Научная статья на тему 'Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста'

Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЕМЬЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулинина Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Был проведен анализ психолого-педаго-гической литературы по формированию этнокультурной компетенции, который показал, что для достижения положительных результатов по формированию этнокультурной компетенции дошкольников необходимо практическое взаимодействие педагогов с родителями. Сделан вывод о том, что в настоящее время актуальным направлением воспитания является становление этнического самосознания дошкольника, интереса к национальной культуре и традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулинина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста»

УДК 101

Акулинина Ирина Анатольевна

аспирант. Челябинская государственная академия культуры и искусств,

музыкальный руководитель детского сада № 464 г. Челябинска

irinaakulininabutko@mail.ru

Irina A. Akulinina

Graduate student. Chelyabinsk state

Academy of culture and arts,

musical director of kindergarten No. 464 of Chelyabinsk irinaakulininabutko@mail.ru

Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего

дошкольного возраста

Features of formation of ethno-cultural competence preschool children

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по формированию этнокультурной компетенции, который показал, что для достижения положительных результатов по формированию этнокультурной компетенции дошкольников необходимо практическое взаимодействие педагогов с родителями. Сделан вывод о том, что в настоящее время актуальным направлением воспитания является становление этнического самосознания дошкольника, интереса к национальной культуре и традициям.

Ключевые слова: культура, народная культура, культурная среда, куль-туросообразность, этнокультурная компетентция, этнокультурное образование, интеграции, художественно-эстетическое развитие, дошкольные учреждения, семья, инновационные формы.

Annotation. The peculiarities of the formation of ethno-cultural competence of preschool children. Analysis was made psychological and educational literature on the formation of ethno-cultural competence, which showed that in order to achieve positive results in the formation of ethno-cultural competence of preschool teachers need practical cooperation with parents. Concluded that at the present time is the actual direction of education of ethnic identity formation preschooler interest in national culture and traditions.

Keywords: culture, folk culture, cultural environment, culture-, ethno-cultural competence, ethno-cultural education, integration, artistic and aesthetic development, preschool, family, innovative forms.

Культурная среда ДОУ - основа формирования человека, так как человек является высшей ценностью и высшей целью образования и воспитания. Культурно-созидательная среда ДОУ должна способствовать возрождению русской

национальной и региональной культуры и определению путей опережающего влияния образования на духовную жизнь дошкольника посредством выращивания культуро-образовательных образцов и норм народной жизни в ребенке. Следовательно, этнокультурная компетенция и культурная среда взаимодействуют между собой и не могут проходить вне общественной морали, вне общественной мысли [1, с.29].

В настоящее время накоплено значительное количество научных исследований о культуре народа, народной педагогике в трудах Г.Н. Волкова, Н.А. Корякиной, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой и других.

Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности (Г.Н. Волков, Н.О. Лосский, М.Ю. Мартынова, О.Л. Морева, Э.К. Суслова и др.) [3, с. 92-97]. В работах Л.А. Парамоновой, М.А. Гутар подчеркивается, что «принадлежность маленького человека к человеческому роду, порождающая его универсальность, обеспечивает ему открытость к культуре. Развитие человеческого в ребенке сопровождается, по мнению И.С. Кона, B.C. Мухиной, процессом идентификации с одним или несколькими сообществами. К.Д. Ушинский говорит о национальной культуре русского народа, но его положения значимы и для приобщения детей к любой национальной культуре, ибо им раскрыто значение национальной культуры, как средства воспитания ребенка. Народная культура - это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребенок приходит к общечеловеческой культуре. По мнению К.Д. Ушинского, общей системы воспитания для всех народов не существует. У каждого народа своя собственная национальная система воспитания. Опыт других народов есть драгоценное наследие для всех, но каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы. Сам народ прокладывает дорогу, действуя заодно с другими общественными силами. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, С.Д. Кириенко, Л.И. Лазарева, P.M. Римбурга, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Анализируя систему работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции, мы видим, что все больше педагогов включают инновационные формы организации обучения: занятия проводятся как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет педагогам ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребёнка, используются мультимедийные средства. Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность делают занятия интересными, насыщенными. Педагоги не дают детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы [6].

Этнокультурная осведомленность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса мы отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:

1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания.

2. Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: жизнедеятельности детей в семье, наблюдений (экскурсии, досуги), образовательной работы.

3. Видео просмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.

4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.

6. Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках можно предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов [4, с. 125-139].

В рамках данного опыта работы педагоги нашего ДОУ проводят работу по организации предметно-развивающей среды для формирования этнокультурных компетенций воспитанников: познавательной компетенции, коммуни-

кативной, эстетической и креативной, способствующих повышению культуры межнациональных и межэтнических отношений, воспитанию детей на национальных традициях, культуре и обычаях народов. Технология формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста строится на принципах методической интерпретации потенциала народной педагогики, интеграции всех видов деятельности детей; культуросообразности, расширения связей ребенка с окружающим миром, диалога культур, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка и включает в себя три компонента (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический) [1, с. 55].

В практику работы активно внедряется парциальная программа О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа Т. И. Бабаевой «Детство», активно используется краеведческий материал, программа И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, обучение элементарному музицированию сташих дошкольников на детских музыкальных инструментах по системе К. Орфа, знакомство с песнями, играми и плясками разных народов мира, участие детей и педагогов в районных и международных конкурсах. Результат такой работы - формирование у дошкольников чувства гордости за принадлежность к русской национальной культуре.

Содержание этнокультурного образования на дошкольном уровне мы предлагаем рассматривать в аксиологическом, ценностном аспекте, высвечивая и раскрывая для ребенка все самое лучшее в духовном наследии своего народа.

Ориентация на эмоционально-чувственное восприятие, обучение через этнокультурные образы и идеалы, музыку, многонациональную культуру, а через них постижение ценностей отечественной культуры - основная идея построения всего процесса формирования этнокультурных компетенций в социально-культурной среде и выбора методического инструментария. Развитие и формирование идеальных (духовных) способностей человека происходят в процессе качественного преображения сознания, которое в каждом возрасте имеет свои закономерности развития. Другими словами, человек, как часть органической природы, развивает свои способности не только по принципу количественного накопления представлений о мире, но и по мере взросления ребенка и, соответственно, его сознания, сама способность формирования представлений о мире переживает цепь качественных изменений, а художественные образы способствуют этому процессу. Поэтому художественные образы русских народных сказок, произведений отечественного классического искусства делают образовательный процесс интересным для ребенка, позволяют разнообразить содержание художественно-творческой деятельности, интегрировать на их основе предметы художественно-эстетического цикла. Исходя из принципа культуросообразности, весь учебный материал дается как этнокультурный образ или аллегория. В процессе такого обучения ребенок вживается в содержание всеми чувствами, т.к. оно обращено к его воображению [2, 36-39].

Содержание образования моделируется на основе принципа интеграции. В его основе - художественно-образное содержание произведений искусства, художественно-эстетическое развитие. За пределами интеграции остаются практические навыки и умения в художественно-эстетическом развитии. Для

реализации процесса формирования этнокультурных компетенций мы предполагаем создать условия для проявления творческой активности личности ребёнка и полноценного всестороннего развития:

- это работа по развивающим программам, учитывающим индивидуальность ребенка;

- это создание воспитательно-образовательной среды, где воспитание и обучение приспосабливается к ребенку, а не он к ним;

- это гуманная педагогика, предусматривающая свободное воспитание и обучение: все без принуждения, без насилия;

- это создание ситуации успеха в различных видах деятельности; культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами народного художественного творчества;

- это коррекционно-психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса;

- это создание условий для экологии и культуры здоровья;

- взаимодействие с семьёй и социальным окружением для обеспечения полноценного развития ребенка.

Решение этих проблем для создания системы работы детского сада зависит от благоприятных кадровых, мотивационных, организационно-методических, материально-технических и финансовых условий.

Проводя эту работу, мы исходили из того, что само понятие компетенции соединяет в себе два начала - личностное и деятельностное. Первое центрировалось на ребенке как субъекте развития, имеющем определенные этнокультурные потребности. Второе - полагало учет и включение детского опыта этнокультурного воспитания, включенного в этнокультурную деятельность. Этим компетентный ребенок и отличается от некомпетентного - он владеет неким «запасом успешности», более развитым диапазоном возможностей.

Следовательно, в настоящее время актуальным направлением воспитания является становление этнического самосознания дошкольника, интереса к национальной культуре и традициям.

Литература:

1. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста Текст.: дис. д-ра пед. наук / Е. С. Бабунова. Челябинск. 2009. - 509 с.

2. Гризик, Т.И. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Текст. / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. - С. 3639.

3. Комратова, Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С. 92-97.

4. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность [Текст] / А.П. Садохин //Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. X. № 1. - С. 125-139.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета. -31.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www. rg. ru/printable/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Literature:

1. Baburova Y.S. Pedagogical strategy offormation of ethnic and cultural education of sobennosti preschoolers Text.: dis. Dr. PED. Sciences / Y.S. Baburova. Chelyabinsk. 2009. - 509 р.

2. Gresik, T.I. On the Federal state requirements to the structure of the core national curriculum of preschool education Text. / TI Gresik // Pre-school education. 2010. № 5. - Р. 36-39.

3. Komratova N.G. Preschool childhood and the foundations of national culture Text. /N.G. komratova //Pre-school education. 2008. №9. - Р. 92-97.

4. Sadokhin A. P. Intercultural competence [Text] / A.P. Sadokhin // Journal of sociology and social anthropology. 2007. T. X. № 1. - Р. 125-139.

5. Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 N 273-FZ «On education in the Russian Federation //the Russian newspaper. - 31.12.2012. [Electronic resource] access Mode: http://www.rg.ru/printable/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.