3. Козина И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И. Козина // Социология: методология, методы, математические модели, 1995. № 5-6. С. 65-90.
4. Козина И. Case-study: некоторые методические проблемы / И. Козина // Рубеж, 1997. № 10-11. С. 177-189.
5. Неустроева М. И. Исследование уровня познавательного интереса к учению у младших школьников // International scientific review, 2016. № 1 (11). С. 97-99.
6. Неустроева М. И. Диагностика уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к здоровью // Наука, техника и образование, 2015. № 12 (18). С. 182-183.
7. Неустроева М. И., Шадрина С Н. Диагностика уровня неспособности к обучению младших школьников // Современные инновации, 2015. № 2 (2). С. 81-83.
8. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Диагностика уровня воспитанности учащихся начальной школы // International scientific review, 2015. № 9 (10). С. 47-49.
9. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Исследование отношений между детьми и родителями // European research, 2015№ 9 (10). С. 79-80.
Study of the level of knowledge the younger students about the value attitude
to health
Grigorieva D. (Russian Federation) Исследование уровня знаний младших школьников о ценностном
отношении к здоровью Григорьева Д. И. (Российская Федерация)
Григорьева Диана Ильинична / Grigorieva Diana — студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: рассмотрены теоретические основы ценностного отношения к здоровью детей младшего школьного возраста. В практической части определяется уровень знаний о здоровье, предлагается программа по формированию ценностного отношения к здоровью. Abstract: the theoretical basis of the valuable relation to the health of children ofprimary school age. In the practical part is determined by the level of knowledge about health, it proposes a program for the formation of the valuable relation to health.
Ключевые слова: здоровье, здоровье человека, формирование здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, младший школьник.
Keywords: health, human health, promotion of healthy lifestyles, value attitude to health, junior high school student.
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Перед школой сегодня стоит задача не только обучения, но и воспитания ценностного отношения к своему здоровью, поскольку только здоровый ребенок способен успешно освоить школьную программу.
Проблемой нашего исследования является определение уровня знаний младших школьников о здоровье. Диагностика проводилась в 2016 -2017 учебном году в 3-1м классе Едяйской средней школы Хангаласского улуса. С целью получения информации об изучаемой проблеме была использована анкета Ю. В. Науменко [1]. Вопросы направлены на выявление представлений детей о здоровье, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношения к физическим упражнениям.
По результатам анкеты следует отметить, что понятие здорового образа жизни у большинства младших школьников связано с понятием «спорт» (69%) и «правильное питание» (19%), остальные 12% отождествляют здоровый образ жизни с соблюдением режима дня, полноценным сном и ежедневными прогулками. На основе полученных
79 ■ European science № 12(22)
данных можно судить о том, что учащиеся имеют определенные представления о здоровье и знакомы лишь с некоторыми его компонентами.
Относительно состояния здоровья выявлено следующее: 68% школьников считает свое здоровье отличным, что указывает на отсутствие заболеваний и, соответственно, отсутствие пропусков учебных занятий по причине болезни; 30% отмечают свое здоровье недостаточно крепким, потому как болеют, но не столь часто, и пропускают занятия раз в один—два месяца и реже, 2% еженедельно вынуждены отсутствовать в образовательном учреждении по причине болезни.
Занятиям спортом младшие школьники уделяют особое внимание, так, из ответов видно, что 62% учеников занимаются в школьных секциях. Уроки физкультуры посещают с положительным настроем и занимаются с полной отдачей 84% учащихся, 60% регулярно выполняют дома утреннюю зарядку. После учебного дня чувство усталости присутствует у 82% учащихся, что может свидетельствовать об избытке получаемой информации в школе, чрезмерной двигательной активности или ее отсутствии во время перемен, на уроках физической культуры и других занятиях, неполноценном питании, сне и т. д.
Для выявления уровня сформированности знаний о компонентах здорового образа жизни и определения ценности ЗОЖ была использована анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева) [2]. Анализ результатов анкеты показал, что высокий уровень знаний правил пользования средствами гигиены имеют 62% учащихся. Высокая осведомленность о правилах организации режима питания отмечается у 87% школьников. С основными правилами гигиены хорошо знакомы 66 %, а правилами оказания первой помощи владеют 25%. Высокую ценность здоровья выбрали в иерархии других общечеловеческих ценностей лишь 15%. В данный перечень входили такие ответы, как «много знать и уметь», «быть здоровым», «быть самостоятельным» и «жить в счастливой семье». Для 73% младших школьников ценность здоровья не является наивысшей, а остальные не считают ее главной в своей жизни.
Правильно организованный режим дня — одно из важнейших условий здорового образа жизни, и по результатам анкеты требованиям ЗОЖ соответствует распорядок дня у 30% ребят, у которых ежедневно присутствует утренняя зарядка, завтрак, обед и ужин, со н не менее 8 часов, занятия спортом. У 70% наблюдается недостаточное соответствие правильному режиму дня, в основном отсутствуют ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон.
В последнее время в образовательных учреждениях проводятся различные мероприятия, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни: классные часы, лекции о здоровье, экскурсии и т. д. Значимость мероприятий, проводимых в школе для формирования здорового образа жизни, высока для половины младших школьников. Особый интерес составляют спортивные соревнования, викторины, конкурсы, игры и показ фильмов на тему здорового образа жизни. Для 37% организованные занятия не представляют особой важности.
В конечном подсчете баллов по всем показателям результат получился следующим: у 9% учеников сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Эти учащиеся осознают важность выполнения и соблюдения требований здорового образа жизни, придерживаются их, имеют высокие знания в о бласти укрепления и сохранения своего здоровья. У 51% — достаточный уровень представлений о здоровом образе жизни, но знания, тем не менее, ограничены, не конкретны, а ценность здоровья сохраняется, но может смещаться и на второй план. Настораживает то, что 40 % школьников имеют недостаточный уровень представления о здоровом образе жизни, их знания поверхностны, искажены либо не сформированы, а ценность здоровья не определена или занимает последние места в структуре ценностей.
Таким образом, результаты проведенных методик свидетельствуют о том, что уровень знаний младших школьников о здоровье и здоровом образе сформирован не полностью. В связи с этим рекомендуется проведение внеучебной работы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Литература
1. Науменко Ю. В. Анкета «Уровень сформированности знаний о ЗОЖ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.findsmarter.ru. (дата обращения: 12.12.2016).
Еигореап Баепсе № 12(22) ■ 80
2. Гребнева М. В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни». [Электронный ресурс]. Режим доступа: schule1277.ru/pages/docs/zozh/gs/monitoring2010.doc/ (дата обращения: 12.12.2016).
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Обучаемость и здоровье школьника / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Школа здоровья, 1996. Т. 2. № 2. С. 21-31.
4. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Вестник РАМН, 1993. № 5. С. 19-24.
5. Горцев Г. Я. Энциклопедия здорового образа жизни. М.: Вече., 2001. 461 с.
81 ■ Еигореап Баепсе № 12(22)