Научная статья на тему 'Разработка и реализация технологии обучения слабовидящих учащихся зрительному восприятию объектов возрастающей степени сложности'

Разработка и реализация технологии обучения слабовидящих учащихся зрительному восприятию объектов возрастающей степени сложности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОВИДЯЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / УСЛОЖНЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко Татьяна Анатольевна

Представлена технология обучения слабовидящих учащихся зрительному восприятию объектов возрастающей степени сложности и результаты ее реализации в рамках коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» в специальной (коррекционной) школе IV вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грищенко Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация технологии обучения слабовидящих учащихся зрительному восприятию объектов возрастающей степени сложности»

РАЗД ЕЛ IX КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК: 376.352

Грищенко Татьяна Анатольевна

Аспирант кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, учитель-дефектолог Красноярской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Ш—1У вида, t_grischenko@mail.ru, Красноярск

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ОББЕКТОВ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ

Grishchenko Tatyana Anatoljevna

The graduate student of chair of correctional pedagogic of institute of special pedagogic of Krasnoyarsk state pedagogical university of V. P. Astafjev, the special teacher of Krasnoyarsk regional special (correctional) general educational boarding school III—IV of a kind, t_grischenko@mail.ru, Krasnoyarsk

WORKING OUT AND REALIZATION OF TECHNOLOGY OF TRAINING OF VISUALLY IMPAIRED PUPILS TO VISUAL PERCEPTION OF OBJECTS OF INCREASING DEGREE OF COMPLEXITY

Современная концепция коррекцнонного воздействия на развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения основывается на единстве офтальмологического, психофизиологического и психолого-педагогического подходов. Умаление роли одного из подходов ведет к односторонности коррекционного воздействия и значительно понижает его эффективность [1; 2].

Как показывает анализ научной и методической литературы, в существующей практике коррекционной работы возникло противоречие между значимостью развития зрительного восприятия у слабовидящих учащихся как необходимого условия успешности их социализации, с одной стороны, и недостаточностью научных исследований по разработке эффективных средств педагогического воздействия, с другой стороны [4].

Данное противоречие является причиной того, что один из важнейших аспектов коррекционного воздействия - психолого-педагогический - реализуется в работе со слабовидящими учащимися не в полном объеме.

Для устранения выявленного противоречия нами под научным руководством доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой кор-

рекционной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева Л. П. Уфимцевой, была разработана педагогическая технология, направленная на развитие зрительного восприятия слабовидящих школьников в процессе специальных коррекционных занятий.

Концептуальной основой представляемой технологии явились следующие общедидактические и тифлопедагогические принципы:

- принцип учета онтогенеза зрительного восприятия в норме и его специфики у слабовидящих детей (определил дидактическое соотношение общего и специфического при отборе содержания, методов коррекци-онного воздействия на развитие зрительного восприятия слабовидящих школьников);

- принцип развивающего и опережающего обучения (определил этап-ность проведения коррекционной работы с опорой на зону ближайшего развития, а также отбор методов коррекционного воздействия, обеспечивающих развитие в контексте обогащения личности ребенка);

- принцип включения в процесс восприятия мыслительных операций как компенсирующего фактора (определил отбор методов и приемов, обеспечивающих осознание и формирование акта зрительного восприятия как последовательного и целенаправленного действия, развитие способности вербализировать и запоминать воспринятое);

- принцип личностно-деятельностного подхода (определил отбор методов и приемов развития зрительного восприятия, обеспечивающих осознание значимости приобретенных навыков и стимулирующих индивидуальную активность учащихся; разработку диагностического комплекса, дающего возможность определять индивидуальный маршрут конкретного слабовидящего школьника).

В контексте технологического подхода выделена глобальная цель: развитие операционного и мотивационного механизмов зрительного восприятия посредством обогащения представлений об объектах окружающего мира.

Отбор содержания дидактического материала осуществлялся на основе гипотетического предположения о том, что обучение слабовидящего ребенка восприятию все более сложных объектов развивает операционный механизм зрительного восприятия, активизирует умственную и практическую деятельность.

На каждом этапе глобальная цель конкретизировалась в зависимости от особенностей объекта, предлагаемого для восприятия.

В контексте проблемы развития зрительного восприятия определяемое нами содержание обучения предполагает осуществление разнообразных зрительных операций с последовательно усложняющимися объектами, а также выделение основных понятий, необходимых для усвоения дидактического материала, как условия повышения качества зрительного восприятия.

Все указанное выше позволило нам структурировать дидактический материал посредством выделения следующих этапов коррекционной работы (табл. 1).

Таблица 1

Этапы коррекционной работы

Этапы коррекционной работы Объекты восприятия

Этап 1

Этап 1. 1. Формирование сенсорных эталонов. Формообразующие элементы. Геометрические фигуры и тела. Цвет. Спектр. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета. Величина.

Этап 1. 2. Восприятие предметов и изображений, близких по форме к геометрическим фигурам. Выделение рисунка как объекта. Овощи -фрукты. Мебель. Посуда. Одежда, головные уборы, обувь. Транспорт.

Этап 2

Этап 2. 1. Восприятие объектов растительного и животного мира, формирование представлений о них. Растительный мир. Цветы. Деревья. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Этап 2. 2. Формирование представлений о человеке, восприятие и выделение индивидуальных отличий. Восприятие позы и эмоций человека. Человек. Эмоции. Действие. Сюжетная дидактическая картина.

Этап 3

Этап 3. 1. Знакомство со способами изображения предметов в пространстве. Линейная перспектива Воздушная перспектива. Линия горизонта. Перекрытие контуров. Светотень.

Этап 3. 2. Восприятие предметов изобразительного искусства. Графика. Живопись. Скульптура.

Этап 4

Этап 4. Восприятие движущихся объектов. Видеофильмы о жизни животных. Художественные фильмы. Документальные фильмы. Видео съемка жизни детей.

При выборе методов обучения мы опирались на существующее определение метода как способа организации упорядоченной деятельности учащихся по достижению дидактических целей [3]. В связи с этим все используемые нами методы обучения зрительному восприятию целесообразно разделить на 3 группы: методы, формирующие зрительный образ; методы, закрепляющие и уточняющие зрительный образ; методы, стимулирующие произвольное оперирование зрительным образом в различных видах деятельности. Данная классификация позволяет ранжировать методы в виде технологической цепочки действий в соответствии с поставленной целью и гарантией результата:

Эффективность предлагаемой педагогической технологии определялась с помощью поэтапной диагностики (табл. 2), которая позволяет оценивать сформированность определенных понятий и способов перцептивных действий, обеспечивающих качественное восприятие объектов возрастающей степени сложности.

Таблица 2

Поэтапная диагностика

№ Направление диагностики Задания

1 2 3

блок № 1 Выявление уровня владения зрительными сенсорными эталонами цвета, формы, величины. 1. Соотнесение. 2. Называние. 3. Группировка. 4. Дифференциация. 5. Сериация.

блок № 2 Выявление уровня восприятия предметных изображения, чья форма приближенна к форме геометрических фигур. 1. Описание изображения. 2. Нахождение недостающих деталей. 3. Узнавание в усложненных условиях. 4. Составление разрезанной картинки.

блок № 3 Выявление уровня восприятия предметных изображений объектов флоры и фауны 1. Описание изображения. 2. Узнавание в усложненных условиях. 3. Узнавание на сложном рисунке.

блок № 4 Выявление уровня восприятия изображений человека, его эмоций и действий. 1. Описание внешнего вида человека. 2. Подбор к позе человека предмета, с которым он выполняет действие, называние действия. 3. Называние эмоционального состояния персонажа, непосредственно включенного в смысловую ситуацию.

блок № 5 Выявление представлений учащихся о нестереоскопических способах изображения предметов в пространстве и уровня восприятия данных изображений. 1. Выделение линии горизонта. 2. Выделение планов изображения. 3. Моделирование объектов, изображенных на картине. 4. Нахождение в картинках ошибок, связанных с передачей пространственного расположения предметов в пространстве.

блок № 6 Выявление уровня развития зрительного восприятия слабовидящими школьниками произведений изобразительного искусства (живописи). 1. Подбор названия жанра живописи к репродукциям картин. 2. Составление описательного рассказа. 3. Выделение планов, описание расположения и удаленности объектов. 4. Выделение средств художественной выразительности и понимание их значения для реализации замысла художника. 5. Придумывание своего названия к произведению изобразительного искусства. 6. Высказывание учащимся оценочных суждений.

Окончание таблицы

1 2 3

блок № 7 Выявление уровня развития зрительного восприятия слабовидящими школьниками движущихся животных и человека. 1. Определение идентичности тест-изображения (статическое изображение) движущемуся изображению. 2. Подробное описание воспринятых действий.

Разработанная нами технология развития зрительного восприятия была апробирована на базе Красноярской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Ш-1У вида.

Экспериментальную группу составили 25 слабовидящих учащихся. В виду того, что предлагаемая технология коррекционного воздействия реализуется, как правило, на протяжении обучения слабовидящих учащихся с 1 по 7 класс, нам не удалось отследить динамику развития зрительного восприятия на одной и той же группе учащихся.

Поэтому в экспериментальную группу вошли две подгруппы учащихся. Первая подгруппа состояла из 15 человек и участвовала в формирующем эксперименте в течение начальной ступени школьного обучения (2004-2008 гг.). Вторая подгруппа в составе 10 человек участвовала в эксперименте на протяжении обучения в 5-7 классах (2005-2009 гг.).

Контрольную группу составили учащиеся Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 111-1У вида № 1. Контрольная группа также состояла из двух подгрупп: 16 учащихся начального звена обучения и 14 учащихся с 5 по 7 классы, что в целом составило 30 человек.

Все школьники, принявшие участие в эксперименте, имели остроту зрения 0,05-0,4 с коррекцией на лучше видящем глазе, определяющую их статус: «слабовидящий ребенок». Учащиеся также подбирались по принципу сходства диагнозов. При этом 90,3% имело нарушения рефракции (высокую степень миопии или гиперметропии), 50% - частичную атрофию зрительного нерва, 23% - гипоплазию сетчатки, 53,8% - амблиопию высокой степени, 42,3% - косоглазие, 34,6% - нистагм, 11,5% - катаракту и альбинизм, 7,6% - колобому и нистагм, а также единичные случаи таких заболеваний как блефароптоз, амовроз, афакия.

Результаты выполнения предъявляемых учащимся диагностических заданий оценивались с помощью метода шкалирования. Исходя из критериев выполнения задания, ответы учащихся оценивались нами в диапазоне от 3 до 0 баллов.

Качественная интерпретация балльной оценки в обобщенном виде (без учета характера воспринимаемого объекта) выглядит следующим образом:

- 3 балла - самостоятельно выделяют признаки, составные части объектов, делают это последовательно и целенаправленно; вербализируют и обобщают воспринятое на высоком уровне; самостоятельно узнают объекты в усложненных условиях (наложенные контурные изображения, «зашум-ленная» картинка), в различных ракурсах, условиях частичного изображе-

ния, динамической позе, в движении. При восприятии предметов изобразительного искусства способны к самостоятельному анализу содержательной и художественной сторон картины, что в результате приводит к созданию единой модели художественного образа.

- 2 балла - выделение признаков, составных частей недостаточно последовательное, наблюдаются ошибки в употреблении некоторых понятий, вербализируют и обобщают воспринятое на среднем уровне. Делают единичные ошибки при восприятии объектов в усложненных условиях. Большинство ошибок связано с тонкой дифференцировкой. При восприятии предметов изобразительного искусства устанавливаются не все связи между персонажами и объектами картины, для создания единой модели художественного образа требуется незначительная помощь педагога.

- 1 балл - выделяют отдельные признаки, как правило, неинформативные; вербализируют воспринятое на средне-низком уровне; при восприятии объектов в усложненных условиях делают многочисленные ошибки; большинство ошибок связано с грубой дифференцировкой. При восприятии предметов изобразительного искусства анализ содержательной и художественной сторон картины делают только с существенной помощью педагога.

- 0 баллов - выделение признаков единично, вербализируют воспринятое на низком уровне, допуская многочисленные ошибки при назывании объекта, его признаков и частей. При восприятии в усложненных условиях узнают единичные объекты. При восприятии предметов изобразительного искусства анализ содержательной стороны делают только с существенной помощью педагога; с художественными средствами выразительности не знакомы, соответственно, их анализ не производят.

В табл. 3 представлены суммированные результаты выполнения итоговых тестовых заданий в конце этапов обучения учащимися экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 3

Результаты выполнения итоговых текстовых заданий

Группа 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла

Экспериментальная - 21,8% 54,6% 23,6%

Контрольная 5,1% 57,9% 28,8% 8,2%

Расценивая оценку в 2 или 3 балла как показатель достаточного уровня сформированное™ зрительного восприятия, можно констатировать, что к концу опытного обучения данная оценка была получена учащимися экспериментальной группы за 78,2% тестовых заданий, а контрольной - лишь за 37,0%.

На рис 1. представлен прирост средних балльных показателей восприятия объектов различной степени сложности у учащихся экспериментальной группы в процессе опытного обучения, по сравнению с учащимися контрольной группы.

I - Сенсорные эталоны.

II - Предметы и изображения, близкие по форме к геометрическим фигурам.

III - Объекты растительного и животного мира.

IV - Изображения человека.

V - Изображения предметов в пространстве.

VI - Предметы изобразительного искусства.

VII - Движущиеся объекты.

VIII - Все объекты (средние суммарные показатели).

Рис. 1. Прирост средних балльных показателей восприятия объектов различной степени сложности учащимися сравниваемых групп

Выше приведенные данные свидетельствуют о том, что динамика количественных (балльных) показателей зрительного восприятия в экспериментальной группе на всех этапах опытного обучения стабильно превышает динамику таковых в контрольной группе. Это достигается за счет улучшения качественных показателей зрительного восприятия на каждом этапе опытного обучения (см. табл. 4).

Таблица 4

Качественные показатели зрительного восприятия

Этап опытного обучения Качественные показатели улучшения зрительного восприятия

1 2

1.1 - владение обобщающими понятиями «цвет», «форма», «величина»; - правильное называние сенсорных эталонов; - точность и дифференцированность восприятия сенсорных эталонов; - самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

Окончание таблицы

1 2

1.2 - сформированность зрительных образов (узнавание, называние, использование обобщающих понятий объектов, близких по форме к геометрическим фигурам; - умение выделять признаки объектов, близких по форме к геометрическим фигурам, последовательно и целенаправленно; - предметность, целостность, осмысленность восприятия; - умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения. - самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

2.1 - сформированность зрительных образов (узнавание, называние, использование обобщающих понятий) объектов растительного и животного мира; - умение выделять признаки объектов растительного и животного мира последовательно и целенаправленно; - предметность, целостность, осмысленность восприятия; - самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

2.2 - умение последовательно и целенаправленно выделять индивидуальные особенности внешнего вида человека; - правильное называние эмоциональных состояний и действий; - целостность, детальность, осмысленность восприятия изображенных действий и эмоций человека; - самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

3.1 - умение анализировать изображение, выполненное по законам линейной и воздушной перспективы; - знание правил изображения глубины пространства, владение соответствующими понятиями; - восприятие объемности изображенных объектов; - целостность, детальность, осмысленность восприятия изображений, выполненных по законам линейной и воздушной перспективы; - самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

3.2 - владение понятиями о видах и жанрах изобразительного искусства; - умение анализировать содержательный компонент картины; - умение выделять средства художественной выразительности; - умение синтезировать воспринятое в единую модель художественного образа; - умение обобщать воспринятое в виде названия; - наличие интереса и потребности в общении с произведениями искусства.

4 - константность восприятия; - повышение скорости зрительного восприятия, умение анализировать движущийся объект; - восприятие и анализ действий человека и животного; - самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

Все выше сказанное позволяет констатировать эффективность предлагаемой технологии, которая проявляется:

- в опережающем приросте количественных показателей зрительного восприятия у слабовидящих школьников экспериментальной группы на всех этапах обучения, по сравнению с контролем;

- более высоком уровне развития константности и целостности восприятия, вербализации чувственного опыта, активной включенности мыслительных операций в процесс восприятия, отмечаемых у учащихся экспериментальной группы;

- более целенаправленном характере зрительного восприятия, желании достичь определенного результата, что указывает на наличие у учащихся экспериментальной группы осознанной мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

Библиографический список

1. Григорьева, Л. П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. - М., 1990 г. - 78 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекцион-ных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе [Текст] / Л. П. Григорьева, М. Э. Вернадская, И. В. Линникова, Солнцева О. Г. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.

3. Есипов, Б. П. Основы дидактики [Текст] / В. П. Есипов. - М.: Просвещение, 1967. - 432 с.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II - Начальная школа; под ред. Л. И. Плак-синой. - М.: ГороД, 1999 г. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.