Научная статья на тему 'Опыт профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии посредством инновационных технологий'

Опыт профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии посредством инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1628
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / ДИСЛЕКСИЯ / КОРРЕКЦИЯ / ОПТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / OPTICAL DYSGRAPHIA / DYSLEXIA / DIAGNOSTICS / CORRECTION / OPTICAL DISORDERS / INTERACTIVE WHITEBOARD / SYSTEM OF EXERCISES / YOUNGER SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Борисова Юлия Викторовна

Статья содержит систему коррекционно-логопедической работы по преодолению оптических нарушений речи младших школьников. Целью данной статьи является разработка на основе использования современных инновационных технологий основных методов и приемов коррекции оптической дисграфии и дислексии. Автором представлена логопедическая работа с помощью интерактивной доски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE PREVENTION AND CORRECTION OF OPTICAL DYSLEXIA AND DYSGRAPHIA, THROUGH INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The article contains a system of corrective speech therapy work to overcome the optical irregularities of speech of younger students. The purpose of this article is to develop on the basis of use of modern innovative technologies, the basic methods and techniques of correcting optical dysgraphia and dyslexia. The author presents a logopedic work with the help of an interactive whiteboard.

Текст научной работы на тему «Опыт профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии посредством инновационных технологий»

Выводы. Таким образом, исследование особенностей познавательной деятельности (мотивацию учения, познавательного интереса, познавательной активности) учащихся начальных классов показало, что повысился уровень развития интеллектуальных умений с переработкой информации, формирование действий самого учащегося, который рассматривался с практической, осознанной, целенаправленной стороны, умения представлять содержательную оценку своих действий и обосновать свои оценки.

Сформированный познавательный интерес учащихся:

- активизирует не только познавательные процессы, но и творческие побудительные усилия учащихся в различных областях деятельности;

- способствует большей концентрации целей и способов деятельности, стимулирует поиск новых целей и способов;

- способствует расширению и углублению знаний учащихся в предметной области, а также в широких областях (о мире, о человеке, о самом себе), который подталкивает к самопознанию; несет своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Формирование и развитие познавательных интересов учителями ориентированный на деятельностный компонент образования обеспечит преемственность целей на ступени общего образования.

Литература:

1. Жиркова З.С. Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера. Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1998. 180 с.

2. Жиркова, З.С. Проектирование вариативной системы образования в сельской школе [Текст] / З. С. Жиркова // Наука и школа, №6, - 2012. - С. 20-22.

3. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся - КАРО, 2004. - 118 с.

4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб. 2002. - 98 с.

5. Попова О.В. Система деятельности учителя по развитию познавательного интереса. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/528268/.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент II курса, магистратура Борисова Юлия Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья содержит систему коррекционно-логопедической работы по преодолению оптических нарушений речи младших школьников. Целью данной статьи является разработка на основе использования современных инновационных технологий основных методов и приемов коррекции оптической дисграфии и дислексии. Автором представлена логопедическая работа с помощью интерактивной доски.

Ключевые слова: оптическая дисграфия, дислексия, коррекция, оптические нарушения, интерактивная доска, система упражнений, младший школьник.

Annotation. The article contains a system of corrective speech therapy work to overcome the optical irregularities of speech of younger students. The purpose of this article is to develop on the basis of use of modern innovative technologies, the basic methods and techniques of correcting optical dysgraphia and dyslexia. The author presents a logopedic work with the help of an interactive whiteboard.

Keywords: optical dysgraphia, dyslexia, diagnostics, correction, optical disorders, interactive whiteboard, the system of exercises, younger school student.

Введение. Целью системы логопедической работы является - предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением зрительного восприятия, оптико-пространственных дифференцировок, пространственно-временных представлений, через включение в систему работы занятий, заданий, игр и упражнений с использованием интерактивной доски.

Программа коррекции рассчитана на 5 недель и содержит ряд приемов и методов. Нами разработаны:

1) Анимационные упражнения по программе Macromedia Flash, которые включили в себя игровые наглядные приемы коррекции оптической дисграфии и дислексии.

2) Серия заданий и упражнений в виде презентаций.

3) Методическое пособие «Рабочая тетрадь школьника» по коррекции оптической дисграфии и дислексии, составленное на основе использования упражнений посредством интерактивной доски.

Изложение основного материала статьи. При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях:

• формирование зрительного восприятия и узнавания на материале предметов, геометрических фигур и букв;

• формирование навыков звукового и зрительного анализа и синтеза;

• развитие буквенного гнозиса и дифференциация смешиваемых звуков и букв в слогах, словах. Итак, в систему логопедической работы с учащимися 3 класса вошли следующие методические

упражнения:

I. Упражнения по формированию зрительного восприятия и узнавания

1. Восприятие и узнавание геометрических фигур

Упражнение « Угадай, какая фигура»

Ученикам предлагается угадать, какая фигура будет изображена на экране с помощью поочередно появляющихся частей этой фигуры: 1) Квадрат

- вертикальная черта:

Ученики предлагают варианты ответов (идет мыслительный процесс по воспоминанию о геометрических фигурах и их свойствах): квадрат, прямоугольник (они понимают, что круг здесь быть не может, так как у него нет прямых линий).

- горизонтальная черта:

Ученики предполагают, что это квадрат, так как обе линии равные по размеру.

- изображение квадрата.

Педагог: «Молодцы ребята, вы хорошо постарались и верно определили фигуру».

После педагог предлагает ученикам определить, какие вещи в классе напоминают «квадрат», то есть имеют квадратную форму, после перечисления или же при затруднении со стороны учеников определить фигуру в предметах и вещах - демонстрируется слайд «Геометрия вокруг нас».

То же самое упражнение проводится и с другими геометрическими фигурами: треугольником, прямоугольником, кругом, ромбом, овалом.

После чего выполняются упражнения №1 и №2 в Рабочей тетради.

Упражнение «Зашумленные фигуры» Учащимся предлагается рассмотреть фигуры, наложенные друг на друга. В первом варианте фигуры бесцветные с контуром.

После определения ребенком фигур, они «разлетаются» по сторонам и подписываются. Педагог повторяет название фигур вместе с ребенком:

Во втором варианте фигуры разноцветные на цветном фоне.

После определения, фигуры также разлетаются по сторонам, ребенок должен сам записать их названия в Рабочую тетрадь.

В третьем варианте фигуры разноцветные на белом фоне, причем количество фигур значительно больше, некоторые повторяются. Ребенок подсчитывает, сколько он рассмотрел треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов.

После данного упражнения с интерактивной доской выполняется похожее упражнение №3 в Рабочей тетради для закрепления узнавания фигур.

2. Восприятие и узнавание букв

Упражнение «На какую букву похоже... » Ребенку предлагается рассмотреть несколько картинок с предметами и объектами. Его задача, определить, какую букву напоминают эти изображения.

Упражнение «На что похожа буква» Упражнение разработано на основе анимационной программы Macromedia Flesh. Ученики должны определить, на что похожа демонстрируемая буква, например: Буква А. Предложения учеников: крыша дома, гора и др. Буква Ш. Предложения учеников: забор, вилка и др.

После сравнения буквы с предметом, каждая из предложенных букв на экране приобретает форму определенного предмета, например: Буква «А» превращается в ракету; Буква «В» превращается в парус; Буква «О» превращается в солнце...

Далее в рабочей тетради выполняется упражнение №4: «На что похожа буква».

Для закрепления узнавания и восприятия букв, проводится групповое задание. Учащиеся делятся на 2 группы. Каждая группа выбирает пару гласных букв «А»-«О» или «У»-«И». На листе ватмана ребята рисуют небольшую историю данных букв. Здесь нужно проявить фантазию и воображение и зарисовать как можно больше сходств предметов и букв, а также учесть различия данной пары букв.

Упражнение «Зашумленные» изображения букв (презентация «Зашумленные буквы») С помощью интерактивной доски учитель предлагает рассмотреть ряд изображений с буквами. Эти буквы наложены друг на друга, сливаются друг с другом. Задача ученика - определить букву и назвать ее.

Упражнение «Испорченные» буквы (презентация «Испорченные буквы») Ученику предлагается рассмотреть несколько изображений недописанных («испорченных») букв. Главная задача - определить, какая это буква, то есть узнать ее и назвать (записать). Например:

Упражнение «Правильно-неправильно» (презентация «Правильные и неправильные буквы») Ученики рассматривают пары букв. Их задача - выбрать те, которые написаны правильно и объяснить неверность написания других. Например:

После работы с интерактивной доской выполняются упражнения №9, 10, 11 в Рабочей тетради.

3. Зрительное восприятие

Упражнение «Найди отличия»

(презентация «Найди отличия») Учащимся предлагается ряд парных картинок, они должны найти отличия, учитель отмечает на экране эти отличия, затем хором проговариваются слова.

Упражнение «Запомни и составь картинку» (презентация «Запомни и повтори изображение») Педагог демонстрирует на интерактивной доске:

- Схематичные изображения, задача учащегося - сложить из палочек (спичек) такое же изображение по образцу, а затем по памяти. Упражнение усложняется с каждым разом. Сначала педагог демонстрирует изображение три раза, затем два раза и один раз. Сначала используются упрощенные изображения, затем сложнее, с большим количеством элементов:

Затем ребятам предлагается сложить из палочек или спичек свое имя.

- Рисунки, которые нужно запомнить и нарисовать по памяти. Педагог обращает внимание на основные элементы рисунка, правильность расстановки элементов рисунка.

Упражнение «Одна-другая»

(презентация «Одна-другая»)

Учащиеся собирают буквы, используя палочки или спички, причем в разных версиях:

- из одной буквы сделай другую (добавь или убери элемент)

- добавь 1 или 2 элемента, чтобы получилась буква и т.д.

Педагог демонстрирует пример, далее предлагает выложить определенные буквы и сделать из них другие буквы. Делается вывод, что есть буквы со схожими элементами. В заключении педагог предлагает из показанных элементов собрать буквы, в которых они встречаются.

Упражнение «Запомни картинки»

(презентация «Запомни картинки»)

Педагог демонстрирует поочередно ряд картинок.

Задание: Запомни 3-5 картинок, а затем найди их среди других (6-10).

II. Пространственная ориентация включает в себя ряд упражнений (серия презентаций «Пространственная ориентация»):

• Упражнение «Право-лево»

• Упражнение «Выше-ниже»

• Упражнение «Снаружи-внутри»

Ученикам демонстрируются картинки с изображениями животных и предметов, задача учащихся -определить право и лево, до и после, выше - ниже, снаружи - внутри и т.д. После коллективной работы с интерактивной доской выполняются закрепляющие упражнения №12-13 в Рабочей тетради.

• Последний игровой прием на развитие пространственных представлений и памяти - это игра «Запомни движение», разработанная на основе Macromedia Flesh.

Педагог демонстрирует движущийся объект, учащийся должен запомнить траекторию движения и воспроизвести (назвать), используя слова пространства - налево, направо, вниз, вверх. Игра постепенно усложняется, когда добавляется еще один объект и запомнить нужно траекторию движения двух объектов, а также описать, что движется выше, что ниже, что дальше и т.д.

III. Метод наглядного моделирования

Создание схемы (модели) значительно активизирует учебный процесс. Схемы и модели различных структур (звук, слог, слово, предложение) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком.

Данная серия упражнений подразумевает работу как с интерактивной доской, так и с рабочей тетрадью.

1. Работа с буквами

На начальном этапе наглядного моделирования работаем с буквами. Педагог представляет ребятам относить каждую букву русского алфавита к одному окошечку. Если слово содержит 5 букв, следовательно, рисуем 5 окошечек.

1. Работа с Презентацией «Буквы-окошечки»

Средства: интерактивная доска, презентация.

Модель: одна буква = одному окошечку, гласные буквы - зеленые окошечки, согласные - без цвета.

На урок к ребятам приглашается герой мультфильма Незнайка, которому нужна помощь.

1 задание - заполнить пустые окошечки словами, которые представлены в виде картинок. Ребята называют слово и подсчитывают количество букв, соотносят слова с определенным количеством букв к нужным окошечкам.

2 задание - повторяем гласные звуки и выделяем их в словах. Закрашиваем окошечки, содержащие гласные буквы, в зеленый цвет. Определяем модели для каждого слова.

3 задание - необходимо распределить слова по окошечкам. Ребята отмечают, что каждое слово состоит из 5 букв, тогда приходит на помощь Незнайка, который закрашивает некоторые окошечки в зеленый цвет. Ребята догадываются, что зеленые окошечки соответствуют гласным буквам и, таким образом, определяют каждое слово по нужным окошечкам.

4 задание - даны схемы, задача учеников - придумать слова согласно этим схемам. Слова записываются в тетрадь (упражнение №20), один из учеников работает с интерактивной доской по данному заданию.

После выполнения упражнений согласно презентации, учащиеся в дополнении работают самостоятельно в рабочей тетради с упражнениями №21 и 22.

2. Работа с Презентацией «Буквы-символы»

1 задание - Учащиеся работают с символами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная задача - определить, какие гласные буквы замаскированы в демонстрируемые символы.

Для начала вспоминаются и проговариваются все гласные буквы, записываются в тетрадь в рукописном и печатном вариантах. Далее ребята определяют схожие элементы букв и представленных символов и соотносят каждый символ к нужной букве.

2 задание - Далее педагог демонстрирует модели слов, содержащих символы вместо гласных букв, ребята работают с интерактивной доской, а также в Рабочей тетради и заполняют данные модели словами.

3 задание - определить зашифрованные Знайкой слова по моделям.

4 задание - самостоятельная работа по составлению моделей по образцу.

5 задание - создание символов к согласным буквам.

Педагог готовит заранее карточки с согласными буквами. Каждый ученик наугад выбирает одну из карточек. Задача учащегося - замаскировать согласную букву в символ, причем символ должен содержать любой элемент (или элементы), схожий с исходной буквой. Все составленные символы педагог вешает на доску. Ученики «расшифровывают» символы, пока не назовут исходную букву.

Подобные игровые задания способствуют более прочному закреплению знаний о буквах и их элементах, а также их зрительному восприятию.

IV. Приемы дифференциации оптически сходных рукописных букв (п-р, м-ш, г-п, п-т, с-е, с-э, в-д и др.)

1. Упражнение «составь слово».

Можно работать по парам или по группам.

А) Из сундучка ребята вытаскивают буквы, из которых они должны составить слово.

Б) На интерактивной доске представлен ряд букв. Задача ребят - сложить из них верное слово. Ученики могут работать как в своих тетрадях, так и по очереди с интерактивной доской.

Верно определенное слово - обычно это ключевое слово по теме или уроку-игры.

2. Занятия с крупой.

Занимаясь с крупой, дети хорошо развивают и совершенствуют мелкую моторику рук, а также развивают зрительное восприятие и память.

Учитель готовит для каждого тарелочку с крупой (рис, греча и др.) и после демонстрации нескольких слайдов предлагает ребятам поработать в своих тарелочках и на рисовать в них буквы, сначала представленные на доске, затем под диктовку.

3. Игра «Распредели картинки»

По изучаемым парам оптически сходных букв учитель подбирает соответствующие картинки. На интерактивной доске представлена пара букв (к примеру, п-т) и картинки вразброс. Картинки, начинающиеся или содержащие букву п или т - ребята соотносят к соответствующей букве.

4. Упражнение «Вставь букву»

На доске изображены слова, в которых пропущены буквы согласно теме (например, п-т). Учащиеся подписывают буквы, затем упражнение повторяется в рабочей тетради.

5. Упражнение «Элементы букв»

Учитель рисует на доске элемент рукописной буквы, ребята должны предположить, что это может быть за буква. Затем подобное упражнение выполняется в рабочей тетради.

Выводы. В заключении еще раз хочется подчеркнуть важность более раннего выявления предпосылок оптической дисграфии и дислексии у ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Литература:

1. Жулина Е.В. Фольклор как средство коррекции отклоняющегося психического развития при задержке экспрессивной речи / Е.В. Жулина, М.В. Амосова // Вестник МГОУ серия Психологические науки, 2008. №3.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1988.

3. Практический психолог и логопед / научно-методический журнал №2, М., 2011.

4. Русецкая М.Н. Взаимосвязь нарушений устной речи, зрительных функций и дислексии у учащихся младших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. 2003. №1-2.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.

6. Учусь не путать буквы. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Альбом 2 / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент I курса, магистратура Смольянинова Светлана Геннадьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) ПРОБЛЕМА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим причины акустической дисграфии, виды дисграфии дошкольников начальных классов и рассмотрим виды и приемы коррекции нарушений письменной речи.

Ключевые слова: дисграфия, коррекция, нарушение, письменная речь, игровая деятельность, профилактика, связная речь, грамматический строй речи, диагностика.

Annotation. In this article, we will consider the causes of acoustic dysgraphy, the types of dysgraphy of preschool children of primary classes, and consider the types and methods of correcting violations of written speech.

Keywords: Dysgraphy, correction, violation, written speech, game activity, prevention, connected speech, grammatical structure of speech, diagnostics.

Введение. Проблемы с письменной речью младших школьников, возникающие в связи с неполным или искаженным восприятием речи на слух у детей, могут иметь разные проявления. Одно из них - акустическая дисграфия. Она определяется по характерным, повторяющимся ошибкам, искажениям в письме слов и предложений. Подробно о причинах, характерных чертах, причинах проявления, методах и приемах ее коррекции мы расскажем в данном материале.

Актуальность коррекции и профилактики акустической дисграфии заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В трудах многих российских ученых, логопедов-практиков рассмотрены механизмы данного дефекта, разработаны общие теоретические рекомендации для логопедов школ, учителей начальной школы, однако в настоящее время работы логопедов по коррекции и профилактики различных видов дисграфии недостаточно эффективна.

Нарушения формирования письма препятствуют успешному обучению в школе, эффективной социальной адаптации в дальнейшем, могут вызвать сочетанные нарушения, такие как задержка психического развития, задержка речевого развития, нередко могут являться причиной отклонения в формировании личности ребенка. Помимо нарушений психических функций и функций общения и коммуникации, дисграфия может повлечь за собой трудности в овладении грамматикой и орфографией, при изучении правил родного языка.

Изложение основного материала статьи. Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.