Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода при разработке учебного пособия "Речевая коммуникация"'

Применение компетентностного подхода при разработке учебного пособия "Речевая коммуникация" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / TEXTBOOK / SPEECH COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Инесса Борисовна, Вильданова Набиря Галихановна, Исмагилова Халиса Назибовна

В статье представлено описание учебных пособий «Речевая коммуникация: теория» и «Речевая коммуникация: практикум», предназначенных для бакалавров технического профиля, изучающих учебную дисциплину «Речевая коммуникация». Характеризуются структура и содержание данного комплекса учебных пособий, разработанного с учетом реализации принципов компетентностного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Инесса Борисовна, Вильданова Набиря Галихановна, Исмагилова Халиса Назибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE TEXTBOOK “SPEECH COMMUNICATION”

The article presents described the textbooks “Speech communication: theory” and “Speech communication: workshop” intended for bachelors of technical profile studying the discipline “Speech communication”. The structure and content of this set of training AIDS developed with the implementation of the principles of competence-based approach in training are characterized.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода при разработке учебного пособия "Речевая коммуникация"»

15. Чуб Л.С. Здоровый образ жизни, как фактор формирования здоровья подрастающего поколения // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. №59 (4). С. 350-352.

16. Шуайбова М.О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: Дис...канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 212 с.

17. Цыбиков Д.В. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза: Дис.канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 201 с.

18. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №6. P.280-286. D0I:10.15561/20755279.2017.0604

19. Osipov A., Starova O., Malakhova A., et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P. 1236-1241. D0I:10.7752/jpes.2016.04196

20. Osipov A., Vonog V. Ensuring a possibility of high quality training of students as sports volunteers for competitions in terms of organizing and running Universiade - 2019 // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №2. P.361-364. D0I:10.7752/jpes.2016.02057

Педагогика

УДК: 378.012:811.161.1

кандидат филологических наук, доцент Ковалева Инесса Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат филологических наук, профессор Вильданова Набиря Галихановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат филологических наук, доцент Исмагилова Халиса Назибовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Аннотация. В статье представлено описание учебных пособий «Речевая коммуникация: теория» и «Речевая коммуникация: практикум», предназначенных для бакалавров технического профиля, изучающих учебную дисциплину «Речевая коммуникация». Характеризуются структура и содержание данного комплекса учебных пособий, разработанного с учетом реализации принципов компетентностного подхода в обучении.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, учебное пособие, речевая коммуникация.

Annotation. The article presents described the textbooks "Speech communication: theory" and "Speech communication: workshop" intended for bachelors of technical profile studying the discipline "Speech communication". The structure and content of this set of training AIDS developed with the implementation of the principles of competence-based approach in training are characterized.

Keywords: competence approach, competence, textbook, speech communication.

Введение. Повышение эффективности образовательного процесса и качества профессиональной подготовки специалистов является одной из доминантных задач реализации государственного образовательного стандарта высшего образования. В последние годы в методике преподавания дисциплин подчеркивается важность внедрения компетентностного подхода в процесс обучения. Обучение на основе компетентностного подхода является в настоящее время наиболее актуальным, поскольку позволяет указать на конечный продукт: знания, навыки, умения выпускника. Большой вклад в разработку компетентностного подхода и формирование ключевых компетенций внесли Л.В. Будяк, Е.В. Баранова, И.А. Зимняя, Л.Ф. Иванова, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, Н.В. Чекалева и др. Как показывает анализ научной литературы, компетентность, актуализуемая в компетенциях, - способность получать исчерпывающие знания и применять их в какой-либо профессиональной области. Компетентность рассматривают как качественную интегрированную характеристику личности, определяющую степень владения ею совокупностью профессиональных и социально-значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей [10]. Предполагается, что компетентностный подход - это «приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию и самоактуализацию» [8, с. 19], способность человека адекватно действовать в различных ситуациях, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональное образование - формирование высококвалифицированного компетентного специалиста, который должен быть востребованным и конкурентоспособным, готовым к эффективной профессиональной деятельности, способным самостоятельно решать производственные проблемы, доводить любое дело до конца, повышать свой профессиональный уровень, обновлять полученные знания.

В процессе реализации компетентностного подхода в системе высшего образования поднимается острая проблема создания современных учебных пособий для вузов, к которым предъявляются особые требования к отбору, структуре, содержанию и систематизации учебно-научного и дидактического материала. Безусловно, учебная литература должна постоянно обновляться, совершенствоваться в соответствии с запросами общества и достижениями науки, она «должна быть ориентирована на внутренние и внешние компоненты образовательной системы и служить основой для реализации общекультурных и профессиональных компетенций» [7]. Полагаем, что по своей сути и назначению учебное пособие должно демонстрировать обучающемуся технологию освоения дисциплины, организовывать его учебную деятельность и активно влиять на характер и качество его знаний.

При формировании дисциплины «Речевая коммуникация» сформулирован корпус определенных навыков и умений, входящих в содержание языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. При этом языковая компетенция развивает способность обучающихся употреблять слова, их формы в соответствии с нормами литературного языка, владеть богатством самого языка. Лингвистическая компетенция осмысливается как совокупность специальных (лингвистических и учебно-языковых) и общепринятых знаний, умений, навыков и способов деятельности, ценностных ориентаций и мотивов учебно-познавательной деятельности, сформированная в результате изучения учащимися предметной области «русский язык» и служащая средством лингвистической компетенции [5]. Коммуникативная компетенция предполагает не только овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения на основе речеведческих знаний (навыки работы в группе, умение представить себя и свою компанию, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, провести дискуссию и собеседование), но и развитие личности обучающегося, формирование его коммуникативной культуры.

Таким образом, в свете современных требований к подготовке специалиста студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, т.е. обладать профессиональными и общими компетенциями [3].

Итак, новые подходы в современной методике преподавания дисциплин требуют других учебных материалов, что и обусловило создание комплекса учебных пособий по дисциплине «Речевая коммуникация».

Целью нашей статьи является презентация созданного с учетом существующих механизмов реализации компетентностного подхода комплекса учебных пособий для технических вузов: «Речевая коммуникация: теория» [1] и «Речевая коммуникация: практикум» [2], содержание которого нацелено на формирование перечисленных компетенций.

Изложение основного материала статьи. Владение основами современной речевой коммуникации, русским языком и культурой речи является необходимой составляющей профессиональной компетенции современного специалиста, поэтому изучение дисциплины «Речевая коммуникация» должно стать обязательным элементом профессиональной подготовки.

Описываемый в настоящей статье комплекс учебных пособий по учебной дисциплине «Речевая коммуникация» федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС-3) и адресован студентам высших учебных заведений, прежде всего готовящих специалистов технического направления подготовки «Нефтегазовое дело», а также всем, для кого общение является основой профессиональной деятельности.

Цели изучения дисциплины «Речевая коммуникация» (освоение теоретических основ речевой коммуникации, категориального аппарата, форм речевой коммуникации; овладение навыками правильного общения и взаимодействия между социальным субъектом, социальными группами и обществом в целом; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь и др.) определили композицию комплекса, состоящего из двух книг, которые коррелируют по разделам и темам. Каждый раздел учебного пособия сформирован в соответствии с системой модуля, в структуру которого входят темы (теоретический минимум), практикум (комплекс разнообразных заданий), рубежные тесты «Проверьте в себя», вопросы и задания для самоконтроля. Кроме того, в структуру пособий включена рубрика «Повторяем орфографию и пунктуацию», что, на наш взгляд, вполне оправданно, так как в последние годы у ряда студентов технического вуза наблюдается низкая грамотность. Комплекс учебных пособий снабжен словарем основных терминов и понятий, который помогает обучающимся закрепить полученные знания, а также мини-словарями ударений, паронимов, глагольного и именного управления и другими приложениями.

Первый раздел учебного пособия «Речевая коммуникация: теория» «Речевая коммуникация как процесс. Речевое общение: основные единицы и принципы» включает темы: «Понятие речевой коммуникации. Основные единицы речевого общения»; «Речевое взаимодействие. Коммуникативные и этические аспекты речевого взаимодействия»; «Совершенствование навыков речевой деятельности. Жанры речевой коммуникации»; «Вербальная и невербальная коммуникация», в которых характеризуются основные единицы речевой коммуникации, соотношение языка и речи, речи и мышления, функции языка и речи, рассматриваются виды речевой деятельности, формы и типы речевой коммуникации, основные принципы коммуникации, основные стратегии и тактики бесконфликтного речевого общения, демонстрируются различные невербальные средства деловой и межкультурной коммуникации, а также уделяется внимание описанию механизмов эффективного общения, обучению навыкам и умениям рационального речевого поведения.

Во втором разделе «Разновидности национального языка. Функциональные стили речи» дан теоретический материал, который позволяет обучающимся узнать о языке как об общественном явлении и о развивающейся системе, изучить структуру национального языка и его уровни, функциональные стили речи и правила и условия их использования, основные аспекты культуры речи. Учащиеся должны знать основные коммуникативные качества речи, учитывать их в процессе речевого взаимодействия, понимать важность правильного выбора языковых средств с учетом коммуникативной цели. Все это позволит будущим специалистам сознательно пользоваться русским языком в своей профессиональной деятельности, правильно выбирать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, поможет грамотно создавать тексты различных жанров в рамках любого стиля речи.

Теоретический материал, введенный в третий раздел учебного пособия «Характеристика норм современного русского литературного языка», помогает студентам овладевать действующими нормами современного литературного языка, включая орфографические и пунктуационные, спецификой их использования в устной и письменной речи, расширить словарный запас, повысить речевую культуру.

В четвертом разделе «Язык учебно-научной письменной речи» характеризуются особенности устной и письменной научной речи, значительное внимание уделяется технологии создания всех видов вторичных учебно-научных текстов. Кроме того, в данном разделе дается характеристика квалификационной работы бакалавра, ее структуры и содержания.

Студенты в процессе обучения должны научиться самостоятельно готовить публичную речь, выступать с докладами, быть успешными участниками дискуссий, аргументированно строить свои высказывания, отстаивать свою точку зрения, показывать в деловом разговоре свои сильные стороны. Будущие специалисты должны хорошо владеть навыками деловой коммуникации, знать особенности основных жанров (разговор по телефону, беседа, совещание, собеседование и другие), составлять деловые документы, вести переписку и т.п. - все это обусловило включение в учебное пособие раздела «Культура устного и письменного делового общения».

Цель учебного пособия «Речевая коммуникация: практикум» - помочь обучающимся на практике закрепить и углубить знания об основах речевой коммуникации, приобретенные при изучении теории. В практикуме даны задания, помогающие студентам овладеть навыками и умениями, которые в дальнейшем помогут им в решении различных задач в профессиональной деятельности. Предлагаются прежде всего стандартизированные задания репродуктивного, реконструктивного и творческого уровня, которые позволяют автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося: знание фактического материала, умение правильно использовать термины и понятия дисциплины, анализировать, структурировать, обобщать фактический материал, интегрировать знания различных областей, аргументировать. Студенты могут выполнять задания индивидуально и/или в группе. Количество заданий в каждой теме колеблется от 5 до 15 в зависимости от ее содержания и времени, необходимого для их выполнения под руководством преподавателя в аудитории. Компетентностный подход предполагает самостоятельность обучающегося. Формирование компетенций отражается в содержании и организации СРС, поэтому основная часть заданий, связанных с необходимостью глубокого обдумывания материала, вынесена за пределы занятия и в учебном пособии даётся в каждой теме в рубрике «Самостоятельная работа студента». Полагаем, что предложенные в пособии учебно-методические материалы для практических занятий и для самостоятельной работы студента могут быть по усмотрению преподавателей, работающих с данным учебным пособием, скорректированы.

Реализация компетентностного подхода предполагает использование особых видов заданий, а также обращение к новым формам организации и проведения практических занятий. Среди них, например: различного типа задания направленные на отработку умения находить грамматические и речевые ошибки в текстах; задания, вырабатывающие умения подбирать антонимичные, синонимичные, вариантные, эквивалентные лексемы и идиомы; различные творческие задания, помогающие осмыслить значение коммуникативных законов; ролевые и деловые игры; кейсы, презентация идей и др.

Приведем примеры нескольких видов заданий из учебного пособия «Речевая коммуникация: практикум».

1. Для закрепления изученного материала темы «Виды вторичных научно-учебных текстов» студенту предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно выбрать научную статью по своей специальности и, пользуясь теоретическим материалом учебника и предложенными образцами вторичных научно-учебных текстов, написать аннотацию, реферат, рецензию на выбранную научную статью. Работа должна быть напечатана и подписана автором.

2. Подберите фразеологизмы с компонентом «язык». Определите, какие качества человека общающегося приветствуются русскими, а какие осуждаются. Ответьте на вопросы: какие аналоги данным выражениям есть в других языках; что они обозначают; отражают ли фразеологизмы национально-культурные различия, существующие между народами, их риторические идеалы.

3. Проведите игру «Правда или ложь?». Участники группы рассказывают две истории. Одна из этих историй строится на фактических событиях, другая - на вымышленных. Слушатели, анализируя мимику, жесты говорящих, их речевую манеру, должны определить, какая из историй реальная, а какая вымышленная.

4. Проанализируйте ситуации, объясните причины невербальных коммуникативных неудач при общении людей разных национальностей. Примеры ситуаций: 1. Российский бизнесмен в знак подтверждения благосклонных намерений преподнес своему иранскому компаньону по бизнесу подарок, но левой рукой, тем самым расстроил все деловые отношения. 2. В Англии в пивном баре русский турист на предложение англичанина выпить еще перевернул стакан вверх дном и поставил, ударяя об стол. После этому чуть не произошла драка.

5. Разработайте рекомендации по проведению телефонных разговоров с сотрудником из другого города, с которым вас объединяет определенная профессиональная ситуация, составьте телефонные диалоги, демонстрирующие предложенные рекомендации.

6. Определите, какие речевые тактики использованы журналистом во время интервью. Например, интервью Ларисы Васильевой с Патрисией Каас:

Л. В. - Я бы хотела, чтобы вы задержались в России. И тогда льдинка в вашем сердце растает. И вы уедете если не с мужем, то обретете друга.

П. К. - У меня в жизни было много мужчин, которые меня любили...

Л. В. - Милая, это была провокация, в чистом виде провокация. Я подумала: «Если она скажет на эту «льдинку» нет, значит, с ней все в порядке» (АиФ, № 32, 2007).

7. Выступите в роли директора фирмы (предприятия, учреждения) или менеджера по персоналу. Реализуйте поставленные перед вами задачи: придумайте название фирмы и вакансии, составьте личностную спецификацию для вакантной должности и проведите собеседование. Другой студент получает задание выступить в роли претендента на должность. Его задачи: выяснить требования, которые предъявляются такому специалисту; составить резюме; подготовить вопросы, которые могут быть заданы работодателю и др. Обучающимся предлагается ознакомиться с характеристикой квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, трудовыми функциями будущего специалиста.

Для примера продемонстрируем результат выполнения студентами данного задания. Фрагмент собеседования:

- Чем вас привлекает работа у нас?

Ответ: Хотел работать в серьезном предприятии. Ну и, что немаловажно, знаю, что в вашем предприятии нет текучести кадров.

- Каковы ваши сильные (слабые) стороны?

Ответ: Думаю, ответственность. На меня можно положиться.

- Почему вы ушли с предыдущей работы?

Ответ: Мне стало скучно на прежней работе. Захотелось заниматься более серьезными проектами. Чувствую силы и желание для этого.

- Какие объекты вы проектировали?

Ответ: Тепловые сети нефтеперекачивающей станции «Петровск», реконструкция; замена узлов учета теплоснабжения административно-бытового корпуса завода.

- Вы считаете себя специалистом каких видов работ: теплоснабжения, вентиляции, отопления и отопительных приборов?

Ответ: Теплоснабжения и отопления и отопительных приборов.

- Вы работали под управлением старших специалистов или выполняли работу самостоятельно?

Ответ: Пока работаю в группе под управлением руководителя группы. Но выполнил несколько работ самостоятельно. И успешно.

- Вы хотели бы пройти курсы повышения квалификации?

Ответ: Да, хотел бы.

- В какие сроки вы могли бы приступить к работе?

Ответ: Мог бы приступить к работе сразу после сдачи дел.

- Часто ли вы используете похвалу в адрес подчиненных и других людей?

Ответ: Нечасто, но использую. Мы занимаемся не только отоплением и теплоснабжением, но и работаем с людьми. Это нужно помнить.

- На какую зарплату вы рассчитываете?

Ответ: Можно начинать с 50 тысяч рублей. А дальше оценят по моей квалификации.

Итак, при выполнении коммуникативно-ориентированных заданий, включенных в структуру учебного пособия «Речевая коммуникация: практикум», обучающиеся овладевают определенными навыками общения, в том числе и профессионально-ориентированного, учатся эффективно формировать коммуникативную стратегию, пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации, представлять себя участником коммуникативного процесса, получать нужную информацию, побуждать собеседника к действию, проводить переговоры, собеседования, работать в коллективе, осуществлять деловую переписку в устной и письменной формах, проявить способность решать коммуникативные задачи межличностного и межкультурного взаимодействия и др.

Кроме того, в каждом разделе учебного пособия в рубрике «Проверьте себя» представлен комплекс тестов рубежного контроля, которые позволят студентам самостоятельно проверить, насколько эффективно они усвоили материал, систематизировать свои знания по дисциплине «Речевая коммуникация» и подготовиться к текущей и промежуточной аттестации.

Выводы. Таким образом, при разработке описываемого комплекса учебных пособий были учтены общедидактические требования, предъявляемые к учебным пособиям нового поколения: соответствие требованиям ФГОС ВО и учебной программы по дисциплине «Речевая коммуникация»; общая ориентация на цель - подготовка бакалавров нефтегазового комплекса; учет общих дидактических закономерностей усвоения знаний, использование целесообразных методов и приемов контроля уровня обученности студентов; ориентация на студентов, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности, создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

Литература:

1. Вильданова Н.Г. Речевая коммуникация: теория: учебное пособие / Н.Г. Вильданова, Х.Н. Исмагилова, И.Б. Ковалева. - Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. - 248 с.

2. Вильданова Н.Г. Речевая коммуникация: практикум: учебное пособие / Н.Г. Вильданова, Х.Н. Исмагилова, И.Б. Ковалева. - Уфа: РИЦ УГНТУ, 2014. - 146 с.

3. Введенская Л.А. Учебник «Русский язык. Культура речи. Деловое общение»: модульно-компетентностный подход / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева // Вестник Южного федерального университета. Филологические науки. - 2012. - №3. - С. 194-201.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 22-27.

5. Лысова О.Ю. Компетентностный подход при изучении русской фразеологии на филологическом факультете / О.Ю. Лысова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 года). - СПб, 2016. - С. 1486-1491.

6. Митрюхина И.Н. Реализация компетентностного подхода при разработке учебного пособия «Английский для инженеров» по дисциплине «Деловой иностранный язык» / И.Н. Митрюхина, Ю.К. Папулова // Педагогическое образование в России. - 2015. - С. 102-108.

7. Томаков В.И. Учебное пособие в системе формирования компетенций как педагогическая проблема / В.И. Томаков, Р.А. Томакова, А.Н. Брежнева // Известия Юго-западного государственного университета. -2016. - № 3 (20). - С. 166-181.

8. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие / С.Л. Троянская. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. Режим доступа: http// eidos.ru/gournal/2002/0423/ - 23 апреля. - С. 202-205.

10. Царькова Е.А. Компетентность в контексте модернизации профобразования / Е.А. Царькова // Профессиональное образование. - 2004. - № 6.

Педагогика

УДК: 372.2; 372.3

кандидат психологических наук Коваленко Елена Михайловна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); заведующий Ермолина Наталья Валерьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Звездочка" (г. Ивантеевка)

РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к организации деятельности академической экспериментальной площадки по реализации аспектов воспитания в дошкольной организации.

Ключевые слова: академическая экспериментальная площадка; совместная деятельность; дошкольная образовательная организация; развитие воспитывающего потенциала образовательной среды.

Annоtation. In article the main approaches to the organization of activities of the academic experimental platform for realization of aspects of education in the preschool organization reveal.

Keywords: akademichesky experimental platform; joint activity; preschool educational organization; development of the bringing-up potential of the educational environment.

Введение. Кафедра воспитательных систем Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» - это открытая научно-педагогическая система, консолидирующая на основе социального партнерства все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее образовательных и научных задач, ориентируясь на качество обучения слушателей как интегративный результат [8].

В настоящее время кафедра воспитательных систем Академии социального управления и МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Звездочка" г.Ивантеевки Московской области работают над общей темой «Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации» [8].

Изложение основного материала статьи. Основная цель взаимодействия кафедры и академической экспериментальной площадки (МБДОУ ЦРР-детский сад № 6 «Звёздочка») заключается в опытно-экспериментальной разработке необходимых и достаточных условий развития воспитывающего потенциала дошкольной образовательной организации, способствующего успешной реализации содержательного, методического, психолого-педагогического аспектов воспитания детей в ДО [10].

В результате реализации данной цели решаются следующие задачи:

- изучение актуальных проблем воспитывающего потенциала образовательной среды;

- анализ педагогических ресурсов развития воспитывающего потенциала образовательной среды;

- разработка концепции, технологии внедрения и критериальной базы оценки развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО;

- углубление теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов в вопросах воспитания в дошкольной организации;

- удовлетворение профессионально-образовательных потребностей педагогических работников в повышении их профессиональной компетенции в вопросах воспитания;

- формирование представлений у педагогических работников о воспитывающем потенциале как составной части социокультурного пространства.

«В течение жизни у каждого человека формируется индивидуальная основа динамических процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Приобретаемые с возрастом и в процессе обучения знания существенно влияют на развитие этих процессов», - считает Е.М.Коваленко [5].

Понятие «воспитывающий потенциал», как показывает анализ научно-педагогической литературы, вошло в терминологический аппарат педагогов, психологов и методистов довольно давно. На сегодняшний день разработаны научно-педагогические основы развития воспитывающего (воспитательного) потенциала нравственно-эстетической деятельности; основы жизнедеятельности и охраны здоровья; трудового воспитания; ценностных и поликультурных основ; совместной деятельности семьи и коллектива ДОО; виды потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал досугового объединения культурно-оздоровительной направленности (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И.В. Герлах, Г.В. Дербенёва, С.В. Тетерский) и др.

Существуют различные подходы к определению понятия «потенциал»: прогностический (О.И. Генисаретский, Н.А. Носов, И.Т. Филонов, Б.Г. Юдин), ресурсный (В.Н. Марков, Ю.В. Синягин), деятельностный (М.С. Каган, С.М.Каган) и др.

Однако, немногие исследователи раскрывают содержание термина «воспитывающий (воспитательный) потенциал». Например, И. Э. Ярмакеев понимает под воспитательным потенциалом «особую, отличающуюся внутренней динамичностью, виртуально-реальную систему воспитательно-ориентированных, индивидуально-личностных, профессионально-личностных, содержательно-целевых и организационно-деятельностных ресурсов и скрытых в них воспитательных возможностей, актуализация и реализация которых способна обеспечить успешное воспитание». Воспитательный потенциал по мнению А.В. Понамарева, это «возможности воспитания, заложенные в нем (в коллективе), охватывающие как ресурсы самого детского коллектива, так и административные, педагогические ресурсы всей внеучебной воспитательной системы». Э.З. Галимова трактует воспитательный потенциал среды «как интегративную характеристику воспитательной среды, отражающую спектр воспитательных влияний на формирование личности» индивидуума.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из основополагающих работ в области развития воспитывающего потенциала образовательной среды является работа М.П. Нечаева. Учёный под воспитывающим потенциалом понимает «совокупность наличных средств среды, ее возможностей и ресурсов» [7].

Осмыслению понятия «воспитывающая (воспитательная) среда» посвящены работы Ю.С. Мануйлова, И. Н. Поповой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.