Н.С.Варенцова
Результаты
проектной деятельности
Цели нашего исследования - изучение педагогических условий становления субъектности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности и разработка оптимальных условий становления субъектности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе развития познавательных способностей.
Познавательные способности детей дошкольного возраста (сфера познания действительности) направлены на выявление наиболее значимых, объективно существующих связей в предметах, явлениях. Развитие познавательных способностей обуславливает процесс становления детского интеллекта. При этом еще раз подчеркнем, что именно познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры и в этом случае культурно-адекватным способом является проектная деятельность.
Варенцова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
В ГОУ ЦРР д/с № 1018 СОУО (руководитель И. И. Годовикова) экспериментальная работа проходила на основе программы «Развитие». Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей и ставит своей целью выработку активной жизненной позиции у ребенка-дошкольника. В этой связи дети имеют потенциальную возможность занимать субъектную позицию в процессе развития у них познавательных способностей во время организованного обучения.
В экспериментальное исследование мы органично встраивали детскую проектную деятельность, основанную на детско-взрослой общности. Исследование проходило в двух подготовительных и одной старшей группах дошкольников. Одна подготовительная группа состояла из воспитанников данного дошкольного учреждения и из детей других учреждений (была сборной по составу).
Прежде чем приступать к пробам проектной деятельности (так мы их назвали), мы создали творческую группу, в которую входили воспитатели этих групп, старший вос-
Автор благодарит за помощь в техническом оформлении статьи старшего воспитателя ГОУ ЦРР д/с № 1018 Н. В. Матыцыну.
питатель, психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, заведующая и научный консультант.
Сначала мы изучили научно-методическую литературу по данной проблеме, обсудили на сборах (один раз в неделю), постарались разобраться в непонятных для педагогов вещах. Самым трудным оказалось понимание собственной позиции, ее субъ-ектности. В садах воспитатели привыкли быть хорошими исполнителями. Даже появился термин «творческий исполнитель». Этот факт во многом обусловлен организацией воспитательно-образовательного процесса любого ДОУ, в котором жизнь слишком регламентирована, много стандартных образовательных ситуаций, где воспитатель действует по шаблону (написанному конспекту, разработанной методике, использует привычные, подчас надоевшие ребенку игровые приемы и т. д.).
Реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, т. е. переосмысления собственной деятельности. С этим мы и столкнулись - один из педагогов не стал
участвовать в новой работе: не смог отказаться от привычных ему схем деятельности.
С целью осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений мы разработали форму дневниковых записей, фиксирующих наблюдения за детьми. Она представляет собой небольшую табличку, где указаны имя и фамилия ребенка, тема занятия, его высказывания и описаны действия, которые он совершает (подробно смотри статью в журнале «Современное дошкольное образование. Теория и практика», № 3, 2009, стр. 42).
Безусловно, это дополнительная нагрузка на воспитателя, но в то же время именно она дает возможность увидеть ребенка: его реакцию, отношение, наконец, ту самую субъектность. Дневниковые записи, структурированные особым образом, облегчили фиксацию наблюдения за детьми. Мы активно использовали технические средства: фото-, видеосъемки.
Встречи нашей творческой группы стали привлекать и других воспитателей к участию в разговоре, чувствовалась увлеченность в процессе, способность проявить себя творчески в какой-нибудь деятельности.
Следуя выделенной Н. Е. Вераксой и А. Н. Вераксой градации, существуют три типа проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная.
Описанию нашего опыта работы мы уделили внимание в научно-практических статьях, которые опубликовали в журнале «Современное дошкольное образование. Теория и практика», 2009, №№ 3, 4, 5.
В статьях изложены лишь некоторые проекты, на самом деле их было больше. По мере необходимости постараемся осветить и другие.
В начале работы мы предложили воспитателям провести субъективную диагностику осведомленности детей в различных областях знаний и определить умственный уровень их развития. Материалом для проведения субъективной диагностики послужили ее разработка и описание в книге «Диагностика готовности ребенка к школе» (Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
В результате мы получили следующие данные, которые приводятся в таблицах №№ 1, 2, 3.
Таблица № 1
Субъективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)
Таблица № 2
Субъективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)
Таблица № 3
Субъективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)
100 п
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
56.9
37,1
ли
Осведомленность Умственные способности
| О Высокий Л Средний М Низкий"]
Картина, которая вырисовывается на начало учебного года, до введения проектной деятельности, выглядит достаточно однородно за небольшим исключением. У детей старшего дошкольного возраста есть вполне определенные представления о различных областях действительности. Они знают свои имена, фамилии; правила обращения с различными предметами; название страны, города,
в котором живут; имеют представления о профессиях, орудиях труда, видах транспорта и пр.; разбираются в сезонных явлениях, живой и неживой природе, домашних и диких животных и т. д. Дети также выделяют сенсорные эталоны и соотносят их с окружающими предметами; ориентируются при постройке различных объектов и в пространстве, используют обобщающие слова; способны устанавливать причинно-следственные связи и зависимости и т. д.
В основном преобладает средний и высокий уровень показателей без особого преимущества детей 6 лет над детьми 5 лет. С одной стороны, это можно объяснить тем, что учреждение стабильно работает по программе «Развитие», которая направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей, а с другой стороны, тем, что в подготовительную группу влились достаточно развитые дети (общая картина развития детей при этом не пострадала).
Теперь обратимся к данным объективной диагностики. Данные выглядят следующим образом, см. таблицы №№ 4, 5, 6.
Таблица № 4
Объективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 о
77 /У
--Нт5- W-~ 16
I Н-^ ш-
Осведомленность Умственные сгособностм
¡□Высокий ■ Средний ■ Низкий |
Таблица № 5
Объективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)
Таблица № 6
Объективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на начало 2008/09 учебного года (сентябрь)
Картина совпадает с данными, полученными при субъективной диагностике. Это явление можно рассматривать как вполне положительное, и дающее возможность оттолкнуться в нашей будущей работе от «единой платформы» в уровне развития детей. При этом дети 5 лет (старшей группы) несколько отличаются от детей 6 лет тем, что у них достаточно высокий средний уровень развития способностей, как, впрочем, и ЗУНов.
Мы считаем этот факт закономерным, т.к. именно в этом возрасте, точнее сказать, на этой ступени старшего дошкольного возраста, в 5 лет, ребенок как никогда нуждается в разумной помощи взрослого, он еще не на столько самостоятелен, как в 6 лет.
Теперь обратимся к субъективной диагностике, проведенной педагогами в конце учебного года. Приведем результаты в таблицах №№ 7, 8, 9.
Таблица № 7
Субъективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на конец 2008/09 учебного года (май)
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
ъэ
453
W
и
л
Осведомленность
Умственные способности
□ Высокий «Средний ■ Низкий
Таблица № 8
Субъективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)
Таблица № 9
Субъективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)
Совершенно очевидно, что картина результатов познавательного развития детей изменила динамику в положительную сторону и значительно (на взгляд педагогов). Это выражается как в детской компетентности, так и в развитии их умственных способностей. Низкий уровень развития снизился к минимальному показателю во всех трех группах.
Обратимся к результатам объективной диагностики в конце учебного года, которые можно рассматривать как показатель нашей экспериментальной работы, влияющей на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Приводим таблицы №№ 10,11,12.
Дети старшего дошкольного возраста (как 5, так и 6 лет) достигли очень высокого уровня развития познавательного развития: во всех группах отсутствует низкий уровень, резко вырос показатель высокого уровня и поэтому снизился средний уровень.
Таблица № 10
Объективная диагностика развития детей группы № 5 (старшая) на конец 2008/09 учебного года (май)
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
76,2
■И в
_ 19
□
0 0
Осведомленность
Умственные способности
| □ Высокий ■ Средний ■ Низкий |
Таблица № 11
Объективная диагностика развития детей группы № 4 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
90
5 п 10
Осве до мне нность
умственные способности
¡□Высокий »Средний ■ Низкий |
Таблица № 12
Объективная диагностика развития детей группы № 3 (подготовительная) на конец 2008/09 учебного года (май)
100 л 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
89,6
е-а 1
36,8
■
10,5
| Н
Осведомленность Умственные сгосоЗноста
|д Высокий а Средний ■ Низкий |
Участие детей в проектной деятельности позитивно повлияло на развитие их познавательных способностей, на их активность, инициативность, самостоятельность и социализацию.
В конце учебного года в одной из подготовительных групп (где в начале года была проба проекта «День города - что это такое?») затеяли новый исследовательский проект
«Почему улица Лавочкина так называется? Над этим проектом дети подготовительной группы работали совместно с воспитателем Ю. В. Трещаловой.
Все ответы детей в основном сводились к тому, что «просто много лавочек стоит и поэтому она так называется». Кроме мальчика (Саши Коцюруба), который предположил: «Улица Лавочкина называется так потому, что там жил человек Лавочкин, и он сражался с немцами». Ответ неслучаен, т. к. в наших лучших традициях называть улицы, города и памятные места в честь знаменитых людей и тех, кто отличился, сражаясь за нашу Родину. Ответ Саши К. - яркий пример его богатого эмоционального опыта. А что не совсем точный, так это не беда: познавательный и социальный опыт он еще приобретет.
Один ребенок (Саша Цыпленков), который был очень активен в предыдущем исследовании: «День города - что это такое?», самостоятельно озадачился проблемой - выяснить, почему улица Лавочкина так называется.
Саша Ц.: «Мой детский сад расположен на улице Лавочкина. Я решил узнать, почему она так называется... Сам я думаю, что эта улица названа в честь человека по фамилии Лавочкин. А вот кем он был, я решил узнать у своей семьи». Здесь налицо яркая познавательная активность, которая двигает ребенка к самостоятельному исследованию: он в состоянии сам поставить проблемную задачу и двигаться по пути ее решения, сбора информации от близких людей, окружения.
Дети провели самостоятельное исследование на эту тему: собрали информацию (от родителей, друзей, из книг, телевизора, компьютера и т. п.) и пришли к выводу, что улица, на которой стоит наш детский сад, названа в честь знаменитого авиаконструктора
С. А. Лавочкина, который много сделал для страны. Теперь название улицы воспринималось детьми по-другому: это было для них значимо, ведь это они открыли для себя такого интересного человека и приобрели определенный социальный опыт. Особенно, когда защищали свои проекты перед родителями и детьми другой группы.
Результаты диагностики, полученные по нормативным картам (разработанным Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым: Пособие для дошкольных педагогов и психологов. -М., 2002), показали следующее: дети, участвующие в проектной деятельности, улучшили к концу года свои показания до 3-го уровня:
• Творчество - 29 чел.
• Инициативу как целеполагание и волевую - 42 чел.
• Коммуникативную инициативу - 38 чел.
• Познавательную инициативу, любознательность - 30 чел.
Личностному развитию ребенка способствует адекватная социальная презентация результатов совместной проектной деятельности. Родители стали внимательнее к интересам детей, их отношения стали более доверительными.
И самое главное - у детей можно констатировать отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, изменения в межличностных отношениях в лучшую сторону: научились обсуждать, слышать друг друга и т. п. Наблюдается личностный рост, который выразился в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте. Происходит свободное движение ребенка в пространстве возможностей.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она
обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Эффективность процесса развития субъ-ектности ребенка зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные и познавательные задачи.
Разработка ситуаций взаимодействия «ребенок - взрослый» по заданному нами алгоритму (согласно Н. Е. Вераксе) может рассматриваться как система психолого-педагогической поддержки дошкольников и как первая ступень в развитии субъектности ребенка. ■