ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 372.4 ББК 74.102.6
И.А. Акулинина
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
го
I
Рассматриваются особенности организации исследовательской и проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты анализа психолого-педагогической литературы, описан ряд условий, подготовки кадров, которые обеспечивают профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении; сделан вывод о том, что реализация этнокультурного проекта способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, метод проекта, этнокультурный проект, этнокультурная среда, модернизация, старшие дошкольники, кадры, интеграция.
Организация исследовательской и проектной деятельности старших дошкольников усиливает эффективность разработанной нами системы за счет создания возможностей для реализации способностей педагогов в исследовательской и проектной деятельности.
В работах современных авторов подчеркивается: «Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования [4, с. 51]. Так, например, приоритетная цель исследовательской деятельности заключается «в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на
основе приобретения субъективно новых знаний» [4, с. 59]. Это свидетельствует о необходимости организации исследовательской и проектной деятельности педагогами для формирования у старших дошкольников этнокультурной компетенции.
В качестве ключевого определения возьмем за основу следующее: «Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере и нормированная, исходя из принятых в науке традиций» [8, с. 48].
Видами исследовательской деятельности являются:
а) научно-исследовательская;
б) учебно-исследовательская.
Обратимся к исследованию М.Н. Новожиловой, в котором с учетом специфики исследовательской деятельности
учащихся в профильном обучении разработана модель содержания культуры исследовательской деятельности учащегося. В понимании автора - это как система знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных установок, позволяющих корректно осуществлять учебные исследования. Данная работа имеет значение для нашего исследования, поскольку в ней апробирована система формирования культуры исследовательской деятельности педагогов, основными компонентами которой выступают формы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, модель которой можно использовать для педагогов, работающих в школах и в дошкольных образовательных учреждениях: образовательные проекты как дошкольный компонент учебного плана (форма организации исследовательской деятельности) [8].
Современная модернизация образования связана с отказом от знаниевой педагогики, переориентацией оценки результата образования на понятия «компетенция», «компетентность», переносом акцента на деятельность, способ и характер действия. И здесь использование метода проектов оказывает неоценимую услугу благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности [9].
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодня дошкольник должен знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 - 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагога в ходе реализации этнокультурного компонента является выбор наиболее эффективных форм и методов. Метод проектов позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Метод проектов возник еще в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ, психолог и педагог Д. Дьюи. Он и его последователь, профессор педагогики У Килпатрик считали, что «.. .метод проекта дает возможность показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.» [1].
В современном образовательном процессе метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [1; 2; 5]. Он реализуется как целостная технология обучения, которая дает педагогам возможность овладеть универсальными учебными действиями как основой дальнейшего самообразования и способствует развитию обучающихся.
Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучающихся, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов по своей сути» [7, с. 138].
В нашем исследовании, мы придерживаемся позиции: проектная деятельность - это способ организации учебного процесса, при котором учебный материал и способы действий с ним предъявляются под руководством педагога [1]. То есть происходит взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Основной задачей педагога в этом случае является контроль за осуществлением всех технологических этапов реального проекта и обеспечение таких условий работы, чтобы старшие дошкольники освоили все полагающиеся по стандарту знания, умения и навыки.
о го
СО О со
-О
о ^
3 о
4
о ф
Э
ГО
ф
О
0
1 _0
5
н
к ф
ч
0
1
Ё ф
о
о
_0 ц
ф
н го ш о
ч
ф
ц
о о
го
о
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста включает в себя целевой, содержательно-процессуальный и результативный компоненты. Целевая составляющая для старшего дошкольника характеризуется постановкой и обсуждением проблемы с воспитателем, планированием собственной и совместной деятельности, стремлением узнать, сделать, научиться и т.д. Содержательно-процессуальный компонент определяет непосредственную деятельность детей по реализации проекта: познавательную, творческо-игровую, продуктивную, способствующую развитию познавательной, деятельностной сферы личности, ценностного отношения к действительности.
Результативный компонент - продуктивное, игровое выражение проектной деятельности детей. С другой стороны, результат проектной деятельности в области познания полиэтнической действительности - развитие компонентов этнокультурной компетенции дошкольников [3; 8].
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - это интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка, на развитие его познавательных и творческих способностей. Интеграция предполагает постоянное стремление к целесообразному, сбалансированному объединению дидактических компонентов, педагогических условий и ресурсов с целью получения оптимального результата [8].
Метод проектов позволяет реализовать интегрированный подход как за счет содержательного, так и операционного компонента. Интеграция предполагает погружение ребенка в поле культуры, формирование у него творческих начал и потребностей в высших духовных ценностях. Интеграция обеспечивается при го использовании [6]:
| • различных форм организации обра-Ц зовательного процесса; ^ • различных методов образовательной ± деятельности;
• разных видов детской деятельности;
• совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
• деятельности дошкольного учреждения и социума.
Этнокультурный проект современного дошкольного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной творческой деятельности. В процессе приобщения дети познают знаки и символы народной культуры, адаптируются в социальной среде, вырабатывают навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.
Для эффективного использования метода проекта в образовательной деятельности старших дошкольников необходимо соблюдение ряда условий.
Организационно-методические условия. Целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях, в том числе, и на уровне управления. Создание развивающей среды, программ взаимодействия и сотрудничества с социальными институтами. Осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки родителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха для детей в проектной деятельности.
Морально-психологические условия. Подготовка кадров, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении; гуманный стиль взаимоотношений; создание условий для развития эмоциональной сферы детей, детского интереса к познанию полиэтнической действительности, формирование у них культуры социального взаимодействия и межнационального общения. При этом педагог выполняет ряд функций:
• организационную: организует познавательную деятельность, помога-
ет детям в поисках источников информации, ее обработке, организует совместную деятельность детей со сверстниками и взрослыми;
• стимулирующую: поддерживает и поощряет детей, создает условия для развития детского интереса за счет использования воспитывающих и проблемных ситуаций;
• управления: поддерживает непрерывную обратную связь, управляет процессом поисковой творческой деятельности, участвует в совместном планировании и организации проектной деятельности.
Успешность реализации этнокультурного проекта зависит от создания развивающей этнокультурной среды, которая определяется взаимодействием образовательных пространств дошкольного учреждения. Она должна характеризоваться гибкостью, вариативностью, открытостью, незавершенностью, чтобы создавать возможность для активизации познавательной деятельности старших дошкольников, развития их творчества. Обогащение предметно-пространственной среды как составляющей образовательного пространства дошкольного учреждения осуществляется за счет создания разнообразных мини-сред: мини-музеев этнокультурной направленности (музей народной игрушки, национального костюма, быта и т.д.). Каждый музей должен иметь свое педагогическое сопровождение: перспективный план работы, информационный материал об экспонатах, детскую литературу, рабочие тетради по тематике музея, альбомы, фотографии; уголков творчества, создающих возможность и условия для практической, творческой деятельности детей [7].
Таким образом, задачи современного образования, в русле его модернизации; задачи воспитания этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста и своеобразие проектной деятельности как формы, метода, как технологии образовательного процесса имеют многообразные точки соприкосновения и способ-
ствуют решению задач личностного развития ребенка. Реализация этнокультурных проектов способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения. Библиографический список:
1. Вахидов М.Н. Исследование и проект -основные методы профильного обучения // Директор школы. 2008. № 1. С. 64-68.
2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
3. Наш дом Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / сост. Е.С. Бабунова. -Челябинск: Взгляд, 2005. - 239 с.
4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Народное образование, 2001. - С. 48-63.
5. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004. - 246 с.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации кадров. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 270 с.
7. Петунина E.H. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2006. - 184 с.
8. Рогова О.Б. Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности: дис. канд. пед. наук, 13.00.01. - Петрозаводск, 2006. - 209 с.
о го
со О ш
0
1 _0
о ^
3
о
4
о ф
э
го
ф
о
0
1 _0
5
н
к ф
ч >s
0
1
Ё ф
о
о _0
5
н го ш о
ч
ф
ц
о о
го
о