Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Егорова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);
студентка 4 курса направления Туризм Радченко Александра Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В
КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы развития экскурсионно-образовательного туризма на Кубани, а также возможности его совершенствования. В ходе научно-исследовательской работы был предложен проект двухдневного экскурсионно-образовательного маршрута с выездом в г. Новороссийск «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков», который способствует развитию экскурсионно-образовательного туризма на Кубани.
Ключевые слова: туризм, экскурсионно-образовательный туризм, развитие образовательного туризма, экскурсионно-образовательный туризм в Краснодарском крае.
An^tatton. This article examines the main problems of the development of excursion and educational tourism in the Kuban, as well as the opportunities for its improvement. In the course of the research work, a draft of a two-day excursion and educational route was proposed with a visit to Novorossiysk "History Lessons: Marshal G.K. Zhukov ", which contributes to the development of excursion and educational tourism in the Kuban.
Keywords: tourism, excursion and educational tourism, development of educational tourism, excursion and educational tourism in the Krasnodar Territory.
Введение. Современное развитие российского государства и общества ставит серьёзные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащейся молодёжи через экскурсионно-образовательный туризм, что и представляет собой актуальность выпускной квалификационной работы.
Для решения этой проблемы предлагается разработать экскурсионно-образовательный маршрут «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков», в ходе которого будут обозреваться значимые исторические темы: биография и военные достижения маршала, а также вклад Георгия Константиновича в победу над фашизмом.
Под экскурсионно-образовательным туризмом с военно-патриотической тематикой подразумевается посещение мест военных сражений, памятных мемориалов, музеев истории и краеведения. Такой вид туризма служит средством примирения и упрочнения единства и дружбы народов, а также патриотического воспитания граждан.
Изначально формирование образовательного туризма в России заложил Петр I, однако более массовое развитие экскурсионно-образовательного туризма в России началось с 1907 года при «Российском обществе туристов» создается комиссия по организации образовательных экскурсий по России для школьников, которая занималась экскурсиями по России с целью знакомства с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году «Российское общество туризма» насчитывало 5 тысяч человек. После событий 1917 года многие организации и общества были запрещены. В 1918 году создается первая туристическая организация «Бюро школьных экскурсий». В результате событий смены власти и прочих факторов нестабильности в стране, негативно влияющих на развитие туризма в России в целом, становится очевидным необходимость развития экскурсионно-образовательного туризма в нашей стране.
Данные исторической справки говорят о том, что развитие экскурсионно-образовательного туризма актуально уже на протяжении более сотни лет. Данный факт позволяет охарактеризовать проект - разработку экскурсионно-образовательного маршрута «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков» как несомненно актуальную тему, которой уже достаточно продолжительное время не уделяется должного внимания.
Ранее тема экскурсионного туризма была развита такими именитыми учеными, например, как известный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Емельянов Б.В., а также такие именитые ученые как Биржаков М.Б., Сластенин В.А.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является продвижение экскурсионно-образовательного туризма как одного из основных факторов совершенствования системы образования, а также разработка маршрута «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков». В работе проводится исследования тонкостей разработки экскурсионно-познавательного турпродукта, рассматривается понятие экскурсионного туризма, а также анализируется его развитость на рынке туристских услуг и особенности его продвижения в индустрии туризма.
Изложение основного материала статьи. В настоящий момент под экскурсионной деятельностью понимается организация путешествия, не более суток по заранее составленному расписанию и определённому маршруту в сопровождении экскурсовода. Целью такого мероприятия, как правило, является ознакомление с памятниками истории, архитектуры, природы, с музеями и прочимы значимыми местами. Этот процесс направлен на удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей и называется экскурсия [1, c. 151].
Экскурсия представляет собой коллективное или индивидуальное посещение достопримечательностей, связанных с различными аспектами человеческой жизни, а именно: природа, культура, архитектура, искусство, религия, образование и многое другое [2, c. 78].
Известный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов характеризует экскурсию как «целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений». Кратко описать процесс экскурсии можно как организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо с образовательной или ознакомительной целью [3, c. 53].
Экскурсионно-образовательный туризм подразумевает собой вид отдыха, основной целью которого является изучение различных дисциплин в процессе экскурсий. Таким образом, целевая аудитория данного вида туризма может различаться от разнообразия существующих туров: детские, пешеходные экскурсии, экскурсии по месту проживания или же в определённой туристской дестинации и т.д. [4, с. 77].
Если рассматривать целевую аудиторию экскурсионно-образовательного туризма, то можно смело сказать, что она весьма обширна и разнообразна в зависимости от вида и направленности экскурсий, продолжительности и стоимости путешествия, возрастной категории и прочих признаков. Однако всех потребителей образовательных туров, экскурсий объединяет желание к самообразованию и изучению определённых объектов или тем истории, архитектуры, искусства и т.д.
Нельзя отрицать наличие прямой связи между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Качество спроса на различные рода туристические услуги, определяют, как и рыночными механизмами, так и экзогенными переменными.
В результате проведённых исследований ресурсной базы для развития туризма Краснодарского края обнаружено, что данный район обладает всеми необходимыми для развития разных видов туризма ресурсами, таких как: пляжный, курортно-оздоровительный, активный отдых на побережье и в горах, экологический, горнолыжный, экскурсионный, этнографический, детский туризм. Учитывая всё вышесказанное можно сделать вывод, что всё происходящее в демографической структуре и в социальных моделях общества, приводит к тому, что на сегодняшний день огромное количество людей обладает временем, желанием и самое главное финансовыми ресурсами для совершения путешествий с целью саморазвития и отдыха.
Экскурсионный туризм, по праву считается одним из самых популярных видов туризма, практически в любом туре есть несколько экскурсий, которые организуют досуг, развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. За рубежом этот вид туризма получил развитие: в Африке, Австралии и Океании, Новой Зеландии, Попуа Новой Гвинеи; в Европе, в Юго-Восточной и Центральной Азии, в Южной и Северной Америке, на Ближнем Востоке. В России этот вид туризма наибольшее развитие получил в Центральном и Северо-Западном регионе, где сосредоточены основные достопримечательности нашей страны. Основные экскурсионные центры России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца - знают во всем мире. Помимо них есть еще и другие уникальные места, и достопримечательности, посетить которые обязан каждый россиянин.
Следует также сказать, что Краснодарский край рассматривается большинством туристов исключительно как территория пляжного и оздоровительного отдыха. Как было уже выше указано, большая часть туристско-экскурсионного потока в России приходится на Москву, Санкт-Петербург и города Золотое кольца. Безусловно, Краснодарский край обладает огромным количеством ресурсов для успешного развития любого вида туризма. Однако стоит знать не только сильные, но и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития туризма в крае.
Краснодарский край - уникальная туристская зона. Зная сильные и слабые стороны края, предупреждая угрозы, следует так же помнить и о его потенциальных возможностях, а именно: достоинства географического положения, преимущества межрегионального и международного сотрудничества, инвестиционная привлекательность края [5, с. 51].
Несмотря на привлекательность всех туристских возможностей края, всё чаще наблюдается утечка туристского потока в Крым. Многие россияне, в последнее время, с целью пляжного и экскурсионного туризма всё больше склоняются к выбору республики. Большинству кубанцев, также уже приелся отдых в Краснодарском крае, у многих есть родственники в Крыму, и несмотря на неразвитость инфраструктуры, многие выбирают поездки именно в Крым, оправдывая свой выбор тем, что по Краснодарскому краю они в любой выходной день самостоятельно объездить смогут, а Крым пусть и не совсем новый, но ещё не полностью изученный горизонт.
Однако сейчас, туристский поток в Крым ещё слишком слаб, но учитывая тот факт, что постройка моста через Керченский пролив в Крым закончилась на полгода раньше заявленных сроков и уже сейчас у туристов нет никаких преград, то ближе к туристскому сезону республика примет на себя часть турпотока Краснодарского края. В данных условиях, чтобы выдержать натиск конкурентной борьбы следует сделать упор на развитость инфраструктуры края. Этот фактор может и будет сдерживать туристов некоторое время, но всё же нельзя целиком и полностью делать уклон на развитость инфраструктуры, ведь даже без появления такого серьёзного конкурента как Крым, многим жителям России уже приелись туристские достопримечательности края. Проблема не в отсутствии разнообразия или альтернативы в крупных городах и курортах края, а в том, что за последние десятилетия россияне уже насытились большинством достопримечательностей Кубани. Практически весь туристско-экскурсионный поток края и России в последнее время был направлен в Сочи. Большинство экскурсий проводятся по городу и по олимпийским объектам, благодаря Олимпиаде в Сочи 2014 г. и связанных с этим мероприятием вложений в реконструкцию города и постройку новых парков и прочих достопримечательностей, город перехватил весь туристский поток Краснодарского края. Однако стоит заметить, что экскурсионный туризм в Сочи, отнюдь не самое дешёвое удовольствие, особенно если учесть, что инфраструктура города больше направленна на индустрию развлечений и спортивного отдыха, нежели на экскурсионно-образовательные услуги.
Необходимо уточнить, что для экскурсионно-образовательного туризма наиболее привлекательными городами в Краснодарском крае являются:
- Краснодар, как столица Кубани с множеством музеев и военных построек;
- Новороссийск, как город-герой Великой отечественной войны, портовый город с большим количеством объектов экскурсионного показа.
Также стоит отметить, что экскурсионно-образовательный туризм по краю будет в большинстве случаев интересен молодому поколению школьников и студентов. Так как региональный туризм не самый дорогой вид туризма, большинство людей взрослого и зрелого возраста уже успели изучить всё многообразие достопримечательностей края.
Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся. Главным преимуществом образовательных экскурсий является возможность объединения учебного процесса с реальной жизнью. Это способствует высокой степени
познавательности экскурсии, так как в её процессе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся.
Планируемые экскурсии разработаны для школьников и студентов Краснодара и края, в которые входит посещение военных памятников и других значимых военно-исторических построек. В ходе экскурсионной программы будут обозреваться такие значимые исторические темы как: биография и военные достижения маршала, а также вклад Г.К. Жукова в победу над фашизмом.
Основными целями данного проекта являются:
- знакомство с личностью маршала, его биографией, становлением его как военачальника;
- изучение истории ВОВ в городе-герое Новороссийске;
- осознание нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине;
- формирование чувства гордости и уважения к героям ВОВ.
К задачам, представленным перед настоящим проектом следует отнести развитие патриотического воспитания подрастающего поколения на Кубани, знакомство молодёжи с ролью Великой отечественной войны в Краснодарском крае, раскрытие вклада маршала Георгия Константиновича Жукова в победу над фашизмом, а также создание уникального экскурсионно-образовательного маршрута по Краснодару и краю.
Основной целевой аудиторией, на которую направлены разработки данного проекта являются: школьники и студенты Краснодара, станицы Северской и посёлка Афипского, а также участники отряда «Юные Жуковцы», которых в Северском районе более 5000 человек, а в Краснодарском крае всего около 40000 членов отряда. Экскурсии были специально разработаны с выездом из вышеперечисленных районов, так как наибольшее количество потенциальных потребителей представленного экскурсионно-образовательного маршрута посвящённого маршалу Г.К. Жукову проживает именно в этих окрестностях. Данный двухдневный экскурсионный маршрут с выездом в г. Новороссийск разработан для школьников 7-11 классов и студентов средних и высших образовательных учреждений. Максимально допустимое количество человек одной экскурсионной группы - 35 человек.
Расписание программы тура:
День первый:
1. 10:00 знакомство с личностью Г.К. Жукова (Сквер им. Жукова, Бюст Г.К. Жукова, мемориальная арка «Ими гордится Кубань»);
2. 11:00 посещение Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е. Д. Фелицына (выставка Кубань в годы ВОВ 1941-1945 гг.);
3. 12:10 экскурсия в музее военной техники «Оружие победы»;
4. 13:40 свободное время;
5. 14:40 выезд на автобусе из г. Краснодара;
6. 18:00 приезд в г. Новороссийск;
7. 18:20 заселение в гостиницу;
8. 18:40 ужин, свободное время.
День второй:
1. 9:00 завтрак;
2. 10:00 посещение мемориального комплекса «Долина смерти» с экскурсоводом;
3. 11:50 экскурсия в Новороссийском историческом музее-заповеднике (рассказ о ВОВ и о городе);
4. 12:50 свободное время;
5. 13:50 посещение мемориала «Линия-рубеж обороны»;
6. 14:40 посещение памятника освободителям города;
7. 15:10 рассказ экскурсовода на площади героев;
8. 15:30 свободное время;
9. 16:30 выезд на автобусе в г. Краснодар;
10. 19:50 прибытие в г. Краснодар.
Более подробно данный экскурсионно-образовательный описан в таблице 1.
Таблица 1
Технологическая карта экскурсионно-образовательного маршрута с выездом в Новороссийск
Этапы перемещения по маршруту Места остановки Объекты показа Время остановки Основное содержание информации Указания по орга-низации
г. Краснодар Сквер им. Жукова, ул. Красная Бюст Г.К. Жукова, мемориальная арка «Ими гордится Кубань» 40 минут Знакомство с личностью Г.К. Жукова и с ВОВ
г. Краснодар ул. Гимназическая, 67 Краснодарский государственный 45 минут Рассказ экскурсо- Платная экскурсия
историко-археоло-гический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (выставка Кубань в годы ВОВ 1941-1945 гг.) вода из музея
г. Краснодар Парк 30-лет Победы Музей военной техники «Оружие Победы» 1 час Рассказ об оружии ВОВ
г. Новороссийск пос. Мысхако ул. Новороссийская, 25 Мемориальный комплекс «Долина смерти»: «Демонстрацион-ная карта-схема», «Взрыв», «Колодец жизни», «Передний край» 1 час Рассказ о сражениях с фашистами на территории - «Малая Земля»
г. Новороссийск ул. Советов, д. 58 Новороссийском историческом музее-заповеднике (выставка ВОВ) 1 час Рассказ экскурсовода из музея Платная экскурсия
г. Новороссийск ул. Сухумское ш., 17 Мемориал «Линия-рубеж обороны» 40 минут Рассказ об обороне летом и осенью 1942 года, когда фашистские войска рвались на Кавказ, чтобы проложить путь к нефтяным вышкам г. Баку и г. Грозного
г. Новороссийск ул. Свободы Памятник освободителям города 20 минут Рассказ об освобождени и города
г. Новороссийск Площадь героев Площадь героев 20 минут Рассказ о героях Новороссийс ка во времена ВОВ
В стоимость двухдневного экскурсионно-образовательного маршрута «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков» с выездом в г. Новороссийск из г. Краснодара, ст. Северской и пос. Афипского включены следующие, представляемые в ходе экскурсии услуги:
- автобус по г. Краснодару;
- автобус по г. Новороссийску;
- переезд из г. Краснодара в г. Новороссийск;
- переезд из г. Новороссийск в г. Краснодар;
- услуги экскурсовода на протяжении маршрута по г. Краснодару;
- услуги экскурсовода на протяжении маршрута по г. Новороссийску;
- билеты в Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына;
- билеты на экскурсию в Новороссийском историческом музее-заповеднике;
- страховка;
- питание по системе завтрак/ужин;
- проживание.
Ниже в таблице 2 представлен полный расчет стоимости двухдневного экскурсионно-образовательного маршрута с выездом в г. Новороссийск.
Таблица 2
Расчет стоимости двухдневного экскурсионно-образовательного маршрута с выездом в г.
Новороссийск
Наименование кол-во цена за ед. сумма
Музеи Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына 35 100 3500
Новороссийский исторический музей-заповедник 35 80 2800
Общая стоимость: 6300
Транспортная компания Оплата автобуса по г. Краснодару (выезд из г. Краснодара/из с 1 3 000/ 5 000 3 000/ 5 000
т. Северской и пос. Афипского)
Оплата автобуса по г. Новороссийску 1 5000 5000
Оплата автобуса Краснодар-Новороссийск-Краснодар 1 615 615
Общая стоимость: 8 615/ 10 615
Страховка Страхование здоровья на 2 дня 35 24 840
Общая стоимость: 840
Проживание в гостинице Оплата двухместных номеров 17 1500 25500
Оплата одноместного номера 1 1000 1000
Общая стоимость: 26500
Питание в гостинице Завтрак в гостинице 35 150 5250
Ужин в гостинице 35 350 12250
Общая стоимость: 17500
Сотрудники Экскурсовод 2 2500 5000
Экскурсовод по музейным объектам 2 120 240
Общая стоимость: 5240
Реклама Рекламные листовки 5000 0,28 1411
Вложение листовок в учительскую газету 500 8 4000
Рекламные буклеты 500 10 5000
Общая стоимость: 10411
Фирменная символика экскурсии Создание знаков отличия с портретом Г.К. Жукова, эмблемой ООО «Лидер- Тур» 5 150 750
Общая стоимость: 750
Канцтовары Грамоты участникам экскурсии и конкурса 5 50 250
Общая стоимость: 250
Затраты туристской организации Затраты на разработку маршрута 1 1000
Общая стоимость: 1000
Полная себестоимость турпродукта 77406/79406 рублей
Стоимость для одного человека - 2814/2886 рублей
Представленный выше двухдневный тур описывает не только биографию маршала Г.К. Жукова и основные события Великой отечественной войны, как на Кубани, так и в целом в стране, но и также углублённо рассказывает о военных заслугах и подвигах города-героя Новороссийска. Данный экскурсионный маршрут также рассчитан на группу не более 35 человек с питанием завтрак/ужин и предусмотренным свободным временем. Эта образовательная экскурсия прекрасно совмещает в себе как познавательную, так и досуговую деятельность, ведь помимо посещения мемориалов и памятников предусмотрены также прогулки по главным площадям города Новороссийска, а также посещение музеев и в конце дня остаётся достаточно свободного времени для самостоятельного изучения города, что прекрасно подойдёт не только для школьников, но и для студентов средних и высших учебных заведений. В ходе двухдневного экскурсионного тура с выездом в Новороссийск будут обозреваться такие значимые военные действия ВОВ, как оборона Кавказа 1942 года, а также план разгрома немецко-фашистских войск на «Голубой линии».
Выводы. Образовательная экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. В ходе образовательных экскурсий наряду с наблюдениями участников используется рассказ, беседа, демонстрация и другие методы подачи экскурсионного материала.
Значение экскурсионных программ с военно-патриотической тематикой заключается в следующем:
- накопление наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта экскурсантов;
- помощь в установлении связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью;
- способствование решения задач патриотического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.
В современном мире для посещения экскурсий и экскурсионно-образовательных туров потребители достаточно активно пользуются услугами турагентств и экскурсионных бюро. В отличии от «обычного» экскурсионного туризма экскурсионно-образовательные туры как правило содержат в себе часть учебного плана среднего или высшего образовательного учреждения.
Основными потребителями данного экскурсионно-образовательного турпродукта являются школьники и студенты в возрасте от 14 до 20 лет, широко интересующиеся историей Великой отечественной войны в целом и на территории Краснодарского края, а также личностью человека, благодаря которому победа тяжким трудом советских солдат была вырвана из рук фашистов.
В результате проведённых исследований была выявлена нехватка качественных экскурсионно-образовательных туров по Краснодару и краю. Соответственно, на сегодняшний день, одной из приоритетных задач турфирм и экскурсионных бюро должна стать разработка экскурсионно-образовательных маршрутов на Кубани.
Литература:
1. Балюк Н.А. Социально-культурный сервис и туризм. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. 325 с.
2. Калоева З.Ю., Залеева А.И. Проблемы совершенствования экскурсионных маршрутов // В сборнике: Лучшая научно-исследовательская работа 2017 сборник статей IX Международного научно-практического конкурса. 2017. 150-154 с.
3. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. Учебное пособие. - М.: Герда, 2013. 298 с.
4. Квартальнов В.А. Туризм как сектор экономики - М.: Феникс, 2014. 324 с.
5. Коновалова Е.Е., Силаева А.А. Инновации на предприятиях туризма // Сервис в России и за рубежом. 2013. №7. 397 с.
Педагогика
УДК: 371
заведующий Ермолина Наталья Валерьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Звездочка" (г. Ивантеевка)
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО
Аннотация. Статья посвящена анализу некоторых теоретических вопросов основ развития воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации, раскрыты основы стратегического планирования, выделены концептуальные положения стратегического подхода.
Ключевые слова: воспитывающий потенциал; образовательная среда; стратегическое планирование.
Annоtation. Article is devoted to the analysis of some theoretical questions of bases of development of the bringing-up potential of the educational environment of the preschool organization, bases of strategic planning are opened, conceptual provisions of strategic approach are allocated.
Keywords: the bringing-up potential; educational environment; strategic planning.
Введение. Система российского образования, в том числе и дошкольного, в последние годы испытывает значительные перемены под влиянием социально-экономических, политических процессов. Поэтому, перед руководителями дошкольной образовательной организации (ДОО) и ее педагогическими коллективом стоят задачи не только сообщить определенный объем знаний и сформировать у воспитанников представления об окружающем мире, правилах поведения и т.п., «но доказать свою жизнеспособность, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально-экономические изменения и оказывать образовательные услуги» [7], которые позволят выпускникам детских садов адаптироваться в современном мире.
Изложение основного материала статьи. В течение жизни у каждого человека формируется индивидуальная основа динамических процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Приобретаемые с возрастом и в процессе обучения знания существенно влияют на развитие этих процессов [5].
Что же мы видим на местах, каковы механизмы управления ДОО, применяются руководителями, чтобы соответствовать времени? Реальная ситуация такова, как показывают результаты констатирующего эксперимента, что, не смотря на внедрение новых образовательных технологий, усовершенствование материально-технической базы, административно-педагогический состав не всегда задумываются о роли образовательной организации в окружающем социуме, о том воспитывающем воздействии, которое оказывает его образовательная среда на воспитанников в целом, о долгосрочном развитии образовательной организации [2]. Вся деятельность направляется на решение первоочередных задач без учета миссии ДОО. Хотя «приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда малыш стоит на пороге открытия окружающего мира» [6].
В настоящее время внимание ученых и практиков привлекает проблема изучения педагогического потенциала воспитательной среды образовательной организации и возможностей ее использования в процессе становления личности. Многочисленные подходы в экспериментальных психологических теориях разнятся пониманием критериев развития интеллекта, раскрывают данное психологическое явление с различных сторон, что и объясняет разнообразие в определении его сущности и содержания [5].
Активное внимание к данному вопросу обусловлено широким распространением в реальной педагогической практике идей средового подхода, что на уровне обыденного сознания определяется как отношение человека к среде и среды к ребенку, детям, а в научном плане - теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка [9].
В нашем исследовании мы решаем проблемы воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО, поэтому так важно, на наш взгляд, верно разработать систему действий по его развитию, такую, что используя все свои средства и возможности, образовательная организация приобрела бы более совершенное качественное состояние в соответствии с той миссией, которое возлагает на него общество в целом и каждый родитель, в частности. Очевидно, подобную систему действий нельзя назвать просто планом или концепцией - она должна содержать управленческие элементы, позволять решать задачи первоочередные и долгосрочные, расширять возможности при ограниченных ресурсах, а, главное, иметь опережающий характер. Такая система действий может быть названа стратегией развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО [2]. Одной из важнейших функций образования является культурно-образовательная среда [3].
В рамках разработки стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО, мы посчитали целесообразным, кратко раскрыть основы стратегического планирования [2].
Как показывает анализ научно-исследовательской литературы в области экономики и менеджмента термин «стратегия» впервые использовался у военачальников для управления различными родами войск. Методы военного управления стали применяться в финансовом планировании, программировании и бюджетировании компаний в середине XVII в. В этот период были сформированы основные экономические законы, сформировалась промышленная и финансовая структура, которая требовала совершенствования методов управления и планирования крупными компаниями, применение которых позволяло бы «видеть» развитие компании на несколько лет вперед. Широкой распространение долгосрочного планирования получило в 20-30-е гг. XX в., что «принесло огромный эффект: уже к концу 1930-х гг. СССР стал одной из крупнейших мировых держав и получил мировое признание. С точки зрения методологии этот период является первым в истории стратегического планирования, поскольку именно тогда советскими экономистами были написаны первые фундаментальные труды по планированию, давшие положительный результат [8]. При разработке долгосрочных планов в данный период времени акцент ставился на оценку потребности в ресурсах компании, но не учитывались возможности изменения внешних факторов и степени их влияния. Кроме того, стратегия постепенно переходила в план решения первоочередных задач. Позднее долгосрочное планирование оказалось под сомнением в изменившихся экономических условиях, но, безусловно, составило научную основу стратегического планирования [13].