Научная статья на тему 'Практико-ориентированные технологии в подготовке специалистов по связям с общественностью'

Практико-ориентированные технологии в подготовке специалистов по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Гульсина Хафизовна

В статье освещаются вопросы профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью и организации учебного процесса по дисциплинам специализации «Связь с общественностью в спорте и физической культуре». В предлагаемой модели использован междисциплинарный подход, где деловая коммуникация, объединяющая ряд коммуникативных практик, становится основой цикла ДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные технологии в подготовке специалистов по связям с общественностью»

РАЗДЕЛ V ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 659.3

Муртазина Гульсина Хафизовна

Кандидат педагогических наук, Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, pr-kafedra@yandex.ru, Санкт -Пет ер бург

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Murtazina Gulsina Hafizovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, pr-kafedra@yandex.ru, St.-Petersburg

PRACTICALLY ORIENTIZED TECNOLOGIES IN TRAINING OF PUBLIC RELATIONS SPECIALISTS

Россия вступила в III тысячелетие, которое характеризуется как эпоха Глобального информационного общества, где информация и коммуникация представляются ведущими ресурсами. Важную роль в сфере современных деловых коммуникаций и управления играют связи с общественностью (общественные связи или отношения с общественностью - Public Relations, PR; русскоязычная аббревиатура-СО, ИР; пиар).

Социальный заказ вузовской системе образования на подготовку специалистов по связям с общественностью продиктован необходимостью в таких кадрах. Экономические, политические, социальные и культурные связи с целевыми аудиториями, общественностью, требуют пересмотра, совершенствования, модернизации, перехода на новый уровень современной теории и практики общественных связей. Проблемы профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов связаны с процессами реформирования всей системы российского образования. Подготовка специалистов по связям с общественностью ведётся в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Законе «О двухуровневой системе высшего образования».

Профессиональная подготовка представляет собой совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В свою очередь, цель профессиональной подготовки специалистов заключается в формировании основ профессиональной деятельности. Такими основами являются система научных знаний о связях с общественностью, умение использовать знания в этой сфере

в качестве инструмента профессионального мышления и решения профессиональных задач, устойчивый интерес к профессиональной деятельности.

Следует отметить, что подготовка будущих специалистов во многом зависит от сформированности инфраструктуры, обеспечивающей условия жизнедеятельности данной сферы деятельности: наличия учебных заведений, проводящих такую подготовку, организаций (пиар-агентств), корпоративных изданий, проведения конференций, конкурсов и других форм деловой коммуникации. Первые вузы, реализующие подготовку специалистов, находились в столичных, крупных городах, таких как Москва, Санкт-Пе-тербург, Казань, Екатеринбург, где были университеты и институты, способные в короткий период сформировать образовательные программы и требования к уровню подготовки специалистов. Так, в 1991 г. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) впервые в России открыл специальность по подготовке специалистов по связям с общественностью. В Санкт-Петербурге в числе первых вузов, инициировавших такую подготовку, были СПб Государственный Элекгротехничес-кий Университет (ЛЭТИ), СПб Государственный университет, Российский Государственный Педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт Внешнеэкономических связей, СПб Университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича, Невский институт языка и литературы, Северо-Западная академия госслужбы при Президенте РФ.

Значительным событием в становлении отечественной образовательной системы в сфере связей с общественностью явилось утверждение в 1996 г. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «022000 - Связи с общественностью». В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996) в статье седьмой Государственные образовательные стандарты представлены основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования. Таким образом, ГОСТ явился отправной точкой для открытия данной специальности в российских вузах.

Как было отмечено выше, первые образовательные программы в вузах России появились в начале 90-х г. XX в. Для сравнения: первый курс по паблик рилейшнз в США был написан в 1923 г. Эдвардом Л. Бернейсом для Школы коммерции, бухгалтерского учёта и финансов факультета журналистики при Нью-Йоркском университете и был рассчитан на один семестр. К 1946 г. в 30 колледжах читались 47 учебных курсов, а в 1980 г. курсы пиар были организованы примерно в 300 учебных заведениях, в которых училось около 100 тыс. студентов. По оценкам исследователей «количество пиар специалистов в США в 1950 г. достигало 19000 тыс. человек, в 1990 г. эта цифра достигла 162000, а прогноз на 2000 год составил увеличение до 197000 тыс. специалистов» [1, с. 53].

Г. Г. Почепцов отмечает, что «ПР растёт в мире со скоростью 25% в год, так что избежать этой волны никому не удастся» [2, с. 6]. С полным основанием эту профессию называют профессией XXI в.

В США с 1956 г. Американское общество паблик рилейшнз (PRSA) провело первое исследование по проблемам образования в области пиар. Такие исследования показывали динамику развития отрасли. В 1981 г. была создана Комиссия по образованию в сфере паблик рилейшнз. Аналогичная комиссия 1991 г. рекомендовала составлять образовательные программы, где курсы по пиар составляли бы 25%, «а весь остальной объём приходился на свободные искусства, науки и прочие общеобразовательные дисциплины. Эта комиссия также рекомендовала, чтобы только половина всего учебного материала в основном курсе определялась именно как паблик рилейшнз» [3, с. 189].

Комиссия выделила пять базовых областей обучения:

1. Принципы, практика и теория паблик рилейшнз.

2. Методы паблик рилейшнз.

3. PR-исследования для планирования и оценки.

4. Стратегия и реализация паблик рилейшнз.

5. Приобретение студентами опыта паблик рилейшнз под контролем преподавателей.

Важной информацией в сравнении отечественных и зарубежных образовательных программ для педагогической общественности стали выдержки из отчёта Комиссии по IIP-образованию (США) 1999 г. «Port of Enter» («Колыбель будущего»), где речь шла об образовании в XXI в. Комиссия провела фундаментальное исследование с целью разработки и предоставления рекомендаций по составлению учебных планов вузам, готовящим студентов к профессиональной работе. Разработка рекомендаций осуществлялась на основании результатов опроса практиков в сфере паблик рилейшнз и преподавателей. Опрос был проведён с помощью Национальной Ассоциации Коммуникаций (National Communication Association) в союзе с участниками «Летней конференции по преподаванию паблик рилейшнз - 1998». Фрагменты отчёта Комиссии были представлены на Межвузовской научно-практической конференции «Паблик рилейшнз - образование и профессия» 1999 г. в СПбГЭТУ. Комиссия рекомендовала закладывать в учебные планы вузов сильную базу гуманитарных и социальных наук как фундамент для образования специалистов по связям с общественностью. Идеальная программа по их мнению должна включать в себя следующие курсы: введение в паблик рилейшнз, анализ практических примеров деятельности, методы исследования, планирование и менеджмент, организация кампаний по связям с общественностью, учебно-производственную практику, взаимодействие со СМИ, предметы по выбору.

На обучение дисциплинам специализации должно отводиться от 25 до 40 процентов от всех учебных часов и, по крайней мере, половина из них - это чистый курс по связям с общественностью. Остальные 60-75 процентов составляют гуманитарные курсы, социальные науки, бизнес-курсы и обучение иностранным языкам. В докладе представлены рекомендации студентам, которые включают в себя описание знаний и умений. Студенты, желающие до-

стигнуть успеха в профессии, должны уметь: проводить анализ и использовать на практике результаты научных исследований; управлять информацией, учитывая её роль в процессе общественных отношений, соблюдая уважение к правде; грамотно и свободно изъясняться на родном языке при письменном и устном общении; разрешать конфликты и проводить переговоры; подготавливать информационные и аналитические материалы, владеть приёмами убеждения; обладать технологической грамотностью и умело использовать наглядные материалы; управлять коммуникацией в организации, программами и ресурсами; стратегически планировать пиар-деятельность компании; свободно владеть иностранным языком; принимать этически правильные решения; активно взаимодействовать с профессиональными объединениями в сфере паблик рилейшнз, владеть риторикой, а также искусством проведения успешных выступлений и презентаций; учитывать особенности межкультурных различий в своей профессиональной деятельности.

Отметим, что курс «Анализ практических примеров деятельности по паблик рилейшнз», предложенный американскими коллегами, действительно необходим. Ещё одна полезная рекомендация в практической разработке учебных планов - учебный курс «Введение в связи с общественностью». К сожалению, он не включён в ГОС специальности и поэтому не читается в большинстве вузов. О важности курса говорить не приходится, здесь весь «предмет» предъявляется целиком, а изучение других специальных дисциплин дополняет, уточняет, детализирует полученные знания, он определяет основную образовательную траекторию подготовки специалиста, помогает первокурснику осознать правильность выбора профессии. Объём курса должен быть не более 20 часов, так как основная его цель заключается в том, чтобы дать студентам общие представления о профессии.

Вариант зарубежной подготовки специалистов по связям с общественностью представлен также в докладе Сэма Блэка «Колесо образования по паблик рилейшнз» [4], где образовательная программа представлена в виде трёх окружностей. В центре окружности указаны профессиональные дисциплины, во второй окружности представлены курсы, касающиеся общих вопросов коммуникации: теория и практика коммуникаций, реклама, право и этика СМИ, исследовательская работа, анализ СМИ, графическая коммуникация, редактирование, написание материалов для СМИ, третья окружность включает в себя курсы по общим дисциплинам, таким как теория менеджмента, управление персоналом, гуманитарные науки, социальные науки, естественные науки, иностранные языки, статистика, структура и поведение организации, управление бизнесом, экономика, политология, государственное строительство, государственно-административная деятельность. Эта схема дает представление об основных циклах учебных дисциплин без излишней детализации, необходимый набор курсов для формирования учебного плана.

Анализируя рекомендации по составлению образовательной программы Комиссии по образованию в сфере связей с общественностью США и рос-

сийские образовательные программы, мы пришли к выводу, что в основных их положениях больше сходства, чем различий.

Начало второго тысячелетия символично совпало с появлением нового Государственного стандарта специальности 030602 - «Связи с общественностью», утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. Предполагается, что специалист способен осуществлять следующие виды деятельности: информационно-творческая; социально-психологическая; информационно-коммуникационная; информационно-управленческая; рекламно-информационная; информационно-аналитическая; информационно-референтская; культурно-просветительская; организационно-рекламная; информационно-социологическая; научно-исследовательская.

Споры об акцентах в подготовке будущих пиар-профи не утихают: она предусматривает либо широкую гуманитарную подготовку «унифицированного специалиста», либо выбор новых 25 специализаций (ГОС 350400), в том числе «Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта». Пропаганда здорового образа жизни и физической культуры вызывает необходимость подготовки у выпускников коммуникативных и организаторских способностей. Такая подготовка позволит решать и задачи, связанные с продвижением позитивного образа сферы физической культуры и спорта.

В данном контексте возникают проблемные вопросы: какой должна быть подготовка специалистов ио связям с общественностью в условиях модернизации профессионального образования? Что должно измениться в содержании учебного материала? Каким должно быть соотношение фундаментальности и профессиональной направленности в подготовке будущих специалистов? Какой должна быть концепция подготовки специалистов и конкретная методика обучения? Как необходимо организовать учебно-познавательную деятельность студентов?

Представляется, что для будущей практической работы специалистам по связям с общественностью необходимо освоение коммуникативных практик, где теория коммуникации является базовой дисциплиной [5] (рисунок 1):

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Рисунок ] - Коммуникативные практики деловой коммуникации

Термин «деловая коммуникация» (ДК), в отличие от английского «business communication», получил расширенное толкование в русском языке. Эффективной деловой коммуникацией в России XXI в. занимаются не только бизнесмены, политики, юристы, но и священнослужители, военные, врачи, спортсмены, деятели культуры и другие лидеры мнений. Главным критерием эффективности деловой коммуникации должны стать универсальные инструменты, отражающие глобальные стратегические цели и ценности персоны, организации и общества в целом.

Существует ряд универсальных терминов, используемых для системного анализа и синтеза деловой коммуникации (ДК) как явления: модели, виды, формы, приемы и средства.

Модели коммуникации [6] :

- теоретические (лингвистическая, литературная, театральная, герменевтическая, фольклорная, семиотическая, культурологическая, прагматическая, психоаналитическая, архетипическая, мифологическая, нарративная, социологическая, текстовая, философская, игровая, антропологическая, вещественная, деконструктивистская, постструктуралистическая);

- прикладные (математическая, кибернитическая, социально-психоло-гическая, контент-анализа, разведывательная, конфликтологическая и пр.).

Виды деловой коммуникации:

- вербальная (аудиальная, визуальная);

- невербальная (тактильная, перфомансная, визуальная).

Формы деловой коммуникации [7] :

- деловой разговор, беседа по телефону, совещание, пресс-конферен-ция, переговоры, торги, дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор, публичная речь, презентация, самопрезентация.

Приемы и средства [8]:

- 1500 приемов и средств деловой коммуникации.

Перечисленные коммуникативные практики нередко используют одинаковые приемы и средства, заполняя пространство деловой коммуникации по принципу «олимпийских колец», частично перекрывающих друг друга.

Педагогический эксперимент по апробированию данной модели был проведен в рамках курса «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте». В контрольной группе разность показателей в начале и в конце эксперимента незначительна. Для качественной оценки эффективности методики нами были предложены проверочные вопросы, направленные на воспроизведение полученной информации, предполагающие применение знаний и умений в учебной ситуации (представление о коммуникативных практиках, формах деловой коммуникации, моделях, видах, приемах, средствах, уровень знаний о приемах и средствах ДК, уровень умений по созданию баз данных по приемам и средствам ДК).

Качественная оценка показала, что в 7, 8, 9, 10 тестах уровень значимости достоверен (7 тест Р<0,05, 8 - Р<0,01, 9 - Р<0,001, 10 - Р<0,001) (таблица 1):

Таблица 1 - Характеристики испытуемых, а также показатели тестов занимающихся в контрольной и экспериментальной группе после эксперимента

№ Тест п группа х±я X Ме Р

1 1 критерий 12 к 3,8±0,2 4,0 Р>0,05

12 э 4,1±0,2 4,0

2 2 критерий 12 к 3,7±0,1 4,0 Р>0,05

12 э 3,9±0,1 4,0

3 3 критерий 12 к 3,8±0,2 4,0 Р>0,05

12 э 3,7±0,1 4,0

4 4 критерий 12 к 3,9±0,2 4,0 Р>0,05

12 э 4,0±0,1 4,0

5 5 критерий 12 к 3,9±0,2 4,0 Р>0,05

12 э 3,9±0,1 4,0

6 6 критерий 12 к 3,7±0,1 4,0 Р>0,05

12 э 3,9±0,1 4,0

7 7 критерий 12 к 3,5±0,1 3,0 Р<0,05

12 э 4,0±-0,2 4,0

8 8 критерий 12 к 3,4±0,2 3,0 Р<0,01

12 э 4,1±0,1 4,0

9 9 критерий 12 к 3,0±0,1 3,0 Р<0,001

12 э 4,0±0,1 4,0

10 10 критерий 12 к 3,0±0,08 3,0 Р<0,001

12 э 3,9±0,1 4,0

Указанные тесты наиболее значимы для проведения эксперимента, так как касаются приобретения практических умений по созданию приемов и средств деловой коммуникации.

Качественная оценка в экспериментальной группе показала, что в 7, 8, 9, 10 тестах уровень значимости достоверен (7 тест Р<0,05, 8 - Р<0,01, 9 -Р<0,01, 10 - Р<0,05) (таблица 2):

Таблица 2 - Характеристики испытуемых, а также показатели тестов занимающихся в экспериментальной группе до и после эксперимента

№ Тест п группа Х±ЛТ X Ме Р

1 2 3 4 5 6 7

1 1 критерий 12 к 3,8±0,2 4,0 Р>0,05

12 э 4,1±0,2 4,0

2 2 критерий 12 к 3,7+0,1 4,0 Р<0,05

12 э 3,9±0,1 4,0

3 3 критерий 12 к 3,8±0,2 4,0 Р<0,05

12 э 3,7±0,1 4,0

4 4 критерий 12 к 3,9±0,2 4,0 Р>0,05

12 э 4,0±0,1 4,0

5 5 критерий 12 к 3,9±0,2 4,0 Р>0,05

12 э 3,9±0,1 4,0

6 6 критерий 12 к 3,7±0,1 4,0 Р>0,05

12 э 3,9±0,1 4,0

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7

7 7 критерий 12 к 3,5±0,1 3,0 Р<0,05

12 э 4,0±0,2 4,0

8 8 критерий 12 к 3,4±0,2 3,0 Р<0,01

12 э 4,1±0Д 4,0

9 9 критерий 12 к 3,0±0,1 3,0 Р<0,01

12 э 4,0±0,1 4,0

10 10 критерий 12 к 3,0±0,08 3,0 Р<0,05

12 э 3,9±0,1 4,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание деловой коммуникации будет меняться по мере развития коммуникативных практик. Предложенный нами ряд является открытым и может быть дополнен специалистами [9] (рисунок 2):

Рисунок 2 - Дополнительные коммуникативные практики

Так, в ДК включаются коммуникативные практики, представляющие научный интерес для нового профиля подготовки, такие как продвижение, лоббизм, консалтинг, экспонента, креатив, инфовар (информационные войны), журналистика.

Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО третьего поколения (031600) интегрирует две специальности и предусматривает обучение бакалавров по новому направлению «Реклама и связи с общественностью». Деятельность бакалавров также связана с организационно-управленческими, коммуникационными задачами, однако в ГОС появляются новые виды профессиональной деятельности: проектные, рекламно-информационные, рыночно-исследовательские и прогнозно-аналитические и вместе с этим требования к формированию новых профессиональных компетенций, таких как базовые навыки бренд-менеджмента (ПК-7), ме-диапланирования (ПК-8). Такой широкий диапазон деятельности: предполагает качественно новый уровень обучения, модернизацию учебного процесса в соответствии с новыми требованиями системы образования. Изучение деловой коммуникации и коммуникативных практик формирует ключевые профессиональные компетенции будущих специалистов.

Библиографический список

1. Блэк, С. Паблик рилейшнз. [Текст] / С. Блэк.- М.: Изд-во «Сирин», 2002. -202 с.

2. Булгари, М. Виртуальная медиатека профессиональной деловой коммуникации [Текст] / М. Булгари, СПб., 2010. - 117 с.

3. Булгари, М. Имидж по-Кусски: приемы и манипуляции [Текст] / М. Булгари. -СПб., 1998.-47 с.

4. Катлии, С. Паблик рилейшенз: теория и практика [Текст]: учеб. пособие: Пер. с англ. - 8-е изд. / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. - М.: Изд-й дом «Вильяме», 2005. - 624 с.

5. Муртазина, Г. X. Деловая коммуникация - реклама, брэндинг, имидж-мейкинг, медиабаинг, мифодизайн, НЛП, пропаганда, паблисити и пиар [Текст] / Г. X. Муртазина // Материалы IV Всерос. науч.-практ. Конф. 14 февр. 2007 г. - СПб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов, 2007. - С. 96-98.

6. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст] / А. П. Панфилова; СПб ин-т ВЭСЭП, Общество «Знание». - СПб., 2007. -494 с.

7. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М.: Изд-во Рефл-бук Ваклер, 2001. - 650 с.

УДК 371. 90(045)

Шкабара Ирина Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета магистерской подготовки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, irinashkabara@mail.ru, Нижний Тагил

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Shkabara Irina Yevgenievna

Associate professor, dean of master course faculty of Nizhny Tagil State Socio-pedagogical Academy, irinashkabara@mail.ru, Nizhny Tagil

ORGANIZATION OF SELF-WORK OF MASTER COURSE STUDENTS IN THE FRAME OF NEW EDUCATIONAL

PARADIGM

Современные подходы к обучению предполагают изменение педагогической парадигмы высшего профессионального образования. Главный смысл этого изменения заключается, по словам JI. С. Гребнева в переходе «от обучения в формате "teaching" ... к «формату "learning". Теперь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.