Научная статья на тему 'Меры дисциплинарно-правового принуждения в системе государственной службы России'

Меры дисциплинарно-правового принуждения в системе государственной службы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1927
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНАРНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ДЕЛО / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА / DISCIPLINARY COERCION / DISCIPLINARY AND LEGAL COERCION / DISCIPLINARY MEASURES / DISCIPLINARY PREVENTION MEASURES / MEASURES OF DISCIPLINARY RESTRAINT / DISCIPLINARY CASE / MEASURES OF ENSURING PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещина Э. Л.

В статье дана общая характеристика понятия дисциплинарно-правового принуждения, приведены имеющиеся в юридической литературе мнения относительно его структуры. На основе принципа отраслевой аналогии обосновывается выделение мер обеспечения производства по дисциплинарным делам в самостоятельную группу средств дисциплинарного принуждения. Автор предполагает, что система мер дисциплинарного принуждения включает в себя меры дисциплинарного предупреждения, меры дисциплинарного пресечения, меры обеспечения производства по дисциплинарным делам и дисциплинарные взыскания. В системе мер дисциплинарного принуждения выделены меры психического воздействия, меры организационного и меры непосредственного принуждения. Обращаясь к предусмотренным законодательством мерам обеспечения производства по дисциплинарным делам, автор определяет их систему, в которую включает: доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование. Далее дается характеристика имеющихся в административно-служебном законодательстве Российской Федерации мер дисциплинарно-правового принуждения, указываются цели и основания, анализируется порядок применения. Приводятся предложения по совершенствованию правового регулирования административно-процессуального и дисциплинарного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF DISCIPLINARY AND LEGAL COERCION IN THE SYSTEM OF THE PUBLIC SERVICE OF RUSSIA

The article gives a general description of the concept of disciplinary and legal coercion, as well as the opinions on its structure available in the legal literature. Basing on the principle of branch analogy, the allocation of measures of ensuring disciplinary proceedings as a separate group of means of disciplinary coercion is substantiated. The author suggests that the system of measures of disciplinary coercion includes the measures of disciplinary coercion, measures of disciplinary restraint, measures of ensuring disciplinary proceedings and disciplinary sanctions. The measures of mental impact, organizational measures and measures of direct coercion are singled out in the system of measures of disciplinary coercion. Turning to the measures of ensuring disciplinary proceedings provided by the legislation, the author determines their system, which includes: delivery; detention; personal inspection, inspection of things, vehicle inspection; seizure of things and documents; temporary suspension from the performance of official and (or) special duties; suspension from driving; medical examination. Further, the characteristics of the measures of disciplinary and legal coercion available in the existing administrative and disciplinary legislation of the Russian Federation are given, their goals and grounds are described, the procedure for their application is analyzed. Proposals for improving the legal regulation of administrative procedural and disciplinary legislation are made.

Текст научной работы на тему «Меры дисциплинарно-правового принуждения в системе государственной службы России»

ЛЕЩИНА Э.Л., кандидат юридических наук, leshina74@mail.ru Кафедра государственно-правовых

дисциплин; Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, 454084, г. Челябинск, просп. Победы, 160

LESHCHINA E.L.,

Candidate of Legal Sciences,

leshina74@mail.ru

Chair of state and legal disciplines; Ural Branch of the Russian State University of Justice, Pobedy Avenue 160, Chelyabinsk, 454084, Russian Federation

меры дисциплинарно-правового принуждения в системе государственной службы россии

Аннотация. В статье дана общая характеристика понятия дисциплинарно-правового принуждения, приведены имеющиеся в юридической литературе мнения относительно его структуры. На основе принципа отраслевой аналогии обосновывается выделение мер обеспечения производства по дисциплинарным делам в самостоятельную группу средств дисциплинарного принуждения. Автор предполагает, что система мер дисциплинарного принуждения включает в себя меры дисциплинарного предупреждения, меры дисциплинарного пресечения, меры обеспечения производства по дисциплинарным делам и дисциплинарные взыскания. В системе мер дисциплинарного принуждения выделены меры психического воздействия, меры организационного и меры непосредственного принуждения. Обращаясь к предусмотренным законодательством мерам обеспечения производства по дисциплинарным делам, автор определяет их систему, в которую включает: доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование. Далее дается характеристика имеющихся в административно-служебном законодательстве Российской Федерации мер дисциплинарно-правового принуждения, указываются цели и основания, анализируется порядок применения. Приводятся предложения по совершенствованию правового регулирования административно-процессуального и дисциплинарного законодательства.

Ключевые слова: дисциплинарное принуждение; дисциплинарно-правовое принуждение; дисциплинарные меры воздействия; меры дисциплинарного предупреждения; меры дисциплинарного пресечения; дисциплинарное дело; меры обеспечения производства.

measures of disciplinary and legal coercion in the system of the public service of russia

Annotation. The article gives a general description of the concept of disciplinary and legal coercion, as well as the opinions on its structure available in the legal literature. Basing on the principle of branch analogy, the allocation of measures of ensuring disciplinary proceedings as a separate group of means of disciplinary coercion is substantiated. The author suggests that the system of measures of disciplinary coercion includes the measures of disciplinary coercion, measures of disciplinary restraint, measures of ensuring disciplinary proceedings and disciplinary sanctions. The measures of mental impact, organizational measures and measures of direct coercion are singled out in the system of measures of disciplinary coercion. Turning to the measures of ensuring disciplinary proceedings provided by the legislation, the author determines their system, which includes: delivery; detention; personal inspection, inspection of things, vehicle inspection; seizure of things and documents; temporary suspension from the performance of official and (or) special duties; suspension from driving; medical examination. Further, the characteristics of the measures of disciplinary and legal coercion available in the existing administrative and disciplinary legislation of the Russian Federation are given, their goals and grounds are described, the procedure for their application is analyzed. Proposals for improving the legal regulation of administrative procedural and disciplinary legislation are made.

Keywords: disciplinary coercion; disciplinary and legal coercion; disciplinary measures; disciplinary prevention measures; measures of disciplinary restraint; disciplinary case; measures of ensuring proceedings.

Одним из видов административно-правового принуждения, применяемого в порядке подчиненности к государственным служащим, является дисциплинарно-правовое принуждение. Дисциплинарное принуждение как один из видов легального государственного принуждения применяется за нарушение требований законодательства и дисциплины к лицам, находящимся в организационном подчинении у линейного или функционального руководителя.

Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что среди специалистов в области административного и служебного права нет единого подхода к определению дисциплинарного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения и как метода административно-правового воздействия. Имеющиеся в литературе определения дисциплинарного принуждения содержат родовые признаки, присущие как государственному принуждению, так и правовому принуждению в целом, а также видовые черты, определяемые особенностью функционирования исполнительной власти [1, с. 21; 2, с. 88; 3, с. 192]. Налицо расхождения по вопросам определения субъектов дисциплинарного принуждения, основаниям, целям применения, структуре и содержанию.

Кроме того, у авторов нет единого подхода к структуре дисциплинарного принуждения, существующим видам его мер, порядку их реализации, возможности выделения в отдельную группу принудительных мер обеспечения производства по дисциплинарным делам. В связи с этим считаем необходимым выделить основные виды мер дисциплинарного принуждения, критически осмыслить их содержание и порядок применения в системе государственной службы Российской Федерации.

Специалисты в структуре дисциплинарного принуждения выделяют меры дисциплинарного предупреждения, пресечения, дисциплинарные взыскания и восстановительные меры [1, с. 18; 3, с. 239; 4, с. 24-26; 5, с. 14]. Вместе с тем здесь необходимо также выделять и регламентированные нормами административно-процессуального права меры обеспечения производства по дисциплинарным делам. Такая точка зрения основывается на том,

что нормами административно-процессуального законодательства сформирована система государственно-принудительных мер для решения соответствующих процессуальных задач. В этом вопросе следует также исходить из того, что реализация отношений дисциплинарного принуждения и дисциплинарной ответственности осуществляется как в процессуальной, так и непроцессуальной форме. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в рамках процессуальных отношений, имеют свою собственную систему и правовую регламентацию, применяются управомоченными субъектами процессуальных отношений. Дисциплинарно-предупредительные и дисциплинарно-пресекательные меры и дисциплинарные взыскания обеспечивают реализацию материальных норм права.

В механизме дисциплинарной ответственности военнослужащих закреплены меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, применяемые в целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения (ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»* (далее - Федеральный закон ««О статусе военнослужащих»). Эти меры выступают также гарантией обеспечения законных прав военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. А легитимный термин будет использоваться далее для наименования разновидности мер дисциплинарного принуждения по административному праву.

Ниже представлена характеристика имеющихся мер дисциплинарно-правового принуждения.

Меры дисциплинарного предупреждения (дисциплинарно-предупредительные). Как следует из их названия, они направлены на предупреждение (предотвращение) нарушений дисциплины. Следует поддержать И.Д. Фиалковскую, которая к предупредительным относит «меры, направленные на

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

предотвращение в системе государственной службы нарушений дисциплины и обстоятельств, способных привести к конфликту интересов» [3, с. 194].

Предупреждение означает «...сделать что-нибудь ранее, чем что-нибудь произошло» [6, с. 580]. Профилактика, как и предупреждение правонарушений, также является частью их предотвращения. Предотвращать - значит «.отвести заранее, устранять» [6, с. 579]. Под предотвращением дисциплинарных проступков предлагается понимать деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, отдельных граждан, цель которой - побудить государственных служащих к недопущению совершения нарушений законности и дисциплины. При этом конкретные предупредительные меры весьма разнообразны, как и цели и основания применения.

Так, целями применения мер дисциплинарного предупреждения выступают:

- общее предотвращение нарушений дисциплины, законности, установленных запретов и ограничений, а также наступления конфликта интересов (общая профилактика);

- оказание позитивного влияния на государственных служащих как участников правовых и дисциплинарных отношений;

- недопущение наступления возможных вредных последствий дисциплинарного проступка;

- обеспечение отсутствия отклонений служебного поведения служащего от требований дисциплины и законности (индивидуальная профилактика).

Основаниями применения мер дисциплинарного предупреждения выступают:

- угрозы нарушения законности и дисциплины, установленных запретов и ограничений;

- предположения (сведения) о возможности совершения правонарушений;

- поведение, отклоняющееся от установленного;

- низкие результаты служебной деятельности, недостаточное «усердие», «нелояльность»* государственного служащего.

к предупредительным мерам можно отнести:

- аттестование госслужащего;

- напоминание о служебном долге;

- беседы воспитательного характера;

- критику.

Под аттестацией следует понимать соответствующий официальный документ, а под аттестованием - собственно процедуру аттестации, принятие решения аттестационной комиссией и его утверждение соответствующим руководителем.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «о государственной гражданской службе Российской Федерации»** (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Аналогичное определение содержит ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*** (далее - Федеральный закон «О службе в ОВД»). Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности, укрепления служебной дисциплины (ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования проводится аттестация (п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237****).

* «Нелояльный - выходящий за пределы законности, нарушающий принятые положения, законы и т.п.» [7].

** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru/

*** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7020; URL: http://pravo.gov.ru/

**** собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534.

Аттестация может быть очередной и внеочередной. По общему правилу служебная деятельность госслужащего оценивается на основе определения соответствия требованиям должностной инструкции (регламента), участия в решении поставленных задач, эффективности и результативности выполняемой работы, наличия поощрений и неснятых дисциплинарных взысканий.

Аттестационная комиссия по итогам аттестации принимает решение о соответствии или несоответствии аттестуемого замещаемой должности, дает необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого, должному выполнению им служебных и должностных обязанностей. Кроме того, комиссия может ходатайствовать перед соответствующим руководителем о применении мер дисциплинарного воздействия, о досрочном расторжении служебного контракта и увольнении со службы, о понижении в должности, применении иных средств воздействия, предусмотренных законодательством. Названные обстоятельства характеризуют аттестование как правовое средство предупреждения нарушения законности и дисциплины в системе государственной службы.

Напоминание о служебном долге, воспитательные беседы, критика служащего носят ярко выраженный профилактический и воспитательный характер, а в некоторых случаях выступают средствами убеждения. Важно также отметить, что содержание этих мер определяется их названием.

При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге (п. 52 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*). Однако напоми-

* Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): указ Президента РФ от 10 нояб. 2007 г. N 1495: ред. от 27 дек. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749; URL: http://pravo.gov.ru/

нание о служебном долге военнослужащему, нарушающему требования воинской дисциплины, начальником гарнизонного патруля (подп. «г» п. 78.6 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ - далее также УГиКС ВС России) может выступать и мерой пресечения.

Меры дисциплинарного пресечения. Дисциплинарное пресечение является средством предотвращения дисциплинарных проступков, а в ряде случаев и деяний, носящих одновременно и признаки административных правонарушений, осуществляется путем реализации пресекательных мер в целях принудительного прекращения начавшегося правонарушения, полного исключения его завершения. Следует заметить, что эти меры носят ярко выраженный принудительный характер. Относительно видов, оснований и порядка применения мер дисциплинарного пресечения следует признать, что наибольшее число легитимных принудительных средств дисциплинарного воздействия содержит военно-служебное законодательство в силу специфики отношений военной службы.

Целями применения мер дисциплинарного пресечения выступают:

- пресечение деяния, имеющего признаки дисциплинарного проступка, и невозможность его продолжения (совершения) в дальнейшем;

- понуждение субъектов дисциплинарных правоотношений к надлежащему поведению, исполнению служебных и должностных общих и специальных обязанностей, соблюдению социальных норм;

- обеспечение восстановления нарушенного порядка (управления, функционирования государственного органа, прохождения государственной службы, реализации должностных обязанностей и др.);

- прекращение дальнейшего нарушения дисциплинарным проступком прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Основаниями применения мер дисциплинарного пресечения выступают:

- противоправные действия (бездействие), носящие признаки дисциплинарных проступков, а в некоторых случаях - и административных правонарушений;

- покушение на совершение дисциплинарного проступка;

- упущения по службе;

- нарушения (угрозы нарушения) прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- причинение дисциплинарным проступком вреда имуществу государственного органа, лиц и организаций.

Арсенал легальных средств дисциплинарного пресечения весьма разнообразен и включает в себя:

1. Меры психического воздействия:

- требование (напоминание, просьба) прекратить противоправное поведение (действия);

- предупреждение о возможности привлечения к ответственности и наступления неблагоприятных последствий;

- указание на ненадлежащее исполнение служебных (должностных) обязанностей (выражение порицания);

- заслушивание на служебном совещании или соответствующим руководителем;

- обсуждение государственного служащего (его проступка) на общем собрании коллектива в целях общественного осуждения.

Требование должностных лиц, пресекающих правонарушение (например, сотрудников полиции в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»*, военной полиции - согласно п. 1 ст. 21 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации**), прекратить противоправные (и иные) действия. Требование - выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение [6, с. 806]. В системе публичного управления требование может предъявляться в письменной форме, с установлением срока его выполнения. Что касается дисциплинарных правоотношений, то здесь письменная форма требования не предусмотрена, как нет и необходимости издания специ-

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900; uRL: http://pravo.gov.ru/

** Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и вне-

сении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. N 161: ред. от 17 июня 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. N 13. Ст. 1909; URL: http://pravo.gov.ru/

ального акта управления, а следствием невыполнения требования выступает возможность применения различных видов воздействия, в том числе непосредственного принуждения (например, задержания, применения физической силы, специальных (технических) средств, оружия).

Так, согласно под п. «г» п. 78.6 УГиКС ВС России начальник гарнизонного патруля обязан делать напоминание равным себе и младшим по воинскому званию военнослужащим, нарушающим воинскую дисциплину.

Основанием указания на ненадлежащее исполнение служебных (должностных) обязанностей является получение соответствующим руководителем сведений, в том числе в виде докладных, служебных записок, рапортов, письменных и устных обращений, характеризующих отношение конкретного служащего к исполнению возложенных на него обязанностей и предполагающих необходимость реагирования на такое поведение, действия (бездействие).

Порядок проведения служебных совещаний и заслушиваний определяется соответствующими регламентами государственных органов***, а их результаты фиксируются в соответствующих протоколах. Заслушивание должностных лиц может проводиться планово или внепланово по широкому кругу вопросов: о проделанной работе, о совершенном проступке, о несвоевременном или неполном выполнении поручений и т.д.

Суды офицерской чести рассматривают вопросы о нарушении государственными служащими, имеющими воинские или специальные звания, правил профессиональной этики, предупреждают и разрешают межличностные конфликты в повседневной деятельности. По итогам рассмотрения вопросов о нарушении сотрудником Следственного комитета Российской Федерации норм профессиональной этики суд чести может либо

*** Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации: приказ министра обороны РФ от 10 янв. 2015 г. N 1: ред. от 22 янв. 2016 г.; Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 17 окт. 2013 г. N 850. URL: http://pravo.gov.ru

предупредить об ответственности, либо ходатайствовать перед председателем Следственного комитета Российской Федерации о привлечении сотрудника к ответственности [8]. Аналогичные вопросы могут решаться и на общих собраниях.

2. Меры организационного принуждения (воздействия). Это ограничительные мероприятия, препятствующие повторному совершению правонарушения, в ряде случаев сопряженные с дисциплинарными взысканиями, предотвращающие наступление возможных вредных последствий. к ним относится:

- освобождение от замещаемой должности;

- досрочное расторжение служебного контракта, досрочное увольнение со службы;

- понижение в должности (звании, квалификационном классе);

- задержка в присвоении (приостановление присвоения) очередного воинского или специального звания (квалификационного класса; классного чина) и др.

Так, в системе государственной службы ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено право нанимателя уволить государственного служащего в случае предоставления им представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности или увольнения с гражданской службы являются, например, выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации; несоблюдение установленных ограничений и невыполнение обязательств; нарушение запретов, связанных с гражданской службой (ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Однако не всегда освобождение от замещаемой должности заканчивается увольнением гражданского служащего.

Присвоение сотруднику органов внутренних дел очередного специального звания приостанавливается в случае наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (кроме замечания) - до его снятия

(ст. 45 Федерального закона «О службе в ОВД»). Аналогичные положения содержит ст. 47 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*.

Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело (п. 23 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим)**. Аналогичные правила установлены для прокурорских работников (п. 17 Положения о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации)***.

3. Меры физического (непосредственного) принуждения:

- доставление;

- задержание;

- применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Доставление и задержание могут выступать и средствами принудительного воздействия, и мерами обеспечения производства по дисциплинарным делам.

Так, согласно подп. «г» п. 78.6 УГиКС ВС РФ начальник гарнизонного патруля обязан в целях пресечения дисциплинар-

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.

** О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим: указ Президента РФ от 1 февр. 2005 г. N 113: ред. от 30 сент. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 6. Ст. 440; 2013. N 40 (ч. III). Ст. 5045.

*** О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»): указ Президента РФ от 21 нояб. 2012 г. N 1563: ред. от 18 дек. 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 48. Ст. 6662; 2016. N 52 (ч. V). Ст. 7603.

ного проступка, установления личности нарушителей доставлять их в воинскую часть или военную комендатуру. У доставляемых военнослужащих изымаются оружие, боеприпасы и удостоверяющие личность документы, которые начальник гарнизонного патруля сдает дежурному по воинской части (военной комендатуре).

Военная полиция наделена правомочием задерживать и (или) доставлять в военную полицию военнослужащих: в связи с совершением ими административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка; оказавших неповиновение законным требованиям военнослужащего военной полиции; при отсутствии у них документов, удостоверяющих личность; если имеются основания для их задержания в иных случаях, предусмотренных Уставом военной полиции (подп. 4 п. 21 Устава военной полиции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меры обеспечения производства по дисциплинарным делам. В нашем понимании меры обеспечения производства по дисциплинарным делам - это вид мер дисциплинарно-правового принуждения, установленных нормами административно-процессуального законодательства, направленных на принудительную реализацию норм административного (служебного), военного и административно-процессуального права в целях обеспечения производства по конкретному дисциплинарному делу (на подготовку материалов дела о дисциплинарном проступке и обеспечение своевременного, полного и правильного его рассмотрения).

От других дисциплинарных мер принуждения они отличаются тем, что применяются полномочными органами и должностными лицами в процессуальной форме к лицу, совершившему дисциплинарный проступок, имеют конкретные цели, особое содержание и характер. Необходимость в применении таких мер определяется целями и задачами дисциплинарного производства.

Меры обеспечения производства по дисциплинарным делам применяются в целях:

- установления личности нарушителя;

- обнаружения и закрепления доказательств по делу о дисциплинарном проступке;

- формирования материалов дела о дисциплинарном проступке;

- обеспечения своевременного, полного и правильного рассмотрения материалов дела о дисциплинарном проступке;

- обеспечения процессуальных гарантий участников производства по дисциплинарным делам;

- возмещения причиненного ущерба.

К этим мерам относится:

1) доставление;

2) задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства;

4) изъятие вещей и документов;

5) временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

6) отстранение от управления транспортным средством;

7) медицинское освидетельствование.

Доставление, то есть принудительное препровождение военнослужащего, осуществляется в служебное помещение воинской части или военной полиции (ч. 2 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»*). Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок, а перечень мест, куда может осуществляться доставление, нам видится более широким (например, к непосредственному руководителю, в государственный орган и т.д.).

Военное законодательство в отличие от КоАП РФ не определяет процессуальных целей доставления. Полагаем, что целями доставления выступают: оформление материалов дисциплинарного проступка, обеспечение своевременного, полного и правильного разбирательства по дисциплинарному делу. Приложением N 2 к Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрена возможность применения к доставляемому военнослужащему физической силы и специальных средств.

Кроме того, считаем необходимым отметить, что согласно ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ возможно доставление судна и других орудий совершения административного

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331; URL: http://www.pravo.gov.ru

правонарушения. Аналогичное положение может быть предусмотрено и для дисциплинарного производства.

Задержание, то есть кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения (ч. 3 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Военнослужащий может быть задержан своим командиром либо должностными лицами, наделенными специальными полномочиями (например, должностным лицом военной полиции), и содержится в изолированном помещении воинской части, либо в комнате (камере) органа, воинской части или подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих, либо на гауптвахте.

В целом процессуальный порядок дисциплинарного задержания во многом аналогичен административному задержанию в порядке ст.ст. 27.3-27.5 КоАП РФ. Задержание отличается от доставления по целям, основаниям, механизму реализации. Следует отметить недостаточную разработанность порядка дисциплинарного задержания в вопросах определения точного времени начала и окончания, закрепления гарантий для задержанного.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, и досмотр транспортного средства, то есть обследование вещей (транспортного средства), проводимое без нарушения конструктивной целостности вещей (транспортного средства), осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения предметов дисциплинарного проступка или предметов, использованных при его совершении, либо предметов, сохранивших на себе следы дисциплинарного проступка (ч. 4 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Абзац 2 п. 3 Приложения N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, и досмотр транспортного средства производятся должностными

лицами воинской части (гарнизона), органа военной полиции в помещении (на территории) воинской части или органа военной полиции в присутствии не менее двух понятых. Следует отметить, что данная мера во многом сходна со ст.ст. 27.7 и 27.9 КоАП РФ.

Ни в КоАП РФ, ни в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» не раскрываются понятия личного досмотра, досмотра транспортного средства, его отличия от наружного (визуального) осмотра (досмотра), не определяется круг проверочных действий и порядок проведения. Полагаем, что досмотр представляет собой принудительные проверочные действия по обследованию одежды, вещей, транспортного средства в целях обнаружения орудий или предметов правонарушения.

Возможность проведения досмотра военнослужащего вне воинской части (органа военной полиции) не предусмотрена, однако дисциплинарные проступки могут совершаться и не по месту службы, и в ряде случаев проведение досмотра на месте совершения проступка (задержания) необходимо. Законодательство не устанавливает ведомственную принадлежность транспортного средства, подлежащего досмотру, но, как представляется, совершение дисциплинарного проступка возможно и на личном транспорте (например, нарушение пропускного режима, совершение хищения).

Изъятие вещей, явившихся предметами дисциплинарного проступка или предметами, использованными при его совершении, либо предметами, сохранившими на себе следы дисциплинарного проступка и (или) документов, имеющих значение доказательств при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и обнаруженных на месте совершения дисциплинарного проступка или при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем, и (или) досмотра транспортного средства, осуществляется в присутствии понятых (ч. 5 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). У задержанного также изымаются документы и вещи, которые не должны находиться при нем, возможность их дальнейшего использования исключается.

Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей. Может быть применено к военнослужащему в случаях, когда совершенный им дисциплинарный проступок препятствует исполнению его должностных и (или) специальных обязанностей или исполнению обязанностей военной службы другими военнослужащими, либо когда исполнение военнослужащим должностных и (или) специальных обязанностей препятствует (может препятствовать) всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, выявлению причин и условий, способствовавших его совершению.

Отстранять - это «не допускать к исполнению каких-либо обязанностей» [9]. Словосочетание «временное отстранение» означает временный недопуск к исполнению определенных обязанностей лица, совершившего дисциплинарный проступок, для проведения служебной проверки либо при урегулировании конфликта интересов. Временное отстранение от исполнения обязанностей оформляется приказом соответствующего руководителя.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки (ч. 7 ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Аналогичные правила предусмотрены и в отношении других видов государственных служащих.

Сотрудник органов внутренних дел может быть отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае возникновения конфликта интереса до его урегулирования (п. 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона «О службе в ОВД»). В случае, если сотрудник органов внутренних дел не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, до вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел он отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, спе-

циальных средств и огнестрельного оружия (п. 4 ч. 4 ст. 33 Федерального закона «О службе в ОВД»).

Отстранение от управления транспортным средством применяется к военнослужащему, если имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения либо совершил иной грубый дисциплинарный проступок, связанный с управлением транспортным средством или его эксплуатацией (ч. 7 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Признаки иного грубого дисциплинарного проступка - причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия, иные неправомерные действия, сопряженные с использованием транспортных средств. Отстранение от управления применяется до устранения причины отстранения (например, до вытрезвления военнослужащего, неподтверждения состояния опьянения, передачи управления иному водителю, прекращения дисциплинарного проступка), в целях проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения и задержания транспортного средства.

Рассматриваемая мера выражается в объявлении физическому лицу запрета осуществлять действия, которыми служебное транспортное средство приводится в движение, а в случае невыполнения такого требования - совершении действий, делающих дальнейшее управление невозможным - блокирование транспортного средства, остановка двигателя, принудительное удаление (извлечение) из транспортного средства, изъятие ключей и т.п. Транспортным средством может быть автомобиль, специальная техника, трактор, автобус, водное судно и т.д.

В отличие от КоАП РФ (ч. 2 ст. 27.12) военное законодательство не требует наличия понятых при отстранении военнослужащего от управления транспортным средством. Также не предполагается отстранение в случаях управления заведомо неисправным служебным транспортным средством. Правом отстранения военнослужащего от управления наделены должностные лица воинской части, гарнизона, военной автомобильной инспекции или органа военной полиции.

Должностное лицо, отстранившее военнослужащего от управления транспортным средством, обязано обеспечить сохранность этого транспортного средства до окончания отстранения. Для размещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств воинских частей организуется специализированная стоянка (гарнизонный сборный пункт задержанных машин).

Медицинское освидетельствование осуществляется в целях обнаружения на теле военнослужащего особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений и (или) выявления состояния опьянения (ч. 8 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Военнослужащий, который отстранен от управления транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, которое проводится в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации*.

Применительно к сфере медицинской деятельности понятие, цели и виды медицинского освидетельствования определены в ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах здоровья граждан в Россий-

* Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475: ред. от 10 сент. 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 27. Ст. 3280; URL: http:// www.pravo.gov.ru

ской Федерации»)**. Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (ч. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»). Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях любой организационно-правовой формы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 65 Федерального здоровья «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).

Видами медицинского освидетельствования (ч. 2 ст. 65 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации») являются:

1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетельствование;

3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, рассматриваемая норма ч. 8 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих» понятием «медицинское освидетельствование» объединяет совокупность разнопорядковых процедур медицинского осмотра и медицинских исследований, а именно:

1. Осмотр тела военнослужащего в целях выявления особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений.

Наличие телесных повреждений может быть зафиксировано в любом медицинском учреждении при осмотре медицинским работником, однако в ана-

** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724; URL: http://www.pravo. gov.ru

лизируемых законоположениях это не усматривается.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что ст. 179 УПК РФ предусмотрена возможность проведения следователем (а не воинским должностным лицом) освидетельствования до возбуждения уголовного дела - для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

2. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Регулируется статьями 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475. Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации*.

Следует констатировать, что КоАП РФ предусматривает такие процедуры, как освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, причем в первую очередь проводится именно освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Однако военное законодательство не предполагает проведения в рамках дисциплинарного производства освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Состояние опьянения также может быть зафиксировано следователем при процессуальном освидетельствовании либо установлено при помощи иных средств (например, показаниями свидетелей)**. Однако для решения вопро-

* О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308: ред. от 18 дек. 2015 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 48; URL: http://www.pravo.gov.ru

** Пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 12).

са о лишении права управления необходимо именно медицинское освидетельствование.

Таким образом, усматриваются разночтения в регулировании медицинского освидетельствования военнослужащего положениями федеральных законов и отсутствие его надлежащей правовой регламентации уполномоченными органами. В связи с этим ч. 8 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих» может быть сформулирована следующим образом: «Медицинское освидетельствование осуществляется в медицинской организации в целях обнаружения на теле военнослужащего особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения в отношении военнослужащего и оформление их результатов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

1. Система мер дисциплинарного принуждения включает в себя меры дисциплинарного предупреждения, меры дисциплинарного пресечения, меры обеспечения производства по дисциплинарным делам и дисциплинарные взыскания.

2. Выделение в самостоятельную группу средств дисциплинарного принуждения - мер обеспечения производства по дисциплинарным делам - основывается на том, что эти меры выступают самостоятельной формой государственного принуждения, а в рамках административно-процессуального законодательства сформирована система государственно-принудительных мер для решения соответствующих процессуальных задач дисциплинарного производства.

3. Рассмотренные в статье меры процессуального обеспечения по дисциплинарным делам в полном объеме могут применяться к военнослужащим и лицам, проходящим государственную службу иных видов (сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний, прокуратуры и др.). Возможность применения указанных мер к

гражданским государственным служащим ограничена спецификой их службы, но к некоторым федеральным государствен -ным гражданским служащим они могут применяться в полном объеме (например, к судебным приставам).

4. Вопросы правового регулирования процессуальных мер обеспечения производства по дисциплинарным делам в системе государственной службы требуют дальнейшей проработки и соответствующего нормативного закрепления.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Дисциплинарное принуждение // Правоведение. 1985. N 3. С. 17-25.

2. Гавриленко Д.А. Дисциплина труда и средства ее обеспечения. Мн.: Наука и техника, 1985. 120 с.

3. Фиалковская И.Д. Меры дисциплинарного принуждения в системе методов государственного управления // Народ и власть: взаимодействие в истории и современности. Научный ежегодник факультета права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2016. N 3. С. 189-203.

4. Колосков А.М. Дисциплинарно-правовое принуждение и дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы: содержание и соотношение // Вестник Владимирского юридического института. 2008. N 4 (9). С. 42-45.

5. Чаннов С.Е. Дисциплинарное принуждение как средство обеспечения служебных правоотношений: современное состояние и перспективы // Административное право и процесс. 2012. N 7. С. 13-18.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд.. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.

7. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой. URL: http://efremova-online.ru/slovar-efremovoy/neloyalnyj/54004/ (дата обращения: 11 окт. 2017 г.).

8. В Следственном комитете образован суд офицерской чести // Следственный комитет Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://sledcom.ru/news/item/1011174/?pdf=1 (дата обращения: 11 окт. 2017 г.).

9. Толковый словарь. URL: http://www.rulib.info/word/otstranjat.html (дата обращения: 11 окт. 2017 г.).

References

1. Bakhrakh D.N. Distsiplinarnoe prinuzhdenie [Disciplinary coercion]. Pravovedenie - Jurisprudence, 1985, no. 3, pp. 17-25.

2. Gavrilenko D.A. Distsiplina truda i sredstva ee obespecheniya [Discipline of labor and means of its maintenance]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ., 1985. 120 p.

3. Fialkovskaya I.D. Mery distsiplinarnogo prinuzhdeniya v sisteme metodov gosudarstvennogo upravleniya [Measures of disciplinary coercion in the system of methods of public administration]. Narod i vlast': vzaimodeystvie v istorii i sovremennosti. Nauchnyy ezhegodnik fakul'teta prava Nizhegorodskogo filiala Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta "Vysshaya shkola ekonomiki" - People and Power: Interaction in History and Modernity. Scientific Yearbook of the Faculty of Law of Nizhny Novgorod Branch of the National Research University "Higher School of Economics", 2016, no. 3, pp. 189-203.

4. Koloskov A.M. Distsiplinarno-pravovoe prinuzhdenie i distsiplinarnaya otvetstvennost' sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: soderzhanie i sootnoshenie [Disciplinary and legal coercion and disciplinary responsibility of the staff of the penitentiary system: content and correlation]. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instil - Bulletin of the Vladimir Law Institute, 2008, no. 4 (9), pp. 42-45.

5. Channov S.E. Distsiplinarnoe prinuzhdenie kak sredstvo obespecheniya sluzhebnykh pravootnosheniy: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Disciplinary coercion as a means of securing official legal relations: current state and prospects]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative law and process, 2012, no. 7, pp. 13-18.

6. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Russian dictionary]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1990. 921 p.

7. Tolkovyy slovar' T.F. Efremovoy [Explanatory Dictionary of T.F. Efremova]. Available at: http://efremova-online.ru/slovar-efremovoy/neloyalnyj/54004/ (Accessed October 11, 2017).

8. V Sledstvennom komitete obrazovan sud ofitserskoy chesti [In the Investigative Committee, a court of officer honor was formed]. Sledstvennyy komitet Rossiyskoy Federatsii - The Investigative Committee of the Russian Federation. Available at: http://sledcom.ru/news/item/1011174/?pdf=1 (Accessed October 11, 2017).

9. Tolkovyy slovar' [Dictionary]. Available at: http://www.rulib.info/word/otstranjat.html (Accessed October 11, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.