ния, умения и владения в области самостоятельной организации и проведения студентом занятия по гидрореабилитации с учеником в условиях плавательного бассейна под наблюдением преподавателя.
Цель: формирование у студентов системы практических умений и овладений в области самостоятельной организации и проведению учебно-практических занятий по гидрореабилитации с детьми-инвалидами в условиях водной среды.
Средства 4-го уровня «преподаватель-студент-ученик»:
- фотосъемка первого учебно-практического занятия студентов с детьми.
- надводная и подводная видеосъемка первого учебно-практического занятия конкретного студента с учеником.
- анализ, обобщение и практическое применение студентом полученных знаний и умений при прохождении самостоятельной гидрореабилитации ученика - инвалида.
- самостоятельный выбор и применение на практических занятиях с учеником ранее изученных, на первом, втором и третьем уровне усвоения, подводящих и специальных упражнений.
ВЫВОДЫ
Разработанная и экспериментально апробированная дидактическая система специфических средств и условий подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика позволяет обеспечить преподнесение занимающимся материала практического содержания, его последовательность и контроль в процессе овладения знаниями и умениями на системных уровнях усвоения: «преподаватель-студент»; «пре-подаватель-студент-студент»; «преподаватель-студент-ученик»; «студент-ученик-
преподаватель», и обусловлено успешностью педагогической гидрореабилитации и обучения плаванию ученика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова, Д.В. Опыт проведения учебных занятий по курсу «Гидрореабилитация» в вузе / Д.В. Козлова // Материалы одиннадцатого национального конгресса «Человек и его здоровье», 27-30 ноября 2006 г., Санкт-Петербург. - СПб., 2006. - С. 209-210.
2. Мосунова, М. Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии) : дис. ... канд. пед. наук / Мосунова М. Д. - СПб., 2005. - 186 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Гульсина Хафизовна Муртазина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье освещаются вопросы организации учебного процесса специалистов по связям с общественностью. Представлена классификация уровней усвоения информации. Определена качественная оценка усвоения учебной информации. Данная диагностика может быть применима в новом направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» и определять пороговый и повышенный уровни формирования профессиональных профильных компетенций.
Ключевые слова: качество усвоения информации, коммуникативные практики, связи с общественностью, реклама, приемы, средства, физическая культура, спорт.
CHARACTERISTICS OF THE LEVELS OF EDUCATIONAL INFORMATION
MASTERING
Gulsina Hafizovna Murtazina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The problems of educational process organization for PR specialists have been specified in the article. The classification of information levels mastering has been presented. The quality of the information mastering rating has been determined. Given diagnostics may be applied within the new direction of preparation «Advertising and public relations» and can define the threshold and increased levels of professional profile competitions formation.
Keywords: quality of information mastering, communicative practices, public relations, advertising, techniques, tools, means, physical culture, sport.
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной дидактике выработаны общие подходы к количественному и качественному определению уровней усвоения содержания учебного материала. Существуют различные подходы к определению количества возможных уровней и характеристик.
Наиболее распространенной и известной является классификация В.П. Беспалько [1], где разграничиваются репродуктивный (воспроизведение по образцу, по инструкции) и продуктивный (поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия) виды деятельности и рассматриваются четыре уровня усвоения учебной информации: уровень узнавания; деятельность в стандартной ситуации; деятельность в нестандартной ситуации; деятельность в новой области (исследовательская). Данная классификация была адаптирована для характеристики уровней усвоения учебного материала по дисциплине «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте».
МЕТОДИКА
Приемы и средства рекламы и связей с общественностью представляют интерес как в практической работе специалистов, так и в учебном процессе вуза [2,3]. Студенты 4 курса изучают конкретные приемы и средства, использованные при проведении рекламных кампаний и кампаний по связям с общественностью (пиар), акций, специальных событий в сфере физической культуры и спорта. Основная цель освоения экспериментальной методики заключалась в повышении третьего и четвертого уровня усвоения учебной информации, определяющих креативный потенциал будущего специалиста. В представленной классификации (таблица 1) прослеживается определенная преемственность уровней усвоения, которая заключается в том, что любой из уровней включает в себя все предыдущие.
В контрольной группе использовались традиционные методы обучения: репродуктивный, эвристический, проблемный, информационно-рецептивный, объяснительноиллюстративный. В экспериментальной группе, помимо основных методов обучения, использовался исследовательский метод, как основной метод обучения опыту творческой деятельности, метод информационного ресурса, в частности ресурсы медиатеки «Шумер. Sumer» (http:IIsumer.narod.ru).
Таблица 1
Характеристика уровней усвоения учебной информации__________________
Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня
1 Знакомство Репродуктивный уровень усвоения. Характеризуется тем, что студент способен лишь узнавать, опознавать, различать данные объекты изучения в ряду других подобных объектов. Определяется деятельностью по идентификации теоретических моделей коммуникации, коммуникативных практик, видов, форм, приемов, средств ДК.
2 Воспроизведение Репродуктивный уровень усвоения. Характеризуется действиями по воспроизведению информации по памяти и ее применение в типовых ситуациях. Определяется деятельностью по воспроизведению информации о коммуникативных практиках, как объекте изучения, его свойствах, особенностях, характеристиках на уровне памяти или уровне понимания.
3 Применение Продуктивный уровень усвоения. Характеризуется самостоятельным поиском приемов и средств рекламы и пиар, используемых в практической деятельности организаций. Определяется степенью овладения умением применять усвоенную информацию о приемах и средствах рекламы и пиар.
4 Творчество Продуктивный уровень усвоения. Характеризуется тем, что творческая (исследовательская) деятельность конструируется самостоятельно. Определяется деятельностью по адаптации приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС, созданием собственного перечня приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов показывает, что в КГ и ЭГ разность показателей по первому уровню усвоения учебной информации (знакомство) и второму уровню (воспроизведение) в начале и в конце эксперимента незначительна. Для оценки эффективности методики были предложены тесты на усвоение учебной информации. На начало педагогического эксперимента в результатах тестирования знаний студентов двух групп статистически значимых отличий не обнаружено. Результаты показывают, что работа с базой данных приемов и средств рекламы и связей с общественностью повысила третий (применение) и четвертый (творчество) уровни в экспериментальной группе. Уровень значимости в 7 из 8 ответов третьего уровня и в 6 из 8 ответов четвертого уровня достоверен, что показывает эффективность применения данной методики. Указанные тесты наиболее значимы для освоения экспериментальной методики, так как студент в результате самостоятельного поиска поднимается на творческий уровень решения задач. В процессе выполнения заданий студенты усваивают новую для себя информацию и обогащают свой опыт по отношению к тому опыту, которым они уже овладели на предыдущих двух уровнях.
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп (п=24) до и после эксперимента представлен в таблице 2.
ВЫВОДЫ
Третьим уровнем усвоения в данном случае является такое усвоение информации учащимися, при котором они достигают умения применять ее в будущей практической работе. Четвертым уровнем усвоения является творческое усвоение информации, когда студенты демонстрируют умения осуществлять исследовательскую и изобретательскую деятельность, владеют навыками создания собственного перечня средств и приемов рекламы и связей с общественностью для их дальнейшего применения в формировании позитивного имиджа физкультурно-спортивных организаций и спортсменов, гармонизации отношений с различными группами общественности. Данная диагностика может быть
применима в новом направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» и определять пороговый и повышенный уровни формирования профессиональных профильных компетенций.
Таблица 2
Характеристики испытуемых, а также показатели тестов, занимающихся
в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента
X ± Sx P (уровень значимости)
№ Тесты группа до эксперимента носле эксперимента
3 уровень (применение)
1 К 3,В±0,2 3,5±0,1 P<0,05
Э 4,0±0,2 4,2±0,1
2 К 3,В±0,2 3,5±0,1 P<0,05
Э 4,0±0,2 4,2±0,1
3 К 3,В±0,2 3,5±0,1 P<0,05
Э 4,0±0,1 4,2±0,1
4 К 3,В±0,2 3,5±0,1 P<0,05
Приемы и средства рекламы и связей с Э 4,0±0,1 4,2±0,1
5 общественностью К 3,5±0,2 3,б±0,2 P<0,05
Э 4,0±0,2 4,3±0,1
б К 3,7±0,2 3,4±0,1 P<0,05
Э 3,б±0,2 4,0±0,1
7 К 3,б±0,1 3,б±0,1 P>0,05
Э 3,7±0,1 4,0±0,1
В К 3,б±0,2 3,б±0,1 P<0,05
Э 4,0±0,1 4,2±0,1
4 уровень (творчество)
1 К 3,7±0,3 3,5±0,1 P<0,05
Э 4,0±0,2 4,2±0,1
2 К 3,В±0,2 3,7±0,2 P>0,05
Э 3,б±0,2 4,1±0,1
3 К 3,В±0,2 3,5±0,1 P<0,05
Э 4,0±0,2 4,2±0,1
4 К 3,б±0,3 3,б±0,1 P<0,05
Приемы и средства рекламы и связей с Э 3,7±0,2 4,3±0,1
5 общественностью в сфере ФКиС К 3,б±0,2 3,5±0,1 P<0,001
Э 4,0±0,1 4,2±0,1
б К 3,5±0,2 3,5±0,1 P<0,001
Э 3,б±0,1 4,3±0,1
7 К 3,9±0,1 3,7±0,2 P>0,05
Э 3,5±0,1 4,0±0,1
В К 3,5±0,2 3,3±0,1 P<0,001
Э 4,0±0,2 4,1±0,1
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты / И.Л. Викентьев. - СПб. : Бизнес-пресса, 2007. - 406 с.
3. Муртазина, Г.Х. Освоение коммуникативных практик специалистами по связям с общественностью / Г.Х. Муртазина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 85-88.
Контактная информация: [email protected] УДК 797.21
АКВААЭРОБИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕВУШЕК 18-20
ЛЕТ
Галина Николаевна Нижник, преподаватель,
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А.Бунина), Сергей Николаевич Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(РУФКСиТ),
Москва
Аннотация
Исследовалось влияние аквааэробики на процесс формирования двигательного навыка плавания у студенток. Установлено, что специально отобранные упражнения аквааэробики способствуют формированию двигательного навыка плавания и ускоряют его процесс, а также являются эффективным средством снятия психоэмоциональной напряжённости у не умеющих плавать в период начального обучения.
Ключевые слова: двигательный навык, методика обучения, плавание, аквааэробика.
AQUA AEROBIC AT ELEMENTARY SWIMMING STAGE FOR THE GIRLS AGED
18-20 YEARS OLD
Galina Nikolaevna Nizhnik, the teacher,
Ylets State University Named after I.A.Bunin,
Sergey Nikolaevich Morozov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism,
Moscow
Annotation
The article is based on the analyses of aqua aerobic influence on student’s swimming skills formation. It shows that special set of exercises leads to swimming skills formation and develops it. It helps effectively to overcome the beginners' emotional tension during the initial swimming training period.
Keywords: moving skill, methods of teaching, swimming, aqua aerobic.
ВВЕДЕНИЕ
Умение плавать для большинства людей является одним из главных условий обеспечения безопасности на воде, жизненно необходимым навыком, несмотря на это около 30% взрослого населения не умеют плавать и среди них большую часть составляют женщины. Специалисты в области плавания большое внимание уделяют вопросам обучения, но в основном работы посвящены проблемам обучения детей различного возраста и условий проведения занятий. Что касается работ, связанных с экспериментальной проверкой методик массового обучения взрослого населения, то их еще неоправданно мало [6]. Многие авторы отмечают, что при обучении взрослых возникают трудности психологического плана [2].
Введение в практику новых форм организации занятий по обучению плаванию девушек, используя аквааэробику [1,3], как средство снятия психо-эмоционального напряжения, позволит повысить эффективность процесса формирования двигательного навыка плавания. В связи с этим целью исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование методики начального обучения плаванию девушек 18-20 лет с использованием аквааэробики.