Педагогика
УДК 378.81.659
кандидат филологических наук, профессор Вильданова Набиря Галихановна
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа);
кандидат технических наук, доцент Имаева Эмма Шаукатовна
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА PR-СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. В статье изложены основы методики преподавания дисциплины «Лингвистическая культура в профессиональной коммуникации», целью которой является формирование языковой личности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью (PR-специалиста) на основе практического овладения им нормами современного русского литературного языка и основами культуры профессиональной коммуникации. Приводится описание учебно-методического комплекса дисциплины, разработанного для обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» в технических вузах.
Ключевые слова: лингвистическая культура человека, формирование языковой личности будущего специалиста, особенности разговорной речи, политическая коммуникация, электоральная коммуникация, публичная коммуникация, межкультурная коммуникация, профессиональная коммуникация, нормы современного русского литературного языка.
Annotation. In the article the fundamentals of the methodology of the disciplinary teaching "Linguistic culture in professional communication" are stated, the purpose of which is the formation of the language personality of the future specialist in advertising and public relations (PR-man) on the basis of practical mastering the norms of the modern Russian literary language and the basics culture of professional communication. The description of the educational and methodical complex of the discipline developed for the students in the direction "Advertising and Public Relations" in technical universities is described.
Keywords: linguistic culture of a person, formation of the language personality of a future specialist, features of colloquial speech, political communication, electoral communication, public communication, intercultural communication, professional communication, norms of the modern Russian literary language.
Введение. В последние десятилетия в России становится актуальной и популярной профессия «Реклама и связи с общественностью». Основной задачей PR-специалистов является формирование наиболее позитивного мнения о предприятии, товаре или конкретном человеке. При этом PR-сопровождение актуально для любых отраслей производства, предоставления услуг или товаров самого широкого круга потребления. Условием успешности PR-специалистов в их профессиональной и общественной деятельности является умение правильно общаться и взаимодействовать с окружающими. Для достижения этой цели необходимы определенные знания теории коммуникации, приемов и правил речевого взаимодействия. Особую роль играет сформированная лингвистическая культура общения и представления информации.
Изложение основного материала статьи. На кафедре русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа) разработан учебно-методический комплекс для студентов, изучающих дисциплину «Лингвистическая культура в профессиональной коммуникации» (ЛКПК).
В процессе изучения дисциплины ЛКПК реализуются следующие задачи:
- формирование грамотной письменной речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности;
- обучение ведению межличностного и социального диалога, разрешению конфликтных ситуаций, использования эффективных средств достижения эффективной профессиональной коммуникации;
- обучение умению выступать публично, аргументировать собственную позицию в соответствии с нормами современного русского литературного языка и речевого этикета;
- умение анализировать готовые тексты различных жанров, создавать свои тексты, осуществлять редакторскую правку готового текста;
- изучение особенностей форм и жанров профессиональной коммуникации в связях с общественностью;
- освоение практических навыков формирования лингвистической культуры PR-специалиста.
Кроме того, усвоение дисциплины ставит целью:
- познакомить обучающихся с характеристиками эффективного профессионального общения;
- расширить гуманитарную составляющую будущего PR-специалиста;
- приобщить студента к культуре мысли и слова в целях формирования современной языковой личности;
- привить чуткое отношение к русскому языку и умение вслушиваться в живую языковую стихию;
- сформировать представление о ключевых характеристиках современной профессиональной коммуникации;
- познакомить обучающихся с новыми тенденциями организации эффективной коммуникации;
- сформировать практические навыки саморазвития и успешной самореализации будущего PR-специалиста.
В результате изучения дисциплины будущий PR-специалист должен:
- знать основные виды, составные элементы и специфику организации профессиональной коммуникации в области рекламы и связей с общественностью; особенности лингвистической культуры в профессиональной коммуникации;
- уметь определять основные проблемы в коммуникационном взаимодействии по вопросам профессиональной реализации специалиста;
- применять эффективные приемы профессионального общения;
- определять стратегические цели и руководить планированием, подготовкой и реализацией процесса коммуникации;
- уметь работать с персоналом, оценивать производительность и качество его труда, устранять конфликты, обеспечивать сплоченность коллектива, толерантность;
- уметь руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с
общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта;
- быть способным планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия; управлять процессами стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий для создания эффективной профессиональной коммуникации;
- быть способным управлять процессами профессиональной коммуникации, обеспечивать их качество и эффективность;
- уметь руководить созданием эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, а также планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия;
- владеть методами профессионального общения в интернациональной среде, используя особенности местной деловой культуры зарубежных стран;
- уметь определять стратегические цели и руководить подготовкой и реализацией коммуникационных кампаний и мероприятий.
Дисциплина ЛКПК содержит два раздела, включающих темы, раскрывающие содержание предмета, которые, в свою очередь, углубляются на практических занятиях на основе использования теории, вопросы для контроля правильности усвоения дисциплины и упражнения для формирования практических навыков.
Перечень разделов и тем с кратким содержанием:
Раздел 1. Лингвистическая культура как инструмент взаимодействия субъектов профессиональной коммуникации.
Тема 1. Понятие лингвистической культуры. Речевой портрет языковой личности. (Язык и речь. Формы речи. Речевой портрет языковой личности. Особенности акта коммуникации. Политическая, электоральная, публичная, деловая и профессиональная коммуникация).
Тема 2. Нормативный аспект лингвистической культуры в профессиональной коммуникации. (Нормы современного русского литературного языка. Логичность речи и законы формальной логики. Кодифицированные и узуальные нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Синтаксические нормы. Стилистические нормы).
Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка. (Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Газетно-публицистический стиль речи. Разговорно-обиходный стиль речи как особая функциональная разновидность литературного языка. Литературно-художественный стиль речи).
Тема 4. Культура устной речи. Роды и виды ораторского искусства. Теория аргументации. (Риторическая речь как синтез устной и письменной речи. Искусство красноречия. Особенности публичного выступления. Общая и частная риторика. Роды и виды красноречия. Теория аргументации и виды аргументов).
Тема 5. Этика речевого общения. Средства организации эффективной профессиональной коммуникации. (Функции и цели речевого общения. Понятие коммуникативной стратегии. Типология стратегических целей. Стратегическое и тактическое планирование речевых действий. Виды речевых тактик. Принципы кооперации Г. Грайса и постулаты Дж. Лича. Нормы и формулы речевого этикета. Законы общения).
Тема 6. Невербальные средства общения в этнокультурной среде. (Функции невербального общения. Правила жестикуляции в коммуникации. Экстралингвистические средства речи. Поведенческий имидж участников коммуникации. Средства усиления коммуникативной позиции говорящего).
Раздел 2. Особенности профессиональной коммуникации как разновидности культуры общения.
Тема 7. Принципы организации эффективной профессиональной коммуникации. Цели языкового общения и факторы, определяющие успешность коммуникации. (Принципы и условия организации эффективной профессиональной коммуникации. Этапы коммуникационного процесса. Виды коммуникативных барьеров. Адекватное использование эффективных факторов общения).
Тема 8. Основные типы коммуникабельности участников профессиональной коммуникации. (Основные типы коммуникабельности людей. Причины коммуникативных неудач. Роль психологических факторов в профессиональной коммуникации).
Тема 9. Понятие эго-состояния и его модели. Методы защиты от манипуляций. (Модели эго-состояния. Формы трансактов при общении. «Манипулятивная игра» в профессиональной коммуникации).
Тема 10. Особенности и виды современной публичной речи. Риторический идеал. (Недостатки современной публичной речи. Понятие текстуальности. Цели, жанры и формы публичной речи. Риторический идеал).
Тема 11. Культура дискутивно-полемической речи. Виды споров. (Спор. Структура спора. Виды споров. Особенности античных видов споров. Роль аргументов в споре. Полемические приёмы в споре. Причины некорректности в споре).
Тема 12. Софизмы и уловки в профессиональной коммуникации. (Причины возникновения софизмов. Структура речевой провокации в публичном диалоге. Софизмы и уловки в речи. Логические софизмы. Собственно риторические софизмы. Социально-психологические уловки. Умение держать себя перед аудиторией).
Тема13. Особенности межэтнических форм коммуникации. Инструменты речевого воздействия на аудиторию. (Теория межличностных отношений. Международные правила этикета. Алгоритмы Дейла Карнеги. Джон Честара об основах делового этикета. Система моральных установок и иерархии ценностей народов Востока. Черты характера и менталитет народов Европы. Специфика национальных образцов нравственности).
Тема 14. Культура письменной речи в профессиональной коммуникации. (Виды письменных PR-материалов. Использование значимого варьирования языковых структур. Выбор формальной оболочки текста. Выбор слов и выражений. Средства модификации привычных категорий. Средства речевой выразительности).
Тема 15. Редактирование как творческий процесс в профессиональной деятельности PR-специалиста. (Виды редактирования. Редакционная этика. Контекст, подтекст, прецедентные тексты. Дискурс текста. Виды информации. Коэффициент информативности текста).
В процессе изучения дисциплины студенты должны выполнить определенный объем самостоятельной работы. В учебно-методическом комплексе приведена примерная тематика тем для рефератов, презентаций, семинаров, коллоквиумов, деловых игр и т.п.:
1. Основные типы коммуникабельности людей.
2. Основные виды споров и их классификация.
3. Национальные особенности невербальной коммуникации.
4. Гендерные различия речевого поведения участников коммуникации.
5. Этический аспект культуры речи в ораторском искусстве.
6. Причины нарушения постулатов Джеффри Лича.
7. Роль принципа кооперации в профессиональной коммуникации.
8. Основные жанры рекламного текста в профессиональной коммуникации.
9. Слоган как жанр рекламного текста.
10. Средства речевой выразительности в рекламном тексте.
11. Принципы эффективности рекламного текста.
12. Основные стили общения в деловой профессиональной коммуникации.
13. Типы эго-состояний в профессиональной коммуникации.
14. Культура дискутивно-полемической речи.
15. Кодекс речевого поведения участников коммуникации.
16. Признаки успешной профессиональной коммуникации.
17. Особенности европейской и азиатской типов коммуникации.
18. Софизмы и уловки в речи.
19. Собственно риторические софизмы в профессиональной коммуникации.
20. Манипуляции в профессиональной коммуникации и защита от них.
21. Скрытые трансакты в коммуникации.
22. Принцип кооперации, принцип интереса и принцип Поллианы.
23. Законы коммуникации по И.А. Стернину и П.С. Таранову.
24. Особенности языка публицистического стиля.
25. Метатекст в газетно-публицистическом подстиле.
26. Факторы эффективного слушания.
27. Отличительные признаки речевой деятельности.
28. Психологические механизмы речевой деятельности.
29. Этика письменной речи в этнокультурной среде.
30. Современное деловое письмо в профессиональной коммуникации.
Для закрепления изученного теоретического материала обучающиеся могут пройти тестирование по тестовым заданиям, основанным на материале всего курса. Примеры тестовых заданий: Задание 1. Под речевой тактикой понимают
1) способ реализации стратегии речи,
2) точность и выразительность речи,
3) ораторские способности собеседников,
4) мимику и жесты собеседников.
5) общий план речевых действий для достижения поставленных коммуникативных целей. Задание 2. Принцип кооперации включает максиму.
1) релевантности,
2) великодушия,
3) скромности,
4) согласия,
5) такта.
Задание 3. При общении не затрагиваются темы, потенциально опасные для собеседников - значит, собеседники вооружены.
1) максимой такта,
2) максимой скромности,
3) максимой симпатии,
4) максимой отношения,
5) максима релевантности.
Задание 4. Принцип вежливости не включает максиму.
1) количества,
2) согласия,
3) великодушия,
4) такта,
5) одобрения.
Выводы. Учебно-методический комплекс «Лингвистическая культура в профессиональной коммуникации» (УМК «ЛКПК») предназначен для обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». УМК включает рабочую программу дисциплины, сведения о содержании современной лингвистической культуры в профессиональной коммуникации и словарь для активизации учебного процесса. Основная цель УМК «ЛКПК» - помочь будущим специалистам по связям с общественностью подготовиться к участию в обсуждении актуального вопроса, выступить со знанием дела стройно, изящно, с достоинством, доказывая правомерность собственной точки зрения. Вопросы для обсуждения после каждой темы направлены на закрепление теоретического материала. В целях совершенствования уровня общекультурной и лингвистической подготовленности обучающихся к освоению ими содержания теоретического курса предлагаются задания по каждой теме, практические упражнения и тренировочные тесты.
Учебно-методический комплекс «Лингвистическая культура в профессиональной коммуникации» может быть использован широким кругом студентов, магистрантов и аспирантов разных направлений подготовки в техническом вузе, стремящихся к совершенствованию необходимых для будущей профессиональной деятельности компетенций в устной и письменной речи. Литература:
1. Вильданова Н.Г., Имаева Э.Ш. Пути совершенствования РЯ-специалиста как языковой личности // Современный РЯ: теория, практика, образование. Материалы IX Международной науч.-практич. конф-ции,
посвященной 65-летию УГНТУ, 2013. - С. 43-46.
2. Вильданова Н.Г., Имаева Э.Ш. Пути формирования межкультурной коммуникации будущего PR-специалиста // Современный PR: теория, практика, образование. Материалы XI Международной науч.-практич. конф-ции, посвященной 20-летию профессионального образования по связям с общественностью в Республике Башкортостан, 2017. - С. 46-49.
3. Вильданова Н.Г., Имаева Э.Ш. Целесообразная и грамотная речь как залог эффективного общения // Проблемы современного педагогического образования. - г. Ялта: Изд-во ГПА ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 2017. - №54-3. - С. 17-24.
4. Вильданова Н.Г. Речевая коммуникация: практикум: учебное пособие / Н.Г. Вильданова, Х.Н. Исмагилова, И.К. Ковалева. - Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. - 123 с.
5. Вильданова Н.Г. Речевая коммуникация: теория: учебное пособие / Н.Г. Вильданова, Х.Н. Исмагилова, И.К. Ковалева. - Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. - 248 с.
6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности // Учебное пособие. -СПб.: Общество «Знание», 1999.
Педагогика
УДК 372.891
доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасии Васильевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Аннотация. Статья посвящена разработке теоретико-методологических и методических оснований проблемы формирования глобального экологического мышления в школьном экологическом образовании как одного из условий устойчивого развития. На основе философских, научных, психолого-педагогических основ разработаны целевой, содержательный, процессуальный и технологический компоненты учебного курса «Мыслить глобально - действовать локально». Данный курс реализует глобальный, проблемный, экогуманистический, компетентностный подходы и принцип глобального экологического мышления.
Ключевые слова: устойчивое развитие, глобальное экологическое мышление, глобальные экологические проблемы, компетентностный подход, принцип глобального экологического мышления, учебный курс «Мыслить глобально - действовать локально».
Annotation. The article is devoted to the development of the theoretical, methodological and methodological foundations of the problem of the formation of global ecological thinking in school environmental education as one of the conditions for sustainable development. On the basis of philosophical, scientific, psychological and pedagogical foundations, the target, substantive, procedural and technological components of the training course "Think globally - act locally" have been developed. This course implements a global, problematic, eco-humanitarian, competence approach and the principle of global environmental thinking.
Keywords: Sustainable development, global environmental thinking, global environmental problems, competence approach, the principle of global environmental thinking, the training course "Think globally - act locally."
Введение. Система образования XXI века названа стратегически важной сферой человеческой деятельности, которой отведена опережающая роль в решении глобальных проблем с целью выживания и устойчивого развития человечества.
Глобальные экологические проблемы как новая социальная реальность выступают императивом обновления современной образовательной системы, поскольку именно образование сыграло существенную роль в становлении и развитии утилитарно-потребительского, природопокорительного общества, транслируя в будущее технократические знания, ценности, способы мышления и деятельности. При этом возникает диссонанс между потребностями ориентации образования на идеи устойчивого развития и реальным доминированием технократичности и социальной апатии в изучении и решении глобальных экологических проблем. Специалисты отмечают, что «сегодня дефицит глобального экологического мышления во многом становится чем-то вроде ржавчины в теле многотонной бомбы, оставленной в центре города во время войны». Всеюдность проявления глобальных экологических проблем как факторов повышенного риска диктует приоритетность известного логического тезиса «Мыслить глобально, действовать локально» [14, 11].
В ходе решения этих задач при формировании глобального мышления учитывалось неразрывное единство идей устойчивого развития и глобализации. Идея устойчивого развития явилась как реакция на проблемы, инициированные глобализацией, в т.ч. глобальным кризисом личности, поэтому будущее человечества без сбалансированного, устойчивого развития, в т.ч. на основе экологической культуры, глобального мышления и консолидированных компетентных действий, не возможно. В связи с этим концептуальную основу курса составили теория и методология глобального экологического образования, предполагающего формирование глобального экологического мышления, средствами которого возможно разрешение экологических проблем человечества средствами образования [14, 13].
Формулировка цели статьи. Цель исследования состоит в разработке методики формирования глобального экологического мышления в экологическом образовании.
Задачи:
- разработка философских, научных и психолого-педагогических основ формирования глобального мышления;
- обоснование методических основ формирования глобального экологического мышления, включающих целевой, содержательный, процессуальный, технологический, компоненты;