная организация приобрела бы более совершенное качественное состояние в соответствии с той миссией, которое возлагает на него общество в целом и каждый родитель, в частности. Очевидно, подобную систему действий нельзя назвать просто планом или концепцией - она должна содержать управленческие элементы, позволять решать задачи первоочередные и долгосрочные, расширять возможности при ограниченных ресурсах, а, главное, иметь опережающий характер. Такая система действий может быть названа стратегией развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО [2]. Одной из важнейших функций образования является культурно-образовательная среда [3].

В рамках разработки стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО, мы посчитали целесообразным, кратко раскрыть основы стратегического планирования [2].

Как показывает анализ научно-исследовательской литературы в области экономики и менеджмента термин «стратегия» впервые использовался у военачальников для управления различными родами войск. Методы военного управления стали применяться в финансовом планировании, программировании и бюджетировании компаний в середине XVII в. В этот период были сформированы основные экономические законы, сформировалась промышленная и финансовая структура, которая требовала совершенствования методов управления и планирования крупными компаниями, применение которых позволяло бы «видеть» развитие компании на несколько лет вперед. Широкой распространение долгосрочного планирования получило в 20-30-е гг. XX в., что «принесло огромный эффект: уже к концу 1930-х гг. СССР стал одной из крупнейших мировых держав и получил мировое признание. С точки зрения методологии этот период является первым в истории стратегического планирования, поскольку именно тогда советскими экономистами были написаны первые фундаментальные труды по планированию, давшие положительный результат [8]. При разработке долгосрочных планов в данный период времени акцент ставился на оценку потребности в ресурсах компании, но не учитывались возможности изменения внешних факторов и степени их влияния. Кроме того, стратегия постепенно переходила в план решения первоочередных задач. Позднее долгосрочное планирование оказалось под сомнением в изменившихся экономических условиях, но, безусловно, составило научную основу стратегического планирования [13].

Первые работы по стратегическому планированию датированы 60-70-ми гг. XX века [13]. Стратегическое планирование приобретает системный подход и системный анализ, используется впервые проектное управление и программно-целевой подход. В данный период формируется определение понятия «стратегическое планирование, ставшее впоследствии классическим: «стратегия - это модель принятия решений, с помощью которой компания определяет стратегические цели и задачи, вырабатывает политику и планы достижения этих целей, определяет сферы хозяйственной деятельности, целевую организационную структуру, а также сущность экономической и некоммерческой выгоды, которую получат акционеры, занятые, потребители и местное сообщество» [12].

В настоящее время могут быть выделены следующие концептуальные положения стратегического подхода:

1. Планирование и реализация возможностей. «Предназначение стратегического планирования состоит в том, чтобы выявить и оценить возможности развития бизнеса, компании, организации, установить стратегические цели и выработать мероприятия по их реализации. Все это, в конечном счете, представляет собой определение путей и способов вложения ресурсов в развитие объекта, в отношении которого осуществляется планирование» [7].

2. Стратегический анализ. Выявление и оценка ресурсов, которые в последствие могут быть использованы для выбора стратегических альтернатив. Стратегический анализ необходим для «сформирования полного, непротиворечивого и достоверного мнения: а) о том, что представляет собой организация как субъект, как она функционирует и управляется, каковы результаты ее деятельности и как они формируются, какие имеются внутренние ресурсы в настоящий момент времени; б) о том, какие внешние факторы воздействуют на входные параметры организации как системы, каков механизм их воздействия, как проявляются и измеряются данные факторы, каковы их состояние в настоящий момент и тенденции изменения в будущем, могут ли быть выделены внешние ресурсы» [10, с. 51-51].

3. Создание синергетических эффектов. «Стратегический план должен предусматривать создание и реализацию совокупности важных для организации эффектов»[7], то есть стратегический план должен состоять из такой последовательности действий, реализация которых могла бы привести организацию не столько к увеличению каких показателей эффективности, сколько к изменению качественных критериев ее оценки.

4. Децентрализация и вовлечение руководителей. Методология стратегического планирования предполагает разработку стратегии в атмосфере творческой, в процесс совместного обсуждения проблем, идей и концепций развития, где совместная работа руководителей с командой является наиболее важным аспектом ее создания. «В процессе стратегического планирования должно иметь место творческое взаимодействие между руководителями разного уровня, руководителями и специалистами, причем степень формализма в их отношениях должна быть предельно низкой. Соответственно, внутренние коммуникации должны быть горизонтальными, функциональными или сетевыми, характер контроля - свободным, ориентированным на выполнение целей и планов, а оценка деятельности проектной команды - направленной на выполнение целей» [4].

Таким образом, стратегическое планирование, как один из эффективных методов управления, зарекомендовавший себя не только в экономике, но и в социальных науках, может быть применен в образовании, в том числе и для разработки стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО [2]. Принятие данной точки зрения, предполагает на первоначальном этапе осуществить стратегический анализ с целью выявления ресурсов во внешней и внутренней среде ДОО для развития воспитывающего потенциала ее образовательной среды, то есть применение в качестве теоретической основы нашего исследования элементов ресурсного подхода.

Кроме того, выбор ресурсного подхода в качестве теоретической основы согласуется и полученным нами в результате анализа определения понятия «воспитывающий потенциал». Так, определение данного понятия содержит такие термины, как «возможности», «запасы», «средства». Очевидно, совокупность возможностей некоторого объекта или системы определяются совокупностью запасов и средств, то есть средства и запасы составляют ресурсы объекта, в нашем исследовании образовательной среды ДОО. Наличие таких ресурсов обуславливает наличие возможностей. Следовательно, возможности объекта -воспитывающего потенциала определяются ресурсами образовательной среды ДОО [2].

Рассматривая воспитывающий потенциал как ресурс, необходимо использовать конструкты ресурсного подхода для описания самого воспитывающего потенциала, а также технологии его актуализации и развития [9].

В связи с чем, закономерно возникает вопрос: где же могут быть найдены ресурсы образовательной среды ДОО для развития воспитывающего потенциала? Ответить на данный вопрос возможно, используя принятое нами определение понятия «образовательная среда» как многокомпонентного объекта. Так, образовательная среда ДОО включает в себя искусственно созданные условия для развития личности ребенка, но эти условия являются идеализацией реальных условий жизнедеятельности ребенка, являются отражением социально-культурной среды его пребывания, которая, несомненно, обладает неисчерпаемыми ресурсами для развития воспитывающего потенциала. Каждая социальная группа, каждая общность по своей природе уникальны и, вследствие этого, могут уникальным образом воздействовать на развитие личности человека и общества в целом, на формирование системы взглядов индивидуума, на способы его взаимодействия и виды взаимоотношений с представителями различных структурных единиц общества [2]. Поэтому понимание и признание многообразия позволит выделить его ресурсы, как уникальные вклады, вносимые каждой такой единицей в урегулирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Таким образом, образовательная среда является идеализированным отражением среды внешней, социальной, представляющей, согласно методологии стратегического планирования предметом стратегического анализа, как процесса, направленного на «формирование полного, непротиворечивого и достоверного мнения о том, какие внешние факторы воздействуют на входные параметры организации как системы, каков механизм их воздействия, как проявляются и измеряются данные факторы, каковы их состояние в настоящий момент и тенденции изменения в будущем»[10]. Кроме того, данный подход согласуется с общими положениями разработки стратегии развития, раскрытыми нами ранее, согласно которым стратегический анализ должен быть применен к внешней среде как воздействующем на

образовательную организацию объекте с точки зрения поиска ресурсов развития воспитывающего потенциала.

Второй компонент, к которому необходимо применить методы стратегического анализа с целью выявления ресурсов для развития воспитывающего потенциала, является среда внутренняя. Несомненно, в ее состав входит система управления ДОО и соответствующая ей структура, материально-техническое обеспечение, но основной акцент должен быть сосредоточен, на наш взгляд, так называемая, интеллектуальная составляющая. В этой связи мы воспользуемся подходом, разработанным Е.А. Голенковой, согласно которому интеллектуальная составляющая представляет собой интегральный показатель, включающий: 1) научный ресурс - «данная категория объединяет показатели интеллектуальной собственности; 2) кадрово-квалификационный ресурс - «показатели человеческой составляющей, а конкретно совокупность способностей, профессиональных навыков работников организации, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и создание условий на предприятии для совершенствования и развития навыков и умений персонал»; 3) творческий ресурс - это совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач...» [1, с. 297]. Поэтому, выделенный нами компонент образовательной среды это, так называемый, управляющий элемент, в лице административно-педагогического состава ДОО - «объединённые вместе навыки, интеллект и специальные знания работников, которые можно рассматривать как основной актив организации. Люди — это те элементы организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества, и, если их должным образом мотивировать, они могут обеспечить успешность организации» [11].

Выводы. Поэтому, управляющий элемент образовательной среды ДОО — административно-педагогический состав — обладает ресурсами для развития воспитывающего потенциал среды: научными, кадровыми и творческими. В этой связи возникает потребность более подробного рассмотрения вопросов понимания «кадрового ресурса», механизмов его оценки и развития в педагогических целях, в частности в целях развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО.

Литература:

1. Голенкова Е. А. Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия на основе состояния его инновационного потенциала // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №1 С. 297-300.

2. Ермолина Н.В. Теоретические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации / Н.В. Ермолина // Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - №10(52). - с. 133-135.

3. Зубова Е.И., Коваленко Е.М. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в личностном воспитании обучающихся / Е.И. Зубова, Е.М. Коваленко // Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - №1 (23). - С. 26-31.

4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: Дис. .д-ра экон. наук. - СПб., 2007.

5. Коваленко Е.М. Особенности когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития студентов среднего медицинского учебного заведения: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 - М., 2005. - 178 с.

6. Коваленко Е.М., Ермолина Н.В. Воспитывающий потенциал музейной педагогики в детском саду / Е.М.Коваленко, Н.В.Ермолина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 3. - С. 583-586.

7. Короткевич М. И. Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010. №5.

8. Магданов П. В., Падей В. Ю. Проблемы стратегического планирования социальноэкономического развития региона // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №3.

9. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды: монография. - М.: АСОУ, 2015. - 152 с.

10. Прудский В. Г., Магданов П. В. Концепция стратегического анализа // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2009. №1 С. 51-60.

11. Соколов К. О., Староверов В. А., Сергеичев И. А.. Кадровые ресурсы и их роль в формировании инновационной экономики региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 76-78.

12. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Richard D. Irwin, Homewood, IL, 1971.

13. Steiner G. Pitfalls in Comprehensive Long Range Planning. Planning Executives Institute, 1972.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Жиркова Зоя Семеновна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ АРКТИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития познавательного интереса как естественного стремления учащихся к познанию. Обобщены итоги многолетнего отслеживания уровня сформированности развития познавательного интереса учащихся начальных классов сельской школы Арктики и выявлены факторы развития интереса к учению. Сформированный познавательный интерес учащихся активизирует не только познавательные процессы, но и творческие побудительные усилия учащихся в различных областях деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, активность, познание, условие, образовательный процесс, самостоятельность, деятельность, результат.

Annotation. This article deals with the problem of development of cognitive interest as a natural desire of students to knowledge. Summarized results of long-term tracking of level of formation of development of cognitive interest of pupils of initial classes of rural school of the Arctic and the factors of development of interest in teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.