Научная статья на тему 'Проблема акустической дисграфии у младших школьников'

Проблема акустической дисграфии у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2568
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / КОРРЕКЦИЯ / НАРУШЕНИЕ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ДИАГНОСТИКА / DYSGRAPHY / CORRECTION / VIOLATION / WRITTEN SPEECH / GAME ACTIVITY / PREVENTION / CONNECTED SPEECH / GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Смольянинова Светлана Геннадьевна

В данной статье мы рассмотрим причины акустической дисграфии, виды дисграфии дошкольников начальных классов и рассмотрим виды и приемы коррекции нарушений письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ACOUSTIC DIGRAPHY FOR YOUNG SCHOOLBOYS

In this article, we will consider the causes of acoustic dysgraphy, the types of dysgraphy of preschool children of primary classes, and consider the types and methods of correcting violations of written speech.

Текст научной работы на тему «Проблема акустической дисграфии у младших школьников»

А) Из сундучка ребята вытаскивают буквы, из которых они должны составить слово.

Б) На интерактивной доске представлен ряд букв. Задача ребят - сложить из них верное слово. Ученики могут работать как в своих тетрадях, так и по очереди с интерактивной доской.

Верно определенное слово - обычно это ключевое слово по теме или уроку-игры.

2. Занятия с крупой.

Занимаясь с крупой, дети хорошо развивают и совершенствуют мелкую моторику рук, а также развивают зрительное восприятие и память.

Учитель готовит для каждого тарелочку с крупой (рис, греча и др.) и после демонстрации нескольких слайдов предлагает ребятам поработать в своих тарелочках и на рисовать в них буквы, сначала представленные на доске, затем под диктовку.

3. Игра «Распредели картинки»

По изучаемым парам оптически сходных букв учитель подбирает соответствующие картинки. На интерактивной доске представлена пара букв (к примеру, п-т) и картинки вразброс. Картинки, начинающиеся или содержащие букву п или т - ребята соотносят к соответствующей букве.

4. Упражнение «Вставь букву»

На доске изображены слова, в которых пропущены буквы согласно теме (например, п-т). Учащиеся подписывают буквы, затем упражнение повторяется в рабочей тетради.

5. Упражнение «Элементы букв»

Учитель рисует на доске элемент рукописной буквы, ребята должны предположить, что это может быть за буква. Затем подобное упражнение выполняется в рабочей тетради.

Выводы. В заключении еще раз хочется подчеркнуть важность более раннего выявления предпосылок оптической дисграфии и дислексии у ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Литература:

1. Жулина Е.В. Фольклор как средство коррекции отклоняющегося психического развития при задержке экспрессивной речи / Е.В. Жулина, М.В. Амосова // Вестник МГОУ серия Психологические науки, 2008. №3.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1988.

3. Практический психолог и логопед / научно-методический журнал №2, М., 2011.

4. Русецкая М.Н. Взаимосвязь нарушений устной речи, зрительных функций и дислексии у учащихся младших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. 2003. №1-2.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.

6. Учусь не путать буквы. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Альбом 2 / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент I курса, магистратура Смольянинова Светлана Геннадьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) ПРОБЛЕМА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим причины акустической дисграфии, виды дисграфии дошкольников начальных классов и рассмотрим виды и приемы коррекции нарушений письменной речи.

Ключевые слова: дисграфия, коррекция, нарушение, письменная речь, игровая деятельность, профилактика, связная речь, грамматический строй речи, диагностика.

Annotation. In this article, we will consider the causes of acoustic dysgraphy, the types of dysgraphy of preschool children of primary classes, and consider the types and methods of correcting violations of written speech.

Keywords: Dysgraphy, correction, violation, written speech, game activity, prevention, connected speech, grammatical structure of speech, diagnostics.

Введение. Проблемы с письменной речью младших школьников, возникающие в связи с неполным или искаженным восприятием речи на слух у детей, могут иметь разные проявления. Одно из них - акустическая дисграфия. Она определяется по характерным, повторяющимся ошибкам, искажениям в письме слов и предложений. Подробно о причинах, характерных чертах, причинах проявления, методах и приемах ее коррекции мы расскажем в данном материале.

Актуальность коррекции и профилактики акустической дисграфии заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В трудах многих российских ученых, логопедов-практиков рассмотрены механизмы данного дефекта, разработаны общие теоретические рекомендации для логопедов школ, учителей начальной школы, однако в настоящее время работы логопедов по коррекции и профилактики различных видов дисграфии недостаточно эффективна.

Нарушения формирования письма препятствуют успешному обучению в школе, эффективной социальной адаптации в дальнейшем, могут вызвать сочетанные нарушения, такие как задержка психического развития, задержка речевого развития, нередко могут являться причиной отклонения в формировании личности ребенка. Помимо нарушений психических функций и функций общения и коммуникации, дисграфия может повлечь за собой трудности в овладении грамматикой и орфографией, при изучении правил родного языка.

Изложение основного материала статьи. Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и

грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

О том, что у ребенка имеются проблемы с письмом учителя и родителя узнают при занятиях обучению грамоте, как правило это происходит в начальной школе.

Ведущие отечественный логопеды дают разное определение понятию «дисграфия». Так Р.И Лалаева [9] обозначает дисграфию как частичное нарушение процесса письма проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. А И. Н. Садовникова [5] определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Акустическая дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Ребенок зачастую заменяет буквы на письме. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно. Как только начинают проявляться первые признаки акустической дисграфии, многие родители и учителя по ошибке принимают ее за грамматические ошибки, незнание правил русского языка. Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом примере отчетливо видна разница между простым незнанием правильного написания и дисграфией.

Помимо замены букв и слогов на письме у детей с данным видом нарушений бывают проблемы и с почерком. Он неразборчив, неровен, не аккуратен. Дети с дисграфией пишут довольно медленно, при этом нажим часто сильный, непостоянный. Нельзя сказать, что ребенок не проявляет стараний при написании, напротив делает это с усердием, однако результата это не приносит.

Дети, обучающиеся в младших классах основной образовательной школы испытывают переживания, тревогу из- за ошибок, медлительности и замечаний педагога. При общении со сверстниками они замкнуты, стеснительны и не могут полностью адаптироваться в детском коллективе.

На общении с товарищами «дисграфика» сказываются и проблемы в связной речи, они не могут грамотно построить фразу, имеют недостаточный словарный запас, поэтому они предпочитают молчать или отвечать односложно.

Предлагаю рассмотреть причины возникновения акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста:

- наследственность - очень часто школьники с дисграфией унаследуют от родственников недостаточную зрелость мозга в конкретных областях, проявляющуюся в торможении некоторых функций;

- функциональный фактор - показывается в задержке психоречевого формирования и дислексии;

- поражение или недостаточное развитие мозга - может развиться еще в утробе матери или сразу же после родов;

- социально-психологические факторы - провоцируют появление дисграфии в виде нечеткой речи окружающих, разговора на двух языках в семье, дефицита контакта речи, невнимательного отношения взрослых к ребенку.

Прежде, чем приступить к коррекции дисграфии необходимо рассмотреть ее характерные признаки:

• Трудности при восприятии звуков: ребенок путает буквы, заменяет их, не различает звонкие и глухие согласные. Например, говорит «баба», а не «папа» или «кошска» вместо «кошка». Другая типичная ситуация связана с «нелогичной» заменой («картошта» вместо «картошка»), при этом всегда заменяется определенный звук.

• Смягчение твердых звуков. Таким образом речь звучит, как лепет ребенка «пяпя сель дямой» вместо «папа шел домой»). Ребенок может заменить твердый звук мягким: «коть» вместо «кот»; При письме дефект проявляется, как плавающий - он то возникает, то исчезает.

• Трудности, связанные с анализом и синтезом речи (искажение буквенной структуры, добавление или пропуск символов). Чаще всего «глотается» безударная часть - «молок», а не «молоток» или «проед» вместо «проезд»). Гласные звуки могут теряться также в конце (пациент воспринимает его, как часть согласного): «марк» вместо «марка», «колес» вместо «колесо»). Данная проблема связана с невозможностью разделить гласные и согласные ,как отдельные звуки. Когда случается перестановка, добавление, речь звучит следующим образом: «рдуг», а не «друг» или «молокоо» вместо «молоко», «грузовчик» вместо грузчик.

• Несформированность функции анализа/синтеза, связанная с использованием предложений или сочетаний разных слов. Основная проблема заключается в недостаточном объеме слуховой памяти и сбоях в деятельности соответствующих зон. Выглядит это, как пропуск или слияние: «братушел» вместо «брат ушел», «собакает» вместо «собака лает», «мама суп» вместо «мама варила суп». При этом визуальное восприятие текста происходит вполне нормально, трудности возникают только с попыткой воспроизвести речь по слуховой памяти.

Рассмотрим механизмы акустической дисграфии.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность высших психических функций эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисграфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-

грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Дети - «дисграфики» не имеют проблем со слухом, хотя многие родители могут заподозрить именно это, при этом они просто не могут воспринимать фонемы правильно на слух и путают многие звуки. Исследования таких нарушений письменной речи детей показывают, что это связано с разного рода поражениями височной доли головного мозга.

На современном этапе существует достаточное количество результативных методов и приемов коррекции дисграфии у младших школьников.

Перед тем, как начать коррекцию дисграфии, школьному логопеду необходимо провести обследование ребенка для выявления уровня нарушения. Диагностика дисграфии включает в себя разного рода диктанты, обследование уровня связной речи посредством бесед и конечно же педагогического наблюдения. Коррекцию дисграфии условно можно разделить на 4 этапа:

1. Диагностика уровня нарушения. Наблюдение, беседы, диктанты. Полученные результаты фиксируются в специальную карту.

2. Подготовительный этап. На данном этапе педагог и логопед уделяют внимание развитию мелкой моторики, мышлению и другим психологическим процессам.

3. Непосредственно коррекции. Работа проводится по трем направлениям: грамматический строй речи, связная речь, фонетика.

4. Итоговая диагностика. Проводится для оценки уровня нарушения после коррекционных мероприятий, родителям даются рекомендации для закрепления результатов.

Для коррекции дисграфии существует множество приемов и методов, однако для детей данного возраста наиболее эффективным будет игровой метод, так как ведущим видом деятельности ребенка является игра и в данном возрасте этот метод будет еще и интересен ребенку. Использование игры, как метода коррекции дисграфии у младших школьников позволяет включить детей в активный познавательный процесс и преподнести материал в более доступном для усвоения виде.

Предлагаю рассмотреть наиболее эффективные игры и упражнения для коррекции дисграфии. Игра «Пишем вслух».

Суть упражнения заключается в том, чтобы вслух произнести написанный текст с выделением слабых долей, то есть звуков не находящихся под ударением. Например «МамА мыЛа рамУ», «ОсЕнь нАстУпилА». Это задание приучает ребенка проговаривать каждое слово, прежде, чем написать. И те звуки, которые обычно произносятся в речи учителя бегло и не выражено, сам ученик повторив вслух, напишет верно. Упражнение №2. Игра «ЛЕСЕНКА». АМ САМ СВОЙ ВЫБОР ВОСЕМЬ ДЕВУШКА КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬ ОГРАБЛЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Задания:

1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2. если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова.

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7. прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.

Игра «Лабиринт». Направлена на развитие мелкой моторики и развитие графо-моторных навыков. Суть упражнения заключается в том, чтобы провести пальцем от «старта» лабиринта до финиша. Сейчас можно найти много различных лабиринтов и головоломок. Но лучше, если такие лабиринты нарисуют сами родители и поиграют вместе с детьми, это увеличит мотивацию ребенка и принесет радостные эмоции.

Задание «Поймай букву» развивает внимание. Вначале детям читают текст. Затем в этом же тексте убираются буквы, на их месте остаются пропуски. Ученику нужно вставить недостающие буквы. Если ребенок выполняет данное упражнение впервые, то образец текста не следует убирать, чтобы ребенку было проще выполнить задание. Текст выбирается нетрудный, интересный для школьника.

Упражнение «Чтение однокоренных слов.» Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу. ГОРА ГОРЕ ГОРКА ГОРЬКО ГОРНЫЙ ГОРЮШКО ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ

Игра- лото «КОРЕНЬ СЛОВА». Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать активный и пассивный словарь школьника.

Детям предлагаются карточки, например, со словами:

Зимовать Бесцветный Перелетные

Сторожка Летние Заморозки

Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.

Выводы. Проблема акустической дисграфии в начальных классах школы стоит как никогда остро, о чем свидетельствует не только большая распространенность дисграфии, но и трудность ее преодоления.

Нарушение письма представляет собой наиболее распространенную форму речевой патологии у школьников. Немаловажным является ранняя диагностика и коррекция данного вида нарушения. При выявлении предпосылок дисграфии на этапе овладения грамотой логопед имеет возможность оказать целенаправленную помощь сразу и не дать дальнейшего развития данному нарушению. Чем раньше будет начата работа по коррекции акустической дисграфии, тем более эффективна она будет, т.к. с возрастом возможность гибкого изменения состояния ребенка и возможность компенсации дефекта уменьшаются.

Вопросу профилактики дисграфии следует уделить особое внимание, поскольку именно путь профилактики должен стать самым основным в решении данной проблемы. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии. Гораздо проще эти трудности предупредить, так как процесс коррекции дисграфии требует больших усилий и времени.

Для коррекции дисграфии младших школьников существует целый ряд способов и приемов, которые можно применять как самостоятельно, так и в ходе урока русского языка. При коррекции дисграфии большое место занимают игровые упражнения, закрепляющие дифференциацию оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Большое внимание уделяется работе по формированию фонематического анализа и синтеза слов, что позволяет ученику быстрее определять «сомнительные» звуки. Проблемы переработки слуховой информации включают в себя не только недостаточное развитие фонематического слуха, но и бедность пассивного словаря, снижение слухоречевой памяти, нарушение лексико-грамматического строя речи. Поэтому важное место при коррекции дисграфии имеет словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами. Однако стоит учесть, что данный прием осуществляется только в комплексе с другими методами и в ходе тесного взаимодействия специалистов школы с родителями учеников.

Литература:

1. Безруких Н.Н. Учимся писать вместе: школа для учителей и родителей. - Новосибирск.: ЦЭРНС, 1994.

2. Винарская Е.Н., Богомазов Г.Н. Возрастная фонетика. - ТФ МГОПУ, 2001.

3. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи в 1-4 классах. - М.: Вако, 2007.

4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1972.

6. Жулина Е.В. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников / Е.В. Жулина, О.М Аладьина. // Вестник Мининского университета. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 188-195.

7. Жулина Е.В. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка / Е.В. Жулина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.

8. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству// Логопед, 2007. - №2 - с. 35-42.

9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие. - Сан. - Петербург. Изд-во «Союз», 2003.

10. Мазанова Е.В. Логопедия Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов. - М.: ООО «Аквариум принт», 2006

Педагогика

УДК 372.8; 378.14

кандидат филологических наук, доцент Захидова Лариса Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск)

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА КУЛЬТУРЕ

РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности преподавания культуры русской устной речи будущих врачей. Культура речи в медицинском вузе - дисциплина, составляющая важнейшую профессиональную и культурную компетенции. К условиям повышения эффективности обучения культуре речи можно отнести личную мотивацию каждого обучающегося, владение основами науки о языке.

Ключевые слова: эффективность, культура устной речи, профессиональная и культурная компетенции, произносительный уровень развития речевой деятельности.

Annotation. The article deals with the problem of increasing the effectiveness of teaching the culture of Russian oral speech of future doctors. The culture of speech in a medical college is a discipline that constitutes the most important professional and cultural competence. To the conditions for increasing the effectiveness of teaching the culture of speech, one can include the personal motivation of each student, mastering the fundamentals of the science of language, working on the pronunciation level of development of speech activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.