2001
Вестник Пермского университета
Юридические науки
Выпуск 2
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ТРУДОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РФ
Т.А. Нестерова
Рассматриваются некоторые условия службы в таможенных органах с позиций возможности и необходимости регламентации ее прохождения нормами трудового права.
Вопрос об отраслевой принадлежности норм, регулирующих отношения по поводу службы в государственных органах, является сегодня предметом оживленной научной дискуссии [1, с. 13; 2, с. 91-101; 3, с. 25; 4, с. 339-400; 5, с. 7-8; 8; 9, с. 176-181; 11, с. 139-154; 12, с. 19; 15, с. 170-176]. Не вдаваясь в анализ высказанных суждений, отметим только, что некоторое единство мнений имеется лишь относительно признания важности решения данного вопроса и комплексного характера регулирования государственно-служебных отношений, т.е. участия в этом процессе норм разных правовых отраслей, в том числе трудового. Следует полагать также, что законодатель в целом поддерживает идею комплексного регулирования отношений по поводу государственной службы, однако пока не приводит тех «аргументов», которые положили бы конец этой дискуссии, поставив точку в вопросе о том, достаточно ли сформировано правовых отраслей для регулирования этой сферы общественных отношений.
В рамках данной дискуссии попробуем предложить анализ некоторых правовых норм, регламентирующих прохождение службы в таможенных органах.
Статьей 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» от 18.06.97 г. (далее - Закон о службе в таможенных органах) служба в таможенных органах определяется как особый вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ. Эта формулировка дает право обратиться к Федеральному закону «Об осно-
© Т.А.Нестерова, 2001
167
вах государственной службы РФ» (далее - Закон о госслужбе). Можно утверждать, что соотношение их действия определяется п. 2 ст. 4 Закона о госслужбе, который гласит, что особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании настоящего Федерального закона. Тогда в аспекте применения норм трудового законодательства и в отношении служащих таможенных органов можно сослаться на п. 4 ст. 4 Закона о госслужбе, где говорится, что на госслужащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Однако сам Закон о службе в таможенных органах такую возможность прямо не подтверждает. Во-первых, ст. 2 Закона о службе в таможенных органах не называет среди законодательных актов, регулирующих отношения по поводу службы в таможенных органах, Закона о госслужбе. В самом же Законе о госслужбе отсутствует перечень видов федеральной государственной службы (или хотя бы критерий их выделения), подпадающих под действие данного закона. Между тем в юридической литературе высказываются суждения о том, что Закон о госслужбе является законом о службе гражданской, т.е. он не охватывает своим воздействием службу в милитаризованных формированиях. Легального определения милитаризованных, военизированных, силовых и даже правоохранительных (именно к последним отнесена служба в таможенных органах) органов государства также не существует. Во-вторых, ст. 3 и 4 Закона о службе в таможенных органах дифференцируются понятия сотрудников и работников таможенных органов. Сотрудниками признаются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном настоящим Федеральном законом, присваиваются специальные звания. Работниками являются лица, занимающие должности, предусмотренные в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов. Закон о службе в таможенных органах фиксирует, что только на трудовые отношения последних распространяется действие законодательства о труде. Таким образом, анализ даже некоторых положений законов о службе в таможенных органах и о госслужбе указывает на необходимость совершенствования действующего законодательства, поскольку оно не позволяет однозначно определить соотношение действия указанных нормативно-правовых актов на регулирование отношений по поводу службы в таможенных органах.
Продолжая исследование вопроса о критериях отнесения службы в таможенных органах к государственной, остановимся на возможности использования сугубо формальных оснований. В соответствии со ст.1,2 Закона о госслужбе к государственной службе относится исполнение
168
должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории «Б» и «В», которые включены в Реестр государственных должностей государственной службы. Приложение 7 к Указу Президента РФ от 03.09.97 г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» содержит перечень должностей категории «В», утверждаемых для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с разд. 3 Указа Президента РФ от 25.05.99 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в нее входит Государственный таможенный комитет РФ, что дает право на изучение Указа от 03.09.97 г. с целью поиска в нем раздела о должностях служащих таможенных органов. Указанное приложение называет, в частности, в качестве высшей должность руководителя иного федерального органа исполнительной власти - председателя государственного комитета РФ. В соответствии со ст.7, 8 Таможенного кодекса РФ, ст. 18, 30 Закона о службе в таможенных органах, п. 1, 9 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации от 25.10.94 г. руководителем таможенных органов является председатель Государственного таможенного комитета РФ. Таким образом, можно заключить, что формальный критерий для рассмотрения службы в таможенных органах как подпадающей под действие Закона о госслужбе законодателем признается. Тогда логичен вывод: поскольку сотрудники таможенных органов являются госслужащими в смысле Закона о госслужбе, то на них должно распространяться законодательство о труде в той мере, в какой это допускается Законом о госслужбе.
Анализ структуры и содержания Закона о службе в таможенных органах позволяет выявить принципиальное сходство в статусе государственных служащих и сотрудников (но не работников) таможенных органов. Именно для сотрудников таможенных органов установлены особенности относительно: ограничений при поступлении на службу и при ее прохождении; требований к уровню образования и профессионализма; порядка прохождения аттестации; применения мер поощрения и ответственности; условий материального и социального обеспечения; гарантий прохождения службы; оснований ее прекращения. Но эти критерии, как отражающие сущностные характеристики труда определенной категории работников, позволяют выделить среди субъектов трудового права группу специальных. Принадлежность к таковым госслужащих доказывается многими авторами и находит законодательное закрепление. Отнесение сотрудников таможенных органов к госслужащим делает актуальной постановку вопроса об исследовании их трудоправового статуса. Выявление в законодательстве о службе в таможенных органах
169
норм, близких по содержанию к нормам трудового законодательства (или иного), позволит оценить их собственную правовую природу.
Основы правосубъектности сотрудника таможенного органа складываются как результат взаимодействия различных норм Закона о службе в таможенных органах, фиксирующих особенности, связанные с его возрастом, состоянием здоровья, гражданством, уровнем профессиональной подготовки, моральными качествами личности, наличием судимости, возможностью занятия иными видами деятельности. В административном праве эти особые черты рассматриваются как способ укомплектования государственных органов такими профессиональными кадрами, которые в наибольшей степени удовлетворяли бы требованиям эффективного функционирования государственного аппарата, и в этом значении они составляют основу административно-правового статуса госслужащих как основных субъектов административного права. В этой связи уместно привести высказывание В.М.Манохина, который полагает целью придания им особо статуса - оградить государственную службу от лиц, не способных по различным качествам обеспечить социальную, профессиональную, нравственную чистоту корпуса госслужащих [6, с.148-149]. Трудовое право расценивает указанные критерии как основание для дифференциации регулирования общественных отношений с участием данных субъектов, которые исходя из социальных, половозрастных, психофизических и других факторов, только им присущим, становятся специальными отраслевыми субъектами. Цель этого явления принципиально иная - через учет особенностей какой-либо категории лиц обеспечить условия для надлежащей реализации их способности к труду (его конкретному виду). В этом аспекте сотрудник таможенного органа как служащий особого государственного органа закономерно может занять определенное место среди специальных субъектов трудового права. Его условный трудоправовой статус будут составлять следующие критерии. Во-первых, - возрастной критерий. Статьей 6 Закона о службе в таможенных органах определен минимальный возраст поступления на службу - 18 лет, ст. 49 - предельный возраст нахождения на службе в конкретной должности, занимаемой лицом в зависимости от имеющегося у него специального звания. Таким образом, возрастной критерий характеризуется для служащего таможенного органа верхним и нижним пределами. Во-вторых, - социальный критерий. Его содержание раскрывается в требованиях о наличии гражданства РФ (ст.1 Закона о службе в таможенных органах); запрете службы при наличии неснятой или непогашенной судимости (ст.7, п. 1); ее невозможности из-за близкого родства или свойства сотрудников, проходящих службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с
170
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому (ст.7, п. 3); об ограничении прав заниматься иной деятельностью (ст.7, п. 2). В-третьих, - психофизический критерий. Он заключается в установлении определенных требований к состоянию здоровья сотрудника таможенных органов. Согласно ст. 7 (п. 1) Закона о службе в таможенных органах им не может являться гражданин, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда, а также гражданин, при наличии у него заболевания, препятствующего прохождению службы в таможенных органах (ст.6, п. 1).Требования к состоянию здоровья сотрудников таможенных органов устанавливаются Правительством РФ (ст. 6, п. 4). В-четвертых,- образовательный и квалификационный критерий. Его содержание в законе определено нечетко, в виде следующей формулировки: сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы (ст. 6, п. 1). Конкретизировать это содержание могут требования ст. 23 и 19 Закона о службе в таможенных органах (подготовка кадров для таможенных органов и присяга сотрудника таможенного органа).
В трудоправовом значении указанные особенности правосубъектности лица, выполняющего определенную трудовую функцию, должны иметь следствием специфические условия в характере связи с противоположной стороной возникшего отношения, иными словами, они будут предопределять содержание трудового договора с таким лицом. Порядок и условия прохождения службы сотрудником таможенного органа, установленные Законом о службе в таможенных органах, выдерживает общий подход их регулирования согласно Закону о госслужбе, фиксируя отличия в предоставлении отпуска, денежного содержания, прохождении аттестации, применении мер взыскания и поощрения в границах, им и определенных. Так, в соответствии со ст. 13, 17 Закона о госслужбе виды поощрений и порядок их применения, размер должностного оклада, размер и порядок установления надбавок к нему должны регламентироваться специальными федеральными законами. В соответствии со ст. 18 Закона о госслужбе для отдельных категорий государственных служащих может устанавливаться ежегодный отпуск большей продолжительности, чем 30 календарных дней, а также порядок и условия предоставления дополнительного отпуска. Вместе с тем нельзя не заметить, что указанные элементы прохождения службы составляют собственное содержание соответствующих институтов особенной части трудового права - рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, дисциплины труда, материальной ответственности и т.д. Примеча-
171
тельно в этой связи, что многие исследователи, сосредотачивая внимание на конкретных вопросах особенной части, прямо указывают в качестве примеров специфического регулирования отпуска, денежного содержания и т.д., на службу в таможенных органах и других видах службы [14, с. 31-39; 16, с. 77-78]. Очевидно, что здесь презюмируется включение этой категории лиц в число субъектов трудового права, исходя из идентичной правовой природы исследуемых отношений, несмотря на то, что официальное действие трудового законодательства через специальные законы о них своего закрепления не нашло. О возможности использования подобного подхода свидетельствуют и другие суждения. Так, В.Н.Скобелкин, исследуя вопрос о соотношении трудового и административного права применительно к службе в таможенных органах, отмечает: трудовые отношения служащих, отнесенных к группе работников, регулируются трудовым законодательством. А для должностных лиц используются лишь отдельные его нормы (например, об ограничении совместной службы родственников (п. 4 ст. 7); о праве на объединения в профессиональные союзы (п.11ст.17); о согласии на перевод на другую должность, в другой таможенный орган или в другую местность по инициативе начальника таможенного органа (п. 1 ст. 20); о праве обжалования перевода или увольнения в суд (ст. 53) и др. [10, с. 52] Таким образом, на первый план следует вынести вопрос именно об объеме регулирования трудовым правом отношений по поводу службы в таможенных органах.
Анализ статей, устанавливающих основные права, обязанности, ограничения и гарантии госслужащих и сотрудников таможенных органов, позволяет констатировать на принципиальное совпадение их содержания. Статьи 9, 10, 15 и другие Закона о госслужбе, фиксируя в качестве основных прав, обязанностей и гарантий госслужащего такие, как ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей (ст. 9, п. 1), добросовестное исполнение должностных обязанностей (ст.10, п. 2), соблюдение установленных в государственном органе правил внутреннего трудового распорядка (ст. 10, п. 6), должностных инструкций, денежное содержание, ежегодный оплачиваемый отпуск (ст.15, п. 2, 3) и т.д., опосредуют содержание трудового договора с ним, поскольку в трудоправовом смысле именно эти условия характеризуют выполнение работником своей трудовой функции.
172
Основные права, обязанности, ограничения сотрудников таможенных органов установлены ст.7, 16, 17 Закона о службе в таможенных органах. Статья 16 названного закона воспроизводит полностью все положения ст. 9 Закона о госслужбе, за исключением права на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. Это изъятие не имеет существенного значения для оценки трудоправового статуса, поскольку входит в сферу общегражданских прав личности. Статья 16 Закона о службе в таможенных органах добавляет два новых положения - о праве участвовать в собраниях сотрудников таможенных органов и о применении физической силы, специальных средств, боевого ручного, стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных гл. 61 ТК РФ. Статус собраний сотрудников таможенных органов устанавливается в ст. 31 Закона о службе в таможенных органах, где говорится, что Положение о собраниях сотрудников таможенных органов утверждается председателем ГТК РФ. Представляется, что эти права, отражающие особенности функционирования таможенной службы в системе государственной службы как особого ее вида, могут рассматриваться одним из элементов основы для специфического трудоправовового регулирования службы этой категории лиц.
Объем обязанностей сотрудника таможенного органа, закрепленных в ст. 17 Закона о службе в таможенных органах, почти полностью совпадает с таковым объемом, определяемым ст. 10 Закона о госслужбе. В то же время несколько иначе формулируется требование об исполнении должностных обязанностей. Вместо вменения добросовестного исполнения должностных обязанностей (ст.10 Закона о госслужбе) в Законе о службе в таможенных органах указывается, что обязанности сотрудника таможенных органов по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Представляется, что данное дополнение чрезвычайно важно именно в трудоправовом аспекте, поскольку оно законодательно подчеркивает значение должностной инструкции как источника конкретизации трудовой функции. Пунктом 3 ст.17 Закона о службе в таможенных органах устанавливаются также обязанности сотрудников, которые выражают специфику таможенных органов. В нем отмечается, что исполнением сотрудником таможенного органа своих должностных обязанностей также является: участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечению безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождение в положении заложника в связи с исполнени-
173
ем должностных обязанностей и т.д. Данные обязанности (кроме последней) можно расценивать как специфическое проявление общей служебно-трудовой обязанности повышения квалификации, поддержания своего профессионального уровне на должной высоте.
Что касается ограничений, то и в отношении них можно констатировать тождественность главных установлений относительно госслужащих и сотрудников таможенных органов. Единственный тезис, который согласно Закону о службе в таможенных органах является «лишним», касается участия сотрудников таможенных органов в забастовках. Такого ограничения Закон о службе в таможенных органах не приводит. В плане возможной оценки сотрудника таможенных органов как субъекта трудового права это обстоятельство представляется чрезвычайно важным, поскольку при такой редакции указанной нормы можно предположить, что законодатель признает за этой категорией лиц обладание правами, составляющими основу международного трудоправового статуса личности. Но для определения объема этих прав необходимо также соотнесение указанных норм с требованиями п. 3 ст. 17 Федерального закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20.10.95, который отрицает законность забастовок работников правоохранительных органов, если при этом создается угроза обороноспособности страны и безопасности государства. К тому же следует признать, что в данном случае правомерен вопрос о соблюдении правил законодательной стилистики в части включения в специальные акты общих норм или отсылочных к общим актам.
Специфика условий реализации трудовой функции применительно к госслужащему раскрывается в первую очередь теми статьями, которые устанавливают особенности поощрений и дисциплинарной ответственности госслужащего, его рабочего времени и отпусков, аттестации. Одновременно в этих положениях воплощаются особенности осуществления стадий трудового договора, что применительно к госслужащим можно обозначить как прохождение службы.
Соответствующие статьи присутствуют и в Законе о службе в таможенных органах. Рассмотрим некоторые из них, которые, как представляется, наиболее отчетливо указывают на наличие в характере отношений по поводу прохождения службы в таможенных органах элементов, позволяющих соотносить их с предметом трудового права.
Наиболее интересна в этом плане ст. 34 Закона о службе в таможенных органах, озаглавленная «Продолжительность служебного времени». Она сформулирована следующим образом.
1. Продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжитель-
174
ности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.
2. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
3. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
4. Для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени. Перечень должностей указанных сотрудников и продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из текста приведенной статьи с очевидностью вытекает вывод, что режим служебного времени сотрудников таможенных органов устанавливается с помощью средств и приемов, используемых в трудовом праве. Аналогичный подход присутствует и в отношении регулирования времени отдыха. В Законе о службе в таможенных органах имеется статья о правилах внутреннего распорядка (ст. 33), которая гласит: председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации утверждает типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов. Правила внутреннего распорядка в конкретном таможенном органе утверждаются его начальником исходя из особенностей деятельности указанного таможенного органа. В соответствии с КЗоТ РФ основные характеристики рабочего времени и времени отдыха закрепляются в правилах внутреннего трудового распорядка.
Своеобразие положения сотрудника таможенных органов отражается в правилах об отпусках. Прежде всего, это касается видов отпусков, установленных ст. 35-39 Закона о службе в таможенных органах. Согласно указанным нормам сотрудникам таможенных органов предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия:
1) очередной ежегодный;
175
2) по личным обстоятельствам;
3) по болезни;
4) дополнительный (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом);
5) другие отпуска (по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком, учебные и творческие), установленные законодательством Российской Федерации.
Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. При определении продолжительности очередного ежегодного отпуска праздничные нерабочие дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней не включаются. При предоставлении сотруднику таможенного органа отпусков, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 настоящей статьи, а также отпуска по беременности и родам их продолжительность увеличивается на количество дней, необходимое указанному сотруднику для проезда к месту проведения отпуска и обратно, а также оплачивается стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации.
Сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно с оплатой стоимости проезда указанного сотрудника и одного из членов его семьи в пределах территории Российской Федерации.
Сотруднику таможенного органа по его желанию разрешается разделение отпуска на две части. В этом случае предоставление времени для проезда и оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно производятся один раз.
В случае отзыва сотрудника таможенного органа из очередного ежегодного отпуска при предоставлении неиспользованной части отпуска в удобное для указанного сотрудника время ему оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно. При этом продолжительность неиспользованной части отпуска увеличивается на количество дней, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;
2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;
176
3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.
Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации. Указанным сотрудникам по их желанию разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года. Дополнительные отпуска, предусмотренные п. 1-3 настоящей статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней. Сотруднику таможенного органа при выслуге 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с оплатой стоимости проезда указанного сотрудника и одного из членов его семьи к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации.
Статья 40 Закона о службе в таможенных органах устанавливает, что сотруднику таможенного органа предоставляются другие отпуска в порядке и продолжительностью, которые установлены законодательством Российской Федерации. Время нахождения в указанных отпусках засчитывается сотруднику таможенного органа в выслугу лет для присвоения специального звания, выплаты надбавки за выслугу лет.
Таким образом, и анализ правил об отпусках сотрудников таможенных органах показывает, что порядок их предоставления вполне укладывается в рамки, очерченные общими нормами законодательства о труде применительно к специальным субъектам. По сравнению с Законом о госслужбе в этом плане сотрудники таможенных органов будут субъектами двойной дифференциации. Так, Закон о службе в таможенных органах аналогично Закону о госслужбе устанавливает продолжительность очередного основного отпуска, основания дополнительного отпуска за выслугу лет. Некоторые условия выражают исключительную специфику отпусков сотрудников таможенных органов.
Регулирование оплаты труда сотрудников таможенных органов также фиксирует особенности их статуса, причем таким образом, что
177
оказывается вполне позволительным включение их в категорию особых госслужащих как субъектов трудового права. Состав денежного содержания госслужащих аналогичен составу денежного довольствия сотрудника таможенного органа. В соответствии со ст. 41 Закона о службе в таможенных органах в него входит: оклад по занимаемой должности, оклад по присвоенному специальному званию, надбавки за выслугу лет, ученую степень, ученое звание, стоимость продовольственного пайка, если он не выдан в натуре. Сотруднику таможенного органа ежегодно оказывается материальная помощь, выплачиваются премии в порядке и размерах, которые установлены председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации, по итогам календарного года может выплачиваться единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Виды поощрений Законом о госслужбе не установлены. Однако перечисленные в ст. 28 Закона о службе в таможенных органах аналогичны тем, которые присутствуют в специальных законах о конкретном виде службы, на служащих которого официально распространено действие законодательства о труде, например, на работников органов прокуратуры. Таким же образом сформулированы и виды дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст. 29 Закона о службе в таможенных органах ими являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов. Единственное отличие данной статьи от ст. 14 Закона о госслужбе заключается в указании на результаты аттестации при предупреждении о неполном служебном соответствии. Можно утверждать, что такое уточнение было бы нелишним и в Законе о госслужбе, поскольку оно создает определенные гарантии для работника, привнося объективность в критерии оценки оснований для наложения данного вида взыскания.
Основные итоги настоящего анализа во многом подтверждают правоту Ю.А.Тихомирова, который считает, что процесс правовой регламентации государственной службы еще не завершен, предстоит не только закрасить «белые пятна», но и обеспечить надлежащее соотношение соответствующих актов с меняющимся трудовым законодательством во избежание противоречий и дублирования [13, с. 305]. Представляется, что Закон о службе в таможенных органах пока выполняет лишь первую задачу. Нельзя не заметить, что основные положения об условиях прохождения службы госслужащими и сотрудниками таможенных органов имеют значительное сходство, что указывает на единую правовую природу данных норм и в том, и другом законах. Каких-либо обоснованных доводов, позволяющих ограничить действие опре-
178
деленных норм в отношении сотрудников таможенных органов, Закон о службе в таможенных органах не выдвигает. При этом следует подчеркнуть, что в ряде случаев Закон о службе в таможенных органах, предлагая детальное регулирование отдельных условий службы, создает дополнительные гарантии для своих служащих при ее прохождении. Но именно в этом плане преломляются функции трудового права в общей идее законодательства о госслужбе - унифицировать требования к государственным служащим в целях создания действенного государственного аппарата: четкие гарантии защиты прав работника (служащего) -условие надлежащего исполнения им своих обязанностей. В этой связи распространение действия трудового законодательства в системе службы в таможенных органах ограниченно по кругу субъектов ( в полном объеме только на работников) и по содержательной сфере (только на отношения по поводу служебного времени сотрудников таможенных органов) также не обеспечивается достаточной мотивацией. Отличия в регулировании относительно конкретных элементов прохождения службы в разных государственных органах есть повод утверждать о наличии двойной дифференциации субъектов государственной службы в рамках единой отраслевой принадлежности. Таким образом, логичным итогом развития правового регулирования службы в таможенных органах должна быть констатация этого факта законодателем: на сотрудников таможенных органов может быть распространено законодательство о труде в той мере как оно действует в отношении госслужащих.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. № 12.
2. Бугров Л.Ю., Зобнина И.В. Соотношение конституционного и трудового права в России: трудоправовой аспект // Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. Пермь, 2000.
3. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы // Журн. рос. права. 1998. № 7.
4. Курс российского трудового права: В 3т. / Под ред. Е.Б.Хохлова. СПб., 1996. Т. 1.
5. Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе // Государство и право.1997. № 9.
6. Его же. Служба и служащие в Российской Федерации. М., 1997.
7. Нестерова Т.А. Единство и дифференциация трудового права при регулировании труда в органах и учреждениях прокуратуры //
179
Юридические науки: проблемы теории, практики, перспективы развития. Пермь, 2000.
8. Ноздрачев А. Закон о государственной службе: как правильно ее применять // Хозяйство и право. 1996. № 6.
9. Селиванова А.В. Специальные пределы трудовой правосубъектности в системе государственной службы // Там же.
10. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.
11. Снегур А.А. Отраслевая (в праве) принадлежность норм, регулирующих служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации // Юридические науки: проблемы теории, практики, перспективы развития. Пермь, 2000.
12. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. № 5.
13. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
14. Тучкова Э.Г. Заработная плата. Комментарий к КЗоТ. М., 1996.
15. Федяев Д.А. Основные особенности трудоправового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации // Юридические науки: проблемы теории, практики, перспективы развития. Пермь, 2000.
16. ЧикановаЛ.А. Государственные служащие. М., 1996.
17. Шахов В.Д. Соотношение норм трудового, гражданского и «служебного» права // Рос. законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь, 1997.
ON SOME ASPECTS OF LABOR LAW REGULATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION CUSTOMS SERVICE
T.A.Nesterova
Some stipulations of the customs service have been considered in
terms of a possibility and necessity to regulate them by the norms of
Labor Law.
180