образовательную организацию объекте с точки зрения поиска ресурсов развития воспитывающего потенциала.
Второй компонент, к которому необходимо применить методы стратегического анализа с целью выявления ресурсов для развития воспитывающего потенциала, является среда внутренняя. Несомненно, в ее состав входит система управления ДОО и соответствующая ей структура, материально-техническое обеспечение, но основной акцент должен быть сосредоточен, на наш взгляд, так называемая, интеллектуальная составляющая. В этой связи мы воспользуемся подходом, разработанным Е.А. Голенковой, согласно которому интеллектуальная составляющая представляет собой интегральный показатель, включающий: 1) научный ресурс - «данная категория объединяет показатели интеллектуальной собственности; 2) кадрово-квалификационный ресурс - «показатели человеческой составляющей, а конкретно совокупность способностей, профессиональных навыков работников организации, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и создание условий на предприятии для совершенствования и развития навыков и умений персонал»; 3) творческий ресурс - это совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач...» [1, с. 297]. Поэтому, выделенный нами компонент образовательной среды это, так называемый, управляющий элемент, в лице административно-педагогического состава ДОО - «объединённые вместе навыки, интеллект и специальные знания работников, которые можно рассматривать как основной актив организации. Люди — это те элементы организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества, и, если их должным образом мотивировать, они могут обеспечить успешность организации» [11].
Выводы. Поэтому, управляющий элемент образовательной среды ДОО — административно-педагогический состав — обладает ресурсами для развития воспитывающего потенциал среды: научными, кадровыми и творческими. В этой связи возникает потребность более подробного рассмотрения вопросов понимания «кадрового ресурса», механизмов его оценки и развития в педагогических целях, в частности в целях развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО.
Литература:
1. Голенкова Е. А. Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия на основе состояния его инновационного потенциала // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №1 С. 297-300.
2. Ермолина Н.В. Теоретические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации / Н.В. Ермолина // Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - №10(52). - с. 133-135.
3. Зубова Е.И., Коваленко Е.М. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в личностном воспитании обучающихся / Е.И. Зубова, Е.М. Коваленко // Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - №1 (23). - С. 26-31.
4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: Дис. .д-ра экон. наук. - СПб., 2007.
5. Коваленко Е.М. Особенности когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития студентов среднего медицинского учебного заведения: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 - М., 2005. - 178 с.
6. Коваленко Е.М., Ермолина Н.В. Воспитывающий потенциал музейной педагогики в детском саду / Е.М.Коваленко, Н.В.Ермолина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 3. - С. 583-586.
7. Короткевич М. И. Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010. №5.
8. Магданов П. В., Падей В. Ю. Проблемы стратегического планирования социальноэкономического развития региона // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №3.
9. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды: монография. - М.: АСОУ, 2015. - 152 с.
10. Прудский В. Г., Магданов П. В. Концепция стратегического анализа // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2009. №1 С. 51-60.
11. Соколов К. О., Староверов В. А., Сергеичев И. А.. Кадровые ресурсы и их роль в формировании инновационной экономики региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 76-78.
12. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Richard D. Irwin, Homewood, IL, 1971.
13. Steiner G. Pitfalls in Comprehensive Long Range Planning. Planning Executives Institute, 1972.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Жиркова Зоя Семеновна
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ АРКТИКИ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития познавательного интереса как естественного стремления учащихся к познанию. Обобщены итоги многолетнего отслеживания уровня сформированности развития познавательного интереса учащихся начальных классов сельской школы Арктики и выявлены факторы развития интереса к учению. Сформированный познавательный интерес учащихся активизирует не только познавательные процессы, но и творческие побудительные усилия учащихся в различных областях деятельности.
Ключевые слова: познавательный интерес, активность, познание, условие, образовательный процесс, самостоятельность, деятельность, результат.
Annotation. This article deals with the problem of development of cognitive interest as a natural desire of students to knowledge. Summarized results of long-term tracking of level of formation of development of cognitive interest of pupils of initial classes of rural school of the Arctic and the factors of development of interest in teaching.
Formed cognitive interest of students activates not only cognitive processes, but also creative motivational efforts of students in various fields.
Keywords: cognitive interest, activity, cognition, condition, educational process, independence, activity, result.
Введение. Основательная научная база для исследования развития познавательного интереса как естественного стремления учащихся к познанию раскрыта в трудах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Д. Локк, Руссо Ж-Ж и др. Определенный вклад в изучении познавательного интереса и ее активности внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А.Венгер, Д. Б.Эльконин, В. В.Давыдов и др. Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. подчеркивают актуальность изучения особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших учащихся.
Исследованиями И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой выявлено, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Т.В. Костаева отмечает, что «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [3, с. 118].
Формулировка цели статьи. Образовательный процесс - это совокупность учебно-воспитательного процесса (деятельность учителя) в единстве с учебно-познавательным и самообразовательным процессом (деятельность обучающихся). Целью образовательного процесса является создание условий для развития познавательной активности обучаемых. Реализация целей обеспечивает развитие познавательных интересов, способов деятельности, эмоциональной сферы, гуманных и волевых качеств личности [5].
Изложение основного материала статьи. Остановимся на итогах многолетнего отслеживания уровня сформированности развития познавательного интереса учащихся начальных классов сельской школы. Как утверждают Ю.Н.Кулюткин и Г.С. Сухобская, познавательный интерес на пути своего развития характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой важнейшее место занимают познавательные мотивы, который содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания [4].
Главным ФГОС второго поколения является личностный результат обучения, воспитания ребенка, поэтому важной частью нашего исследования является развитие познавательного интереса учащихся. Развитие познавательной активности учащихся требует переосмысливания важнейших элементов обучения, как содержание, формы, методы и технологии. Стратегическим направлением развития познавательного интереса обучаемых является создание психолого-педагогических условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.
Совместно с учителями, директорами школ, студентами - практикантами сельских школ Усть-Янского, Верхоянского, Момского, Алданского и Томпонского улусов Республики Саха (Якутия) нами было проведено анкетирование учащихся начальных классов с целью оценки выраженности познавательной активности по тесту А. А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника». Бланк стандартизированной анкеты состоит из пяти вопросов, имеющие возможные варианты ответов (таблица 1).
Таблица 1
Показатели выраженности познавательной активности учащихся начальных классов
Группы Всего Сильная Умеренная Слабая
учащихся выраженность выраженность выраженность
познавательной познавательной познавательной
активности активности активности
Входная диагностика в 189 69-37% 111-58.5% 9-4.6%
констатирующем этапе
Контрольная 94 32-34.1% 56- 60% 6 - 5.8%
Экспериментальная 94 38-40% 53- 56.6% 3-3.3%
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на констатирующем этапе исследования эксперимента в контрольной группе было выявлено, что сильная выраженность познавательной активности наблюдается у 37% учащихся, умеренная выраженность познавательной активности - 58.5%, слабая выраженность познавательной активности - 4.6%.
Исследуя проблему формирования познавательного интереса учащихся, мы выяснили, что одним из факторов развития интереса к учению, являются новизна содержания материала, практическая необходимость, многообразие форм самостоятельной работы, творческий подход к организации деятельности учащихся и собственной деятельности учителя, поощрение творчества, инициативы, самостоятельности учащихся, создание эмоционального тонуса деятельности, а также, использование активных форм обучения, методов и приемов, которые формируют мотивы деятельности, стойких познавательных интересов потребности в самообразовании. Результаты указывают на положительные изменения выраженности познавательного интереса учащихся: сильная выраженность познавательной активности повысилась до 40%, умеренная выраженность познавательной активности - 57%, слабая выраженность познавательной активности уменьшилась до 3%.
Основными заказчиками качества образования и участниками образовательного процесса являются родители учащихся. По данным результатов анкетирования составили сводную таблицу «Удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами» (таблица 2).
Таблица 2
Сводная таблица результатов анкетирования «Удовлетворенность участников образовательного
процесса его различными сторонами»
Участники Удовлетво- Удовлетво - Удовлетво- Удовлетво- Общая
образователь- ренность ренность ренность ренность удовлетво-
ного процесса в деятельностной организа- социально- администра- ренность
эксперименте стороной ционной психологической тивной (%)
(%) стороной (%) стороной (%) стороной (%)
Учащиеся 83.9 77.9 88 84.9 89
(241)
Учителя (78) 93.7 82 91.2 78.6 83.9
Родители 85.6 85.2 94.6 87.9 90.1
(101)
По данным результатов итоговой таблицы, можно отметить следующее:
- высокий уровень удовлетворенности четырьмя сторонами учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей и родителей (высокий уровень равен 70% и выше);
- высокое качество показывает и небольшое различие между показателями удовлетворенности образовательным процессом учащихся и учителей;
- успешность использования вариативных технологий обучения, т.к. они обеспечивают потребности учащихся и родителей качественного образования;
- целенаправленную работу педагогического коллектива и администрации над развитием и совершенствованием учебно-воспитательного процесса.
Было исследовано также уровень и качество выполнения самостоятельных творческих работ. Написание творческих работ способствует развитию интересов, интеллектуальному росту учащихся, гордости за преодоление трудностей, а главное, придает веру в свои силы, способствует дальнейшему самосовершенствованию. Большой интерес представляет полученные в психологии /Рибо,Р.Мейли/ вывод о том, что для развития творческих способностей необходимо совершенствовать как логическое так и образное мышление. Известно, что все способности развиваются в деятельности. Отслеживание результатов проводилось с помощью разных методик: выполнение контрольных работ, выставка самостоятельных творческих работ (темы, направление выбирают сами учащихся), рисунков, портфолио, педагогический прием «бином фантазии» Д.Родари, тесты на выявление уровня коммуникабельности, общего кругозора; уточняющие беседы с учениками, учителями и родителями [1; 2]. Ниже приводятся итоги исследования (таблица 3).
Таблица 3
Выполнение самостоятельных творческих работ
Уровни качество Сочинение на свободную тему Контрольная/экспериментальная в сельских школах 229 Сочинение на свободную тему в кочевых школах 76
Творческий 38\57 12\18
Продвинутый 78\93 21\31
Базовый 102\73 38\23
Низкий(критический) 11\6 6\4
Обследованием охвачены всего 305 учащихся сельских школ третьих- четвертых классов, из них 76 учащихся кочевых школ. Определяя уровень качества творческих работ, комиссия руководствовалась следующими критериями: творческий уровень - самостоятельное применение знаний, полученных из разных источников, планирование, самостоятельно выдвигать предположение, ярко выражено отношение самого ученика, самостоятельное осуществление рефлексии; продвинутый уровень - нахождение нужной информации, ее анализ, применение знаний , приобретенных самостоятельно из учебника или других источников рекомендованных учителем, выдвигать предположение с помощью учителя или других, умение осуществлять рефлексию; базовый - выбор из вариантов информации, использование готовой цели и планирование деятельности предложенной учителем, выполнение самостоятельной работы по предложенному плану учителя или других, умение с помощью учителя рефлексию; критический - слабо выраженная психологическая готовность к самостоятельной, творческой работе, поверхностное изложение материала, никак не проявляет своего отношения к нему, наблюдается деятельность репродуктивного типа. Другие показатели - грамотность устной и письменной речи, ее богатство и других при определении качества не приняты во внимание, они учтены там, где речь идет о качестве усвоения учебной программы. Проверены самостоятельные творческие работы по русскому языку - сочинение по выбору ученика на темы: «Моя семья», «Наше родное село», « Олень - краса и гордость Севера», «Моя Родина», «Занятия родителей».
Учащиеся сельских кочевых школ выбрали темы: « Олень - краса и гордость Севера», «Моя семья». В сочинениях учащихся, оцененных творческий уровнем качества, отмечается целостное представление о семье, полная характеристика родителей, включая характер, целеустремленность, отношение к другим людям, сородичам, любовь к оленям, природе, их достоинства, недостатки, желание быть в чем-то похожими на них. Учащиеся дают оценку трудовой деятельности оленеводов, подчеркивая, что жизнь оленеводов и жизнь природы взаимосвязаны, раскрывая чувство гордости за свою семью и их ценности. Экспертная комиссия, определяя качество выполненной работы, отметила, что у учащихся кочевых школ хорошо развита наблюдательность, особенно в жизни растительного и животного мира края и показывают ярко выраженное эмоционально-оценочное отношение к описываемым явлениям.
Выводы. Таким образом, исследование особенностей познавательной деятельности (мотивацию учения, познавательного интереса, познавательной активности) учащихся начальных классов показало, что повысился уровень развития интеллектуальных умений с переработкой информации, формирование действий самого учащегося, который рассматривался с практической, осознанной, целенаправленной стороны, умения представлять содержательную оценку своих действий и обосновать свои оценки.
Сформированный познавательный интерес учащихся:
- активизирует не только познавательные процессы, но и творческие побудительные усилия учащихся в различных областях деятельности;
- способствует большей концентрации целей и способов деятельности, стимулирует поиск новых целей и способов;
- способствует расширению и углублению знаний учащихся в предметной области, а также в широких областях (о мире, о человеке, о самом себе), который подталкивает к самопознанию; несет своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Формирование и развитие познавательных интересов учителями ориентированный на деятельностный компонент образования обеспечит преемственность целей на ступени общего образования.
Литература:
1. Жиркова З.С. Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера. Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1998. 180 с.
2. Жиркова, З.С. Проектирование вариативной системы образования в сельской школе [Текст] / З. С. Жиркова // Наука и школа, №6, - 2012. - С. 20-22.
3. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся - КАРО, 2004. - 118 с.
4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб. 2002. - 98 с.
5. Попова О.В. Система деятельности учителя по развитию познавательного интереса. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/528268/.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент II курса, магистратура Борисова Юлия Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Статья содержит систему коррекционно-логопедической работы по преодолению оптических нарушений речи младших школьников. Целью данной статьи является разработка на основе использования современных инновационных технологий основных методов и приемов коррекции оптической дисграфии и дислексии. Автором представлена логопедическая работа с помощью интерактивной доски.
Ключевые слова: оптическая дисграфия, дислексия, коррекция, оптические нарушения, интерактивная доска, система упражнений, младший школьник.
Annotation. The article contains a system of corrective speech therapy work to overcome the optical irregularities of speech of younger students. The purpose of this article is to develop on the basis of use of modern innovative technologies, the basic methods and techniques of correcting optical dysgraphia and dyslexia. The author presents a logopedic work with the help of an interactive whiteboard.
Keywords: optical dysgraphia, dyslexia, diagnostics, correction, optical disorders, interactive whiteboard, the system of exercises, younger school student.
Введение. Целью системы логопедической работы является - предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением зрительного восприятия, оптико-пространственных дифференцировок, пространственно-временных представлений, через включение в систему работы занятий, заданий, игр и упражнений с использованием интерактивной доски.
Программа коррекции рассчитана на 5 недель и содержит ряд приемов и методов. Нами разработаны:
1) Анимационные упражнения по программе Macromedia Flash, которые включили в себя игровые наглядные приемы коррекции оптической дисграфии и дислексии.
2) Серия заданий и упражнений в виде презентаций.
3) Методическое пособие «Рабочая тетрадь школьника» по коррекции оптической дисграфии и дислексии, составленное на основе использования упражнений посредством интерактивной доски.
Изложение основного материала статьи. При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях:
• формирование зрительного восприятия и узнавания на материале предметов, геометрических фигур и букв;
• формирование навыков звукового и зрительного анализа и синтеза;
• развитие буквенного гнозиса и дифференциация смешиваемых звуков и букв в слогах, словах. Итак, в систему логопедической работы с учащимися 3 класса вошли следующие методические
упражнения:
I. Упражнения по формированию зрительного восприятия и узнавания
1. Восприятие и узнавание геометрических фигур