договора) со ссылкой на соответствующий пункт ст. 81 ТК РФ. При прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на соответствующий пункт ст. 83 ТК РФ.
Медицинские работники могут быть уволены по инициативе работодателя вследствие обнаружившегося их несоответствия выполняемой работе.
Дифференциация правового регулирования труда медицинских работников выражается, как видим, в многочисленных нормативных актах различных нормотворческих органов, что затрудняет квалифицированную характеристику профессионального труда медработника. Такого рода законы отражают статус государственных служащих, судей, работников прокуратуры, образования, некоторых других работников, чей труд связан с профессиональными или отраслевыми особенностями труда.
Представляется необходимым принятие подобного федерального закона и в отношении медицинских работников.
Верстунина Л.В.,
соискатель Московской государственной юридической академии
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННЫХ
РАБОТНИКОВ
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Между тем в науке российского трудового права в новых условиях хозяйствования и управления, несмотря на объективную потребность серьезного научного анализа правовых отношений в сфере труда прокурорско-следственных работников, эта проблема до настоящего времени не получила глубокого исследования. Достаточно сказать, что отсутствуют целостные научные работы по данной проблеме. Исключение составляет диссертационное исследование, выполненное в 1999 г. Т.А. Нестеровой на основе Федерального закона, принятого в 1992 г. (в ред. 1999 г.)1. В то же время в
1 См.: Нестерова А.А. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России. Дис. ... канд.
этой монографии не учтены те качественно новые изменения и дополнения, касающиеся регулирования условий труда прокурорско-следственных работников, которые включены за последние десять лет в закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Законодатель устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в Трудовом кодексе РФ (ст. 11) и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Кодекс (часть четвертая) предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Эти же особенности регулируются и федеральными законами, что связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда.
Используя научные выводы ученых относительно единства и дифференциации норм трудового права, автор предпринял попытку выразить определенную позицию по изложенным дискуссиям в отношении проку-рорско-следственных работников как государственных служащих. Нам представляется, что в отношении этих работников проявляются практически все критерии дифференциации норм трудового права. К примеру, на работников прокуратуры полностью распространяются все льготы, установленные законодательством для женщин.
Регулирование отношений, связанных с трудом (службой) государственных служащих осуществляется на основе принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, указанных в ст. 2 Трудового кодекса РФ.
Прокурорско-следственные работники являются наемными работниками, выполняющими государственные функции. Их трудовые правоотношения характеризуются чертами, присущими любым трудовым правоотношениям, и в то же время в силу своего публичного характера имеют некоторые особенности. Правовое регулирование трудовых отношений этих работников существенно отличается от правовых основ трудовых отношений иных работников прокуратуры (обслуживающий и технический персонал). Ранее они были определены Положением о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры, утвержденным Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 июня 1997 г. № 1607-П ГД. Сейчас прохождение службы в органах прокуратуры регулируется главным образом Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»1.
В случае, когда какие-либо отношения прохождения службы указанных работников не урегулированы указанным ФЗ, применяются нор-
юрид. наук. Пермь. 1999.
1 Федеральный закон № 2202-1 принят 17 января 1992 г. (в ред. Федеральных законов от 17 ноября 1995 № 168-ФЗ, от 24 июля 2007 № 214-ФЗ).
мы Федерального закона от 24 июля 2004 г. № 79-ЗФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) и Трудового кодекса РФ. На это направлены и приказы Генеральной прокуратуры «О мерах по реализации в органах прокуратуры Российской Федерации требований законодательства о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации» № 4 от 2 февраля 2006 г., «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных служащих органов прокуратуры Российской Федерации» № 92 от 16 октября 2006 г.
Трудовые отношения прокурорско-следственных работников характеризуются чертами, присущими любым трудовым отношениям, и в то же время в силу своего публичного характера имеют некоторые особенности. О трудоправовой природе этих отношений свидетельствуют следующие признаки: они возникают между наемным работником (прокурором, следователем прокуратуры, помощником прокурора и т.п.) и работодателем (государством в лице органа прокуратуры); их объектом становится выполнение определенного рода работы, обусловленной содержанием конкретной государственной должности; эта работа выполняется исключительно личным трудом; поведение субъектов обусловлено подчинением внутреннему трудовому распорядку того государственного органа, в котором проходит служба; отношения строятся на возмездных началах, поскольку за свою службу прокурорские работники получают денежное содержание.
Ряд особенностей трудовых отношений прокурорско-следственных работников заметен уже на стадии их возникновения, которое характеризуется прежде всего сложным фактическим составом: кроме обычного трудового договора здесь имеет место и специфический акт — назначение на должность.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 40.1) установлены дополнительные требования к гражданам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. К таким условиям и требованиям относятся: наличие высшего юридического образования, профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст. На службу в органы прокуратуры РФ не может быть принято лицо и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства2.
1 Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
2 Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которых иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».
Указанным Законом введен запрет на прием в одно подразделение органов прокуратуры лиц, находящихся в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с должностным лицом, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При приеме на должность прокурорского работника в обязательном порядке проводится медицинская комиссия.
Весьма существенные и другие отличительные черты правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений прокурорско-следственных работников, возникающих в ходе прохождения службы в прокуратуре, а именно:
1. Ограничения, установленные законодательством для указанных работников в период службы. Прокурорско-следственный работник как государственный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом; получать от физических и юридических лиц вознаграждения, услуги, оплату отдыха, транспортных расходов; принимать участие в забастовках и другие ограничения1.
2. Способы проверки соответствия занимаемой должности (испытания при приеме на работу, аттестации). Для серьезного улучшения работы по формированию ядра кадров, повышения профессионального мастерства прокурорско-следственных работников ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 40.3) введены испытания при приеме на службу в органы прокуратуры. Срок испытания установлен в шесть месяцев. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.
В соответствии со ст. 41 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники подлежат аттестации, которая призвана способствовать совершенствованию деятельности органов прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров. Она определяет уровень профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой
1 См.: Статьи 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
должности, создает резерв кадров на выдвижение. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет1.
3. Присвоение классных чинов. Классный чин — это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также работы по укреплению законности и правопорядка2. Классные чины присваиваются прокурорам и следователям системы прокуратуры РФ с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации. К присвоению первоначального классного чина представляются проку-рорско-следственные работники, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и соответствующий стаж работы в занимаемой должности.
4. Дисциплинарная ответственность. Прокурорско-следственные работники несут дисциплинарную ответственность за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном действии или бездействии работника, что означает, что они совершены вопреки требованиям законов, иных нормативных правовых актов, в том числе должностного регламента, служебного распорядка (правил служебного распорядка), а также служебного контракта. Иными словами, дисциплинарный проступок нарушает установленный служебный распорядок. Это может проявляться: в неисполнении или ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей (нарушение сроков представления документов, небрежное их оформление, ошибки и пр.); в нарушении установленного режима труда и отдыха (прогул, опоздание, отсутствие на рабочем месте в течение служебного дня и т.п.); в нарушении обязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны; в неисполнении требований по охране труда.
В соответствии со ст. 41.7 ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации», в отличие от общего трудового законодательства (ст. 192 ТК РФ), к прокурорс-ко-следственным работникам в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры Российской
1 Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ утверждено приказом Генерального прокурора РФ № 74 от 30 октября 1998 г.
2 Положение о классных чинах прокурорских работников РФ утверждено Указом Президента РФ № 659 от 30 июня 1997 г. Порядок присвоения классных чинов детализирован приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 1997 г. № 6—11 «О классных чинах прокурорских работников, знаках различия и форменном обмундировании прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины» (в ред. от 13 февраля 1998 г. № 6—11).
Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры1.
5. Порядок прекращения службы в органах прокуратуры. Служба проку-рорско-следственных работников в органах прокуратуры прекращается при увольнении работников. Поскольку при поступлении на службу в органы прокуратуры заключается трудовой договор, на прокурорско-следственных работников как на федеральных государственных служащих распространяются общие основания прекращения трудового договора, предусмотренные ТК РФ и Федеральным законом от 23 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ (ст. 77 ТК РФ), прокурорско-следственный работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа прокуратуры в случаях: достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах прокуратуры2; прекращения гражданства Российской Федерации; нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; несоблюдения ограничений и несоблюдения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных ст. 16 и 17 Федерального закона « О государственной гражданской службе Российской Федерации»3.
6. Материальное обеспечение. За выполнение служебных обязанностей прокурорско-следственные работники получают денежное содержание. Оно состоит из должностного оклада и доплат (за классный чин, выслугу лет, особые условия службы; за сложность, напряженность и высокие достижения в труде); процентные надбавки за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год; иных выплат, предусмотренных законами и другими нормативными актами.
1 Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме. Руководителям органов прокуратуры РФ приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 августа 2002 г. № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах», предоставлены полномочия по привлечению работников к дисциплинарной ответственности.
2 Порядок прекращения (продления) службы в органах прокуратуры работников, достигших предельного возраста, предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ № 642-к от 12 августа 1999 г. В ней говорится, что прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним прокурорам необходимо обеспечить неукоснительное выполнение требований с учетом взвешенного, индивидуального подхода при решении вопросов продления срока службы работников.
3 См. пп. «г» в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2005 г. № 467 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации» должностной оклад прокурорским работникам рассчитывается в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ. Методика расчета оклада излагается в приложении к Постановлению Правительства1.
На прокурорско-следственных работников распространяется действие территориальной и региональной дифференциации. Развивая этот аспект, п. 1 ст. 41.4 Закона о прокуратуре предусматривает предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации2. Дополнительные отпуска (к 30 календарным дням основного отпуска) в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 242 предоставляются: в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня; в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней. Подтверждением действия региональной дифференциации может, например, служить Постановление Правительства РФ от 17 мая 1995 г. «О предоставлении льгот работникам прокуратуры в Чеченской Республике».
Надо отметить, что отраслевые особенности устанавливают для про-курорско-следственных работников не только льготы. Нормы, ухудшающие положение указанной категории работников по сравнению со всеми остальными отраслевыми субъектами, действуют в форме изъятий из общих правил. Например, невозможно занятие должности прокурора лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации. Но их можно также рассматривать и в качестве норм-дополнений. В частности, специфика труда
1 Оплата труда Генерального прокурора РФ установлена Указом Президента РФ от 26 июля 2005 г. № 877 «Об оплате труда Генерального прокурора Российской Федерации», а его первого заместителя — Указом Президента РФ от 26 июля 2005 г. № 878 «О совершенствовании оплаты труда заместителей Генерального прокурора Российской Федерации».
2 Ежегодные отпуска прокурорским работникам предоставляются в соответствии с Законом о прокуратуре, Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 242 «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями», приказами Генерального прокурора РФ «О введении в действие Инструкции о порядке предоставления и оплаты ежегодных отпусков работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» № 17 от 26 марта 1999 г., «О порядке предоставления отпусков работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации» № 29 от 11 мая 2001 г., «О введении в действие Инструкции о порядке возмещения прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно» № 21 от 5 июня 2003 г. и другими нормативными актами.
определяет для прокурорско-следственных работников: более широкий перечень взысканий (ст. 41.7 Закона о прокуратуре); оснований прекращения трудового договора по инициативе руководителя органа прокуратуры (ст. 43 указанного Закона).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что дифференциация правового регулирования труда прокурорско-следственных работников выражается не каким-то отдельным признаком. Только сочетание различных элементов, относящихся как к объективным, так и субъектным основаниям дифференциации, придает указанным работникам как государственным служащим статус специального субъекта трудового права.