Педагогика
УДК: 372.2; 372.3
кандидат психологических наук Коваленко Елена Михайловна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); заведующий Ермолина Наталья Валерьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Звездочка" (г. Ивантеевка)
РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к организации деятельности академической экспериментальной площадки по реализации аспектов воспитания в дошкольной организации.
Ключевые слова: академическая экспериментальная площадка; совместная деятельность; дошкольная образовательная организация; развитие воспитывающего потенциала образовательной среды.
An^tatton. In article the main approaches to the organization of activities of the academic experimental platform for realization of aspects of education in the preschool organization reveal.
Keywords: akademichesky experimental platform; joint activity; preschool educational organization; development of the bringing-up potential of the educational environment.
Введение. Кафедра воспитательных систем Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» - это открытая научно-педагогическая система, консолидирующая на основе социального партнерства все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее образовательных и научных задач, ориентируясь на качество обучения слушателей как интегративный результат [8].
В настоящее время кафедра воспитательных систем Академии социального управления и МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Звездочка" г.Ивантеевки Московской области работают над общей темой «Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации» [8].
Изложение основного материала статьи. Основная цель взаимодействия кафедры и академической экспериментальной площадки (МБДОУ ЦРР-детский сад № 6 «Звёздочка») заключается в опытно-экспериментальной разработке необходимых и достаточных условий развития воспитывающего потенциала дошкольной образовательной организации, способствующего успешной реализации содержательного, методического, психолого-педагогического аспектов воспитания детей в ДО [10].
В результате реализации данной цели решаются следующие задачи:
- изучение актуальных проблем воспитывающего потенциала образовательной среды;
- анализ педагогических ресурсов развития воспитывающего потенциала образовательной среды;
- разработка концепции, технологии внедрения и критериальной базы оценки развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО;
- углубление теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов в вопросах воспитания в дошкольной организации;
- удовлетворение профессионально-образовательных потребностей педагогических работников в повышении их профессиональной компетенции в вопросах воспитания;
- формирование представлений у педагогических работников о воспитывающем потенциале как составной части социокультурного пространства.
«В течение жизни у каждого человека формируется индивидуальная основа динамических процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Приобретаемые с возрастом и в процессе обучения знания существенно влияют на развитие этих процессов», - считает Е.М.Коваленко [5].
Понятие «воспитывающий потенциал», как показывает анализ научно-педагогической литературы, вошло в терминологический аппарат педагогов, психологов и методистов довольно давно. На сегодняшний день разработаны научно-педагогические основы развития воспитывающего (воспитательного) потенциала нравственно-эстетической деятельности; основы жизнедеятельности и охраны здоровья; трудового воспитания; ценностных и поликультурных основ; совместной деятельности семьи и коллектива ДОО; виды потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал досугового объединения культурно-оздоровительной направленности (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И.В. Герлах, Г.В. Дербенёва, С.В. Тетерский) и др.
Существуют различные подходы к определению понятия «потенциал»: прогностический (О.И. Генисаретский, Н.А. Носов, И.Т. Филонов, Б.Г. Юдин), ресурсный (В.Н. Марков, Ю.В. Синягин), деятельностный (М.С. Каган, С.М.Каган) и др.
Однако, немногие исследователи раскрывают содержание термина «воспитывающий (воспитательный) потенциал». Например, И. Э. Ярмакеев понимает под воспитательным потенциалом «особую, отличающуюся внутренней динамичностью, виртуально-реальную систему воспитательно-ориентированных, индивидуально-личностных, профессионально-личностных, содержательно-целевых и организационно-деятельностных ресурсов и скрытых в них воспитательных возможностей, актуализация и реализация которых способна обеспечить успешное воспитание». Воспитательный потенциал по мнению А.В. Понамарева, это «возможности воспитания, заложенные в нем (в коллективе), охватывающие как ресурсы самого детского коллектива, так и административные, педагогические ресурсы всей внеучебной воспитательной системы». Э.З. Галимова трактует воспитательный потенциал среды «как интегративную характеристику воспитательной среды, отражающую спектр воспитательных влияний на формирование личности» индивидуума.
Одной из основополагающих работ в области развития воспитывающего потенциала образовательной среды является работа М.П. Нечаева. Учёный под воспитывающим потенциалом понимает «совокупность наличных средств среды, ее возможностей и ресурсов» [7].
Осмыслению понятия «воспитывающая (воспитательная) среда» посвящены работы Ю.С. Мануйлова, И. Н. Поповой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др.
О необходимости изучения особенностей развития детей с точки зрения дифференционной теории когнитивного развития и обучения говорят в своей работе Т.А.Ратанова и Е.М.Коваленко [111.
В исследовании М.П. Нечаева рассматривается среда как «самоорганизующаяся духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии относительно целей воспитания, задающая организационный порядок, образ жизни, виды деятельности, в которые включаются учащиеся школы, и способствующая самореализации как учащихся, так и педагогов, выступающая как контекст становления и развития их личностей» [71. Кроме того, автором выявляется воспитывающий потенциал образовательной среды «как совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей, причем инвариантность образовательных сред на фоне массы разнообразных типов и видов школ задает такую же инвариантность их воспитывающего потенциала» и доказано, что компоненты и характеристики воспитывающего потенциала тождественны компонентам характеристикам образовательной среды [7].
В условиях социального многообразия проблема использования среды в качестве управляющего элемента в процессе развития личности становится всё более актуальной, считает Е.И.Зубова. Так, изменив в необходимом направлении развитие среды, актуализируя или «приглушая» характеристики ее различных компонентов, возможно не только влиять и воспитывать ребенка, но и оказывать опосредованное управление [11.
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
- образовательная среда любой образовательной организации оказывает воспитательное действие на ребенка и поэтому целесообразно говорить о воспитательной (воспитывающей) среде как компоненте ДОО;
- в настоящее время нет согласованного мнения о том, что же следует понимать под терминами «воспитательная среда» и «воспитывающая среда», как правило, авторами данные понятия принимаются как синонимы;
- авторами подчеркивается наличие воспитательного потенциала образовательной среды.
Задача воспитателя в условиях социального многообразия - помочь ребенку реализовать свои возможности к самоутверждению и самореализации через многообразие интересов [3].
Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда малыш стоит на пороге открытия окружающего мира [6].
Необходимо отметить, что существуют различные подходы, раскрывающие содержание понятия «образовательная среда». В связи с чем условия формирования образовательных сред, особенности и результаты их влияния на развитие личности, на возможности социальной адаптации в социальной среде не имеют единого толкования в научной литературе.
В качестве основных характеристик образовательной среды выступают: целенаправленность; специальная организация специфической педагогической деятельности; взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; вариативность; адаптивность; непрерывность; насыщенность.
Разработка эффективности построения воспитывающей среды, направленной на формирование толерантности, является актуальной проблемой [41.
Выводы. Образовательная среда представляет собой условия взаимодействия субъектов в рамках социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных факторов для личностного роста обучающихся. Создание и преобразование образовательной среды - это сложная, многогранная, масштабная проблема. Ее решение требует всестороннего научного обеспечения.
Одной из важнейших функций образования является культурно-образовательная среда [2].
Эффективная совместная деятельность кафедры воспитательных систем и АЭП позволила Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад № 6 «Звёздочка» города Ивантеевки получить статус региональной инновационной площадки [9].
Полагаем, что дальнейшая реализация программы совместной деятельности кафедры воспитательных систем и АЭП будет способствовать формированию единого воспитательного пространства в городе и регионе в целом, повысит эффективность его деятельности, а также позволит расширить ресурсную базу обучения слушателей отделения дополнительного профессионального образования Академии социального управления [9].
Литература:
1. Зубова, Е.И. Развитие воспитывающей среды общеобразовательной организации в условиях социального многообразия: Автореферат дис. ... канд. пед. наук - Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2015. - 24 с.
2. Зубова, Е.И., Коваленко, Е.М. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в личностном воспитании обучающихся [Текст] / Е.И. Зубова, Е.М. Коваленко // Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - №1 (23). - С. 26-31.
3. Зубова, Е.И. Теоретические основы развития воспитывающей среды в условиях социального многообразия [Электронный ресурс] /Е.И. Зубова // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). - 2014. - № 13.-Режим доступа: http: //teoria practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/13/ pedagogics/ zubova.pdf. - С. 109-113.
4. Зубова, Е.И. Эффективность построения воспитывающей среды, направленной на формирование толерантности, в образовательной организации[Текст] / Е.И. Зубова // Историческая и социально-образовательная мысль. - М., 2014. - Т. 6. - № 6-1 (28). - С. 125-129.
5. Коваленко, Е.М. Особенности когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития студентов среднего медицинского учебного заведения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 178с.
6. Коваленко, Е.М., Ермолина, Н.В. Воспитывающий потенциал музейной педагогики в детском саду [Текст] / Е.М.Коваленко, Н.В.Ермолина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 3. - С. 583-586.
7. Нечаев, М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: Автореферат дис. ... докт. пед. наук. - Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2011. - 40 с.
8. Нечаев, М.П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / М.П. Нечаев // Наука и образование: новое время». - 2015. - № 2. - С. 42-47.
9. Нечаев, М.П. Развитие воспитательной среды дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО [Текст] / М.П. Нечаев // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 4-8.
10. Нечаев, М.П. Социальное партнерство кафедры воспитательных систем и академической экспериментальной площадки в развитии воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации [Текст] / М.П. Нечаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 2.
11. Ратанова, Т. А., Коваленко Е.М. Педагогу о проблеме готовности детей к школьному обучению [Текст] / Т. А. Ратанова, Е. М. Коваленко//Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -Вып. 55. - Ч. 6. - С. 240-253.
Педагогика
УДК: 37.026
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск) магистрант Неустроева Милидора Изотовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока окружающего мира. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейс-технологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов.
Ключевые слова: кейс-технология, мотивация, учение, младший школьник.
Annotation. The article presents an analysis of the experience of using case-technologies in primary school as a means of developing motivation to learn on the example of the lesson of the surrounding world. The aim of the work is to increase the level of motivation to learn among younger students. The approximate characteristics of the method of work on case-technologies, methodological support of the structure and content of cases are considered.
Keywords: case-technology, motivation, teaching, Junior school student.
Введение. С точки зрения системно-деятельностного подхода в образовании, ученик должен сам быть субъектом своей деятельности, должен сам уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребёнка в учебном процессе. Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Поэтому наличие у младшего школьника положительных мотивов для успешной учёбы, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Мотивация является «запускным механизмом» способным вызывать целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация постепенно угасает, и это отрицательно сказывается на всем процессе обучения учащихся. Создание условия успеха в обучении - для учителя есть главное действие повышения развития мотивации к учению у своих воспитанников.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников посредством кейс-технологий на уроках окружающего мира.
Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы экспериментально проверить эффективность роста мотивации к учению у младших школьников, мы создали специальное условие на уроке окружающего мира. Тем самым, исходим из предположения, что применение кейс-технологий на уроках окружающего мира позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать другую точку зрения, и аргументировано высказать свое мнение. Главное, что использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволит повысить мотивацию к учению у младших школьников.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам (табл. 1).