9. Смолянинова О. Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа / О. Г. Смолянинова. Красноярск: КрасГУ, 2006. 170 с.
10. Прозорова Ю. А. Подготовка педагогических кадров в области разработки и использования информационно-коммуникационной предметной среды, функционирующей на базе авторских сетевых информационных ресурсов / Ю. А. Прозорова // Педагогическая информатика, 2011. № 2. С. 55-63.
Case technology in the educational process Neustroeva M. (Russian Federation) Кейс-технология в образовательном процессе Неустроева М. И. (Российская Федерация)
Неустроева Милидора Изотовна /Neustroeva Milidora - студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: рассмотрены теоретические основы кейс-технологий. И их применение в образовательном процессе.
Abstract: the theoretical foundations of case technology. And their use in the educational process.
Ключевые слова: кэйс, кэйс-технология, обучение. Keywords: case, case-technology, training.
В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения. Наименее изученным долгое время оставался метод кэйс-технология, несмотря на то, что он очень популярен на западе и имеет более чем 20-летнюю историю.
Метод кэйс-технология - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала. Метод кэйс-технология имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения [1].
Будучи интерактивным методом обучения, метод кэйс-технология завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Он демонстрирует теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учеников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности [2].
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых [3]. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс - стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т. п.) [4].
Основные этапы урока:
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Работа с кейсом. Анализ.
4. Домашнее задание.
5. Итог урока.
Ход урока:
Организационные моменты.
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы на уроке.
Актуализация знаний учащихся.
Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом. Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».
Рекомендуемая последовательность работы:
1 ступень - введение в задачу;
2 ступень - сбор информации по кейс-задаче;
3 ступень - принятие решений;
4 ступень - рассмотрение альтернатив;
5 ступень - сравнительный анализ;
6 ступень - презентация решений.
Таким образом, метод кейсов, благодаря своим возможностям, рассмотренным выше, применим на различных этапах обучения в различных учебных учреждениях, и приобретает всё большую популярность, отвечая требованиям современной методологии обучения.
Литература
1. Буравой М. Углубленное сase-study: между позитивизмом и постмодернизмом / М. Буравой
// Рубеж, 1997. № 10. 11 с.
2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии /
под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2003.
Еигореап Баепсе № 12(22) ■ 78
3. Козина И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И. Козина // Социология: методология, методы, математические модели, 1995. № 5-6. С. 65-90.
4. Козина И. Case-study: некоторые методические проблемы / И. Козина // Рубеж, 1997. № 10-11. С. 177-189.
5. Неустроева М. И. Исследование уровня познавательного интереса к учению у младших школьников // International scientific review, 2016. № 1 (11). С. 97-99.
6. Неустроева М. И. Диагностика уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к здоровью // Наука, техника и образование, 2015. № 12 (18). С. 182-183.
7. Неустроева М. И., Шадрина С Н. Диагностика уровня неспособности к обучению младших школьников // Современные инновации, 2015. № 2 (2). С. 81-83.
8. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Диагностика уровня воспитанности учащихся начальной школы // International scientific review, 2015. № 9 (10). С. 47-49.
9. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Исследование отношений между детьми и родителями // European research, 2015№ 9 (10). С. 79-80.
Study of the level of knowledge the younger students about the value attitude
to health
Grigorieva D. (Russian Federation) Исследование уровня знаний младших школьников о ценностном
отношении к здоровью Григорьева Д. И. (Российская Федерация)
Григорьева Диана Ильинична / Grigorieva Diana — студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: рассмотрены теоретические основы ценностного отношения к здоровью детей младшего школьного возраста. В практической части определяется уровень знаний о здоровье, предлагается программа по формированию ценностного отношения к здоровью. Abstract: the theoretical basis of the valuable relation to the health of children ofprimary school age. In the practical part is determined by the level of knowledge about health, it proposes a program for the formation of the valuable relation to health.
Ключевые слова: здоровье, здоровье человека, формирование здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, младший школьник.
Keywords: health, human health, promotion of healthy lifestyles, value attitude to health, junior high school student.
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Перед школой сегодня стоит задача не только обучения, но и воспитания ценностного отношения к своему здоровью, поскольку только здоровый ребенок способен успешно освоить школьную программу.
Проблемой нашего исследования является определение уровня знаний младших школьников о здоровье. Диагностика проводилась в 2016 -2017 учебном году в 3-1м классе Едяйской средней школы Хангаласского улуса. С целью получения информации об изучаемой проблеме была использована анкета Ю. В. Науменко [1]. Вопросы направлены на выявление представлений детей о здоровье, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношения к физическим упражнениям.
По результатам анкеты следует отметить, что понятие здорового образа жизни у большинства младших школьников связано с понятием «спорт» (69%) и «правильное питание» (19%), остальные 12% отождествляют здоровый образ жизни с соблюдением режима дня, полноценным сном и ежедневными прогулками. На основе полученных