Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высокие требования тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время, если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.
Литература
1. Кузьмичева Т. Г., Савотченко С. Е. Новые информационные технологии. Белгород: Белаудит, 2000.
2. Турецкий В. Я. Математика и информатика. М: ИНФРА. М., 2002. 560 с.
3. Дьяконов В. П., Абраменкова И. В. Новые информационные технологии: Учебные пособия. Часть 2. Смоленск: СПУ, 2003. 184 с.
4. Зайцев В. Ф. Справочник по обыкновенным дифференциальным уравнениям / А. Д. Полянин, В. А. Зайцев. М.: Физматлит, 2001. 576 с.
Development of children of elementary school of motivation by means
of case-technologies Neustroeva M. (Russian Federation) Развитие мотивации у младших школьников посредством
кейс-технологий Неустроева М. И. (Российская Федерация)
Неустроева Милидора Изотовна / Neustroeva Milidora - студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: рассмотрены теоретические основы мотивации учения детей младшего школьного возраста посредством кейс-технологий. Теоретическое исследование кейс-технологии.
Abstract: theoretical basics of motivation of the doctrine of children of younger school age by means of case-technologies are covered. Theoretical study of case-technology.
Ключевые слова: мотивация учения, кэйс, кэйс-технология, заинтересованность учащихся, младшие школьники, учитель.
Keywords: motivation of education, case, case-technology, interest of pupils, younger school students, teacher.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А учителя согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т. к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития мотиваций у учащихся к содержанию обучения.
Мотивы - это внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности. Наиболее полным является определение мотива, предложенное Л. И. Божович: мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, с. 53]. А. Н. Леонтьев согласно своей теории деятельности употребляет термин «мотив» «как обозначающий то объективное, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» [2, с. 243]. Изучив психо лого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что с одной стороны, развитие мотивации зависит от умения учителя создавать у каждого ученика установку на процесс учения. С другой стороны, мотивация к учению является показателем познавательных возможностей школьника, уровня развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий.
В поиске возможностей развития мотивации учения мы обратились к инновационным технологиям, которые на сегодняшний день еще не получили широкого распространения в отечественном образовании. Одной из них является кейс-технология или кейс-метод, который позволяет развивать мотивации обучающихся посредством их включения в активный сбор, обработку и анализ информации, характеризующей различные ситуации. Чтобы понять, как действует кейс технология, в чем ее сущность, необходимо выделить ключевые понятия, такие как кейс, кейс-метод, кейс-технология.
Кейс - пример, взятый из жизни и представляющий собой не просто правдоподобное отображение реальной ситуации, а единый информационный комплекс, с помощью которого анализируется данная ситуация. Как правило, кейс в своем составе имеет три части:
1) описание конкретной ситуации;
2) вспомогательная информация, которая нужна для изучения кейса;
3) задания к кейсу [3].
Кейс-метод (англ. case method, case-study - кейс-метод, кейс-стадии) - способ обучения, основанный на анализе ситуаций, в котором используются описания реальных событий, проявляющихся в конкретной ситуации, «взятой из жизни». Обучающиеся должны исследовать ситуацию, проанализировать суть проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать наиболее подходящие из них [4].
Кейс-технология обучения - технология организации учебного процесса на основе кейс-метода. Данная технология предполагает использование комплекса кейсов, тематически охватывающих все содержание образования по данной учебной дисциплине. Как правило, в начале обучения формируется индивидуальный план, то есть каждый ученик получает так
48
называемый кейс, в котором может содержаться учебная литература, мультимедийный видеокурс, виртуальная лаборатория и обучающие программы, электронная рабочая тетрадь. Последняя представляет собой своеобразное поучение по курсу, в ней содержатся пожелания по работе с учебным материалом, творческие и практические задания, тесты, контрольные вопросы для самопроверки. При изучении материалов у обучающегося есть возможность запрашивать помощь у учителя. При такой организации педагогического взаимодействия ученик сам распоряжается своим временем, выбирает более удобные для него режим обучения и приемы познания. Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом. Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».
Рекомендуемая последовательность работы:
• 1 ступень - введение в задачу;
• 2 ступень - сбор информации по кейс-задаче;
• 3 ступень - принятие решений;
• 4 ступень - рассмотрение альтернатив;
• 5 ступень - сравнительный анализ;
• 6 ступень - презентация решений.
Таким образом, подведем итоги нашего теоретического исследования возможностей кейс-технологии в решении проблемы развития мотивации обучающихся.
1. «Включение» участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации обеспечивает связь обучения с жизнью и трудом, показывая важность изучаемого материала, его прикладную направленность.
2. Активная работа учащихся с кейсом на всех технологических этапах, предполагающих разный характер деятельности, способствует развитию их кругозора, формированию предметных и общеучебных компетенций.
3. Высокая доля самостоятельной работы обучающихся в этой технологии позволяет успешно формировать их познавательную самостоятельность, что является важным условием развития мотивации в учебной деятельности.
4. Дискуссионный характер кейс-задания и обсуждения кейса включает в учебный процесс элемент соревнования и определяет личную заинтересованность ученика, формирует такие важные для реализации личных интересов умения, как умения работать в команде, находить общее в разных взглядах на проблему, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
5. «Свободный» характер педагогического взаимодействия (по сравнению с традиционными формами обучения) является гораздо более привлекательным для учащихся подросткового возраста - именно в тот период, когда психологи отмечают резкое снижение интереса к учебе.
6. При наличии хорошей базы кейсов кейс-технологию можно использовать на различных этапах обучения, поддерживая и развивая мотивацию учеников [5].
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
• Повысить мотивации обучения у обучающихся;
• Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2008. 468 с.
2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 178 с.
3. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр
инноваций и развития, 2002. 286 с.
4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально -ориентированного обучения. [Электронный ресурс]: КОРНИ. Режим доступа: http://www.evolkov.net/case/case.study.html/ (дата обращения: 12.02.2013).
5. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casemethod.ru/ (дата обращения: 12.02.2013).
Open spaces and closed time-like lines Gibadullin A. (Russian Federation) Открытые пространства и замкнутые времениподобные линии Гибадуллин А. А. (Российская Федерация)
Гибадуллин Артур Амирзянович / Gibadullin Artur - студент, кафедра физико-математического образования, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Аннотация: статья посвящена новому виду геометрии - открытым пространствам. Они связаны с временными пространствами.
Abstract: the article is devoted to new type of geometry - open spaces. Their relationship with temporal spaces are considered.
Ключевые слова: открытое пространство, разомкнутое пространство, направленное пространство, временное пространство, замкнутая времениподобная кривая, линия, время, надпространство.
Keywords: open space, open geometry, closed timelike curve, time.
Вопрос о существовании замкнутых времениподобных траекторий в природе является открытым. С одной стороны, они не противоречат общей теории относительности и следуют из некоторых решений ее уравнений. С другой стороны, ряд экспериментов показывают их невозможность. Решение этого вопроса может потребовать новых геометрических концепций, предложенных автором и приводимых в данной статье.
К ним относятся открытые пространства, которые в отличие от привычных пространств лишены замкнутых линий и контуров [10]. Разомкнутые пространства -переход от привычных пространств к открытым путем их размыкания. В них замкнутые фигуры становятся проекцией разомкнутых. Любая геометрия, в том числе евклидовая, будет произведена от открытой [4]. Иначе говоря, разомкнутое пространство будет надпространством для нее, лежащим за рамками ее закономерностей. Надпространство позволяет объяснить явления, связанные с квантовой телепортацией и гравитацией [6]. Направленные пространства - пространства с заданными на них направлениями. Они хорошо согласуются с открытыми пространствами, незамкнутость которых позволяет задавать на них строгие направления и отношения порядка.
С помощью этих концепций можно математически объяснить закономерности временных пространств, находящихся за рамками математики [11]. В итоге мы получаем асимметричные пространственно-временные формы, близкие к природным [1]. В частности, мы можем моделировать развитие жизни и ее эволюцию [2]. Изучать меняющиеся со временем свойства пространства, неопределенности в нем [3]. Проводить исследования в области науки о науке и статистики науки [9].
Зарядовые пространства, в которых происходит разделение элементов по зарядам, их группировка [5]. Волновые дискретно-непрерывные пространства [7]. Они позволяют перейти к моделям материи и взаимодействий [8]. Объясняют единую природу материи,