ЛЕЩИНА Э.Л., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра теории государства и права, конституционного и административного права; Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, 149
LESHCHINA E.L.,
Candidate of Legal Sciences,
associate professor,
Chair of theory of state and law,
constitutional and administrative law;
South Ural State University
(National Research University),
Communy St. 149, Chelyabinsk, 454080
СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются виды и содержание дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим. Обосновывается вывод о том, что вопросы классификации и систематизации дисциплинарных взысканий имеют как теоретическое, так и практическое значение, поскольку они связаны с их нормативным закреплением, совершенствованием и применением, являются одним из главных условий при рассмотрении проблемы их эффективности. По мнению автора, из нормативных актов о государственной службе необходимо исключить отдельные виды дисциплинарных взысканий как не соответствующие целям дисциплинарной ответственности. С учетом высказанных в литературе точек зрения предлагается авторская классификация дисциплинарных взысканий, проведенная по следующим критериям: а) по содержанию наказательного воздействия; б) по порядку применения; в) в зависимости от роли отдельных видов дисциплинарных взысканий в реализации целей взысканий для различных субъектов дисциплинарной ответственности. По результатам проведенного исследования предлагается система (лестница) дисциплинарных взысканий в зависимости от интенсивности воздействия (степени строгости). Сделан вывод о необходимости унификации дисциплинарных взысканий в рамках одного вида государственной службы и корректировки действующих положений законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: государственная служба; дисциплинарное принуждение, дисциплинарная ответственность, виды дисциплинарных взысканий, система дисциплинарных взысканий.
THE SYSTEM OF DISCIPLINARY SANCTIONS APPLICABLE TO CIVIL SERVANTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article deals with the types and content of disciplinary sanctions imposed on civil servants. The author of the article substantiates the conclusion that the issues concerning the classification and systematization of disciplinary sanctions have both theoretical and practical importance, as they are associated with enshrining them in law, as well as their improvement and application, and are one of the main conditions when considering the problem of the sanctions' effectiveness. According to the author's opinion, it is necessary to exclude certain types of disciplinary sanctions from the normative acts on public service because they do not correspond to the purposes of disciplinary responsibility. Further, taking into account the points of view expressed in the literature, the author justifies and provides the classification of disciplinary sanctions according to the following criteria: a) the content of the punitive impact; b) the order of application; c) the role of certain types of disciplinary sanctions when implementing the purposes of penalties for various subjects of disciplinary responsibility. As a result of the study, the system (ladder) of disciplinary sanctions based on the intensity of the impact (severity) is proposed. It is concluded that it is necessary to unify disciplinary sanctions within one type of public service and to amend the existing provisions of the legislation in this area.
Keywords: public service; disciplinary coercion; disciplinary responsibility; types of disciplinary sanctions; system of disciplinary sanctions.
Одним из действенных и эффективных правовых средств обеспечения законности и дисциплины в системе государ-
ственной службы выступает дисциплинарная ответственность. Изучение вопросов дисциплинарной ответственности, упоря-
дочение видов, условий и порядка применения системы дисциплинарных взысканий представляется важным направлением совершенствования системы государственной службы Российской Федерации.
За совершение дисциплинарного проступка к государственному служащему могут применяться меры дисциплинарного принуждения. До сих пор не потеряли свою актуальность слова Н.О. Куплевас-ского: «отдельные дисциплинарные меры носят характер взысканий, налагаемых на должностных лиц с целью приведения их к должному порядку или, в крайних случаях, удаления их из государственной службы» [1, с. 3-4]. Авторы научных работ отмечают, что дисциплинарные взыскания «выступают как меры поддержания подчинения и порядка в служебных отношениях и обеспечения исполнения служебных обязанностей» [2, с. 710].
Меры дисциплинарной ответственности являются эффективным и наиболее острым (карательным) средством обеспечения правопорядка и дисциплины и применяются, когда все иные средства дисциплинарного воздействия не дали должного эффекта [3, с. 91]. Целями применения мер дисциплинарной ответственности являются: предупреждение нарушений законности, правопорядка и служебной дисциплины (общая и частная превенция); наказание виновных; возмещение причиненного ущерба; воспитание граждан. Следствием применения дисциплинарного взыскания выступает состояние так называемой дисциплинарной наказанности, которая предполагает наступление негативных последствий морального, статусного, организационного, личного неимущественного или финансового характера для служащего, привлеченного к дисциплинарной ответственности.
Системный подход в исследовании дисциплинарных взысканий как явлений социально-правовой действительности имеет принципиальное теоретическое значение. От того, что понимается под системой дисциплинарных взысканий, какие и в каком порядке включаются в нее карательные проявления, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, зависит почти все, что ассоциируется с дисциплинарным взысканием.
Любая система - это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей [4, с. 719]. По принципу отраслевой аналогии считаем возможным использовать категориально-понятийный аппарат системы административных наказаний, основополагающие понятия, относящиеся к понятию административного принуждения в целом. Как отмечает И.В. Максимов, «система административных наказаний в своем философско-право-вом (широком) понимании представляется как внутренне организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде» [5, с. 133].
Как представляется, система дисциплинарных взысканий закрепляется в законодательстве и представляет собой все их видовое многообразие, их определенную последовательность и взаимосвязь, расположение по степени тяжести, суровости. Упорядоченность системы наказаний от менее суровых к более суровым является показателем гуманного подхода при применении административного наказания, отражением принципов справедливости, равенства и законности государственно-властного принуждения [5, с. 137]. Эти слова являются справедливыми и для дисциплинарного принуждения. Таким образом, суровость каждого дисциплинарного взыскания может быть определена на основании различных критериев, и в первую очередь исходя из ограничений (лишения) прав, свобод и законных интересов для лица, на которое оно наложено. Иными словами, суровость наказания «обусловлена сравнительной ценностью и значимостью тех прав и свобод, ограничение которых является сутью карательного воздействия» [5, с. 135].
Содержание дисциплинарной ответственности государственных служащих характеризуется видами применяемых к ним дисциплинарных взысканий. Однако в Российской Федерации правовое регулирование вопросов дисциплинарного принуждения для государственных служащих различных видов осуществляется рядом не-
согласованных законодательных и нормативных актов. Для государственных гражданских служащих это Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации*; для сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) и лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии, - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) и Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации**; для прокурорских работников - Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; для сотрудников таможенных органов, имеющих специальные звания, - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации***; для со-
* Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 10 нояб. 2007 г. N 1495: ред. от 26 янв. 2019 г. (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
** О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 14 окт. 2012 г. N 1377: ред. от 7 апр. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 43. Ст. 5808; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
*** Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 16 нояб. 1998 г. N 1396: ред. от 30 сент. 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 47. Ст. 5742; 2012. N 41. Ст. 5583.
трудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"»; для сотрудников Государственной противопожарной службы - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; для имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
Далее следует охарактеризовать современные виды дисциплинарных взысканий, предусмотренных для лиц, проходящих государственную службу различных видов:
1. Замечание. Является наиболее мягким видом дисциплинарного взыскания. С точки зрения русского языка замечание - это указание на ошибку, выговор [4, с. 214]. Им обращается внимание государственного служащего на незначительные упущения по службе, допущенные ошибки или нарушения дисциплины. Законодательными актами предусмотрено, что для сотрудников ОВД, Росгвардии, федеральной противопожарной и таможенной служб, УИС и военнослужащих замечание может объявляться устно в публичной форме; для государственных гражданских служащих, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета -только в приказе. Замечание следует отличать от устного предупреждения должностного лица о необходимости строгого соблюдения дисциплины и напоминания о служебном долге, которое может быть сделано любому гражданскому служащему, лицу, имеющему специальное звание, и военнослужащему.
Дисциплинарное взыскание в виде замечания и выговора, объявленное в устной форме публично сотруднику ОВД и Росгвардии, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения,
для всех иных служащих аналогичные законоположения отсутствуют.
2. Выговор и строгий выговор. Эти дисциплинарные взыскания являются сходными по характеру и правовым последствиям. С семантической точки зрения выговор - это строгое словесное внушение [4, с. 114]. Выговор в устной форме может быть объявлен сотрудникам ОВД, Росгвар-дии, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы. Законодательно не установлен перечень нарушений, за совершение которых могут применяться данные меры, но не вызывает сомнений тот факт, что они налагаются за более серьезные проступки и упущения по сравнению с теми, за которые объявляется замечание. Строгий выговор является более суровым наказанием, чем выговор, и объявляется сотруднику, имеющему специальное звание, военнослужащему, как правило, когда ранее им уже объявлялись замечание или выговор. Дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора не предусмотрено для государственных гражданских служащих.
3. Предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии. Это одно из наиболее серьезных средств воздействия для всех видов государственных служащих, выполняет пресекательную и право-восстановительную функцию. Нередко выступает альтернативой досрочному увольнению и обычно применяется в случаях, когда ранее уже применялись меры дисциплинарного воздействия, но служащий (сотрудник) не способен в полной мере (или не желает) выполнять возложенные на него служебные обязанности, допускает неоднократные нарушения дисциплины. Значение данного взыскания заключается в том, что служащий лично предупреждается о необходимости существенного улучшения исполнения служебных обязанностей и дальнейшего недопущения нарушений законности и служебной дисциплины.
Вывод о неполном служебном соответствии делается в рамках служебной проверки или аттестации. Исходя из установленных требований, можно предположить, что данный вид взысканий имеет место при недостаточном уровне квалификации, знания своих обязанностей,
готовности их исполнять; низкой личной дисциплинированности, исполнительности, требовательности к подчиненным и себе; способности качественно выполнять поставленные задачи. Для всех госслужащих, за исключением военнослужащих, снимается, как правило, автоматически по истечении одного года.
Особая регламентация данной меры предусмотрена в отношении военнослужащих. Статья 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что предупреждение о неполном служебном соответствии применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности. По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке. Военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.
Необходимо согласиться с мнением М.В. Преснякова и С.Е. Чаннова о том, что из факта отсутствия у госслужащего новых дисциплинарных взысканий не следует, что он полностью соответствует замещаемой должности, поэтому дальнейшая судьба гражданского служащего, к которому применялось дисциплинарное взыскание в виде неполного должностного соответствия, по истечении года (или ранее - по инициативе представителя нанимателя) должна решаться на внеочередной аттестации [6].
4. Перевод на нижестоящую должность. В органах внутренних дел, Росгвардии, федеральной противопожарной службе как вид дисциплинарного взыскания мо-
жет применяться в случае совершения сотрудником грубого либо неоднократного нарушения служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания (ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 342-ФЗ). Снижение в воинской должности применяется в отношении всех военнослужащих, объявляется приказом командира воинской части и исполняется без согласия военнослужащего на перемещение на нижестоящую воинскую должность (ст. 97 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).
Следует отметить, что Конвенция Международной организации труда N 105 «Об упразднении принудительного труда»* и ст. 4 ТК РФ запрещают принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины. В силу законоположений чч. 7 и 8 ст. 11 ТК РФ вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД и военнослужащих, служба которых является видом трудовой деятельности, регламентируются не трудовым, а административным (служебным) правом и, соответственно, не входят в сферу трудоправового регулирования. Как представляется, наличие данного взыскания оправданно, поскольку оно является серьезной превентивной мерой, способствующей воздержанию сотрудников и военнослужащих от совершения дисциплинарных проступков.
В правовом регулировании порядка применения перевода на нижестоящую должность заслуживает учета мнение М.Б. Добро-бабы о том, что данная мера может рассматриваться как альтернатива увольнению, поэтому должна применяться с письменного согласия госслужащего [7, с. 55].
5. Снижение в воинском (специальном) звании, классном чине на одну ступень. Снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), в том числе и со снижением в воинской должности, объявляется приказом командира
* Принята Генеральной конференцией МОТ 25 июня 1957 г. в г. Женеве, вступила в силу 17 янв. 1959 г. Ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г. (см.: Бюллетень международных договоров. 2002. N 2).
воинской части. Военнослужащему, к которому применено данное дисциплинарное взыскание, при его объявлении определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личное достоинство военнослужащего (ст. 98 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).
Сотрудники Следственного комитета Российской Федерации могут быть снижены в специальном звании решением Председателя Следственного комитета Российской Федерации. В прежнем звании сотрудники могут восстановиться не раньше чем через год со дня снижения в звании при наличии положительной аттестации.
Понижение в классном чине для прокурорских работников может осуществляться Генеральным прокурором Российской Федерации (за исключением лиц, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации). Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры имеют право налагать рассматриваемое взыскание на работников, назначаемых ими на должность.
Полагаем, что снижение в звании, классном чине, по сути, является лишением звания, классного чина определенного вида, ступени. В то же время необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда. Статьей 44 УК РФ в виде уголовного наказания предусмотрено лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Административный порядок лишения определенного вида воинского или специального звания, классного чина противоречит конституционному запрету дискриминации, в ряде случаев применение данной меры воздействия обусловливает утрату имевшихся ранее определенных статутных прав. С учетом приведенных рассуждений и в целях обеспечения единого правово-
го регулирования порядка прохождения государственной службы предлагаем данный вид взыскания исключить из перечня дисциплинарных взысканий для государственных служащих.
6. Снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности является объединением двух ранее проанализированных дисциплинарных взысканий и применяется в отношении ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины) и гражданина, призванного на военные сборы в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины. В данном случае происходит удвоение карательного воздействия. Опираясь на ранее высказанную позицию, полагаем, что наложение такого взыскания возможно только судом.
7. Лишение ведомственного нагрудного знака. Нагрудный знак «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» является высшей наградой прокуратуры Российской Федерации*. Лишение нагрудного знака в соответствии с пп. 1 и 3 ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» допускается только приказом Генерального прокурора Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Последствиями применения данного взыскания к прокурорскому работнику могут быть: отмена ежемесячной процентной надбавки к заработной плате в размере 10 % от должностного оклада и доплаты за классный чин, утрата преимущественного права на получение или улучшение жилой площади, распределяемой органами прокуратуры, а также на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время.
Награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре
* О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 5 июля 2017 г. N 452; Об утверждении Положения о нагрудном знаке «Почетный работник Прокуратуры Российской Федерации», описания нагрудного знака: приказ Генпрокуратуры России от 10 янв. 2007 г. N 1: ред. от 9 февр. 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Российской Федерации» в соответствии со ст. 41.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» производится приказом Генерального прокурора Российской Федерации или лица, временно исполняющего его обязанности. Лишение этого нагрудного знака может быть произведено только Генеральным прокурором Российской Федерации и лишь за порочащие проступки**.
Нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» является высшей ведомственной наградой Следственного комитета Российской Федерации***. Награждение нагрудным знаком осуществляется Председателем Следственного комитета с учетом мнения Высшей аттестационной комиссии Следственного комитета, применяется один раз в год и приурочивается к профессиональному празднику «День сотрудника органов следствия Российской Федерации». Лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» производится Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Финансовое последствие лишения - отмена ежемесячной надбавки в размере 10 % должностного оклада (оклада по должности) и доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию).
Лишение нагрудного знака отличника - вид дисциплинарного взыскания для солдат и матросов, сержантов и старшин, объявляемого в письменном приказе командира (начальника), имеющего соответ-
** Положение о нагрудном знаке «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»: утв. приказом Генпрокуратуры России от 5 июля 2017 г. N 452 «О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
*** Приложение N 2 к приказу Следственного комитета Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 53 «О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в системе Следственного комитета Российской Федерации» (см.: Рос. газ. 2014. 15 окт.; Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://www. pravo.gov.ru).
ствующую дисциплинарную власть. Приводится в исполнение: в отношении солдат и матросов - перед строем воинской части; сержантов и старшин - перед строем сержантов и старшин.
8. Лишение ведомственных медалей. Предусмотрено только для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. Решение о лишении медалей Следственного комитета принимается его Председателем*.
Как представляется, данный вид взыскания (в отличие от лишения нагрудного знака этого ведомства) в силу отсутствия реальных последствий для наказанного лица вряд ли сыграет свою воспитательную роль и, таким образом, встает вопрос о его целесообразности, а следовательно, возможности отмены.
9. Дисциплинарный арест до 30 суток назначается военным судом военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок или такое административное правонарушение, за которое КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
10. Увольнение со службы (по соответствующим основаниям) - это крайняя мера, к которой, как правило, прибегают, когда другие меры дисциплинарного воздействия исчерпаны и не дали положительного эффекта. Основаниями для увольнения могут быть грубое либо систематическое нарушение дисциплины, прогул, утрата доверия, совершение коррупционного нарушения, привлечение к уголовной ответственности и т.д. Для разных видов службы в силу их специфики перечень подобных деяний различный. При увольнении как дисциплинарном взыскании происходит расторжение служебного контракта с госслужащим и государственно-служебные правоотношения таким образом прекращаются.
* О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в системе Следственного комитета Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 53: ред. от 15 янв. 2018 г.
Рассматриваемое взыскание - это своего рода крайняя мера дисциплинарного принуждения, ограничивающая право госслужащего на труд, не дающая ему далее пользоваться предусмотренными социально-правовыми гарантиями либо в будущем приобрести право на ряд важных социальных гарантий, предоставление которых обусловлено государственной службой определенной продолжительности, включая выплату единовременного пособия в связи с увольнением на пенсию, государственное пенсионное обеспечение, пользование ведомственными поликлиниками, санаториями и др.
Для защиты госслужащих от необоснованного увольнения полагаем, что такая мера воздействия может применяться с учетом тяжести совершенного служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, а также с учетом предшествующих результатов исполнения служащим своих должностных обязанностей при наличии отрицательного решения аттестационной комиссии о возможности дальнейшего прохождения службы, а в идеале - по решению суда в порядке административного судопроизводства.
11. Исключение фамилии сотрудника из Книги почета или с Доски почета является следствием предупреждения сотрудника ОВД, Росгвардии, УИС и федеральной противопожарной службы о неполном служебном соответствии, перевода на нижестоящую должность или увольнения со службы в дисциплинарном порядке.
Виды специальных взысканий, применяемых только в отношении обучающихся ведомственных образовательных организаций высшего образования:
- лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации курсантов, слушателей образовательных организаций системы МВД России, Росгвар-дии, а для Федеральной противопожарной службы - также и адъюнктов. Увольнения из расположения предоставляются в порядке очередности, следовательно, применение данной меры воздействия означает, что наказанное лицо исключается из списков очередности (то есть пропускается только одно предстоящее увольнение). Исходя из буквы закона, данное взыска-
ние должно объявляться приказом уполномоченного руководителя, так как устная форма предусмотрена только для замечания и выговора. В письменной форме также должно объявляться о назначении вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения) [8, с. 13]. Необходимость издания письменного акта о наложении дисциплинарного взыскания усложняет порядок его оперативного применения, но создает дополнительные гарантии для обучающихся от неправомерного привлечения к дисциплинарной ответственности;
— отчисление из образовательной организации профессионального образования применяется в отношении курсантов и слушателей военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, образовательных организаций высшего образования системы МВД России, Росгвардии, Федеральной противопожарной службы за совершение ими дисциплинарных проступков. Следствием отчисления является увольнение со службы.
Важно подчеркнуть, что имеющийся арсенал средств дисциплинарного воздействия на государственных служащих является достаточным, и проблемы возникают при выборе подходящего вида взыскания для провинившегося. Между тем ряд авторов предлагает расширить правовой инструментарий средств дисциплинарного принуждения и включить в него, например, лишение премии, вознаграждения по итогам работы за год, снижение надбавки за сложность и напряженность [9, с. 88; 10, с. 125; 11, с. 37-38], ввести «вычет из времени службы, лишение на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» [12, с. 54]. Есть предложения о сокращении (лишении) ежемесячного денежного поощрения, снижении размеров должностных докладов и установленных доплат [7]. Вместе с тем представляется возможным обратиться к вопросу об использовании предложенных мер лишь при наличии достаточного уровня денежного содержания госслужащего и эффективных гарантий дисциплинарного производства.
Далее следует рассмотреть такой важный вопрос, как классификация дисци-
плинарных наказаний. Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что вопросам классификации и систематизации дисциплинарных взысканий в литературе по административному (служебному) праву уделяется недостаточное внимание и, как правило, речь идет об их видах и порядке применения для различных категорий государственных служащих. Несмотря на то, что в юридической литературе эта проблема непрестанно обсуждается, по ней еще нет достаточной определенности. Между тем вопрос о классификации дисциплинарных взысканий имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку связан с их нормативным закреплением, совершенствованием и применением, является одним из главных при рассмотрении проблемы их эффективности.
В нормативных актах, устанавливающих меры дисциплинарной ответственности для госслужащих, отсутствует какая-либо их группировка и имеет место простое перечисление. В учебной литературе классификацию наказаний предлагается понимать как их объединение в относительно однородные группы по определенным критериям с учетом характера и объема правоограничений, функциональной роли в выполнении тех либо иных задач [13, с. 167].
В юридической литературе имеются различные классификации дисциплинарных взысканий. В частности, Д.Н. Бахрах отмечает: «Поскольку дисциплинарные взыскания применяются в рамках устойчивых служебных коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии) и санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение)» [14, с. 351]. Эту точку зрения разделяет и А.В. Сергеев [15, с. 105-106]. Ю.С. Адушкин среди дисциплинарных взысканий выделяет меры морального, организационного, имущественного, смешанного характера [13, с. 54-55].
Взяв указанные точки зрения за основу, предлагаем классифицировать дисциплинарные взыскания следующим образом:
1. По содержанию наказательного воздействия:
а) морально-правовые - замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии; исключение фамилии госслужащего из Книги почета или с Доски почета;
б) статусного (изменяющие правовое положение лица в административном коллективе) и имущественного характера - перевод на нижестоящую должность, понижение в звании (классном чине) на одну ступень, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» и «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;
в) ограничивающие личные свободы - дисциплинарный арест; лишение очередного увольнения, назначение в наряд вне очереди;
г) ограничивающие личные неимущественные права - лишение ведомственных медалей, лишение ведомственного нагрудного знака;
д) препятствующие дальнейшему прохождению службы и совершению правонарушений - увольнение, отчисление из образовательной организации.
2. По порядку применения:
а) применяемые в административном порядке - все виды взысканий, за исключением дисциплинарного ареста;
б) применяемые судом - дисциплинарный арест военнослужащих.
3. В зависимости от роли отдельных видов дисциплинарных взысканий в реализации целей взысканий для различных субъектов дисциплинарной ответственности можно выделить:
а) основные взыскания - замечание, выговор, строгий выговор, лишение ведомственного нагрудного знака, лишение ведомственных медалей, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность, понижение в звании (классном чине) на одну ступень, дисциплинарный арест, увольнение;
б) дополнительные меры дисциплинарного принуждения (материальные и моральные последствия «дисциплинарной наказанности») - отмена доплат к окладу по должности и доплаты за специальное звание; исключение фамилии госслужащего из Книги почета или с Доски почета; невыплата денежного вознаграждения лицам, уволенным со службы по служебному
несоответствию в аттестационном порядке, за грубые либо систематические нарушения дисциплины, в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу.
Основные дисциплинарные взыскания назначают в качестве самостоятельной меры, и с ними законодатель связывает достижение основных целей наказания. Дополнительные меры дисциплинарного принуждения не могут применяться самостоятельно и способствуют достижению основных целей наказания путем дополнительного воздействия на личность служащего, привлеченного к ответственности. При этом представляется невозможным единообразно разрешить вопросы о соответствии применяемого взыскания степени тяжести содеянного для всех видов государственных служащих.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Система дисциплинарных взысканий представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре дисциплинарного принуждения, упорядоченная по критерию интенсивности воздействия (строгости) и правовым последствиям совокупность видов дисциплинарных взысканий в их взаимосвязи.
2. В зависимости от интенсивности воздействия (степени строгости) можно предложить следующую систему дисциплинарных взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) лишение ведомственного нагрудного знака;
5) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;
6) перевод на нижестоящую должность;
7) дисциплинарный арест;
8) увольнение.
3. Известное разнообразие видов дисциплинарных взысканий и наличие существенных различий между ними касаются не только содержания, характера и степени строгости каждого вида наказания, но и условий и порядка их применения. Именно это требует упорядочения и совершенствования в направлении унификации дисциплинарных взысканий в рамках одного вида государственной службы.
Список литературы
1. Куплевасский Н.О. Государственная служба в теории и в действующем праве Англии, Франции, Германии и Цислейтанской Австрии: Дисциплинарная ответственность; Государственные экзамены; Пределы повиновения частных лиц распоряжениям должностных лиц. Харьков: Тип. М.Ф. Зильберберга, 1888. 268 с.
2. Коркунов Н.М. Русское государственное право / под ред. М.Б. Горенберга. 6-е изд. СПб.: Тип. М.М. Ста-сюлевича, 1909. Т. 2. 739 с.
3. Лещина Э.Л. Дисциплинарное принуждение по административному праву: понятие, признаки, структура // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. N 1. С. 87-95.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.И. Шведовой. 22-е изд. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.
5. Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. 299 с.
6. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. 2009. N 8. С. 19-26; N 9. С. 103-110.
7. Добробаба М.Б. Проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений // Административное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 51-59.
8. Ванюшина И.Н. Особенности применения дисциплинарных взысканий к курсантам и слушателям образовательных организаций системы МВД России // Правопорядок. 2014. N 2 (3). С. 12-15.
9. Гавриленко Д.А. Дисциплина труда и средства ее обеспечения. Мн.: Наука и техника, 1985. 120 с.
10. Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред. В.М. Манохина. Саратов, 1986. 128 с.
11. Туганов Ю.Н. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих при переходе Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 255 с.
12. Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 12. С. 54-63.
13. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Ю.В. Грачева [и др.]; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2008. 560 с.
14. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Бек, 1997. 355 с.
15. Сергеев А.В. Актуальные вопросы ответственности государственных гражданских служащих по административному праву: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 170 с.
16. Адушкин Ю.С. Вопросы совершенствования дисциплинарного законодательства // Правоведе-ние.1984. N 3. С. 54-60.
References
1. Kuplevasskiy N.O. Gosudarstvennaya sluzhba v teorii i v deystvuyushchem prave Anglii, Frantsii, Germanii i Tsisleytanskoy Avstrii: Distsiplinarnaya otvetstvennost'; Gosudarstvennye ekzameny; Predely povinoveniya chastnyh lits rasporyazheniyam dolzhnostnyh lits [Public service in the theory and in the current law of England, France, Germany and Cislayan Austria: Disciplinary responsibility; State exams; The limits of obedience of individuals to the orders of officials]. Kharkov, Printing house M.F. Zilberberg, 1888. 268 p.
2. Korkunov N.M. Russkoe gosudarstvennoe pravo [Russian state law.]. St. Petersburg, Printing house M.M. Stasyulevich, 1909. Volume 2. 739 p.
3. Leshchina E.L. Distsiplinarnoe prinuzhdenie po administrativnomu pravu: ponyatie, priznaki, struktura [Disciplinary coercion under administrative law: the concept, features, structure]. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo - Bulletin of the Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, 2018, no. 1, pp. 87-95.
4. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1990. 921 p.
5. Maksimov I.V. Administrativnye nakazaniya [Administrative penalties]. Moscow, Norma Publ., 2009. 299 p.
6. Presnyakov M.V., Channov S.E. Distsiplinarnaya otvetstvennost' grazhdanskih sluzhashchih: problemy normativnoy opredelennosti i spravedlivoy differentsiatsii [Disciplinary responsibility of civil servants: problems of regulatory certainty and fair differentiation]. Trudovoe pravo - Labor Law, 2009, no. 8, pp. 19-26; no. 9, pp. 103-110.
7. Dobrobaba M.B. Problema sovershenstvovaniya sistemy distsiplinarnyh vzyskaniy, primenyaemyh v ramkah sluzhebno-deliktnyh distsiplinarnyh pravootnosheniy [The problem of improving the system of disciplinary sanctions applied in the framework of office-tort disciplinary legal relations]. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo - Administrative and municipal law, 2016, no. 1, pp. 51-59.
8. Vanyushina I.N. Osobennosti primeneniya distsiplinarnyh vzyskaniy k kursantam i slushatelyam obrazovatel'nyh organizatsiy sistemy MVD Rossii [Features of the application of disciplinary penalties to cadets and students of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pravoporyadok -Law and Order, 2014, no. 2 (3), pp. 12-15.
9. Gavrilenko D.A. Distsiplina truda i sredstva ee obespecheniya [The discipline of labor and the means to ensure it]. Minsk, Nauka i tehnika Publ., 1985. 120 p.
10. Adushkin Yu.S. Distsiplinarnoe proizvodstvo v SSSR [Disciplinary proceedings in the USSR]. Saratov, 1986.
128 p.
11. Tuganov Yu.N. Pravovoe regulirovanie distsiplinarnoy otvetstvennosti voennosluzhashchih pri perehode Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federatsii na kontraktnuyu sistemu komplektovaniya. Kand. Diss. [Legal regulation of disciplinary responsibility of servicemen in the transition of the Armed Forces of the Russian Federation to the contract system of recruitment. Cand. Diss.]. Moscow, 2003. 255 p.
12. Grishkovets A.A. Problemy reformy gosudarstvennoy sluzhby v Rossiyskoy Federatsii [Problems of civil service reform in the Russian Federation]. Gosudarstvo i pravo - State and Law, 2001, no. 12, pp. 54-63.
13. Ugolovnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. Obshchaya chast' [Criminal law of the Russian Federation. A common part]. Moscow, KONTRAKT: INFRA-M Publ., 2008. 560 p.
14. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo [Administrative law: a textbook for universities]. Moscow, Bek Publ., 1997. 355 p.
15. Sergeev A.V. Aktual'nye voprosy otvetstvennosti gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih po administrativnomu pravu. Kand. Diss. [Current issues of responsibility of civil servants under administrative law. Cand. Diss.]. Moscow, 2005. 170 p.
16. Adushkin Yu.S. Voprosy sovershenstvovaniya distsiplinarnogo zakonodatel'stva [Issues of improvement of disciplinary legislation]. Pravovedenie - Jurisprudence, 1984, no. 3, pp. 54-60.