Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
УДК 340
Особенности правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации (на примере следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан)
Васильев М.В.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета
Шурыгина Ю.В.
Старший инспектор отделения по работе с кадрами отдела кадров следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан
Статья посвящена особенностям правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации. Рассмотрены правовые основы регулирования труда следователей, заключения и расторжения трудового договора, права и обязанности сторон по трудовому договору, режима рабочего времени и времени отдыха, поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности следователей.
Ключевые слова: особенности регулирования труда, трудовой договор, следователь.
С 15.01.2011 г. вступил в силу Федеральный закон № 403-ФЗ от 28.12.2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации» [1], который одной из задач Следственного комитета определил оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (далее - ФЗ № 403).
Основной трудовой функцией следователя является решение указанной задачи - расследование преступлений. В соответствии с п.п. 41 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ [2].
Федеральный закон № 403 стал первым нормативным правовым актом, регламентирующим организацию, функционирование, деятельность
Следственного комитета как вновь созданного федерального органа власти. Этим законом предусмотрено, что на следователей Следственного комитета распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными указанным федеральным законом. То есть при регулировании труда следователей в первую очередь применению подлежат правовые нормы, содержащиеся в ФЗ № 403, а в случаях, специально ими не урегулированных, -Трудовой кодекс Российской Федерации [3] и иные федеральные законы.
ТК РФ содержит обязательные для всех работодателей нормы относительно запрета дискриминации в сфере труда, принудительного труда, социального партнерства в сфере трудовых отношений, трудового договора, времени труда и времени отдыха, ответственности работника и работодателя.
Отдельные положения, касающиеся регулирования труда следователей Следственного комитета,
173
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
содержатся и в других федеральных законах. Среди них можно выделить Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [5], УПК РФ.
Подзаконные нормативные правовые акты регламентируют отдельные вопросы регулирования труда следователей Следственного комитета более подробно. Так, Указами Президента РФ утвержден перечень должностей в Следственном комитете, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и перечень соответствия должностей в Следственном комитете РФ должностям в Следственном комитете при Прокуратуре РФ [6], установлена выплата отдельной категории сотрудников должностного оклада с повышением на 50 % [7], устанавливается размер денежного вознаграждения Председателя Следственного комитета [8].
Вопросы материального и социального обеспечения следователей более детально регламентируют нормативные правовые акты,принимаемые Правительством РФ. Так, Постановлениями Правительства РФ устанавливаются правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий [9], определяется размер должностных окладов [10].
В большом количестве правовые нормы, регулирующие труд следователей Следственного комитета, содержатся в ведомственных норматив-ных-правовых актах. Основным ведомственным нормативно-правовым актом, регулирующим труд следователя, являются Правила внутреннего трудового распорядка [11, с. 52], содержащие нормы, устанавливающие порядок приема и увольнения, основные права, обязанности и ответственность работника и работодателя, меры поощрения, дисциплинарные взыскания, режим работы и время отдыха. Примером локальных нормативных правовых актов являются приказы руководителя следственного управления: «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов приказов по кадровым вопросам», «Об учете рабочего времени в аппарате следственного управления», «О повышении квалификации, индивидуальной учебе сотрудников следственного управления», «Об утверждении перечня должностей работников следственного управления, которым может быть установлен ненормированный рабочий день». Указанные локальные нормативноправовые акты являются документами внутреннего пользования и публикуются в Информационном бюллетене следственного управления.
Прием на службу в Следственный комитет и заключение с работником трудового договора осуществляются в соответствии с ФЗ № 403 и ТК РФ. До заключения трудового договора претендент на должность следователя проходит отборочные ме-
роприятия с целью проверки соответствия требованиям, установленным законодательством для сотрудников Следственного комитета. При заключении трудового договора следователь предъявляет документы, перечень которых установлен приказом Следственного комитета от 14.04.2011 г. № 61 [12].
При принятии на службу в Следственный комитет следователь и представитель нанимателя заключают трудовой договор, форма которого утверждена Приказом Следственного комитета от 08.08.2011 г. № 114 [13]. Установленная форма трудового договора отвечает требованиям ст. 57 ТК РФ и является типовой для всех следователей Следственного комитета. Трудовой договор содержит разделы:
- должность федеральной государственной службы и место службы;
- срок трудового договора и испытания; права и обязанности сторон; обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне;
- режим рабочего времени и время отдыха;
- оплата труда; гарантии и компенсации, социальное страхование; иные условия трудового договора;
- изменение и прекращение трудового договора;
- рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров;
- адреса и реквизиты сторон.
В трудовом договоре указываются наименование следственного органа Следственного комитета, должности и структурного подразделения, а также место структурного подразделения, если оно обособлено.
Трудовой договор между следователем и представителем нанимателя может быть заключен как на неопределенный срок, так и на определенный в случаях, установленных ТК РФ. В случае заключения срочного трудового договора в договоре должны быть указаны правовые основания заключения срочного трудового договора, свидетельствующие о невозможности установления трудовых отношений на неопределенный срок.
Следователю, впервые принимаемому на службу в Следственный комитет, за исключением следователей, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, может предусматриваться испытание сроком до 6 месяцев, продолжительность которого определяется руководителем следственного органа. В ст. 18 ФЗ № 403 указано, что срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон.
Раздел трудового договора об обязательствах по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне заполняется при назначении на должность, предусматривающую допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
174
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
Изменение условий заключенного сторонами трудового договора осуществляется по соглашению сторон - измененные условия трудового договора излагаются в дополнительном соглашении, форма которого утверждена приказом № 114.
Трудовой договор может быть прекращен по основаниям и в порядке, установленном ТК РФ, а также на основании специальных норм, содержащихся в ФЗ № 403.
В соответствии с ТК РФ, общими основаниями для расторжения трудового договора следователя являются:
- соглашение сторон;
- расторжение трудового договора по инициативе работника;
- расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
- перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу;
- отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения;
- отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;
- отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
- отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.
Ст. 30 ФЗ № 403 установлено, что следователь может быть уволен со службы по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию, а также по инициативе руководителя следственного органа в случае:
- достижения предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете;
- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета;
- несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, связанных с прохождением службы в Следственном комитете и установленных ст. 17 ФЗ № 403;
- разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
- отказа от представления сведений или представления заведомо ложных сведений о своих до-
ходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
- наличия заболевания, предусмотренного п. 4
ч. 4 ст. 16 ФЗ № 403;
- в связи с утратой доверия.
Ст. 25 ФЗ № 403 следователям Следственного комитета устанавливается продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно. Продолжительность предоставляемого ежегодного основного отпуска увеличивается на количество дней, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Следователям, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется в количестве не менее 45 календарных дней.
Следователям Следственного комитета может быть установлен ненормированный рабочий день. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в таком режиме установлена Правилами внутреннего трудового распорядка [1].
На следователей Следственного комитета распространяется действие общих норм гл. 19 ТК РФ, регламентирующих исчисление продолжительности и порядка и очередности предоставления, продления или перенесения ежегодных оплачиваемых отпусков, разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части, отзыва из отпуска, замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, реализации права на отпуск при увольнении работника, предоставления отпуска без сохранения заработной платы.
Следователям также предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы, продолжительность которого зависит от календарных лет выслуги. Стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определяется в соответствии с ФЗ № 403 и в него засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.
В Следственном комитете ежегодно составляется график очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, составление которого осуществляется кадровым подразделением на основании предложений руководителей структурных подразделений следственного органа. При составлении графика отпусков учитывает-
175
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
ся право работников, награжденных нагрудными знаками «Почетный работник Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации», «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» на получение ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время [14, с. 14].
Поскольку должность следователя является должностью федеральной государственной службы, денежное содержание ему выплачивается из средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 35 ФЗ № 403, оно состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 35 ФЗ № 403). Руководителем следственного органа размер доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается с учетом объема работы и результатов службы каждого сотрудника [15].
Следователям Следственного комитета может оказываться материальная помощь в порядке,определяемом Председателем Следственного комитета. Выплата премий сотрудникам Следственного комитета по итогам службы за квартал и за год осуществляется в порядке,установленном для государственных гражданских служащих органов исполнительной власти. Следователям Следственного комитета может оказываться материальная помощь в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета.
На следователей распространяется действие общих норм, содержащихся в гл. 30 ТК РФ, посвященной дисциплине труда, порядку применения дисциплинарных взысканий, снятию и погашению дисциплинарных взысканий.
К следователям Следственного комитета применяются поощрения, предусмотренные ТК РФ, а также поощрения, связанные со спецификой службы. Ст. 27 ФЗ № 403 устанавливает следующие виды поощрений:
1) объявление благодарности;
2) награждение Почетной грамотой;
3) занесение на Доску почета, в Книгу почета;
4) выплата денежной премии;
5) награждение подарком;
6) награждение ценным подарком;
7) награждение именным оружием;
8) досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного;
9) награждение медалями Следственного комитета;
10) награждение нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» с одновременным вручением Почетной грамоты Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Высшей ведомственной наградой является нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» [16].
За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета, к нему применяются следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- понижение в специальном звании;
- лишение медалей Следственного комитета;
- лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- увольнение из Следственного комитета по соответствующему основанию.
Таким образом, ФЗ № 403 устанавливает специальные меры дисциплинарных взысканий для следователей Следственного комитета, по сравнению с ТК РФ, предусматривающим дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).
Понятие проступка, порочащего честь сотрудника, перечень таких проступков в законодательстве отсутствуют. Руководитель следственного органа оценивает проступок по своему внутреннему убеждению, учитывая положения Присяги сотрудника Следственного комитета, Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета [17]. По распоряжению руководителя следственного органа следователь, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания отстранен от должности.
Таким образом, среди особенностей регулирования труда следователей Следственного комитета можно выделить:
- правовое регулирование труда осуществляется специальными нормами ФЗ № 403, а ТК РФ и другие федеральные законы применяются субсидиарно;
176
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
- основная трудовая функция следователя установлена УПК РФ;
- предусмотрена типовая форма трудового договора и дополнительного соглашения к нему, утвержденные приказом Следственного комитета № 114;
- к гражданам, претендующим на должность следователя для заключения трудового договора, предъявляются специальные требования, предусмотренные ФЗ № 403;
- ФЗ № 403 установлены специальные основания для увольнения со службы;
- отпуска предоставляются в соответствии со специальными правовыми нормами, содержащимися в приказах Следственного комитета;
- размер должностного оклада следователя установлен Постановлением Правительства РФ, доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы - ФЗ № 403;
- применяются специальные меры поощрений и дисциплинарных взысканий, установленные ФЗ № 403 и приказами Следственного комитета.
Литература:
1. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 15.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2011 г. № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 249.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. -2001. - № 256.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - № 275.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.
6. Указ Президента Российской Федерации от
14.01.2011 г. № 40 «Об оплате труда Председателя Следственного комитета Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 573.
7. Указ Президента Российской Федерации от
26.01.2012 г. № 110 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Феде-
______________________________________Право
рации, и членам их семей». - URL: http://www. pravo.gov.ru.
8. Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»)» // Российская газета. - 2011. - № 6.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 г. № 411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2434.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. № 481 «Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий» // СЗ РФ. - 2011. - № 26. - Ст. 3805.
11. Приказ Следственного комитета Российской Федерации «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Следственного комитета Российской Федерации» от 30.09.2011 г. № 138 // «Информационный бюллетень следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. - 2011. -№ 14.
12. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 14.04.2011 г. № 61 «Об утверждении Инструкции о ведении кадровых учетных документов в системе Следственного комитета Российской Федерации (Приложение № 1).
- URL: http://khabkray.sledcom.ru/upload/site36/ document_text/000/857/492/Poryadok_i_usloviya_ formirovanie_reserva_kandidadov_na_sayt-2.docx.
13. Приказ Следственного комитета от 08.08.2011 г. № 114 «О порядке назначения на должность, освобождения от должности и увольнения сотрудников и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих Следственного комитета Российской Федерации».
- URL: http://docs.cntd.ru/document/902315310.
14. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 106 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления отпусков работникам Следственного комитета Российской Федерации» // Информационный бюллетень следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. - 2011. - № 9.
15. Приказ Следственного комитета Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе» от 14.01.2015 г. № 3. - URL: http:// www.pravo.gov.ru.
177
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
16. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 53 «О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в системе Следственного комитета Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 235.
17. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации» от 11.04.2011 г. - URL: http://sledcom.ru/document/1060.
Legal Regulation of the Work of Investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation as Exemplified by the Office of Investigations of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Republic of Tatarstan
M.V. Vasiliev
Kazan (Volga Region) Federal University Yu.V. Shurygina
Investigatory management of Investigatory committee at Office of Public Prosecutor of the Russian Federation on Republic Tatarstan
The paper dwells upon the particularities of legal regulation of the work of investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation. The authors analyze the legal framework of regulation of labour, conclusion and termination of employment contracts, rights and obligations of the Parties according to employment contracts, working hours and time off, incentives and disciplinary responsibility of investigators.
Key words: particularities of regulation of labour, employment contract, investigator.
178