Научная статья на тему 'Выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся'

Выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / СЛАБОВИДЯЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / VISUALLY IMPAIRED STUDENTS / ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / OPTICAL DYSGRAPHY / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / VISUAL IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титова Кристина Евгеньевна, Проглядова Галина Александровна

Рассматривается влияние степени нарушения зрения и уровня развития зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза на письмо. Проводится исследование, направленное на выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Титова Кристина Евгеньевна, Проглядова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION OF PREDISPOSITION TO OPTICAL DYSGRAPHY IN VISUALLY IMPAIRED STUDENTS

The influence of visual impairments and the level of development of visual perception, analysis of the spatial arrangement of figures and visual analysis and synthesis on the letter are considered. A study is being carried out to determine the predisposition to optical dysgraphy in visually impaired students.

Текст научной работы на тему «Выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся»

Педагогика

УДК 376.352

учитель-логопед Титова Кристина Евгеньевна

Красноярское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №1» (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук Проглядова Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Рассматривается влияние степени нарушения зрения и уровня развития зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза на письмо. Проводится исследование, направленное на выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся.

Ключевые слова: Слабовидящие обучающиеся, нарушение зрения, оптическая дисграфия, исследование.

Аилогагюи. The influence of visual impairments and the level of development of visual perception, analysis of the spatial arrangement of figures and visual analysis and synthesis on the letter are considered. A study is being carried out to determine the predisposition to optical dysgraphy in visually impaired students.

Keywords: Visually impaired students, visual impairment, optical dysgraphy, research.

Введение. Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности.

По данным ВОЗ в связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество слабовидящих обучающихся (острота зрения 0,05-0,4).

На современном этапе при достаточном количестве методов диагностики развития речи обучающихся начальных классов в школах, где обучаются слабовидящие дети, недостаточно диагностических материалов для исследования неречевых предпосылок письма, в частности, направленных на выявление уровня развития зрительного восприятия слабовидящих обучающихся, что в свою очередь является важным компонентом в предупреждении и профилактике оптически сходных букв [1, 3].

При нарушениях зрения процесс формирования образов внешнего мира находится в прямой зависимости от глубины и характера поражения зрения [1 и др.]. Как бы ни было мало остаточное зрение, именно оно оказывается доминирующим в познании окружающего мира, так как ведущая роль в чувственном отражении предмета принадлежит зрению (около 90% получаемой информации). Нарушение зрительного восприятия у детей с патологией зрения ведет к медленному и искаженному формированию представлений. Учитывая то, что категория слабовидящих детей неоднородна и в современной тифлопедагогике выделяют три степени слабовидения (тяжелую, среднюю и слабую), необходимо определить какова вероятность, что нарушение зрения скажется на развитии письма [1].

Цель нашего эксперимента - выявление предрасположенности к оптической дисграфии слабовидящих обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Вначале нашего исследования у слабовидящих обучающихся второго класса была проведена традиционная логопедическая диагностика, предложенная Л.С. Волковой [2]. Это исследование не позволило выявить качественные данные об уровне развития зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза, поэтому для проведения эксперимента нами использовались три дополнительные методики, адаптированные для восприятия слабовидящими детьми:

Проба 1. Проба Готтшальда,

Проба 2. Матрицы Равена (1-я группа - серия А: А 7, А 11; серия АВ: АВ 7, АВ 8, АВ 11; 2-я группа -серия А: А 8, А 9, А 10; серия АВ: АВ 2, АВ 4, АВ 5; 3-я группа - серия А: А 1, А 2, А 3, А 4; серия АВ: АВ 3),

Проба 3. Проба Поппельрейта.

Диагностика состояния зрительного восприятия при помощи пробы Готтшальдта (Проба 1).

Задание: предлагается шахматная доска и карточки с её фрагментами. От ребенка требуется найти соответствующие фрагменты на доске и показать их (обвести ручкой, карандашом, пальцем).

Инструкция: «Это шахматная доска. Она нужна для того, чтобы играть в шахматы, но мы на ней поиграем в другую игру. Я буду тебе показывать карточки с кусочками этой доски, а ты должен найти эти кусочки на доске и обвести их».

Оборудование: шахматная доска, карточки с фрагментами (Рисунок 1).

Меха

Фигуре длл6ы$Ш» ной из доат

Рисунок 1. Проба Готтшальдта

Критерии оценки:

Зрительный анализ и синтез сформирован на: высоком уровне, если ребенок не допустил ни одной ошибки; условно достаточном, если допустил 1-2 ошибки по форме № 1, 4; условно низком, если допущены множественные ошибки.

Результаты исследования состояния зрительного восприятия при помощи пробы Готтшальдта

отражены на рисунке 2.

Форма 1 Форма 2 Форма 3 Форма 4

■ справились с заданием ■ не справились

Рисунок 2. Результаты исследования состояния зрительного восприятия при помощи пробы

Готтшальдта

Из рисунка 2 можно увидеть, что число ошибок увеличивается при сокращении темной площади фигуры. По форме №1 в ошибках отмечалось сужение площади объекта и очерчивание контура темным наполнением, по форме № 4 - сужение площади объекта и темное наполнение всего рисунка. Результаты обследования зрительного анализа и синтеза отражены на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровень сформированности зрительного анализа и синтеза

Из рисунка 3 можно увидеть разный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, в том числе только 20% обучающихся имеют высокий уровень.

Таблица 1

Процентное соотношение уровня выполнения задания и степени нарушения зрения

Тяжелая степень слабовидения Средняя степень слабовидения Слабая степень слабовидения

Высокий уровень 0 0 100

Условно достаточный 0 60 40

Условно низкий 65 35 0

Анализ письменных работ обучающихся, оказавшихся на условно низком и условно достаточном уровне сформированности зрительного анализа и синтеза, позволил выделить часто встречающиеся ошибки при письме:

1. Недописывание элементов букв (и - ш - щ, л - м, х - ж).

2. Добавление лишних элементов (ш - и, четыре палочки у «ш» или «щ» и т.п.). Диагностика состояния зрительного восприятия при помощи матриц Равена (Проба 2). Задание: предлагаются матриц Равена и вкладки к ним. От ребенка требуется выбрать недостающую

вкладку и показать её.

Инструкция: «Я буду показывать тебе красивые «коврики». В каждом «коврике» есть «дырочка», а внизу - «заплатки» для этой дырочки, но подходит только одна из них. Посмотри внимательно сначала на «коврик», потом на «заплатки» и покажи, какой «заплатки» здесь не хватает».

Оборудование: матрицы Равена (1-я группа - серия А: А 7, А 11; серия АВ: АВ 7, АВ 8, АВ 11; 2-я группа - серия А: А 8, А 9, А 10; серия АВ: АВ 2, АВ 4, АВ 5; 3-я группа - серия А: А 1, А 2, А 3, А 4; серия АВ: АВ 3).

Критерии оценки:

Умение идентифицировать геометрические фигуры и их аналоги и анализировать пространственное расположение этих фигур сформировано на:

высоком уровне, если ребенок допускает 1-3 ошибки только в 1 группе заданий; условно достаточном, если ребенок допускает 4-5 ошибок в 1 и 2 группе заданий; условно низком, если ребенок допускает множественные ошибки во всех группах.

Результаты исследования состояния зрительного восприятия при помощи матриц Равена

отражены на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты диагностики состояния зрительного восприятия при помощи матриц

Равена

Из представленного рисунка 4 видно, что 100% обследуемых слабовидящих обучающихся совершили ошибки при восстановлении большинства указанных выше матриц.

Качественный анализ результатов по первой серии позволяет выявить трудности, обусловленные неумением идентифицировать геометрические фигуры и их аналоги и анализировать пространственное расположение этих фигур. На наш взгляд, эти трудности носят выраженный характер из-за сложности восстанавливаемых орнаментов.

Во второй серии трудности носят менее выраженных характер из-за большей простоты восстанавливаемых объектов. Наименьшие затруднения испытывают при восстановлении изображений, образованных тонкими линиями (прямыми и волнистыми), идущими по горизонтали и вертикали (А 9, АВ 2, АВ 4). Более значительные трудности возникают при восстановлении изображений, напоминающих симметричные чередующиеся зубцы, а также входящие друг в друга квадраты и зубцы (А 8, А 10, АВ 5).

В третьей серии незначительные ошибки связаны с пространственным разворотом составляющих элементов вкладок и их уподоблением по форме.

Результаты обследования состояния сформированности анализа пространственного расположения предметов представлены на рисунке 5.

20-Высокий

достаточный

Рисунок 5. Уровень сформированности анализа пространственного расположения фигур

Из рисунка 5 видно, что первоклассники имеют разный уровень сформированности анализа пространственного расположения предметов, в том числе только 20% обучающихся имеют высокий уровень.

Таблица 2

Процентное соотношение уровня выполнения задания и степени нарушения зрения

Тяжелая степень слабовидения Средняя степень слабовидения Слабая степень слабовидения

Высокий уровень 0 25 75

Условно достаточный 0 50 50

Условно низкий 65 35 0

Анализ письменных работ по русскому языку обучающихся, выполнивших задания на условно низком и условно достаточном уровнях сформированности анализа пространственного расположения, наблюдаются следующие ошибки на письме:

1. Неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов (в - д, б - д).

2. Зеркальное изображение букв.

3. Написание вместо нужного элемента буквы - элемент, сходный с ним (н - к, ч - г, р - п).

Диагностика состояния зрительного восприятия при помощи пробы Поппельрейтера и методики

узнавания контурных изображений (Проба 3).

Задание: предлагаются картинки с контурными изображениями различных предметов. От ребенка требуется назвать эти предметы (методика узнавания контурных изображений) и показать их - обвести карандашом, ручкой или пальцем (проба Поппельрейтера).

Инструкция: «Посмотри на картинку и назови, что ты здесь видишь. - Ответ ребенка. - (методика узнавания контурных изображений) Обведи. - (проба Поппельрейтера)».

Оборудование: картинки с контурными изображениями предметов, наложенными друг на друга и изолированными изображениями (Рисунок 6).

Критерии оценки:

Уровень развития оптико-пространственного гнозиса на: высоком уровне, если ребенок выделяет предметы безошибочно; условно достаточном уровне, если не вычленяет пару предметов; условно низком уровне, если задание для него недоступно.

Рисунок 6. Проба Поппельрейтера

Результаты исследования состояния зрительного восприятия при помощи пробы Поппельрейтера и методики узнавания контурных изображений представлены ниже.

В результате диагностики у слабовидящих обучающихся второго класса выявлялись ошибки, непосредственно указывающие на нарушение оптико-пространственного гнозиса. Эти ошибки составляют около 75% от общего числа неверный ответов. Остальное число ошибок связано с речевым недоразвитием, а именно с незнанием редко употребляемой лексики или с родовыми/видовыми заменами.

Результаты обследования состояния зрительного восприятия при помощи пробы Поппельрейтера и методики узнавания контурных изображений представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Результаты исследования состояния зрительного восприятия при помощи пробы Поппельрейтера и методики узнавания контурных изображений

Анализ данных, представленных на рисунке 7 показал, что обучающиеся имеют разный уровень развития оптико-пространственного гнозиса, в том числе только 30% обучающихся имеют высокий уровень.

Таблица 3

Процентное соотношение уровня выполнения задания и степени нарушения зрения

Тяжелая степень Средняя степень Слабая степень

слабовидения слабовидения слабовидения

Высокий уровень 0 35 65

Условно достаточный 0 60 40

Условно низкий 100 0 0

Анализ письменных работ позволил выявить, что обучающие, набравшие условно низкий и условно достаточный уровень сформированности оптико-пространственного гнозиса допускают на письме ошибки:

1. 1 .Написание вместо нужного элемента буквы - элемент, сходный с ним (н - к, ч - г, р - п).

2. Недописывание элементов букв (и - ш - щ, л - м, х - ж).

3. Добавление лишних элементов (ш - и, четыре палочки у «ш» или «щ» и т.п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов (в - д, б - д).

5. Зеркальное изображение букв.

Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы определили уровень зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза у слабовидящих первоклассников.

Умение производить зрительный анализ и синтез: высокий уровень - 20 % (2 человека); условно достаточный уровень - 50% (5 человек); условно низкий уровень- 30% (3 человека).

Уровень зрительного восприятия: высокий - 20% (2 человека); условно достаточный - 30% (3 человека); условно низкий - 50% (5 человек).

Умение анализировать пространственное расположение фигур: высокий уровень- 30% (3 человека); условно достаточный уровень - 50% (5 человек); условно низкий уровень- 20% (2 человека).

При этом стоит отметить, что между уровнем выполнения задания и глубиной нарушения зрения наблюдается взаимосвязь: условно низкий уровень показали дети тяжелой степенью слабовидения (77%), условно достаточный - дети со средней степенью слабовидения (57%), а высокий уровень выполнения задания показали дети со слабой степенью слабовидения (80%).

Выводы. Из представленного анализа мы видим, что слабовидящие младшие школьники второго класса находятся на разном уровне развития зрительного восприятия, анализа и синтеза и пространственной ориентировки. Опираясь на эти данные, мы видим, что у 70% детей наблюдаются оптические нарушения при письме. Следовательно, при разработке дифференцированных методических рекомендаций по предупреждению и преодолению оптических нарушений при письме у слабовидящих младших школьников важно учитывать не только неречевые предпосылки к их возникновению, но и степень слабовидения.

Литература:

1. Агаева, И.Б. Теория и практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: коллективная монография / И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда - Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. - 290 с.

2. Волкова, Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих: метод. пособие / Л.С. Волкова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982. - 67 с.

3. Титова, К.Е. Предупреждение оптической дисграфии у слабовидящих первоклассников / К.Е. Титова, Г.А. Проглядова // Уральский научный вестник. - 2016.Т. 7. №1. С. 3-16.

Педагогика

УДК: 378.1

заместитель начальника Санкт-Петербургского университета

МВД России по работе с личным составом Трипутин Сергей Николаевич

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних

дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);

начальник кафедры педагогики и психологии,

кандидат психологических наук, доцент Душкин Антон Сергеевич

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);

доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат исторических наук, доцент Гурьев Михаил Евгеньевич

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация. В педагогической деятельности, как и в любой другой, можно найти как количественные, так и качественные характеристики. Правильная оценка содержания и организации педагогического труда возможна только при определении уровня творческого отношения преподавателя к своей педагогической деятельности, которая является важнейшим показателем реализации им своих потенциальных возможностей, при выполнении целей образовательного процесса. Поэтому творческая педагогическая деятельность является важнейшей составляющей объективной характеристики педагогического мастерства преподавателя образовательной организации высшего образования МВД России. Это связано с тем обстоятельством, что разнообразные педагогические ситуации требуют от преподавателя креативных вариантов их анализа и решения.

Ключевые слова: педагогическая культура; педагогическое творчество; методическое творчество; творческая коммуникативность; эвристическое мышление; педагогическое взаимодействие; педагогическое мастерство; творческая деятельность; творческий процесс; творческое воображение; творческая ситуация; творческая активность, педагогическая эрудиция; педагогическая наблюдательность.

Annotation. In pedagogical activity, as in any other, one can find both quantitative and qualitative characteristics. A correct evaluation of the content and organization of pedagogical work is possible only when determining the level of the teacher's creative attitude to his pedagogical activity, which is the most important indicator of the realization of his potential opportunities, while fulfilling the goals of the educational process. Therefore, the creative pedagogical activity is the most important component of the objective characteristic of the pedagogical skill of the teacher of the higher education organization of the Ministry of the Interior of Russia. This is due to the fact that a variety of pedagogical situations require the teacher creative options for their analysis and solution.

Keywords: pedagogical culture; pedagogical creativity; methodological creativity; creative communication; heuristic thinking; pedagogical interaction; pedagogical skills; creative activity; creative process; creative imagination; creative situation; creative activity, pedagogical erudition; pedagogical observation.

Введение. Если педагогической культуре и мастерству педагога уже посвящено достаточное количество специальных исследований и научных работ, то педагогической деятельности как творческому процессу преподавателя на сегодняшний день уделено недостаточно внимания. Это вызвано сложностью проблемы, ее многогранностью, которая проистекает от неповторимости и уникальности педагогических явлений, позволяющих величать педагогику и наукой, и искусством. Эта двойственность затрудняет понять и разобраться в закономерностях педагогического творчества. Необходимость же вникнуть, в сущность педагогического творчества достаточно велика, поскольку оно является одним из ведущих принципов профессиональной деятельности преподавателя образовательной организации высшего образования МВД России.

Формулировка цели статьи. Целями данной статьи являются:

- дидактическая характеристика основополагающих положений педагогической деятельности, как творческого процесса преподавателя образовательной организации высшего образования МВД России;

- дидактическая оценка эффективности использования методов и форм мотивации творческого роста преподавателя в целостном педагогическом процессе образовательной организации высшего образования МВД России.

Изложение основного материала статьи. В профессиональном педагогическом творчестве обычно выделяют две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: научное и педагогическое творчество.

Первая составляющая включает в себя:

- постоянную работу по поиску новых знаний;

- формулирование гипотезы нахождение критериев для изучения исследуемых явлений;

- систематизацию, описание, интерпретацию научных фактов, нахождение им места в теории и практике;

- поиск и обоснование новых принципов и закономерностей, включенных в педагогические явления (умение находить и выявлять наиболее значимые проблемы и способы их решения).

Вторая составляющая включает в себя:

- приобщение обучающихся к уже имеющемуся знанию и практическому опыту в науке и практике;

- поиск новых, наиболее рациональных и оптимальных форм и способов передачи информации обучающимся;

- развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы с необходимой информацией для постижения профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.