щий определенным требованиям, является прогрессивным нормативным правовым актом. Данная концепция является именно таким нормативным правовым актом, который находится на своем уровне и выполняет свои функции.
В основном все положения, закрепленные в концепции, являются необходимыми, но есть еще множество спорных или вообще неурегулированных аспектов, которые требуют дополнений и изменений. По сравнению с редакцией Концепции информационной безопасности таможенных органов РФ от 1996 г., новая редакция, более тщательно, глубоко проработанная, содержит детализированные положения. А для того, чтобы постоянно, как только появятся новые дополнения (пока они не наберут "критическую массу") не вносить изменения в Концепцию или вообще принимать каждый раз новую редакцию, есть возможность закреплять и применять данные изменения и дополнения на уровне руководящих документов и других нормативно-правовых актов уровней РТУ и таможен.
В- и. Кычков
Теоретические основы правового статуса должностного лица таможенных органов
Правовой статус должностного лица определяется факторами, результаты исследования которых являются источниками различных точек зрения. При этом принципиально важным является выявление составных элементов правового статуса.
О. В. Смирнов, например, к элементам правового статуса относит трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей.1 По мнению Л. А. Сергиенко, правовой статус служащего составляют его права, обязанности и ответственность, обусловленные занимаемой должностью2, а В. М. Манохин включает в статус служащего, кроме прав и обязанностей, задачи по должности, основные функции, правовые формы деятельности и порядок взаимоотношений по должности.3 А. Н. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовой статус должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность.4 Ю. Н. Старилов характеризует правовой статус восемью эле-
1 См.: Смирнов О. В. О правовом статусе рабочих и служащих // Советское государство и право. 1974. N 3. С. 43.
2 См.: Сергиенко Л. А. Правовая регламентация управленческого труда. М., 1984. С. 42.
3 См.: Манохин В. М. Советская государственная служба. М., 1980. С. 97-100.
4 См.: Костюков А. Н. Должностное лицо: административно-правовой статус // Правоведение. 1987. N 2. С. 21.
ментами: 1) осуществление деятельности на установленных принципах государственной службы; 2) наименование должностного лица и его место в организационной системе государственной службы; 3) функции должностного лица; 4) права и обязанности; 5) правовые формы и методы реализации функций и полномочий; 6) гарантии реализации полномочий должностного лица; 7) ответственность; 8) льготы, гарантии и компенсации.5 А. Ф. Ноздрачев, анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют в основном следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность.6
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в юридической науке вопрос о составных элементах правового статуса должностного лица является спорным. Принимая во внимание высказанные точки зрения на указанную проблему, можно сделать вывод о том, что административно-правовой статус должностного лица составляют следующие элементы: должность, функции, полномочия и гарантии их реализации, юридическая ответственность.
Результаты исследований различных аспектов статуса государственных служащих, анализ законодательных актов о государственной службе в таможенных органах позволяют определить правовую основу статуса должностного лица. Должностное лицо таможенных органов имеет определенное правовое положение (правовой статус). Правовой статус должностного лица в системе государственной службы в таможенных органах можно определить как урегулированное нормами права содержание государственно-служебных отношений, устанавливающих особое положение сотрудника, исполняющего специальные обязанности по определенной должности в таможенных органах.
Очевидно, что понятие "должностное лицо" значительно уже, чем понятие "сотрудник таможенных органов", тем не менее статус должностного лица таможенных органов значительно объемнее, чем статус сотрудника. В статусе сотрудника выражается лишь его общая юридическая связь с государством как государственного служащего таможенных органов, а статус должностного лица в системе государственной службы в таможенных органах отражает его особые функции и полномочия по реализации компетенции таможенного органа, что предполагает наделение его дополнительными правами и обязанностями, предусматривает правовые гарантии их осуществления и повышенную юридическую ответственность.
В связи с тем, что правовой статус должностного лица таможенных органов определяется нормами права, а содержание статуса, как уже отмечалось, составляют такие элементы, как должность, функции, права, обя -занности, гарантии реализации полномочий и ответственность, представ-
6 См.: Старилов Ю. Н. Служебное право: Учебник. М., 1996. С. 383-384.
6 См: Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999. С. 195.
ляется возможным выделить правовые и организационные основы правового статуса должностного лица таможенных органов.
Правовую основу статуса должностного лица таможенных органов составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы7, указы Президента Российской Федерации8, постановления Правительства Российской Федерации9, нормативные правовые акты ГТК России.
Должностные лица, в том числе и должностные лица таможенных органов, имеют общегражданский правовой статус, закрепленный в Кон -ституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О гражданстве", Декларации прав и свобод человека и гражданина.10 Следует отметить, что существенное влияние на принятие указанных актов оказали международные нормы права. Это Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и политических правах и другие акты. Это не могло не отразиться и на законодательстве, регулирующем правовой статус государственных служащих.1
В системе государственной службы выделяются общий, особенный, специальный и индивидуальный статусы должностного лица.12
Общий статус должностных лиц установлен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Конституция РФ, например, устанавливает обязанности (ст. 15, 24, 41 и др.), ответственность (ст. 41, 46, 53 и др.) должностных лиц. Общие права, обязанности, правоограничения, ответственность должностных лиц закреплены в Законе об основах государственной службы (ст. 9-20).
Особенный статус должностного лица таможенных органов, отражающий специфику его деятельности в системе государственной службы в таможенных органах, определяется Таможенным кодексом РФ, Федераль-
7 Например, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586); Таможенный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 11455); Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349) и др.
См., например, Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России; Указ Президента РФ от 8 февраля 1998 г. "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий" и др.
9 Например, Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. "О медицинском освидетельствовании должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и граждан, поступающих на службу в таможенные органы Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" и др.
10 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
11 Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990) в ст. 9 зафиксировал общие права государственного служащего, которые имеют прямое отношение и к должностному лицу таможенных органов, что подтверждается ст. 16 Закона о службе в таможенных органах.
12 См.: Ноздрачев А. Ф. Указ. соч. С. 193-194.
ным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", правовыми нормами, содержащимися в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, относящихся к институту государственной службы в таможенных органах, нормативными актами (положениями, инструкциями), утверждаемыми приказами председателя ГТК России.
Специальный правовой статус должностного лица можно охарактеризовать как статус, определяемый местом в системе таможенных органов того таможенного органа, в котором проходит службу должностное лицо, и категорией должности. Специальный правовой статус имеет профессиональный характер и предоставляется специально данному должностному лицу таможенных органов, например право вести производство по делу о нарушении таможенных правил (ст. 290 ТК РФ), рассматривать дела о таких нарушениях (ст. 359 ТК РФ).
Индивидуальный правовой статус должностного лица таможенных органов определяется правоустановлением по исполнению данным лицом конкретной должности и включает в себя нормы общего, особенного и специального статусов.
Организационную основу правового статуса должностного лица таможенных органов можно рассматривать как комплексную систему, которая имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Сущность вертикальной составляющей статуса состоит в разграничении должностных лиц таможенных органов на категории (группы) в зависимости от занимаемых ими должностей (младший состав, средний, старший, высший начальствующий состав). Горизонтальное деление статуса проявляется в перечнях должностей, предусмотренных в штатах таможенных органов, отнесенных к соответствующим категориям (группам). Указанные элементы являются общими и позволяют отнести должностное лицо таможенных органов к субъектам административного права. Эти элементы охватывают всю систему связей и отношений между должностным лицом и другими субъектами административного права: государственными органами (законодательной, исполнительной и судебной властей), общественными объединениями, предприятиями и организациями независимо от форм собственности, гражданами России, лицами без гражданства и иностранными гражданами. Указанные обстоятельства также позволяют характеризовать правовой статус должностного лица таможенных органов через занимаемую должность, функции, права, обязанности, гарантии реализации полномочий и ответственность.
Должность можно рассматривать как такой элемент правового статуса должностного лица таможенных органов, который определяет место должностного лица в служебной иерархии, его функции, права, специфику выполняемых обязанностей, гарантии реализации обязанностей и прав, требования к профессиональной подготовке.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определил должность как "...постоянное установление, предназначенное к непрерывно-
13
му осуществлению определенных целей государства".13 С этой точки зре-
14
ния должность есть первичный элемент организационной структуры , ставящий предел дифференциации управленческих функций государства и одновременно обеспечивающий устойчивость, постоянство осуществления этих функций посредством закрепления их с помощью правовых норм.15 "Государственно-служебная должность — это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах, должностных окладах), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу — государственному служащему в целях ее практического осуществления."16 По мнению Б. М. Лазарева, "...должность — это первичная ячейка органа (или аппарата) с ее правовым статусом, это, образно говоря, служебное место. Должность предъявляет требования к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных прав и обязанностей служащего".17 Н. М. Казанцев считает, что "...должность — юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по участию его в реализации компетенции соответствующего юридического лица (органа, учреждения, предприятия)".18 Его позицию поддерживают другие авторы, по -нимающие под государственной должностью объем и содержание полномочий по реализации компетенции государственного органа.19 А. О. Без-верков, а также К. С. Бельский акцентируют внимание на месте государственной должности в государственном органе, что немаловажно для определения места государственной должности в иерархии должностей. Государственная должность — это "...учрежденная в установленном по -рядке компетентным органом государственной власти или управления первичная единица государственного органа с целью реализации задач, стоящих перед этим органом, и определяющая служебное место и социальную трудовую роль гражданина в аппарате государственного органа, возложенные на него обязанности и предоставленные права, а также требования к профессиональной подготовке".20
13 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Спб., 1893. С. 928.
14 См.: Манохин В. М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 72; См. также: Ро-зенбаум Ю. А. Формирование управленческих кадров. М., 1982. С. 53-105; Бахрах Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. N 12. С. 10-11.
15 См.: Ноздрачев А. Ф. Указ. соч. С. 123.
16 Бахрах Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. N 12. С. 10.
Лазарев Б. М. Государственная служба. М., 1993. С. 6.
18 Казанцев Н. М. Толковый словарь правового содержания понятий государственной службы. М., 1966. С. 49.
19 См., например,: Бахрах Д. Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995. С. 5.
20 Безверков А. О. О должностных преступлениях и преступлениях по службе: По проекту УК РФ // Российской юридический журнал. 1995. N 4. С. 50; см. также: Бельский К. С. О концепции реформы государственной службы // Государство и право. 1994. N 4. С. 26.
Анализируя приведенные определения, можно прийти к выводу о том, что в них даются характеристики правового положения государственного служащего, занимающего определенную должность, другими словами, должность определяется в статусно-правовом смысле.
Существуют, однако, определения должности и в функциональном смысле, характеризующие компетенцию, соответствующую правовому положению государственного служащего определенного органа. Так, С. С. Студеникин понимал под должностью "...постоянное государственное установление с точно определенным комплексом прав и обязанностей лица, занимающего эту должность, для непрерывного выполнени2я1 той или иной работы по осуществлению государственных функций".21 Г. И. Петров, определяя должность как "...установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль служащего в гос2у2дарственном и общественном органе, предприятии или учреждении..." , делает акцент на обязанности служащего по должности. По мнению А. Ф. Ноздрачева, роль и значение категории "должность" можно выяснить точнее в тесной связи с термином "государственный орган", учитывая его структуру, элементами которой являются подразделения, штатное расписание, схема распределения функций, порядок функционирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что должность, во-первых, — первичный нерасчленяемый компонент системы таможенных органов, в определенной степени обособленный, предназначенный для одного должностного лица, определяющий его место и роль, стабильный круг обязанностей, возложенных на это лицо. Должность можно рассматривать как средство, обеспечивающее распределение функций между должностными лицами, их персонализацию и индивидуализацию ответственности должностных лиц. Во-вторых, должность закрепляет часть компетенции, полномочий таможенного органа, которая распределяется между его структурными подразделениями, а компетенция последних — внутри каждого из них по должностям. В-третьих, должность — это юридически закрепленный комплекс прав и обязанностей, ориентированный на конкретное должностное лицо таможенных органов. Следовательно, есть основание полагать, что организационной предпосылкой формирования правового статуса должностного лица таможенных органов является, прежде всего, замещаемая этим должностным лицом государственная должность в таможенном органе.
Система должностей в таможенных органах строится по иерархическому принципу, подразделяясь на группы, применительно к которым должностным лицам присваиваются специальные звания.24 При этом каждой группе указанных должностей свойственны элементы статуса, определя-
21 Студеникин С. С. Советская государственная служба // Вопросы советского административного права. М.; Л., 1949. С. 76.
22 Петров Г. И. Основы советского социального управления. Л., 1974. С. 69.
23 См.: Ноздрачев А. Ф. Указ. соч. С. 125.
24 См. п. 2 ст. 5 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
ющие особенности правового положения должностных лиц, замещающих должности данной группы, а также требования к их квалификационному уровню. Каждая должность в таможенных органах образуется в распорядительном порядке. Правовыми актами ГТК России определяется ее название, мест о в служебной иерархии, порядок замещения. Включение должности в структуру таможенного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных по -дразделений, должностей и количество последних как в целом по таможенному органу, так и по его структурным подразделениям.
Правовой статус должностного лица таможенных органов можно рассматривать и через статус занимаемой им должности. По мнению Д. Н. Бахраха, статус должности как синтез ее органиационно-правового положения включает две составляющих: личную, регламентирующую размер должностного оклада, надбавок и доплат к денежному содержанию, право на служебную жилплощадь, продолжительность отпуска и т.д., и служебную.25 Служебную составляющую статуса должности можно определить как полномочия, объединяющие служебные обязанности и слу -жебные права.
Должность, занимаемая должностным лицом таможенных органов, предполагает выполнение служебных обяганностей, т.е. осуществление деятельности, направленной на достижение служебных целей. Служебные права являются средством создания условий выполнения обязанностей по службе. При этом должен соблюдаться баланс обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу.26 Должностное лицо не сможет выполнить обязанности, если у него не достаточно прав; если же прав больше, чем необходимо для выполнения обязанностей, могут возникнуть злоупотребления. Указанное обстоятельство требует четкой правовой регламентации прав, обязанностей и ответственности должностного лица в соответствии с занимаемой должностью. Как справедливо отмечает К. С. Бельский, "...административно-правовые нормы не только предоставляют государственным служащим права, возлагают на них обязанности, но и заставляют отвечать за свои действия".27
Права и обязанности должностного лица таможенных органов, закрепленные в нормативно-правовых актах и определяющие пределы его должного и возможного поведения, являются, таким образом, важнейшим элементом его правового статуса. В них выражается возможность совершать определенные действия или воздерживаться от таковых, требовать совершения или несовершения определенных действий от других лиц, нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписанных действий, а также юридическая возможность действовать в пределах установленных границ, которые должны быть закреплены нор-
25 См.: Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1996. С. 104.
27 Там же. С. 105.
27 Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 29-30.
мативно, например право должностного лица применять огнестрельное оружие (в случаях, предусмотренных ст. 427 ТК РФ), физическую силу (ст. 424 ТК РФ), специальные средства (ст. 425 ТК РФ).
Права и обязанности характеризуют юридическое состояние должностного лица28 и выходят за рамки таможенного органа, в котором состоит на государственной службе должностное лицо, и в административно-правовых отношениях оно выступает носителем прав и обязанностей двоякого характера29: внутри таможенного органа и за его пределами.
Выступая как субъект административного права в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, имеющей внутриорганизационный характер, должностное лицо-руководитель осуществляет подбор и расстановку кадров, планирование, распределение обязанностей между сотрудниками, организует материально-техническое обеспечение таможенного органа и его личного состава. Весьма существенными для внутриоргани-зационных отношений должностного лица является их организационная направленность, которая проявляется в двух аспектах: структурном и функциональном.30 В структурном аспекте отношения должностного лица направлены на формирование и совершенствование системы таможенных органов, в функциональном — обеспечивают функционирование и взаимодействие различных звеньев таможенных органов, устанавливают права и обязанности для сотрудников таможенных органов.
Особое значение для должностных лиц таможенных органов имеет право принимать решения. Среди прав, которые в наибольшей степени способствуют высокоэффективному выполнению должностными лицами своего предназначения, право принимать самостоятельные решения имеет первостепенное значение после фактора занимаемой должности.
Обязанности должностных лиц таможенных органов — важнейший элемент их правового статуса — можно определить как обусловленные Конституцией Российской Федерации и установленные для обязательного систематического осуществления федеральными законами, иными правовыми актами функции, составляющие в своей совокупности суть профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов.
Должностные лица, находясь на государственной службе в таможенных органах, подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем они как граждане Российской Федерации не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 57-59 и др.). Конституция Российской Федерации возлагает на отдельные категории государственных служащих повышенные обязанности, когда это диктуется инте-
28 См.: Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 421.
29 См.: Манохин В. М. Конституционные основы советского административного права. Сар3а0тов, 1983. С. 103.
30 См.: Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985. С. 10.
ресами нормального функционирования государственной службы. Так, в соответствии с Конституцией РФ должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24, 42), получения достоверной и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41), и др.
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" содержит восемь общих для всех государственных служащих обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний; в Законе о службе в таможенных органах перечислено семь общих обязанностей сотрудников. В действительности же законодательство возлагает на должностных лиц таможенных органов значительно большее число обязанностей, которые конкретизируются по соответствующим должностям и определяются должностными инструкциями, положениями и иными нормативными актами.
Еще одним элементом правового статуса должностного лица таможенных органов являются гарантии реализации полномочий31, т.е. установленные законом организационно-правовые средства, обеспечивающие осуществление полномочий должностного лица.32
Гарантии предполагают возможность применения должностными лицами мер принуждения к обязанным лицам, что гарантируется, а при необходимости и обеспечивается соблюдением и исполнением правил поведения, установленных нормативными правовыми актами. Такие меры принуждения, во-первых, предупреждают нарушения полномочий дол -жностного лица; во-вторых, устанавливают границы правомерного поведения обязанных лиц; в-третьих, обеспечивают возможность обжалования действий, нарушающих права должностного лица; в-четвертых, предусматривают компенсацию за счет виновных лиц материального и морального ущерба, нанесенного должностному лицу таможенных органов.
Принуждение как метод управления состоит в психическом, моральном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.33 Психическое принуждение заключается в воздействии должностного лица на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности (например, требование
31 См., например: Старилов Ю. Н. Служебное право: Учебник. М., 1966. С. 344; Его же: Публичная (государственная) служба Швейцарии // Правоведение. 1996. N 3. С. 150-160; Ноздрачев А. Ф. Служащие исполнительной власти // Исполнительная власть в Российской Федерации / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев, Ю. А. Тихомиров. М., 1997. С. 67-70; Его же: Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999. С. 197199; Мигачев Ю. И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. 1997. N 10. С. 78-81.
32 См.: Смирнов О. В. О правовом статусе рабочих и служащих // Советское государство и право. 1974. N 3. С. 47; Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 19; Бах-рах Д. Н. Административное право. М., 1966. С. 165-169 и др.
33 См.: Огородников А. А., Кувшинов В. С., Кычков В. И. Теория и практика социального управления в деятельности внутренних войск МВД Российской Федерации. Ч. 1. СПб., 1993. С. 69.
должностного лица о недопустимости противоправного поведения гражданином). Материальное принуждение заключается в воздействии дол -жностного лица на личность через применение административных взысканий (например, наложение штрафа за нарушение таможенных правил). К физическому принуждению относятся применяемые должностным лицом таможенных органов меры, непосредственно воздействующие на личность и ограничивающие свободу ее действий (например, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, предусмотренных ТК РФ). Должностное лицо тем самым устанавливает границы правомерного поведения гражданина, предупреждает преступления и иные правонарушения в сфере таможенной деятельности.
Ответственность как элемент правового статуса должностного лица таможенных органов означает применение разнообразных юридических мер (включая меры принуждения), имеющих целью обеспечивать выполнение установленных требований по должности и обязанность отвечать за свои решения, неправильные действия, поступки на основе предусмотренных в законе и других нормативных актах санкций. В системе государственной службы в таможенных органах ответственность должностных лиц представляет собой не только меру взыскания, но и средство обеспечения эффективного выполнения должностных обязанностей на основе строгого соблюдения установленных правил и служебной дисциплины, механизм повышения эффективности деятельности таможенных органов.
Таким образом, ответственность, как неотъемлемый элемент правового статуса должностного лица таможенных органов, является звеном, взаимодействующим со всеми составляющими правовой статус элементами — функциями, правами, обязанностями, гарантиями реализации полномочий.
Важным является вопрос о моменте приобретения статуса должностного лица. Статья 3 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" определяет, что должностными лицами та -моженных органов являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, 3у4становленном федеральным законом, присвоены специальные звания.
Должностное лицо таможенных органов утрачивает специальную и индивидуальную составляющие своего правового статуса, во-первых, при освобождении от занимаемой должности35 и, во-вторых, при зачислении
34 С. И. Истомин предлагает исключить из ст. 3 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" такой признак должностного лица, как присвоение специального звания (См.: Истомин С. И. О практике применения положений Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Н. М. Блинова. М., 1999. Ч. 2. С. 269).
35 Представляется целесообразным законодательно определить порядок и основания освобождения сотрудников, в том числе должностных лиц таможенных органов, от должности с выделением самостоятельной статьи в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в которой в качестве оснований предусмотреть назначение на другую должность, перевод по службе, прикомандирование к органам государственной власти Российской Федерации и организациям, и др.
его в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о службе в таможенных органах в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев в случае увольнения со службы в связи с ликвидацией таможенного органа либо при проведении организационно-штатных мероприятий.
Прекращение государственно-служебных отношений, вызывающее одновременно прекращение профессиональной деятельности должностного лица по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов, всегда приводит к утрате должностным лицом своего статуса. Юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает необходимость прекращения государственно-служебных отношений, являются правовыми основаниями прекращения таких отношений.36
Правовой статус должностных лиц таможенных органов регулируется не только нормами Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", но и нормами Таможенного кодекса Российской Федерации37, что усложняет его и не отвечает предмету регулирования. Представляется, что все нормы о правовом положении должностных лиц таможенных органов, содержащиеся в ТК РФ, должны быть перенесены после их существенной переработки38 в Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" или в Федеральный закон "О федеральных таможенных органах Российской федерации" ("О Федеральной таможенной службе Российской Федерации") в случае его принятия.
Шумилов
Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья"
После распада СССР его правопреемницей стала Российская Федерация, подтвердившая свое намерение участвовать более чем в 300 международных торговых и таможенных организациях. Отношения России с ее деловыми партнерами стали наполняться новым содержанием. Прекращение деятельности СЭВ, ликвидация монополии внешней торговли, перестройка экономики и либерализация внешнеэкономической деятельно-
36 Основания для прекращения службы в таможенных органах определены п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Перечень этих оснований следовало бы привести в соответствие со ст. 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", дополнив такими, как несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для сотрудника таможенных органов федеральным законом, и разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
37 См.: Раздел XIV "Должностные лица таможенных органов Российской Федерации" ТК РФ.38
38 В первую очередь необходимо отказаться от декларативных положений, которые не содержат механизма их реализации (например, ч. 5 ст. 434 ТК РФ).