Научная статья на тему 'Применение кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников'

Применение кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2730
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / CASE-TECHNOLOGY / MOTIVATION / TEACHING / JUNIOR SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Неустроева Милидора Изотовна

В статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока окружающего мира. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейс-технологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CASE-TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL AS A MEANS OF DEVELOPING MOTIVATION TO THE TEACHING OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN

The article presents an analysis of the experience of using case-technologies in primary school as a means of developing motivation to learn on the example of the lesson of the surrounding world. The aim of the work is to increase the level of motivation to learn among younger students. The approximate characteristics of the method of work on case-technologies, methodological support of the structure and content of cases are considered.

Текст научной работы на тему «Применение кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников»

10. Нечаев, М.П. Социальное партнерство кафедры воспитательных систем и академической экспериментальной площадки в развитии воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации [Текст] / М.П. Нечаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 2.

11. Ратанова, Т. А., Коваленко Е.М. Педагогу о проблеме готовности детей к школьному обучению [Текст] / Т. А. Ратанова, Е. М. Коваленко//Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -Вып. 55. - Ч. 6. - С. 240-253.

Педагогика

УДК: 37.026

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск) магистрант Неустроева Милидора Изотовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока окружающего мира. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейс-технологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов.

Ключевые слова: кейс-технология, мотивация, учение, младший школьник.

Annotation. The article presents an analysis of the experience of using case-technologies in primary school as a means of developing motivation to learn on the example of the lesson of the surrounding world. The aim of the work is to increase the level of motivation to learn among younger students. The approximate characteristics of the method of work on case-technologies, methodological support of the structure and content of cases are considered.

Keywords: case-technology, motivation, teaching, Junior school student.

Введение. С точки зрения системно-деятельностного подхода в образовании, ученик должен сам быть субъектом своей деятельности, должен сам уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребёнка в учебном процессе. Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Поэтому наличие у младшего школьника положительных мотивов для успешной учёбы, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Мотивация является «запускным механизмом» способным вызывать целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация постепенно угасает, и это отрицательно сказывается на всем процессе обучения учащихся. Создание условия успеха в обучении - для учителя есть главное действие повышения развития мотивации к учению у своих воспитанников.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников посредством кейс-технологий на уроках окружающего мира.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы экспериментально проверить эффективность роста мотивации к учению у младших школьников, мы создали специальное условие на уроке окружающего мира. Тем самым, исходим из предположения, что применение кейс-технологий на уроках окружающего мира позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать другую точку зрения, и аргументировано высказать свое мнение. Главное, что использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволит повысить мотивацию к учению у младших школьников.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам (табл. 1).

Таблица 1

Примерная схема обучения по кейс-технологии

№ Учитель Ученики

1 Разработка кейса Получение кейса

2 Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы Изучение литературы

3 Разработка плана урока Самостоятельная подготовка

4 Руководство групповой работой Организация предварительного обсуждения содержания кейса

5 Организация итогового обсуждения Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания

6 Оценка работ учащихся Представление и отстаивание своего варианта решения задания Выслушивание точек зрения других участников

Исходя из вышеизложенного материала, рассмотрим примерную характеристику методики работы по кейс-технологиям в каждом этапе.

1 этап. Подготовка учителем и учащимися.

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2 этап. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом.

Учащиеся работают с учебно-методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

3 этап. Проверка усвоения изученного материала.

Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

4 этап. Работа в микрогруппах.

Этот этап занимает центральное место в кейс-технологии, так как это самый эффективный метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Перед началом работы в группах учащимся предложили принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

- принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии);

- принцип коллективизма: (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся);

- принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей);

- принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

Также для эффективной работы малыми группами дети должны соблюдать следующие правила:

- общность проблемы для всех;

- общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);

- выделение лидера (формального или неформального).

Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, что естественно мотивирует учащихся к учебной деятельности.

5 этап. Дискуссия.

Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации (проблемы), ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

В качестве примера работы по кейс-технологиям представляем срез урока в 3 классе на тему: «Природа и наша безопасность».

Оборудование: карта природных зон, кейсы с материалами и заданиями, игравое табло, жетоны для распределения по группам, презентация.

Целью урока является формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебной деятельности по определению характера взаимоотношений человека с неживой и живой природой (растения и животные), нахождению примеров влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека.

Учащиеся должны самостоятельно выяснить, каким же образом сведения из различных областей знаний помогают сохранить свою жизнь. Перед уроком были поставлены следующие задачи:

1. Найти способы, позволяющие сохранять жизнь людей в экстремальных ситуациях в тайге.

2. Формировать модель здоровьесберегающего и безопасного поведения в различных опасных ситуациях и в повседневной жизни;

3. Учить формулировать задачи урока;

4. Учить самостоятельной мыслительной деятельности.

Кейс-задача «Карина-дитя тайги»

Местечко «Олом», где все произошло, представляет собой отдаленный сельскохозяйственный участок в Олекминском районе Якутии. Три жилых дома, несколько заброшенных строений и безбрежная тайга вокруг. В числе восьми постоянных обитателей этой заимки - прабабушка и прадедушка четырёхлетней Карины Чикитовой. К ним на лето и приехала мама с дочкой из села Кяччи. Карина с собакой Кырачаан отправилась к отцу, который приезжал к ней накануне, а после уехал в отдаленный район на тушение лесных пожаров. Карина с собакой заблудились в лесу. Карина скиталась по дикой олекминской тайге 11 дней и лишь на 12-е сутки ее нашли в лесу возле реки Бирюк, на расстоянии 6 километров от участка [2].

После прочтения кейс-задачи учитель спрашивает, какие возможные проблемы ученики нашли в тексте, записывает их на доске. Далее распределяет учеников по группам, учитывая уровень их подготовки и предлагает каждой группе решить поставленные проблемы.

Задания и вопросы для обсуждения:

1. Чего не знала Карина? Почему это произошло?

2. Как можно было предотвратить это несчастье?

3. Какие знания помогут избежать трагических последствий в тайге?

4. Предложите правила безопасности и поведения в тайге, которым должны следовать все без исключения?

Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

Поиск вариантов разрешения ситуации.

Задание для 1 группы:

• Как бы ты поступил в данной ситуации? Сформулируйте правила поведения в лесу и объясните заголовок рассказа.

Задание для 2 группы:

• Дочитай в информационном листе рассказ о Карине и ее собачке узнай, чем закончилась история. Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Правила поведения в тайге»

Задание для 3 группы:

• Какие ошибки, совершенные в лесу, Карина запомнила на всю жизнь? Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте о правилах поведения в тайге и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников.

В завершении учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной проблемы. Затем дети сами сделали вывод.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

- грамотное решение проблемы;

- новизна и неординарность решения проблемы;

- краткость и четкость изложения теоретической части;

- качество оформления решения проблемы;

- этика ведения дискуссии;

- активность работы всех членов микрогруппы.

Представление результата: каждая группа детей разыгрывают свои варианты развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

В ходе работы у учащихся наблюдалась заинтересованность в происходящем, это можно было отследить по общему поведению учеников: инициативное проявление и получение удовлетворения от происходящей работы на уроке. Наблюдался приподнятый эмоциональный настрой.

Эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

По итогам проведенного урока, были заметны изменения в сторону положительного уровня мотивации. Основные проявления выражались в заинтересованном отношении учеников к учебе, в повышении личностной значимости для учеников процесса учебной деятельности. Деятельность привлекала учащихся своим содержанием, и это проявлялось в их общем эмоционально-положительном состоянии: повышенная активность на уроке, желание высказать мнение, ответить на вопрос и т. д.

Далее, нами была проведена диагностика уровня развития мотивации к учению младших школьников для проверки подтверждения цели исследования. Для исследования использованы две методики:

1. Методика изучения мотивации (тест) [1].

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает. Выделяются итоговые уровни мотивации школьников: 1 - очень высокий уровень мотивации учения; 2 - высокий уровень мотивации учения; 3 - нормальный (средний); 4 -сниженный; 5 - низкий (рис. 1).

■ 1 уровень 12 уровень >3 уровень 14 уровень >5 уровень

Рисунок 1. Распределение результатов уровней мотивации учения у третьеклассников

Как видно на рисунке 1, по итогам теста наблюдается рост нормального (среднего) 3 уровня положительной мотивации к учебной деятельности у учеников.

2. Выбор любимых предметов. По результатам выбора предпочтения любимых учебных предметов выявлено, что у большинства учащихся в классе повысился интерес к основным урокам, например, математика - 33%, окружающий мир - 25%, родной язык - 23%, русский язык - 19%.

Таким образом, наблюдая за учащимися, было замечено, что кейс-технология положительно воздействуют на каждого ученика, активизируют его мыслительную деятельность и развивают устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Выводы. Кейс-технология позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументированно высказать свою. С помощью этой технологии обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию мотивации к учению.

Использование этого метода необходимо ещё и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебный процесс. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов на практике и в преподавании методических курсов по педагогике.

Литература:

1. Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1 - 7 классов при реализации ФГОС / Составитель Шамаева С.Г., методист ГМК. - 2014. URL: http://guo-chernogorsk.ru/docs/fgos-psiholog_metodiki.pdf (Дата обращения: 03.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Якутск вечерний // газета. - Якутск: №34 (1006), 2014. - 6 с.

Педагогика

УДК: 371

ассистент кафедры педагогики Колесникова Татьяна Алексеевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен опыт разработки и реализации образовательных маршрутов с целью коррекции регулятивных УУД у младших школьников; показано, что реализация индивидуальных образовательных маршрутов, позволяет реализовать основные требования, предъявляемые ФГОС НОО к образовательным результатам.

Ключевые слова: ФГОС НОО, регулятивные УУД, младший школьник, начальная школа, индивидуальный образовательный маршрут, коррекция.

Annоtation. The article presents the experience of the development and implementation of educational routes with the purpose of correcting regulatory measures for the younger pupils; it is shown that the implementation of individual educational routes allows realizing the basic requirements set by the GFOS NOO for educational results. Keywords: EGOS NOO, junior high school student, elementary school, individual educational route, correction.

Введение. За последнее время в российском образовании произошли существенные изменения и инновации. Одним из таких нововведений становится Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором переосмыслены ценности начального общего образования. В Стандарте главным теперь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.