Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности студентов специализации «Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта»'

Развитие познавательной активности студентов специализации «Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРИЕМЫ / СРЕДСТВА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / РЕКЛАМА / COGNITIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / BUSINESS COMMUNICATION / COMMUNICATIVE PRACTICES / TECHNIQUES / METHODS / PUBLIC RELATIONS / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Гульсина Хафизовна

В статье освещаются вопросы развития познавательной активности студентов в образовательном процессе. Педагогический эксперимент связан с изучением приемов и средств коммуникативных практик деловой коммуникации, в ходе освоения которых были достигнуты определенные результаты по активизации познавательного интереса, творческого отношения к деятельности, формированию навыков самостоятельной работы, умений, связанных с освоением коммуникативных практик. В коммуникативных практиках нередко используются одинаковые приемы и средства, заполняя пространство деловой коммуникации по принципу «олимпийских колец». Представлена оценка влияния экспериментальной методики на познавательную активность студентов специальности «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте». Выраженная познавательная активность студента способствует эффективному восприятию знаний, инициативности, самоорганизации, творческому отношению к учебным задачам и, в конечном счете, становлению профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Гульсина Хафизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cognitive activity of students specialized in Public relations in mass physical culture, recreation and sport

Article highlights the development problems of the students' cognitive activity in the educational process. Pedagogical experiment is connected with studying the methods and techniques of communicative practices of the business communication, during their development the certain results in cognitive interest activation, creative attitude to work, formation of independent work skills and abilities associated with the communicative practice development have been achieved. Communicative practices frequently use similar methods and techniques, filling the business communication space by the principle of the Olympic rings. An assessment of the influence of the experimental methods on the students' cognitive activity with a specialization "Public relations in physical education, recreation and sport" has been provided. Evident student's cognitive activity contributes to effective perception of knowledge, initiative, self organization, creative attitude to academic tasks and formation of the professionalism as a result.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности студентов специализации «Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта»»

УДК 659:796

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РЕКРЕАЦИИ И СПОРТА»

Гульсина Хафизовна Муртазина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье освещаются вопросы развития познавательной активности студентов в образовательном процессе. Педагогический эксперимент связан с изучением приемов и средств коммуникативных практик деловой коммуникации, в ходе освоения которых были достигнуты определенные результаты по активизации познавательного интереса, творческого отношения к деятельности, формированию навыков самостоятельной работы, умений, связанных с освоением коммуникативных практик. В коммуникативных практиках нередко используются одинаковые приемы и средства, заполняя пространство деловой коммуникации по принципу «олимпийских колец». Представлена оценка влияния экспериментальной методики на познавательную активность студентов специальности «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте». Выраженная познавательная активность студента способствует эффективному восприятию знаний, инициативности, самоорганизации, творческому отношению к учебным задачам и, в конечном счете, становлению профессионализма.

Ключевые слова: познавательная активность, профессиональная подготовка, деловая коммуникация, коммуникативные практики, приемы, средства, связи с общественностью, реклама.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p108-111

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS SPECIALIZED IN “PUBLIC RELATIONS IN MASS PHYSICAL CULTURE, RECREATION AND

SPORT”

Gulsina Hafizovna Murtazina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Article highlights the development problems of the students’ cognitive activity in the educational process. Pedagogical experiment is connected with studying the methods and techniques of communicative practices of the business communication, during their development the certain results in cognitive interest activation, creative attitude to work, formation of independent work skills and abilities associated with the communicative practice development have been achieved. Communicative practices frequently use similar methods and techniques, filling the business communication space by the principle of the “Olympic rings”. An assessment of the influence of the experimental methods on the students’ cognitive activity with a specialization "Public relations in physical education, recreation and sport" has been provided. Evident student’s cognitive activity contributes to effective perception of knowledge, initiative, self organization, creative attitude to academic tasks and formation of the professionalism as a result.

Keywords: cognitive activity, professional qualifications, business communication, communicative practices, techniques, methods, public relations, advertising.

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования заключалась в разработке и апробации педагогических условий по формированию познавательной активности к коммуникативным практикам деловой коммуникации. Индикаторами познавательной активности могут служить такие характеристики деятельности студента как познавательный интерес, самоорганизация, инициатива, понимание важности знаний. Познавательная активность проявляется также в

уровне внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраске деятельности.

МЕТОДИКА

Исследование по проблеме формирования познавательной активности проводилось на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта по курсу «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте». Были сформированы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Для практической работы специалистам по связям с общественностью и рекламистам необходимо освоение 16 коммуникативных практик, где теория коммуникации является базовой дисциплиной [1] (рис.1).

◊ РЕКЛАМА ◊ ПИАР

◊ ПРОПАГАНДА ◊ ПАБЛИСИТИ

◊ МИФОДИЗАИН ◊ ИМИДЖМЕИКИНГ

◊ ПРОДВИЖЕНИЕ ◊ ЛОББИРОВАНИЕ

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

◊ КОНСАЛТИНГ ◊ БРЭНДИНГ

◊ ЭКСПОНЕНТА ◊ МЕДИАБАИНГ

◊ НЛП ◊БЛОГИНГ

◊ИНФОВАР ◊ ЖУРНАЛИСТИКА

Рис. 1. Коммуникативные практики деловой коммуникации

Перечисленные коммуникативные практики нередко используют одинаковые приемы и средства, заполняя пространство деловой коммуникации по принципу «олимпийских колец», частично перекрывающих друг друга. Работа с приемами и средствами [2,3] коммуникативных практик представляет наибольший интерес в образовательном процессе направления «Реклама и связи с общественностью» и специальности «Связи с общественностью», способствует активизации познавательной деятельности. На занятиях студенты изучают конкретные примеры, сущность приемов и средств, использованных при проведении рекламных и пиар кампаний для привлечения внимания ключевой общественности и отраслевых СМИ. Результаты работы студентов, представленные в презентациях, пополняют базу приемов и средств деловой коммуникации и обсуждаются на семинарах, практических занятиях, используются в выполнении заданий в деловых играх. В перечне приемов и средств рекламы и связей с общественностью студентам предлагалось найти десять приемов и средств и экстраполировать их в сферу физической культуры и спорта с учетом специфики и особенностей ФКиС. Знакомство с базами данных по средствам и приемам проводилось в интерактивном режиме. В контрольной группе использовались традиционные методы обучения: репродуктивный, информационнорецептивный, объяснительно-иллюстративный.

Учебная деятельность в экспериментальной группе включала самостоятельную работу студентов - от постановки проблемы до осуществления самоконтроля, с переходом к более сложным видам работ, носящим творческий характер: знакомство с приемами и средствами коммуникативных практик, моделями, видами и формами деловой коммуникации; самостоятельный поиск приемов и средств рекламы и пиар в ФКиС. Таким образом, в процессе самостоятельной работы студентов наблюдается степень усложнения характера учебно-познавательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объективные характеристики развития познавательной активности на занятиях можно представить двумя группами показателей: по результатам учебы и по процессу учебы (работа на лекциях, семинарах и практических занятиях, результаты самостоятельной работы). Студенты экспериментальной группы показали более высокие результаты учебы (на 15%) по сравнению с контрольной группой. К субъективным характери-

стикам были отнесены следующие критерии: 1 критерий - интерес к занятиям коммуникативными практиками, 2 - организация самостоятельной деятельности, 3 - инициативность, 4 - оценка студентами перспектив занятий коммуникативными практиками. Критериями оценки являлось следующее: 3 - качество проявляется очень четко; 2 - качество скорее имеет место, чем не имеет; 1 - качество скорее не имеет место, чем имеет; 0 - качество почти не проявляется (табл.1).

Таблица 1

Оценка влияния экспериментальной методики на познавательную активность в

контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента

№ Познавательная активность n Группа До эксперимента После эксперимента

X ± Sx Ме P X ± Sx Ме P

1 Познавательный интерес 12 к 2,0±0,1 2,0 <0,05 2,0±0,1 2,0 >0,05

12 э 2,2±0,1 2,0 2,9±0,1 3,0

2 Самоорганизация 12 к 1,6±0,2 2,0 <0,05 2,3±0,1 2,0 >0,05

12 э 1,5±0,2 1,5 2,9±0,1 3,0

3 Инициатива 12 к 1,2±0,3 1,0 <0,05 1,5±0,2 1,0 >0,05

12 э 1,3±0,2 1,0 2,3±0,1 2,0

4 Понимание важности знаний 12 к 2,2±0,1 2,0 <0,05 2,4±0,1 2,0 >0,05

12 э 2,0±0,1 2,0 2,9±0,1 3,0

При организации контрольной части заданий был обеспечен как пооперационный контроль, так и контроль по конечному продукту. После завершения педагогического эксперимента и статистической обработки выяснилось, что показатели познавательной активности в экспериментальной группе достоверно выше, в отличие от контрольной группы. Для подтверждения результатов эксперимента был использован критерий Вил-коксона.

ВЫВОДЫ

В ходе освоения методики были достигнуты положительные результаты по активизации познавательного интереса, творческого отношения к деятельности, формированию навыков самостоятельной работы, умений, связанных с освоением коммуникативных практик. Данная методика может быть использована в подготовке бакалавров и магистров по новому направлению «Реклама и связи с общественностью», поскольку область профессиональной деятельности будущих выпускников включает коммуникационные процессы в межличностной, социальной, политической, экономической, культурной и образовательной сферах. Такая подготовка позволит решать и задачи, связанные с продвижением позитивного образа сферы физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муртазина, Г.Х. Освоение коммуникативных практик специалистами по связям с общественностью // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 85-88.

2. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты / И.Л. Викентьев. - СПб. : Бизнес-пресса, 2007. - 406 с.

3. Булгари, М. Имидж по-Русски : приемы манипуляции / М. Булгари. - СПб. : АТА «БОЛГАР», 1998. - 47 с.

REFERENCES

1. Murtazina, G.H. (2011), "Communicative practical training mastering by public relations specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 Vol. 75, pp. 85-88.

2. Vikentev, I.L. (2007), The techniques of advertising and public relations. Program-consultants, Business press, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Bulgari, M. (1998), The image of the Russian: tricks of manipulation, ATA BOLGAR, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Вера Петровна Мусина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

(СПбГИПСР)

Аннотация

Проблема изучения профессиональной активности является актуальной. Однако до сих пор системные исследования профессиональной активности личности в отечественной психологии и педагогике практически не проводились. Автор определяет профессиональную активность в русле концепции В. С. Мерлина об активности личности. Даётся эмпирическое обоснование гипотетического конструкта профессиональной активности как структурно-динамической системы в профессиональной деятельности субъекта. В ходе факторного анализа подтверждается структурная валидность батареи тестов, отобранных для измерения выраженности компонентов профессиональной активности у молодёжи. На основе разработанного автором диагностического инструментария становится возможным экспериментальное исследование функций профессиональной активности в структуре и в развитии интегральной индивидуальности. Обнаруженная внутренняя мотивация даёт право предполагать, что показатель профессиональной активности может в определённой мере выражать субъектную активность молодёжи в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологические тесты, профессиональная деятельность, молодежь, профессиональная активность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p111-115

DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Vera Petrovna Musina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

The problem of studying the professional activity is relevant. However, so far, system studies of professional activity in the national psychology and pedagogy have been conducted. The author gives a definition of professional activity based on the views of VS Merlin.

We give empirical evidence of the hypothetical construct of professional activity as a structural dynamic system in the professional activities of the entity. During factor analysis, the structural validity of the battery of tests selected to measure the expression of components of the professional activity of young people has been confirmed. Based on diagnostic tools developed by the author it becomes possible to study experimentally the functions of professional activity in the structure and development of an integrated personality. The observed intrinsic motivation gives the right to assume that the rate of professional activity may express to some extent the subject activity of young people in their professional activities.

Keywords: psychological tests, professional activities, youth, professional activity.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование профессиональной активности в вузе у будущего специалиста невозможно без учёта его психологических особенностей, однако системное исследование профессиональной активности личности в отечественной психологии и педагогике практически не проводилось. Вслед за В.С. Мерлиным [2] мы рассматриваем активность как условие и способ существования, самоорганизации, саморазвития индивидуальности, протекающую циклично от замысла до его воплощения.

Целью нашего исследования является эмпирическое обоснование гипотетического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.