Научная статья на тему 'Функциональная реализация современных технологий и методов обучения в процессе непрерывного этнокультурно-технологического образования'

Функциональная реализация современных технологий и методов обучения в процессе непрерывного этнокультурно-технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ETHNOCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS / ETHNO-CULTURAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Лобашев Валерий Данилович

В статье рассматриваются некоторые особенности реализации современных технологий и методов обучения в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Лобашев Валерий Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES AND TEACHING METHODS IN THE PROCESS CONTINUOUS ETHNO-CULTURAL AND TECHNOLOGICAL EDUCATION

This article discusses some features of the implementation of modern technologies and methods of training in system of continuous ethno-cultural-technological education.

Текст научной работы на тему «Функциональная реализация современных технологий и методов обучения в процессе непрерывного этнокультурно-технологического образования»

В целом, результаты нашего исследования позволили нам выявить систему и доминирующую направленность ценностных ориентаций будущих социальных педагогов в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, преобразования в системе образования ориентированы не только на повышение качества профессиональной подготовки, но и на развитие профессиональных ценностей будущих социальных педагогов.

Опираясь на вышеизложенные теоретико-методологические аспекты, под профессиональными ценностями мы понимаем устойчивые и осознанные представления и убеждения будущих социальных педагогов о способах достижения профессиональных целей.

Соглашаясь с подходами исследователей, мы рассматриваем профессиональную деятельность как неотъемлемую часть человеческой деятельности. Профессиональная деятельность является ключевой системообразующей ценностью. Поэтому она может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей.

Литература:

1. Анисимов С.Ф., Единство теоретико-познавательного, социологического и ценностного способов рассмотрения явлений морали [Текст] // Моральные ценности и личности. М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности: учеб. Пособие для вузов [Текст]. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 121 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004.

5. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. - Москва-Белгород, 1993. - 219 с.

6. Кон И.С. Социология личности. - М., 1970.

7. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. - М., 2001.

8. Сибаева Г.М., Нурдавлетова Н.Б. К проблеме формирования профессиональных ценностей будущих специалистов / Материальная и духовная культура народов России: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным / Отв. ред. Д.И. Бахтизина. - Сибай: изд-во ГУП РБ «СГТ», 2014 - С. 63-66.

9. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. - 1982. - №3. - С. 137.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности реализации современных технологий и методов обучения в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования.

Ключевые слова: технологии, методы обучения, этнокультурное воспитание обучающихся, этнокультурные технологии.

Annotation. This article discusses some features of the implementation of modern technologies and methods of training in system of continuous ethno-cultural-technological education.

Keywords: technologies, methods of education, ethnocultural education of students, ethno-cultural technology.

Введение. Развитие системы образования требует непрерывного совершенствования научно-методического и организационного обеспечения содержательных и структурных перемен в системе подготовки современного выпускника, поиска новых форм и методик на всех этапах этой работы. Полноценная профессиональная подготовка невозможна без обеспечения личностно-деятельностного и практико-ориентированного подходов в обучении, которые наиболее успешно реализуются в условиях творческо-конструкторской деятельности обучающихся.

Осуществление в учебном процессе деятельности подобной ориентации (в частности, моделирование объектов этнокультурного наследия) способствует повышению мотивации (направляемой субъектности) в обучении, активизации освоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков, совершенствованию их профессионального практического применения [4].

Изложение основного материала статьи. Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что творческо-конструкторская учебная деятельность направлена на более полную реализацию задач обучения, формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, комплексное инновационное развитие системы образования. Творческо-конструкторская составляющая системы непрерывного этнокультурно-технологического обучения включает в себя многообразные технологии, формы и методы, начиная с решения расчётных и теоретических задач, изучения спецкурсов, выполнения расширенных практических заданий, курсовых проектов и других видов работ, и заканчивая специализированными разделами обучения, подготовкой выпускной квалификационной работы, освоением дополнительных профилей и специальностей. Базовые педагогические технологии, представляемые как содержательные техники реализации учебного процесса, активно применяются в опытно-экспериментальной работе на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета. Достаточно широко используется технология «Портфолио».

По окончании изучения отдельных дисциплин образовательного стандарта обучающиеся оформляют портфолио в форме некоторой коллекции работ и практических результатов на отдельных этапах обучения, которое должно отвечать следующим требованиям [1]:

• наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы обучающегося;

• присутствие чётко сформулированного оглавления, раздельно оттеняющего цели и задачи каждого этапа обучения;

• выделение письменного введения в каждую главу;

• структурирование самооценки портфолио самим обучающимся;

• отдельно приводимое письмо-сообщение обучающемуся от педагога (развёрнутая рецензия) с комментариями, оценками и пожеланиями.

Обсуждение портфолио может происходить в разных формах: с педагогом; с другим обучающимся; с группой обучающихся; как организованная защита; на развёрнутой выставке; как выступление на конференции и др.

Студенты в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования выполняют портфолио в рамках изучения дисциплин по выбору в пределах учебного плана подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» (народное судостроение, конструирование и изготовление народных музыкальных инструментов, народный костюм, народное зодчество и др.). В рамках учебных курсов этнокультурно-технологического образования на кафедре реализуются положения нелинейного курсового проектирования [6] в форме технологии моделирования объектов этнокультурного наследия. На завершающем этапе обучающиеся предъявляют итог учебного труда - законченное изделие, обладающее реальной потребительской стоимостью (венец портфолио). Студентам присваивается 3 или 4 разряд столяра по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов. Школьники в рамках школьной академии при кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета готовят портфолио этнокультурно-творческих заданий по судомоделированию, моделированию изделий из древесины и т.п.

Обучающиеся на каждом из уровней системы образования выполняют материальные модели (макеты) объектов этнокультурного наследия (народного творчества). На уровне дошкольного образования - это модели (макеты) из подручных материалов (бумага, картон, фанера и др.). Школьники, приходящие заниматься на кафедру в рамках школьной академии выполняют модели судов, моделируют этнические объекты из древесины. На уровне вуза - это изготовление студентами полноразмерных копий народных и исторических малых деревянных судов (кижанка, сямозерка, сегозерка и т.п.), изготовление действующих народных музыкальных инструментов, народных и исторических костюмов и т.д. Взрослое население также занимается изготовлением малых деревянных судов, причём, зачастую, это родители, занимающиеся вместе со своими детьми-школьниками в рамках образовательного пространства вуза.

Модели (макеты) объектов народного творчества могут быть усовершенствованы, видоизменены, может изменяться технология изготовления, использовании материала, художественном решении и т.д. Но, при этом, они останутся объектами народного творчества, и будут приобретать этническую значимость.

Значительное внимание при организации процесса обучения с целью его интенсификации в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования уделяется применяемым формам и методам. Основная идея интенсификации обучения состоит в том, что обучающимся учебная информация предъявляется в течение одного занятия в таких больших объёмах, которые превышают субъективные психологические «барьеры» освоения. Один из этих «барьеров», открытый Г.К. Лозановым, составляет массив около 50 смысловых единиц за один приём предъявления, другой - около 500 понятий. Но при традиционном обучении сообщение учебной информации в объёме, превышающем барьер восприятия, формирует стрессовую реакцию. Успешное преодоление этих «порогов отторжения» возможно, при предъявлении учебной информации на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности. Такой подход обеспечивается в игровых формах обучения, когда на сознательном уровне задаются условия игры, а на втором плане создаются условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации. Г.К. Лозанов назвал это явление «гипермнезией» - сверхзапоминанием. Учебные игры формируют некоторый базис возможности применения разнообразных форм учебной деятельности. Проводимые занятия содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевой игры, приемов самосовершенствования, соревнований, генерации идей и т.д., что в целом обеспечивает высокий потенциал процесса обучения, позволяет, принимая во внимание различную подготовленность обучающихся, вести его одновременно на нескольких уровнях.

По системе В.П. Беспалько, уже начальный уровень «готовности» к обучению создает психологическую установку на восприятие учебной новизны информации и обеспечивает саму возможность последующего интенсивного обучения. Такая готовность необходима и преподавателям и студентам. Для обеспечения необходимого уровня «готовности» требуется освоить в игровых формах приёмы психосаморегуляции состояния и приёмы организации «информационной стимуляции», исключающие негатив стрессовой реакции. Достижение уровня «готовности» выражается в желании учащихся приступить к весьма не лёгким, но интересным интенсивным занятиям.

Игровое обучение теоретическим дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения. Основными из них являются: формирование учебных групп по тестовым показателям; обучение приёмам рациональной работы с текстом, в том числе конспектированию на разных уровнях обобщения; ролевые обучающие коммуникативные игры; соревнования и коллективное творчество [5]. Такие приемы интенсивного обучения теоретическим дисциплинам хорошо совместимы с традиционными, так как не требуют изменения содержания дидактических материалов.

В системе непрерывного этнокультурно-технологического образования основной акцент на игровых формах обучения делается на уровнях дошкольного и школьного образования. Но практика работы со студентами и взрослым населением показывает, что элементы игры нужно включать в образовательный процесс и на этих этапах.

Применение проектного метода обучения в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования позволяет ориентировать подготовку обучающихся в практико-ориентированную личностно-

деятельностную область созидательного учебного труда, оказывать систематизирующее воздействие на процесс обучения и комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания обучающегося. Приоритет приобретённых в процессе проектной деятельности знаний нашёл своё отражение в определении метода проектов. «Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания, под контролем учителя, новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость» [3, с. 151].

Сутью проектной деятельности является включение обучающихся в процесс созидательной деятельности от идеи до её практической реализации. Выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее и приобретать новые знания, умения и компетенции. Творческое обучение содействует воспитанию и развитию всех участников учебного процесса, включая педагогический коллектив учебного заведения.

Учебный проект развивается по спирали, каждый виток которой состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимопересекающихся периодов: поискового, конструкторского, технологического и аналитического. Если исключить процесс поиска решения проблемы, то проектная деятельность становится разработкой творческого задания по достижению поставленной преподавателем цели работы. Исключение второго периода определения путей и способов достижения поставленных задач превращает обучение в репродуктивную деятельность путем выполнения действий по методическим указаниям и рекомендациям педагога.

В процессе выполнения проектов реализуется система обучения, которая предусматривает комплексную учебную и дополнительную самостоятельную работу обучающихся, часто объединяемых в малые коллективы, бригады.

Основными требованиями к организации учебного проектирования являются: - опора на ранее усвоенный материал; - подготовка обучающихся к творческой деятельности; - формирование интереса к объекту деятельности; - обеспечение самостоятельности выполнения работы; - тьюторское сопровождение и непрерывное подтверждение (убеждение) исполнителей проекта в его реальности; - демонстрация (раскрытие) общественной значимости проекта.

Реализация принципов метода проектов определяет содержание, структуру и результаты образовательной деятельности. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить круг вопросов, связанный с задачами профессиональной подготовки и учесть индивидуальные особенности и интересы обучающихся. Она может быть соотнесена с содержанием учебного процесса по изучаемой дисциплине или в смежных областях обучения. Проект выполняется с привлечением всего объёма знаний по данному предмету. Система проектного обучения будущих бакалавров педагогического образования выстраивается на базе практико-ориентированных разделов образовательной программы в соответствии с целями, принципами и условиями подготовки бакалавра.

Изложенные подходы к организации учебной творческой деятельности студентов были введены в систему подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в Петрозаводском государственном университете на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна.

Как показала практика в образовательной программе подготовки бакалавра требуется особо выделить и разработать многовариантное обеспечение потенциально эффективных разделов практико-ориентированного обучения [7]. В частности более подробно разрабатываются курсы: «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Техническое творчество Карелии», «Народное судостроение», «Основы конструирования народных музыкальных инструментов». Они базируются на фундаментальных теоретических основах, имеют широкую сферу практической реализации и изучаются на протяжении нескольких курсов, что создает благоприятные условия осуществления комплексной индивидуально-ориентированной подготовки бакалавра. На основе анализа и систематизации содержания выделяемых учебных дисциплин, производится их реструктуризация, определяется дидактическое построение, производятся содержательные и методические изменения и дополнения [8].

В системе преподавания дисциплин выделяются компоненты традиционной репродуктивной и инновационной подготовки студентов. Основу первой составляют разделы теоретического и практического обучения в форме лекционных и лабораторно-практических занятий по учебным и тематическим планам, пособиям, методическим рекомендациям и указаниям.

В соответствии с обозначенными принципами, включение студентов в процесс творческой практической деятельности предусматривает обеспечение их пропедевтической подготовки («Токарный практикум», «Слесарный практикум», «Столярный практикум» и др.), определение тематики и создание условий выполнения творческих работ. Учебная творческая деятельность студентов включает в себя различные разделы и виды работ, системообразующим компонентом которых являются творческие работы и проекты, выполняемые в форме разработки и решения конкретных проблем в процессе изучения дисциплин.

Выполнение проектов начинается с постановки задачи, отбора информации и теоретического исследования. Поиск, определение и оформление решения создает основу для технологической подготовки к его практической реализации. Процесс изготовления, испытания изделия и анализа полученных результатов является основой последующих витков спирали творческо-конструкторской и практической работы в целях достижения оптимального результата.

Завершающей стадией работы является описание изделия и конструкторско-технологической документации с анализом эффективности полученных решений. Творческое задание и проекты могут выполняться в виде индивидуальных или групповых (комплексных) работ под руководством и при участии преподавателей (мастеров производственного обучения).

В общепринятой системе обучения аттестация обучающихся чаще всего производится путём определения уровня теоретических знаний учащихся без учёта возможностей их последующего практического применения. Определение подготовленности студентов должно соответствовать дидактической структуре обучения, носить интегративный характер и учитывать теоретическую и практическую готовность к выполнению профессиональных действий в соответствии с квалификационной характеристикой будущего бакалавра [2].

С этой целью в структуре государственного стандарта высшего профессионального образования и квалификационной характеристики бакалавра педагогического образования по профилю «Технология» определяются профессиональные качества будущего учителя, связанные с обучением по данному разделу образовательной программы. Для бакалавра по профилю «Технология» таковыми являются соответствующие теоретические знания, владение экспериментальной базой учебного процесса, а также навыками организации и осуществления учебной творческой деятельности на основе и в дополнение к образовательной программе.

Творческая деятельность студентов может иметь много форм и проявлений на протяжении всего периода обучения. Выполнение творческих заданий и проектов является основой для последующих исследовательских и выпускных квалификационных работ. Учебные и научные исследования, основанные на индивидуальных особенностях и интересах, оказывают целенаправленное развивающее влияние и способствуют формированию профессионального самосознания обучающихся.

Активная творческая работа вызывает необходимость дополнительного компенсационного обучения, стимулирует самостоятельную практическую деятельность студентов. Результатом этого становятся внеплановые занятия в системе научных семинаров, кружков и конструкторских бюро, а также самостоятельное и дополнительное профессиональное образование.

Выводы. Инновационная деятельность мотивирует и углубляет учебную работу студентов, становится источником новых идей и ориентиров профессиональных устремлений будущих бакалавров. Осуществление учебной творческой деятельности студентов требует реализации следующих условий:

• научно-методического обеспечения проектной деятельности студентов;

• подготовленности педагогов к осуществлению проектного обучения;

• организационных изменений в учебном процессе;

• материально-технического обеспечения учебной творческой деятельности.

Успешное инновационное обучение студентов предполагает активную научно-исследовательскую работу преподавателей. Одновременно с этим необходимым условием является наличие и развитие ряда профессиональных качеств у преподавателей, среди которых следует отметить умения осуществлять свои педагогические проекты, планировать и организовывать учебную творческую деятельность студентов, её методическое и материальное обеспечение.

Дополнительные требования к построению и обеспечению учебного процесса при проектном обучении должны предусматривать новые виды деятельности и необходимые объёмы работы студентов и преподавателей, конечным результатом которых должны выступать решения, консалтинговые услуги, изделия, имеющие практическую ценность.

Организация творческой учебной деятельности приводит, с одной стороны, к развитию творческих способностей студентов, с другой - оказывает положительное обратное воздействие на саму систему образования в результате творческого и профессионального роста педагогических кадров, совершенствования форм организации, методического обеспечения и материальной базы учебного процесса.

Аттестация по теоретическим разделам обучения может производиться в процессе текущей учебной работы и на итоговом экзамене. Другим компонентом аттестации студентов по изученной дисциплине является проверка их практической подготовленности, определяемая по результатам решения задач, выполнения практических действий с техническими устройствами и других заданий. Значительное место при аттестации студента по дисциплинам занимают итоги выполнения и защиты курсового проекта перед экзаменационной комиссией или в форме доклада на научной конференции студентов.

Таким образом, качественно сделанный проект помогает обучающимся выйти на уровень освоения молодёжного медиапространства - участие в конкурсах, грантах, конференциях выводит их за рамки непосредственно учебного процесса, помогает ощутить социальную значимость своей работы. Работа над творческим мультимедийным проектом - один из оптимальных вариантов наполнения курса, как для педагога, так и обучающихся.

Литература:

1. Бабакова, Т.А. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Т.А.Бабакова. - Петрозаводск.: ПетрГУ, 2009. - 252 с.

2. Гаманенко, Н.П. Формирование готовности педагогов к совершенствованию профессионально-педагогической деятельности в контексте компетентностного подхода / Н.П.Гаманенко // Среднее профессиональное образование. - №4. - 2017. - С. 29 - 38.

3. Заёнчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М.Заёнчик, А.А.Карачёв, В.В.Шмелёв. - Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

4. Иванова, М.А. Понятие «объект обучения» в субъект-субъектной модели образования / М.А.Иванова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - №4. - 2015, Том 21. - С. 7 - 9.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В.Петрусинского // Кн. 1. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

6. Лобашев, В.Д. Психолого-информационные аспекты процесса обучения: монография / В. Д. Лобашев; М-во образ. и науки РФ, ГОУВПО «КГПА». - Петрозаводск.: Изд-во КГПА, 2010. - 216 с.: ил.

7. Прохасько, Л.С. Методы профессионального обучения / Л.С.Прохасько, М.Б.Ребезов, Д.Р.Тазеддинова и др. // Педагогика высшей школы. - 2017. - №2. - С. 62 - 65. URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2219/ (Дата обращения: 04.12.2017).

8. Талых, А.А. Этнокультурное образование в школе и вузе / А.А.Талых, С.П.Королёв // Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования: сборник научных статей региональной межвузовской научно-практической конференции с международным участием.: Петрозаводский государственный университет, 2014. - С. 146 - 149.

Педагогика

УДК 376.352

учитель-логопед Титова Кристина Евгеньевна

Красноярское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №1» (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук Проглядова Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Рассматривается влияние степени нарушения зрения и уровня развития зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза на письмо. Проводится исследование, направленное на выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся.

Ключевые слова: Слабовидящие обучающиеся, нарушение зрения, оптическая дисграфия, исследование.

Аилогагюи. The influence of visual impairments and the level of development of visual perception, analysis of the spatial arrangement of figures and visual analysis and synthesis on the letter are considered. A study is being carried out to determine the predisposition to optical dysgraphy in visually impaired students.

Keywords: Visually impaired students, visual impairment, optical dysgraphy, research.

Введение. Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности.

По данным ВОЗ в связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество слабовидящих обучающихся (острота зрения 0,05-0,4).

На современном этапе при достаточном количестве методов диагностики развития речи обучающихся начальных классов в школах, где обучаются слабовидящие дети, недостаточно диагностических материалов для исследования неречевых предпосылок письма, в частности, направленных на выявление уровня развития зрительного восприятия слабовидящих обучающихся, что в свою очередь является важным компонентом в предупреждении и профилактике оптически сходных букв [1, 3].

При нарушениях зрения процесс формирования образов внешнего мира находится в прямой зависимости от глубины и характера поражения зрения [1 и др.]. Как бы ни было мало остаточное зрение, именно оно оказывается доминирующим в познании окружающего мира, так как ведущая роль в чувственном отражении предмета принадлежит зрению (около 90% получаемой информации). Нарушение зрительного восприятия у детей с патологией зрения ведет к медленному и искаженному формированию представлений. Учитывая то, что категория слабовидящих детей неоднородна и в современной тифлопедагогике выделяют три степени слабовидения (тяжелую, среднюю и слабую), необходимо определить какова вероятность, что нарушение зрения скажется на развитии письма [1].

Цель нашего эксперимента - выявление предрасположенности к оптической дисграфии слабовидящих обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Вначале нашего исследования у слабовидящих обучающихся второго класса была проведена традиционная логопедическая диагностика, предложенная Л.С. Волковой [2]. Это исследование не позволило выявить качественные данные об уровне развития зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза, поэтому для проведения эксперимента нами использовались три дополнительные методики, адаптированные для восприятия слабовидящими детьми:

Проба 1. Проба Готтшальда,

Проба 2. Матрицы Равена (1-я группа - серия А: А 7, А 11; серия АВ: АВ 7, АВ 8, АВ 11; 2-я группа -серия А: А 8, А 9, А 10; серия АВ: АВ 2, АВ 4, АВ 5; 3-я группа - серия А: А 1, А 2, А 3, А 4; серия АВ: АВ 3),

Проба 3. Проба Поппельрейта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностика состояния зрительного восприятия при помощи пробы Готтшальдта (Проба 1).

Задание: предлагается шахматная доска и карточки с её фрагментами. От ребенка требуется найти соответствующие фрагменты на доске и показать их (обвести ручкой, карандашом, пальцем).

Инструкция: «Это шахматная доска. Она нужна для того, чтобы играть в шахматы, но мы на ней поиграем в другую игру. Я буду тебе показывать карточки с кусочками этой доски, а ты должен найти эти кусочки на доске и обвести их».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.