Научная статья на тему 'Область применения профессионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью"'

Область применения профессионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
936
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ / ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ" / СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕМАТИКА / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ" / PROFESSIONAL SPANISH LANGUAGE TEACHING / REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATIVE SKILLS / PROFESSIONAL LANGUAGE COURSE / PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING / PROFESSIONAL LANGUAGE VOCABULARY / BACHELOR'S COURSE IN ADVERTISING AND PR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пупышева М.В., Харитонова М.А.

В статье рассматривается актуальный вопрос определения содержательного наполнения программы профессиональной переподготовки «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» на испанском языке. На примере магистерских программ испанских вузов, являющихся лидерами в области рекламы и связей с общественностью, и анализа требований крупнейших международных работодателей, присутствующих на российском рынке, рассмотрены требования, предъявляемые к профессиональным коммуникативным компетенциям бакалавров в области рекламы и связей с общественностью. Основываясь на этих положениях, авторы статьи предлагают свои рекомендации для разработки содержания дисциплин, составляющих данную образовательную программу профессиональной переподготовки. Так, на первом и втором курсе для изучения предлагаются общепрофессиональные, страноведческие и общественно-социальные модули. В предлагаемые блоки для студентов старших курсов по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» вошли следующие темы: цели и задачи связей с общественностью, испанская и европейские школы, краткое становление отрасли и ее современная структура, этапы создания коммуникационной стратегии, стратегическое планирование и критерии эффективности, антикризисная коммуникация, управление репутацией, работа со СМИ, интернет-коммуникации и работа в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пупышева М.В., Харитонова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of skills developedby bachelor’s degree students of advertising and pr in professional language course

The article focuses on the content of the professional development program “Foreign Language in the Sphere of Professional Communication” for bachelor’s degree students of advertising and PR. The authors analyze the requirements for the professional communicative skills of bachelors in advertising and PR relying on the master’s degree programs of Spanish Universities leading in Advertising and PR and on the analysis of the requirements of the major international employers present in the Russian market. Based on these concepts, the authors offer their recommendations for developing the content of the disciplines that constitute the educational program of professional development. For the first and second years, general professional, country-specific and social modules are offered for study. The proposed topics for senior students of advertising and PR include the goals and objectives of public relations, the Spanish and European schools, the development of the industry and its modern structure, the stages of creating a communication strategy, strategic planning and performance criteria, anti-crisis communication, reputation management, work with the media, Internet communications and the most popular social media.

Текст научной работы на тему «Область применения профессионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью"»

УДК 372.881.1

М. В. Пупышева, М. А. Харитонова

Пупышева М. В., ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; е-таЛ: pupysheva.maria@gmaiL.com

Харитонова М. А., ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; е-т^^ maria.tss@yandex.ru

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

В статье рассматривается актуальный вопрос определения содержательного наполнения программы профессиональной переподготовки «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» на испанском языке. На примере магистерских программ испанских вузов, являющихся лидерами в области рекламы и связей с общественностью, и анализа требований крупнейших международных работодателей, присутствующих на российском рынке, рассмотрены требования, предъявляемые к профессиональным коммуникативным компетенциям бакалавров в области рекламы и связей с общественностью. Основываясь на этих положениях, авторы статьи предлагают свои рекомендации для разработки содержания дисциплин, составляющих данную образовательную программу профессиональной переподготовки. Так, на первом и втором курсе для изучения предлагаются общепрофессиональные, страноведческие и общественно-социальные модули. В предлагаемые блоки для студентов старших курсов по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» вошли следующие темы: цели и задачи связей с общественностью, испанская и европейские школы, краткое становление отрасли и ее современная структура, этапы создания коммуникационной стратегии, стратегическое планирование и критерии эффективности, антикризисная коммуникация, управление репутацией, работа со СМИ, интернет-коммуникации и работа в социальных сетях.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение испанскому языку; требования к профессиональной коммуникативной компетенции; содержание курса «Практикум по профессиональной коммуникации»; содержание курса «Практикум по культуре речевой коммуникации»; профессионально ориентированное обучение; профессионально ориентированная тематика; направление подготовки «Реклама и связи с общественностью».

M. V. Pupysheva

Senior Lecturer at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Social-Political Sciences, MSLU; e-mail: pupysheva.maria@gmail.com

M. A. Kharitonova

Senior Lecturer at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Social-Political Sciences, MSLU; e-mail: maria.tss@yandex.ru

APPLICATION OF SKILLS DEVELOPED BY BACHELOR'S DEGREE STUDENTS OF ADVERTISING AND PR IN PROFESSIONAL LANGUAGE COURSE

The article focuses on the content of the professional development program "Foreign Language in the Sphere of Professional Communication" for bachelor's degree students of advertising and PR. The authors analyze the requirements for the professional communicative skills of bachelors in advertising and PR relying on the master's degree programs of Spanish Universities leading in Advertising and PR and on the analysis of the requirements of the major international employers present in the Russian market. Based on these concepts, the authors offer their recommendations for developing the content of the disciplines that constitute the educational program of professional development. For the first and second years, general professional, country-specific and social modules are offered for study. The proposed topics for senior students of advertising and PR include the goals and objectives of public relations, the Spanish and European schools, the development of the industry and its modern structure, the stages of creating a communication strategy, strategic planning and performance criteria, anti-crisis communication, reputation management, work with the media, Internet communications and the most popular social media.

Key words: professional Spanish language teaching; requirements for professional communicative skills; professional language course; professionally oriented teaching; professional language vocabulary, bachelor's course in Advertising and PR.

Одной из важнейших особенностей подготовки компетентных бакалавров в области рекламы и связей с общественностью в Московском государственном лингвистическом университете является изучение минимум двух иностранных языков. Помимо основной образовательной программы, студенты бакалавриата Института международных отношений и социально-политических наук имеют возможность пройти курс повышения квалификации по образовательной программе профессиональной переподготовки «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». В рамках данной программы студентам предлагается прослушать три дополнительные

дисциплины, две из которых - на иностранном языке. На I и II курсах с 1-го по 4-й семестр студенты изучают дисциплину «Практикум по профессиональной коммуникации», на III и IV курсе с 5-го по 8-й семестр - «Практикум по культуре речевой коммуникации». В результате освоения этих дисциплин слушатели должны овладеть профессионально ориентированной компетенцией, обеспечивающей дальнейший процесс самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности, а также должны умело применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях своей профессиональной деятельности.

В случае успешного освоения данных дисциплин бакалавры смогут не только использовать иностранные языки в рамках своей профессиональной деятельности, но и продолжить обучение в магистратуре страны изучаемого языка. В данной статье мы подробно рассмотрим требования, предъявляемые к профессиональной коммуникативной компетенции, для успешного трудоустройства и дальнейшего обучения выпускников МГЛУ, получивших диплом бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Согласно данным доклада «Испанский язык в мире» (cvc.cervan-tes.es/lengua/anuario/anuario_15/informes/p01.htm), который ежегодно публикует Институт Сервантеса, испанский язык стал вторым в мире по количеству носителей после китайского. По данным на 2015 г. было зарегистрировано практически 470 млн чел., для которых испанский язык является родным (что составляет около 6,7 % населения Земли), а численность изучающих или говорящих на испанском языке как на иностранном приблизилась к 560 млн. Испанский язык также является вторым после английского языком международного общения.

С точки зрения дальнейшего трудоустройства, владение испанским языком позволяет бакалаврам по рекламе и связям с общественностью работать в области коммуникаций таких крупных компаний, как «Inditex», «Repsol», «Iberdrola», «Iberia», «Gestamp», банк «BBVA» и др. (economy.gov. ru/minec/about/structure/depEurope/2015032101). Несмотря на санкции, в начале 2017 г. взаимный товарооборот между Россией и Испанией увеличился на 58 %. Экономическое сотрудничество расширилось не только за счет увеличения объемов традиционных поставок, но и появления новых товаров на российском рынке (ria.ru/interview/20170605/1495851517.html). Некоторые компании рассматривают возможность локализации своего производства

в России для увеличения товарооборота (dp.ru/a/2016/12/15/ Ispanskaja_kompanija_Indite). Кроме того, предпринимаются усилия для укрепления отношений в экономической сфере со странами Латинской Америки (perspektivy.info/rus/gos/rossija_i_latinskaja_ amerika_na_fone_zapadnyh_sankcij_2015-03-10.htm). Таким образом, владение испанским языком, безусловно, является преимуществом для выпускников, желающих начать карьеру в области коммуникации и рекламы.

Важно также, что бакалавр по рекламе и связям с общественностью со знанием испанского языка имеет возможность поступить в магистратуру в лучшие вузы Испании и Латинской Америки, являющиеся лидерами по подготовке специалистов в области социальных наук [Харитонова, Пупышева 2017]. Некоторые из них, в частности Университет Комплутенсе (Universidad Complutense) в Мадриде, Университет Наварры (Universidad de Navarra) в Памплоне и Автономный университет Барселоны (Universitat Autónoma de Barcelona), входят в рейтинг ведущих университетов, подготавливающих выпускников в области коммуникации и СМИ, согласно рейтингу британской компании «QuacquarelliSymonds» (topuniversities.com/university-rankings/ university-subject-rankings/2016/communication-media-studies).

Для того чтобы воспользоваться этим широким спектром возможностей, выпускникам необходимо обладать навыками бытового и бизнес-общения, иметь представление о географии, культуре и законодательстве стран изучаемого языка, а также владеть профессиональной терминологией. Бакалавры по связям с общественностью, желающие продолжить обучение в зарубежных вузах, должны будут соответствовать более высоким требованиям, которые часто предъявляют к иностранцам испанские вузы. Университет Комплутенсе в перечне требований к соискателю на степень магистра по коммуникации ограничивается комментарием о том, что студент должен обладать достаточным уровнем владения испанским языком и что университет вправе назначить дополнительные испытания для подтверждения этого уровня (ucm.es/requisitos-de-admision-a-masteres). Для поступления в магистратуру по профилю «Управление коммуникацией и рекламой» бизнес-школы ESIC, признанной лучшей программой по связям с общественностью в Испании в 2016 г. (elmundo. es/mejores-masters/publicidad-y-relaciones-publicas.html) соискатель должен будет успешно преодолеть два испытания, каждое из которых

состоит из устного и письменного задания: собеседование с куратором образовательной программы и решение кейса на испанском языке, а также экзамен на знание основ делового общения (esic.edu/grado/ becas-ayudas/faq).

Исходя из требований, предъявляемых к поступающим испанскими вузами, выпускники бакалавриата должны владеть испанским языком на уровне не ниже В2, который они приобретают в случае успешного освоения программы основного языкового курса на заключительном курсе обучения в МГЛУ [Горина 2016]. Помимо закрепления знаний, уменийи навыков, полученных в ходе освоения практического курса, дополнительная программа профессиональной переподготовки должна обращать особое внимание на новизну и соответствие изучаемому профилю материалов, для того чтобы удовлетворять познавательные и коммуникативные потребности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью [Валиулина, Тропкина 2017].

В соответствии с уровнем владения языком (студенты начинают изучать испанский язык «с нуля»), на первом курсе в рамках дисциплины «Практикум по профессиональной коммуникации» студенты расширяют свой словарный запас за счет необходимой в ситуациях делового общения лексики, включающей следующие темы: «Личные и профессиональные данные», «Этикет делового и неформального общения», «Профессии и профессиональные обязанности», «Распорядок работы офиса и ежедневные обязанности сотрудников», «Деловые поездки и командировки» и др. Данные темы закрепляют и дополняют знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения практического курса «Иностранный язык (испанский)». На первом году обучения студентам предлагается общепрофессиональная лексика, необходимая для работы любого офисного сотрудника. Отдельное внимание уделяется месту департамента по связям с общественностью в структуре организации, описанию должностных обязанностей и личных качеств специалиста по рекламе и связям с общественностью [Мороз, Никонова 2017].

На втором году обучения в третьем и четвертом семестре предусмотрено изучение географии, истории, экономики и культуры Испании и испаноязычных стран Латинской Америки. Этот блок знакомит студентов с реалиями испаноязычного мира, включая такие актуальные темы, как: «Экология», «Социальная корпоративная

ответственность», «Выборы и политические партии», «Коррупция», «Терроризм», «Эмиграция», «Образование» и др. Студенты приобретают навыки работы с новостными источниками, изучают виды испаноязычных СМИ и основных новостных ресурсов в Интернете.

Профессионально ориентированная дисциплина «Практикум по культуре речевой коммуникации», изучаемая на старших курсах, предполагает, что слушатели достигли определенного уровня владения иностранным языком, позволяющего им успешно осуществлять коммуникацию в рамках профессиональной деятельности [Гладчук, Демидова 2017]. Составленная нами программа включает темы, изучаемые в отечественных и испанских вузах в рамках вводных дисциплин по специальности «Реклама и связи с общественностью», а также основные аспекты, затрагиваемые во время обучения магистров в Испании.

Рассмотрим требования, предъявляемые к желающим пройти обучение в магистратуре ведущими в этой профессиональной области университетами Испании, которые, с нашей точки зрения, могут быть частично сформированы в ходе обучения по образовательной программе профессиональной переподготовки «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Для поступления в магистратуру по программе «Стратегическое планирование в рекламе и связях с общественностью» (Planificación Estratégicaen Publicidady Relaciones Públicas), реализуемой Автономным университетом Барселоны, поступающий должен обладать следующими характеристиками (uab.cat/web/estudiar/la-oferta-de-masteres-oficiales/plan-de-estudios/ competencias/planificacion-estrategica-en-publicidad-y-relaciones-publi-cas1204013166424.html?param1=1345664654114):

- общими знаниями о коммуникационных науках и базовыми знаниями о рекламе, связях с общественностью и маркетинге;

- умением делать публичные доклады о результатах исследований;

- умением работать в команде и др.

Среди основных компетенций, необходимых для успешного обучения в магистратуре по данной программе, обозначены такие умения, как:

- осмысливать информацию и справляться со сложностями при принятии решений на основе информации, которая, будучи неполной или ограниченной, включает в себя размышления о социальных и этических обязанностях;

- рассказывать о своих выводах и знаниях профессиональной и непрофессиональной аудитории четким и недвусмысленным образом;

- анализировать данные рынков (конкуренция, имидж бренда) и составлять стратегический план коммуникации в соответствии с брифингом клиента;

- различать и анализировать стратегические проблемы коммуникации административных институтов и некоммерческих организаций;

- разбираться в существующих работах и адаптировать уже имеющиеся результаты для решения новых или малоизвестных проблем;

- демонстрировать желание самосовершенствоваться: любопытство, креативность и т. д.

Университет Барселоны (esrp.net/index.php/plansdocents/plado-cent-primercurs/160-pla-docent-web/423-teoria-rrpp) и бизнес-школа ЕБГС (esic.edu/documentos/academico/CAT-48-E.pdf) предъявляют следующие требования к компетенциям бакалавров в области рекламы и связей с общественностью:

- знать теоретические и практические основы рекламы и PR, а также их процессов и основных институтов;

- уметь разрабатывать стратегии и политику коммуникации для государственных и частных компаний;

- знать основы управления коммуникацией.

Исходя из вышесказанного, мы сформулировали список модулей, которые необходимо включить в программу практикума по культуре речевой коммуникации для бакалавров в области рекламы и связей с общественностью на старших курсах с 5-го по 8-й семестр:

- связи с общественностью: определение, сущность, смежные дисциплины, ценность для организации;

- краткая история связей с общественностью: ключевые имена и ключевые школы, становление связей с общественностью в Испании и странах Латинской Америки;

- структура сектора: отделы по связям с общественностью, консалтинговые агентства, аутсорс;

- профессиональные объединения: международные и испанские организации по связям с общественностью, этика PR-специалиста;

- создание коммуникационной стратегии: проведение исследования, источники информации, модели стратегического планирования,

PR-аудит, типология целевых аудиторий, модели коммуникации, критерии эффективности;

- антикризисное управление: общественное мнение, стратегическое управление конфликтами, репутационные кампании;

- средства массовой информации: печатные, аудиовизуальные СМИ Испании, пресс-релиз, подготовка спикера, пресс-конференции, product placement;

- управление репутацией и коммуникаций в Интернете: основные социальные сети и онлайн-СМИ Испании, интернет-брендинг, SMM, CEO, основные метрики.

Мы также изучили требования, предъявляемые к соискателям ведущими испанскими работодателями в данной сфере. Среди обязанностей сотрудников отделов по коммуникациям (PR-специалист, PR-менеджер, специалист по коммуникациям, пресс-секретарь и др.), которые выполняют молодые специалисты в иностранных компаниях, чаще всего встречаются следующие (embassybolivia.ru/oferta-de-empleo.html):

- мониторинг профильных СМИ;

- продвижение официальной страницы в Интернете;

- помощь в организации мероприятий: пресс-конференций, и нтервью, выступлений;

- написание пресс-релизов, отчетов и текстов для размещения;

- перевод документов с / на русский язык.

Из вышесказанного следует, что, помимо владения профессиональной терминологией, специалисты по связям с общественностью должны готовить различные материалы, а также предоставлять отчеты на иностранном языке. Таким образом, мы считаем необходимым включить в программу дополнительной профессиональной подготовки материалы и задания для отработки навыков резюмирования и анализа информации, презентации проектов, формулирования выводов и аргументации своего мнения.

В заключение важно отметить, что Московский государственный лингвистический университет предлагает студентам уникальную возможность не только пройти обучение по выбранному направлению подготовки и получить знания, умения и навыки, необходимые для будущей профессии, но и овладеть на высоком уровне как минимум двумя иностранными языками. Несомненно, такой набор компетенций станет преимуществом для выпускников на рынке труда. Однако

формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке именно в профессиональной сфере представляет собой уникальную задачу. В этом смысле, необходимо четко представлять: какому академическому и профессиональному профилю должен соответствовать будущий бакалавр и каким образом он сможет реализовать профессиональную коммуникативную компетенцию в будущей профессии или последующем обучении. Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки должно строго соответствовать предъявляемым к бакалавру требованиям будущего работодателя и программ дальнейшего обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Валиулина Т. А., Тропкина А. О. Влияние различных видов печатных учебных материалов на мотивацию обучающихся и эффективность преподавания аспекта «Практикум по профессиональной коммуникации» студентам неязыковых специальностей (на примере студентов, изучающих английский язык на направлениях подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью») // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 2 (773). С. 10-14. Гладчук Е. Н., Демидова Е. Е. Проблемы отбора профессионально релевантной лексики на старших курсах неязыковых специальностей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 2 (773). С. 17-20. Горина В. А. Оценка уровня владения вторым иностранным языком в контексте международных стандартов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 2 (773). С. 9-20. Мороз Н. Ю., Никонова Е. В. Принципы отбора тем для занятий по профессиональной коммуникации (на примере направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»). М. : ФГБОУ ВО НИМГУ им. Н. П. Огарева, 2017. Вып. 9. Огарев-опНпе. Харитонова М. А., Пупышева М. В. Область применения профессионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социология» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 3 (774). С. 65-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.